ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЧАЯ В РОССИИ И Г. ВЛАДИВОСТОКЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЧАЯ В РОССИИ И Г. ВЛАДИВОСТОКЕ

Моисеенко И.В. 1, Загляда А.А. 1
1Дальневосточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Чай является широко распространенным тонизирующим напитком. Свое признание в мире он получил благодаря высокому вкусовому качеству, стимулирующим свойствам, лечебным действием на организм человека, а также тонкому изысканному аромату. Две трети населения земного шара употребляют чай, ежедневно заваривая около 3 млн. кг. чая.

Тысячелетнюю историю имеет потребление и производство чая. В Китае, на родине чая, листья чайного растения сначала употребляли как лекарство, при этом замечали, что такой напиток снимает головную боль, «поднимает силу духа», повышает работоспособность и улучшает настроение. Это было связано со способностью чайного растения синтезировать в молодых листьях такие вещества, как танин, органические кислоты, кофеин, эфирные масла, углеводы, витамины, пектиновые вещества, белки, ферменты и многое другое.

Чай занимает второе место в мире по объему выпиваемой людьми жидкости после питьевой воды. Спрос на чай продолжает повышаться как в мире, так и в России [3].

Таким образом, учитывая все вышеперечисленны факты полезности чая для организма человека и устойчивого постоянного спроса потребителей, можно с уверенностью сказать, что исследование рынка чая является актуальным направлением с целью совершенствования предлагаемого покупателям товара.

Чай – напиток, который получают в результате варки, заваривания или настаивания листьев чайного куста, которые заранее подготавливаются специальным образом. Также, чаем является сам лист, который используют для приготовления напитка.

Необходимо отметить, что слово «чай» означает не только классический чай, получаемый водной экстракцией листьев чайного растения, но и напиток, получаемый экстракцией обжаренных плодов, овощей и листьев лекарственных растений.

Существуют различные виды чая, которые можно объединить в отдельные группы, в зависимости от рассматриваемого признака (рисунок 1).

Рисунок 1 - Классификация чая [1]

Относительно видов чая, в зависимости от продолжительности и способа окисления, можно отметить, что цвет чая является только внешним признаком различия в биохимических процессах обработки листа. Чай различного цвета отличается по вкусу и аромату. Промежуточными видами между черным и зеленым чаями являются красный и желтый чай. Красные чаи относятся больше к черным, а желтые к зеленым чаям.

По способу механической обработки черный и зеленый чаи могут быть в рассыпном, прессованном или экстрагированном виде. Рассыпные чаи, или как их часто называют байховые, являются самыми распространенными. Все байховые чаи делятся в зависимости от размера чайного листа на мелкие, средние и крупные. Крупные чаи в свою очередь называются листовыми. Это - масса чаинок, которые разделены между собой и фасованы в закрытую упаковку. Мелколистовые чаи чаще всего продаются в виде гранулированных чаев [3].

Прессованные чаи мало популярны, продаются в виде брикетов. Изготавливаются из спрессованных чаинок разного качества (крошки листьев, грубые листья, а также ветки этого растения). Прессованные чаи имеют весьма узкое распространение.

Экстрагированные (быстрорастворимые) чаи начали пользоваться спросом только в последнее время. Такие чаи изготавливаются в виде экстрактов или концентратов чая, позволяющие ускорить процесс заваривания напитка.

Практически все сырье, которое поступает в Россию для производства чая, приходит из-за границы. Россия занимает первое место в мире по импорту чая. По данным статистики за 2011 г., ведущими поставщик сырья в Россию являются: Шри-Ланка (33%), Индия (25,2%), Китай (9,5%), Кения (9,4%), Вьетнам (8,7%), Индонезия (6,2%) и Азербайджан (2,2%) (рис. 2.2). Черный чай занимает 90% структуры импорта, соответственно 10% - зеленый чай [3].

Рисунок 2 - Основные поставщики чайного сырья в Россию, на 2011 г.

Розничные цены на чай зависят от ситуации, складывающейся в странах-поставщиках сырья. Так, цены в нынешнем году повысились до максимума за последние 2,5 года из-за экстремальных погодных условий (жара в Кении и ливни в Шри-Ланке). После вступления России в ВТО произошло уменьшение таможенных пошлин на импортный чай с 20% до 12,5%, что приведет к росту поставок и увеличению конкуренции на рынке [1].

Только один процент чайного сырья выращивается на плантациях в России. Сочинские производители чая планируют повысить к началу Олимпиады 2014 г. сбор чая до 1 тысячи тонн в год, т.к. климат Сочи благоприятствует увеличить плантации.

Рынок чая в России отличается от рынка чая в тех странах, где он производится, тем, что здесь 95% чая - фасовано. И покупатель выбирает, по сути дела, не чай, а упаковку. На Родине чая, в той же Индии, человек может прийти в магазин, ощутить аромат чая, потрогать даже, иногда и попробовать. И купить на развес [3].

Россия импортирует как чайное сырье, так и готовый к употреблению продукт, но только малыми партиями. Экспорт российской продукции в основном приходится на страны ближнего зарубежья. В 2011 г. экспорт чая из России снизился (8 тыс. тонн), это на 11% ниже, чем в 2010 г. Причиной стало отсутствие эффективной поддержки государства в продвижении на экспортных рынках российских компаний. В результате российские чайные компании испытывают проблемы с поставками на зарубежные рынки - в частности, не могут получить доступ на рынок Азербайджана из-за существующей в республике системы неформальных ограничений на импорт любой чайной продукции в интересах местного монополиста. В итоге российские поставки чая в Азербайджан в 100 раз меньше встречных поставок [4].

В России, около 98% населения регулярно употребляют чай. В среднем на одного человека приходится 1,2 кг чая в год. Россия находится на пятом месте в мире по потреблению чайного напитка после таких стран, как Индия, Китай, Турция и Великобритания. Объем российского рынка чая за 2011 г. составил 1,5 млрд долларов [3].

По данным экспертов, рынок в последние 7 лет вполне стабилен по объемам, в 2012 г. объемы продаж вероятнее всего будут близкими к 2010 - 2011 гг. В 2011 г. объем внутреннего рынка составил в натуральном выражении 171 тыс. т. Для сравнения: в 2010 г. объем импорта был - 180 тыс. т и внутренний рынок - 170 тыс. т. Стабильность рынка указывает на то, что продукт востребован, его потребитель определен и не собирается, как увеличивать, так и уменьшать потребление чая. Также это сигнализирует о явной приверженности продукту, не зависящей, по большему счету, даже от всеобщих экономических проблем. Среди качественных изменений на российском рынке стоит отметить растущий спрос потребителей на пакетированный чай и возращение интереса к премиальным продуктам [1].

Эксперты рынка так же прогнозируют развитие сложной конкурентной обстановки. В России данный рынок весьма консолидированный, так, еще 1990-х годах существовало около 800 чайных компаний, то сейчас 50-70 фирм. Основными операторами рынка являются компании: «Орими Трэйд», «Май», «Unilever», «Ahmad Tea Ltd» и «Сапсан». Данные организации контролируют 80% рынка в натуральном выражении и 77% в стоимостном. Остальная часть рынка (20-25%) приходится на средних и малых производителей.

Так же аналитики указывают, что сегодняшний рынок чая высококонкурентный и сложный для входа новых игроков из-за высоких рисков. Даже имея необходимые деньги для вложений, гарантий успеха нет. Для того чтобы занимать на рынке заметное положение, т.е. долю от 3% рынка, необходимо вкладывать от 5-10 млн долларов на протяжении трех лет. Такие затраты являются очень рисковыми. Реклама и маркетинг, необходимые для продвижения нового продукта и "съедающие" большие суммы денег, не дают гарантий результата [5].

Производители стараются увеличить свою долю на рынке в условиях жесткой конкуренции путем введения новых продуктов, за счет разнообразия вкусов чая и оригинального дизайна упаковки. Ни один из мировых чайных рынков не имеет такого многообразия ассортимента, как Россия.

В стране растет потребительский спрос на премиальные продукты. Согласно данным AC Nielsen, доля таких продуктов сейчас составляет около 30% в натуральном выражении и 48% в денежном. Молодые люди интересуются более экзотическими, фруктовыми и травяными чаями, позиционирующиеся как полезные для здоровья. Предполагается, что фруктовые и травяные чаи будут пользоваться спросом больше всего, рост на 10% в год [1].

В настоящее время распределение между черным и зеленым чаем приходится как 90% к 10%, но доля обычного черного чая заметно снижается. Обычный черный чай занимает 70% в натуральном выражении, 13% - черный ароматизированный, 8% - обычный зеленый, а остальное занимают фруктовые, травяные, экзотические чаи (рисунок 3).

В последнее время новые сегменты рынка чая развивались за счет купажей, различных вкусовых сочетаний. Скорее всего, и в ближайшем будущем игроки будут продолжать использовать именно этот ресурс. Так что основная перспектива - это создание и осваивание новых ниш. Так же прогнозируют рост потребительского спроса на черные и зеленые чаи с добавками натуральных фруктов, ягод и специй. Сохраняется потребительский интерес к экзотическим сортам чая пуэр, лапсанг сушонг, оолонг, но вряд ли эти сорта будут очень востребованы широкой аудиторией.

Рисунок 3 - Доля чая на рынке в натуральном выражении

Наибольшие перспективы, по мнению экспертов, имеет сегмент фруктового и травяного чая, поскольку его позиционируют в качестве полезного для здоровья и организма в целом напитка. Маркетинговая стратегия для товаров этого сегмента, как и для сегмента зеленого чая, в основном построена на тренде здорового образа жизни. Сдвиг потребительских предпочтений от традиционного черного чая в сторону альтернативной чайной продукции в значительной степени связан также и с изменениями культурного плана. Наиболее активное потребление фруктовых и травяных чаев и редких разновидностей чаев, относящихся к премиум-сегменту, отмечается среди состоятельных молодых людей, живущих в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань. В этой группе наблюдается высокий спрос на новую и интересную продукцию, при этом традиционный чай воспринимается как неактуальный. По прогнозам экспертов, темп прироста в ближайшем будущем для сегмента зеленого чая составит около 5%, для травяных и фруктовых чаев - 7%, а для белых, красных и прочих видов чая - 3% [5].

Основные тенденции развития российского рынка чая представлены в таблице 1.

Таблица 1. – Основные тенденции развития российского рынка чая в 2013 г.

Тенденции

Описание

Стабильность российского рынка чая

Стабильность рынка указывает на то, что продукт востребован, его потребитель определен и не собирается, как увеличивать, так и уменьшать потребление чая. Также это сигнализирует о явной приверженности продукту, не зависящей, по большему счету, даже от всеобщих экономических проблем.

Многообразие ассортимента

Выпускаются новые продукты, за счет разнообразия вкусов чая и оригинального дизайна упаковки.

Рынок весьма консолидированный и конкурентный, сложный для входа новых игроков

Сейчас насчитываются около 50-70 чайных компаний. Основные операторы рынка «Орими Трэйд», «Май», «Unilever», «Ahmad Tea Ltd» и «Сапсан», которые контролируют 80% рынка в натуральном выражении и 77% в стоимостном. Остальная часть рынка (20-25%) приходится на средних и малых производителей.

Растет потребительский спрос на премиальные продукты

Доля таких продуктов сейчас составляет около 30% в натуральном выражении и 48% в денежном.

Доля обычного черного чая заметно снижается

Предполагается, что фруктовые и травяные чаи будут пользоваться спросом больше всего, рост на 10% в год.

Цены в нынешнем году повысились

Цены в этом году повысились до максимума за последние 2,5 года из-за экстремальных погодных условий (жара в Кении и ливни в Шри-Ланке).

Планируется повысить сбор чая

Сочинские производители чая планируют повысить к началу Олимпиады 2014 г. сбор чая до 1 тысячи тонн в год, так как климат Сочи благоприятствует увеличить плантации.

Экспорт чая из России снизился

Экспорт чая из России в 2011 на 11% ниже, чем в 2010 г. Отсутствует эффективная поддержка государства в продвижении на экспортных рынках российских компаний. В результате российские чайные компании испытывают проблемы с поставками на зарубежные рынки.

Наибольшие перспективы, имеет сегмент фруктового и травяного чая

Маркетинговая стратегия для товаров этого сегмента в основном построена на тренде здорового образа жизни. Темп прироста в ближайшем будущем для сегмента травяных и фруктовых чаев - 7%.

Составлено по: [1, 3, 4, 5]

Необходимо отметить, что для рынка чая г. Владивостока характерны те же основные тенденции развития, что, в целом, по России.

На рынке чая г. Владивостока представлен достаточно широкий ассортимент. Ведущие позиции на чайном рынке сейчас занимают такие марки, как: Гринфилд, Ахмад, Липтон, Брук Бонд, Хейлис, Куртис, Ристон, Тесс, Принцесса Нури/Ява/Гита, Беседа, Майский [2].

Необходимо отметить, что для рынка чая г. Владивостока характерны те же основные тенденции развития, что, в целом, по России.

Рассмотрим доли листового, гранулированного и смешанного чая в общем объеме розничных продаж г. Владивостока за 2010 г. (таблица 2.6).

Таблица 2 – Доли чаев в общем объеме розничных продаж г. Владивостока, на 2012 г.

Вид чая

Доля в стоимостном выражении,%

В пакетиках

83,9

Гранулированный

3,2

Листовой

12,7

Смешанный (листовой и гранулированный)

0,2

Источник: [2]

В г. Владивостоке существует несколько лидирующих компаний в чайной отрасли (таблица 3).

Таблица 3 – Характеристика ведущих операторов рынка чая г. Владивостока

Наименование компании

Характеристика деятельности

«Юньнаньская чайная компания»

Единственный в России представитель крупной Китайской государственной чайной компании "DIANHONG GROUP CO.LTD"(юг Китая, провинция Юньнань). Предлагает продажу чая оптом и в розницу. Экспортирует свою продукцию в Индию, Японию, Канаду, США, во многие страны Европы и другие страны мира.

«Русская чайная компания (РЧК)»

Производят собственные купажи. Компания специализируется на продаже чая вразвес. В области развесной продажи занимает ведущее место среди российских компаний.

«Товарищество чаеторговцев»

Основной деятельностью компании является продажа высококачественного развесного чая оптом и кофе оптом, сладостей к чаю, чайной и кофейной посуды, аксессуаров. Оптовые поставки чая по России и ближнему Зарубежью.

Окончание таблицы 3

Наименование компании

Характеристика деятельности

«Чайный клуб»

Салон, проводящий обучающие чайные церемонии, где можно приобрести навыки заваривания чая, прикоснувшись к культуре его производящих стран. Розничная продажа эксклюзивных сортов чая.

«ПИК и Ко»

Компания, предоставляющая элитные чаи из Китая и других стран. Закупают продукцию у партнеров в странах-изготовителях и жестко контролируют качество с помощью штатных тестеров.

«Планета чая» («Галактика»)

Представляет во Владивостоке крупнейший в России дистрибьютор. Выпускает такие марки чая, как Betford, Черный олигарх, Рахмат и Дамаск.

Составлено по: [2]

По причине отдаленности поставщиков (не считая Китая), цена на чай в г. Владивостоке постоянно растет. Это происходит в основном за счет удорожания топлива. Следствием чего является постоянное устойчивое повышение цен на чайную продукцию. Несмотря на данный фактор, спрос на нее не только не уменьшается, а постоянно растет. Это объясняется не только высокой платежеспособностью покупателей. Спрос здесь определяют два фактора. Во-первых, приобретение хорошего, качественного чая стало частью культуры и своего рода ритуалом. А во-вторых, потребитель стал более внимательно относиться к своему собственному здоровью.

Список использованных источников

  1. Евпланов, А. Самовар на половину пуст / А. Евпланов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/11/06/chay.html, дата 06.11.2012.

  2. Как попадает во Владивосток лучший чай [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dv-reclama.ru, дата 29.03.2011

  3. Кофе & чай в России: статистическое приложение. - 2010. - №2.

  4. Куприянов, К. Обзор чайного рынка России / К. Куприянов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.habeas.ru, дата 17.02.2011.

  5. Рынок чая [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.4p.ru, дата 03.07.2012.

 

Просмотров работы: 9496