Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Прибыль — важный источник расширения производства и других внутрихозяйственных потребностей. Часть прибыли используется для материального стимулирования работающих и удовлетворения их социальных запросов.
Величина прибыли формируется под воздействием трех основных факторов:
- себестоимости продукции,
- объема реализации;
- уровня действующих цен на реализуемую продукцию.
На сумму прибыли влияют все показатели. Это влияние описывается факторной моделью аддитивного вида:
Пб = В - С - КР - УР + ВнД - ВнР ,
где, В - выручка от продажи;
С - себестоимость;
КР - коммерческие расходы;
УР - управленческие расходы;
ВнД - внереализационные доходы;
ВнР - внереализационные расходы.
Виды прибыли:
1. Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
2. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС, спецналога и акцизов и затратами на ее производство и реализацию.
3. Прибыль (убыток) от финансовой деятельности и от прочих внереализационных операций определяется как результат по операциям, отражаемым на счетах 47 и 48, а также как разница между общей суммой полученных и уплаченных:
штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций;
процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия;
прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;
убытков от стихийных бедствий.
4. Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму:
отчислений в резервный и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством;
рентных платежей в бюджет;
доходов по ценным бумагам и от долевого участия в деятельности других предприятий;
прибыли от страховой деятельности.
5. Чистая прибыль предприятия определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт.
Рассмотрим расчет прибыли на примере организации ООО «Циклон».
Полное фирменное наименование - Общество с ограниченной ответственностью «Циклон».
Место нахождения: Россия, Омская область, город Омск, ул. Масленникова 15, кв. 172.
Проведем расчет прибыли по вышеприведенной формуле:
Таблица 1 Анализ источников формирования прибыли ООО «Циклон».
Наименование показателя |
Годы |
Отклонение (+,-) |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
2011 от 2010 г |
2012 от 2011 г |
|
Выручка от товаров, работ, услуг, млн. руб |
3,2 |
3,9 |
12,6 |
0,7 |
8,7 |
Себестоимость проданных ТРУ, млн. руб |
2,1 |
2,7 |
8,5 |
0,6 |
5,8 |
Коммерческие расходы, млн. руб |
0,16 |
0,2 |
0,3 |
0,04 |
0,1 |
Управленческие расходы, млн. руб |
0,1 |
0,2 |
0,4 |
0,1 |
0,2 |
Прибыль |
0,84 |
0,8 |
3,4 |
--0,04 |
2,6 |
Пб2010=3,2-2,1-0,16-0,1=0, 84 млн.руб или 840 тыс.руб
Пб2011=3,9-2,7-0,2-0,2=0,8 млн.руб или 800 тыс.руб
Несмотря на увеличение себестоимости, коммерческих и управленческих расходов, что влияет на снижение прибыли, за счет роста выручки на 8,7 млн. руб. в 2012 году прибыль возросла на 9,5 млн. рублей.
Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения вне реализационных убытков, совершенствование структуры производимой продукции.
Резервами увеличения прибыли ООО «Циклон» могут быть следующие мероприятия:
специальная реклама с размещением баннеров на городском автотранспорте;
создание собственного сайта;
снижение цен на услуги по монтажу систем кондиционирования;
подарки своим клиентам при покупке товара;
расширение ассортимента реализуемого товара и др.
Сумма резерва роста прибыли за счет увеличения объема продаж рассчитывается по формуле:
,
где: PV - возможное увеличение объема продаж, руб.;
П - фактическая прибыль от реализации продукции, руб.;
V - фактический объем реализованной продукции, руб.
Реализация предложенных мероприятий позволит увеличить объем товарооборота не менее чем на 5%. Тогда резерв увеличения прибыли за счет проведенных мероприятий составит:
PV =10 059 тыс. руб. * 5% = 502,95 тыс.руб.
П = 12 573 тыс.руб.
V = 10 059 тыс.руб.
РП (V)= 502,95 * 12 573 / 10 059 = 628,65 тыс.руб.
Таким образом, используя в своей деятельности различные маркетинговые мероприятия, направленные на привлечение потребителей и увеличение продаж, ООО «Циклон» может увеличить свою прибыль на 628,65 тыс. руб.