ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В АСПЕКТЕ БЕЗОПАСНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В АСПЕКТЕ БЕЗОПАСНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Соротокина Е.В. 1, Леханова О.Л. 2, Самофал Р.А. 2
1Воронежская государственная лесотехническая академия
2ФГБОУ ВПО «ЧГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время проблема безопасности развития личности приобрела наибольшую актуальность. Еще К. Маркс писал, что «безопасность есть высшее соци­альное понятие гражданского общества». Определение термина «безопасность» сложилось в начале XX в. Под безопасностью понималось спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищённым от любой опасности. Принятый в России в 1992 г. Федеральный закон «О безопасности» трактует безопасность как «состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства…». В Конститу­ции РФ термин «безопасность» употребляется в широком смысле и отражает различные ха­рактеристики состояния безопасности участников конституционно-правовых отношений в обществе и государстве. Во-первых, правовую (юридическую безопасность) личности, имея в виду, например, физическую безопасность (ст. 20-23), информационную безопасность (ст. 24, 29), экономическую безопасность (ст. 34, 35). Во-вторых, безопасность государства (ч. 3 ст. 4, ч 5. ст. 13, ч. 3 ст. 55, п. «м» ст. 71). В-третьих, безопасность общества (ч. 2 ст. 7). Безопасность личности, по мнению И. Ю. Жинкиной, Л. И. Петрухина, И. Н. Глебова, рассматривается как одно из условий безопасности общества, в свою очередь составляющего безопасное государство [8].

Изменения в современном мире способствуют не только росту материального благосостояния и интеллектуального потенциала общества, но и порождают негативные явления социального характера (войны, захват заложников, межрелигиозные конфликты). Личность, развивающаяся в обстановке стресса становится морально и физически уязвимой. В данных условиях одной из задач образования становится минимизация социальных опасностей, которые стоят перед обществом. Система образования сама по себе не может изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества, в том числе и отрицательно окрашенные. Однако, формируя потребности детей, их отношение к обстоятельствам, умение справиться с возникающими проблемами система образования становится предпосылкой изменения, развития обстоятельств самим человеком [4]. В аспекте обеспечения безопасности развития личности важным, на наш взгляд, представляется формирование мотивов социального поведения. Особенно важна эта задача в работе с детьми с ОВЗ, в частности, с дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Под социальным поведением понимается такое поведение человека в обществе, которое рассчитано на оказание определенного психологического воздействия на окружающих людей и процессы, происходящие в обществе, на занятие человеком определенного положения в системе человеческих взаимоотношений [2, 10]. Проблема социального поведения личности является актуальной для многих наук. Представители экономической науки считают, что поведение человека в экономической сфере является предметом экономической теории (А. Маршал, Дж. Кейнс, Дж. Гелбрейт). Политическая наука рассматривает человеческое действие через призму власти и влияния, правовая наука – через право и закон. Социология изучает осознанное и неосознанное поведение человека – члена социальных общностей в соответствии с его социальной позицией (статусом) и выполняемыми им ролями в социальной структуре общества как в своей жизненной среде. Социальная психология изучает положение человека в обществе, отношения, которые у него складываются с окружающими людьми [9].

Выделяют виды социального поведения, характеризующие группы и отдельных людей в зависимости от выполняемых ими соци­альных функций и интересов, характеризующие человека в его взаимоотношениях с другими людьми, характеризующие близкие взаимоотношения людей, а также связанные с отношениями людей, складывающимися в обще­стве [10].

Рассмотрим виды социального поведения, характеризующие группы и отдельных людей в зависимости от выполняемых ими соци­альных функций и интересов. Массовое или стихийное поведение представляет собой плохо управляемую соци­альную активность больших масс людей, не имеющих организованности и определенной цели. К массовым видам поведения относят, например, панику, слухи, моду, экономические, политические, религиозные движения и т. п. Групповое поведение — это действия людей, объединённых в неко­торую организованную, среднюю или малую социальную группу. Та­кое поведение является результатом происходящих в соответствую­щей группе процессов. Полоролевым (гендерно-ролевым) называют социальное поведение, свойственное человеку определенного пола и связанное с теми типичными социальными ролями, которые выполняют люди соответствую­щего пола в жизни (культуре) того или иного сообщества.

Следующие виды социального поведения характеризуют человека в его взаимоотношениях с другими людьми. Просоциальным называется поведение человека, в основе которого лежит его стремление помогать другим людям и поддерживать их. Если это поведение, связанное с оказанием прямой помощи тем, кто в ней нуждается, то такое поведение называется помогающим. Конкурентное — это такое поведение, при котором человек вос­принимает окружающих людей как реальных или потенциальных кон­курентов, вступает в соревнование или борьбу с ними. Конкурентное поведение обычно рассчитано на то, чтобы выиграть соревнование, одержать верх, превзойти, победить других людей. Поведение по типу А характеризует человека, отличающегося нетерпением, раздражитель­ностью, враждебностью, цинизмом и недоверием к людям. Поведение по типу Б, напротив, характеризуется отсут­ствием стремления конкурировать с людьми и доброжелательностью. «Послушное поведение» обозначает формы социального поведения, которые обеспечивают (способствуют, облегча­ют) культурные, цивилизованные формы социального взаимодействия людей. «Проблемное поведение» обозначает любое пове­дение, которое ведет к возникновению у человека проблем психоло­гического характера. Проблемное поведение обычно включает в себя формы социального поведения человека, которые непонятны или не­приемлемы для окружающих людей, могут выступать как антисоци­альные, деструктивные или дезадаптивные. Противоправным называется такое поведение, которое нарушает существующие в обществе правовые нормы. Такое поведение может быть осуждено судом, и за него человек может получить наказание в соответствии с действующими законами. Девиантное — это поведение человека, отклоняющегося от приня­тых в обществе социальных, моральных или этических норм, то есть нарушающего их. Такое поведение, однако, не является подсудным (противоправным), то есть таким, которое может быть осуждено по закону.

Среди видов социального поведения встречаются такие, которые характеризуют близкие взаимоотношения людей. Это материнское по­ведение и поведение типа привязанности. Мате­ринским называется такое поведение, которое характерно для матери в отношении ребенка, или поведение любого человека в отношении других людей, напоминающее поведение матери по отношению к сво­ему ребенку. Поведение типа привязанности — это стремление человека посто­янно находиться рядом с другими людьми. Существенная черта та­кого поведения заключается в том, что человек, испытывающий чув­ство привязанности, стремится к соответствующим людям, всегда и везде старается находиться вместе или рядом с ними.

Рассмотрим разновидности социального пове­дения, связанные с отношениями людей, складывающимися в обще­стве. Стремление добиваться успехов представляет собой форму соци­ального поведения, от которой зависят жизненные успехи человека и, в какой-то степени, его судьба в современном обществе. Противоположное ему поведение обычно соотносят со стремлением к избеганию неудач. Такое стремление проявляется в преимущественной озабоченности человека тем, чтобы в соревновании с другими людьми не оказаться последним, не стать неудачником, то есть быть не хуже большинства других людей. Одни люди в реальной жизни активно стремятся к общению и контактам с другими людьми, а другие старательно их избегают. Такие две противоположные формы социального поведения принято называть соответственно стремлением к людям и избеганием людей и связывать их с потребностью аффилиации. Стремление к власти или поведение людей, которые уже находятся у власти и стараются ее сохранить, также представляет собой разновидность социального поведения. Противоположным ему является так называемое покорное поведение, или поведение, связанное с подчинением людям. Уверенное поведение (ассертивное) характеризует человека, готового и способного отстаивать свои интересы. Беспомощное поведение определяется как поведение, при котором человек, имея возможность для самостоятельного и, как правило, успешного решения какой-либо жизненной проблемы, тем не менее почему-то бездействует, не предпринимает усилий, направленных на решение проблемы, и тем самым обрекает себя на неудачу.

В зарубежной психологии социальное поведение было рассмотрено бихевиористами (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер), которые представили эмпирический подход к поведению как внешнему проявлению психической активности в виде реакций организма на стимулы окружающей среды. Под влиянием критики последователи бихевиористов отказались от тезиса линейной детерминации поведения. В трудах таких западных ученых, как У. Мак - Даугалл, Дж. Г. Мид, Э. Мэйо, Э. Толмен, Д. Хоманс, Т. Шибутани, рассматривается сложная система детерминант социального поведения, и конструируются активные методы поведенческого тренинга, позволяющие осуществлять обучение, терапию, коррекцию социального поведения. Можно сказать, что западные психологи акцентируют внимание на изучении отдельных компонентов системы детерминации социального поведения: бессознательном (3. Фрейд); врожденных инстинктах (У. Мак - Даугалл); когнитивной сфере (Ж. Пиаже); принципе подражания, психического заражения (Г. Тард, Г. Лебон); непосредственного контакта между индивидами (Д. Хоманс) [12]. В отечественной психологии преобладает деятельностный подход к изучению социального поведения, представленный исследованиями психологических школ С. Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Ведущим компонентом, главной движущей силой в любой деятельности является мотив. Под мотивом понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта [1, 2, 8].

Мотивы социального поведения имеют названия, аналогичные тем видам поведения, которые они регулируют. Эти мотивы не существуют отдельно друг от друга (хотя, могут быть функционально независимыми), и представляют собой единую систему. Мотивы социального поведения, как и само такое поведение, могут быть позитивными и негативными. Позитивные мотивы стимулируют просоциальное поведение, негативные мотивы порождают асоциальное поведение [1].

Д. И. Фельдштейн отмечает, что возраст от рождения до 10 лет характеризуется неустойчивостью мотивов социального поведения, их ситуативностью, изменчивостью иерархии мотивов социального поведения, неполнотой факторов, оказывающих влияние на мотивацию социального поведения, недостаточной дифференцированностью оценок, даваемых различным факторам мотивации социального поведения [1].

Учёными доказано, что неполноценная речевая деятельность негативно влияет на все сферы личности: затрудняется развитие познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями (В.К. Воробьева, Р.И. Мартынова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), нарушаются практически все формы общения и межличностного взаимодействия (Ю.Ф. Гаркуша, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова), существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющей, как и в норме, ведущее значение для общего психического развития и становления личности ребенка (Л.Г. Соловьева, Т.А. Ткаченко, Л.H. Усачева) [11, 13]. Многие авторы затрагивают в своих работах проблему мотивационной сферы детей с нарушениями речи. Р.Е. Левина указывала, что недостатки мотивационной сферы ребенка должны быть отнесены к предпосылочным по отношению к речи, и выделила группу детей с нарушением мотивационных процессов. Е. С. Алмазова, Т. Г. Визель, В. К. Воробьева, Ж. М. Глозман, И. Ю. Козина, Р. Е. Левина, Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева отмечают, что недостатки мотивации имеют ключевое значение в психологической структуре дефекта, а игнорирование этих недостатков в свою очередь приводит к применению неэффективных методов и приемов коррекционной работы. М.Е. Хватцев, A.M. Марголис, Г.А. Волкова, И.Ю. Козина, Т.Н. Волковская пишут о наличии у большинства родителей, имеющих детей с недостатками речи, особенностей реагирования и некоторых специфических паттернов поведения, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на мотивацию ребенка. С. М. Валявко выделила типы мотивационного статуса (слабомотивированные, мотивированные) у дошкольников с общим недоразвитием речи, указала на необходимость индивидуализации в их обучении и коррекции дефекта [3, 7, 11, 14]. Итак, наблюдаемые у детей с общим недоразвитием речи серьезные трудности речевого развития чаще всего сочетаются с незрелостью мотивационной сферы, что оказывает негативное влияние на коррекцию имеющихся недостатков. Можно предположить, что для достижения целей коррекционной работы необходимо использовать не только возможности методики преодоления общего недоразвития речи, но и психологические особенности дошкольников, в частности их мотивацию, так как мотивационный фактор является важнейшим условием активного включения ребёнка в коррекционный процесс.

На наш взгляд, формирование мотивов социального поведения у дошкольников с общим недоразвитием речи является одним из условий не только повышения качества образовательного процесса, но и безопасного развития личности.

Литература:

1. Агеев В. В. Психология мотивации / Агеев В. В., Файзуллин А. К. Карсакбаева Л., Кельбуганова Ш. – Алматы, 2009. – 308 с.

2. Алтунина И. Р. Структура и развитие мотивов и мотивации социального поведения: дис. на соиск. учён. степ. д. психол. наук. – М., 2006. – 453.

3. Валявко С. М. Особенности мотивации старших дошкольников о общим недоразвитием речи : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук / Валявко Светлана Михайловна – М., 2006.- 24 с.

4. Грохольская О. Г. О культуре безопасности личности и её формировании // Высшее образование для XXI века. - 2005. - № 4.

5. Ежевская Т. И. Безопасность личности: система понятий // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2008. - № 4.

6. Микфельд Я. О. Влияние мотивов социального поведения на формирование письменной речи младших школьников: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук / Микфельд Яна Оттовна – М., 2006.- 16 с.7. Миняжева Д. Р. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи в процессе формирования социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук / Миняжева Диана Рифатовна – М., 2008.- 16 с.

8. Мурадян Э. Р. Безопасность личности в современной России // Вестник ЮУрГУ. - 2008. - № 2.

9. Мнацаканян М. О. Социальное поведение, социальные общности, социальная реальность //Социологические исследования. – 2003. - № 2.

10. Немов Р. С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 432.

11. Пособие для самостоятельной работы по логопедии: Учеб. пособие / О. А. Денисова, Т. В. Захарова, Л. М. Кобрина и др. – 2 изд. перераб. и доп. – Череповец, ГОУ ВПО ЧГУ; М. : МАНПО, 2005. – 148 с.

12. Спирина Т. П. Социальное поведение личности как философская проблема: дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. Наук. – Волгоград, 2001.- 128 с.

13. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – 3 – е изд. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 224 с.

14. Шацкая О. О. Формирование социального поведения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в процессе коррекционно-логопедической работы: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук / Шацкая Ольга Олеговна – М., 2003.- 14 с.

Просмотров работы: 1824