ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Куликова А.С. 1
1ФГБОУ ВПО «Череповецкий Государственный Университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Дошкольный возраст считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Немаловажную роль в жизни каждого ребёнка играет его физическое развитие. Чёткая, правильная организация работы по физическому воспитанию – одно из важнейших условий успешного протекания педагогического процесса в условиях ДОУ. В настоящее время деятельность преподавателей физической культуры, воспитателей-педагогов направлена на физическое развитие, под которым понимается формирование опорно-двигательного аппарата, основных двигательных качеств (ловкость, гибкость, координация движений и др.), навыков и умений. Втораясоставная часть – нервно-психическая – обычно отделена от первой, от движения, и отдана «на откуп» остальным педагогам, психологам и неврологам. При этом современное дошкольное образование ориентирует педагога на необходимость учёта индивидуальных особенностей развития личности ребёнка (тип нервной деятельности, состояние здоровья, уровень физической подготовленности, пол ребёнка и т. п.) в процессе занятий физическими упражнениями. Благодаря правильному воспитанию к концу дошкольного возраста у ребенка складывается общая физическая готовность к школе, без которой он не может успешно справиться с новыми учебными нагрузками. Физическое развитие как значимый компонент готовности ребёнка к школьному обучению непосредственно влияет на академическую успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.

Изучением проблемы физической готовности детей к школьному обучению занимались многие ученые, представители различных наук: физиологи, психологи и педагоги. Основы теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста рассмотрены в работах А.В. Кенеман, Т.И. Осокиной, Д.В. Хухлаевой, В.Н. Шебеко. Проблемы здоровьесберегающего компонента в физическом развитии детей дошкольного возраста нашли отражение в работах Т.В. Карасевой,А.С. Галанова, В.А. Ананьевой, Б.Б.Егорова, В.Т. Кудрявцева, и др.

У детей с нарушениями зрения четко прослеживается недостаточный уровень сформированности координационных способностей, которые лежат в основе бытовых, двигательных навыков и умений человека. На занятиях физическими упражнениями у таких детей выявляются затруднения в восприятии, понимании, выполнении общепринятых строевых команд, игровых правил и условий. Они с трудом усваивают названия частей тела и движений, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал.

Анализ научно-методической литературы показал, что вопросом изучения использования средств физического развития на занятиях с детьми с нарушением зрения посвящены работы ряда исследователей (М.Р.Гусева и В.Г.Дмитриев, Л.И. Плаксина, В.А. Феоктистова, В.П. Ермаков, Г.А. Якунин, Л.С. Сековец, Л.И. Солнцева). Так, в исследованиях Л.И. Солнцевой, В.А. Феактистовой и др. показывается, что в принципе возрастная периодизация формирования двигательных функций сохраняется, но учитывая особенности детей с нарушениями зрения, растягивается во времени. Успешное формирование функций обеспечивается на полисенсорной основе, компенсаторной по своему характеру, когда в регуляции по самоконтролю движений наряду со зрением учитываются все виды чувствительности.

Несмотря на имеющиеся исследования, проблема физического развития детей с нарушениями зрения ещё не до конца изучена и требует более детального и полного рассмотрения. В связи с этим выбрана тема исследования: «Особенности формирования физической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения».

Цель исследования: изучение особенностей физического развития и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и разработка методических рекомендаций по формированию физической готовности данной категории детей к школе.

Объект исследования: особенности физического развития и развития двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Предмет исследования:особенности формирования физической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения наблюдаются следующие особенности физического развития и развития двигательной сферы: не достаточно сформированы функция равновесия, координация движений и скоростно-силовые качества, отмечается неумение регулировать мышечную активность, что обусловливает необходимость выделения особенностей коррекционно-педагогической работы по формированию физической готовности к школе данной категории детей.

Задачи исследования:

  1. На основе анализа литературы сформулировать исходные теоретические положения об особенностях физического развития детей с нарушениями зрения.

  2. На основе обобщения педагогического опыта выявить условия и эффективные приёмы физического развития детей с нарушениями зрения.

  3. Провести диагностику физической готовности к школьному обучению данной категории дошкольников.

  4. Разработать методические рекомендации по физическому развитию детей с нарушениями зрения.

Методы исследования. В соответствии с целью и задачами данной работы, нами были использованы следующие методы:

1.анализ литературы по проблеме исследования;

2.экспериментальный метод, включающий в себя констатирующий эксперимент;

3.количественный и качественный анализ полученных данных, с использованием методов математической статистики (угловое преобразование Фишера).

Научная новизна исследования:

- с помощью аппаратурной методики изучены особенности регуляции мышечного тонуса у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;

- разработаны теоретические основы, направления и особенности реализации программы формирования физической готовности данной категории детей.

Практическая значимость исследования: подобранные диагностические методики и разработаный комплекс занятий по формированию физической готовности к школе могут использоваться специалистами и родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения.

Организационная база исследования: исследование проходило на базе МБС(К)ОУ "Специальная (коррекционная)начальная школа- детский сад IV вида № 58" и на базе МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №73".

Этапы исследования:

На первом этапе осуществлялся анализ теоретических основ и современного состояния исследуемой проблемы, разрабатывалась концепция исследования, конкретизированная в исследовательских задачах; была сформулирована гипотеза и разработан план исследования.

На втором этапе осуществлялась разработка программы исследования: проводился подбор методов и методик, соответствующих целям и задачам исследования, определена база и возрастные группы испытуемых.

На третьем этапе организовано экспериментальное исследование согласно подобранным методикам, проведён анализ полученных результатов: выявлены и описаны особенности формирования физической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

На заключительном этапе намечены основные пути формирования физической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Апробация ВКР: Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры дефектологического образования ФГБОУ ВПО "Череповецкий государственный университет", а также были представлены на следующих конференциях и заявлены в следующих конкурсах:

  • Межвузовская (с международным участием) научная конференция молодых учёных по дефектологии "Инновационные проблемы современного развития дефектологии" (11-16 марта, 2013 г., ФГБОУ ВПФ "Московский педагогический государственный университет", г. Москва);

  • Студенческая научная конференция "СНК-2013" 17апреля 2013 г., ФГБОУ ВПФ " Череповецкий государственный университет", г. Череповец - участие отмечено дипломом победителя (I степени) за подписью ректора ФГБОУ ВПФ ЧГУ Д.В.Афанасьева.

  • Международная научная конференция "Актуальные проблемы экологии и здоровья человека" (25 апреля 2013 г., ФГБОУ ВПФ " Череповецкий государственный университет", г. Череповец).

  • Внутривузовский конкурс "Студент - исследователь года ИПиП (апрель 2013 г., г. Череповец, ФГБОУ ВПФ " Череповецкий государственный университет").

Исследование реализовано в рамках Гранта РФФИ по теме "Физиологические основы обеспечения двигательной активности в условиях сенсорной депривации".

Результаты исследования отражены в 2 публикациях: 1 статья опубликована, 1 находятся в стадии редактирования и тиражирования.

Структура ВКР: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основное содержание работы изложено на 74 страницах, содержит 21 таблицу. Список литературы включает 56 источников. Работа имеет приложения, включающие описание контингента детей, количественные показатели физической подготовленности детей 6-го года жизни, количественные показатели физической подготовленности детей экспериментальной и контрольной групп, протоколы обследования по аппаратной методике Миография и методические рекомендации (тематическое планирование) по формированию физической готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения.

Глава 1 Особенности физическогоразвития и развития двигательной сферы дошкольников.

1.1 Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста

Физическое развитие - это совокупность функциональных и морфологических признаков, позволяющих определить запас физических сил, работоспособности и выносливости организма [31]. Усилия работников ДОУ направлены на оздоровление ребёнка дошкольного возраста, внедрение здорового образа жизни. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека [56].

Важным для исследования является положение о том, что физическое развитие ребёнка в первые шесть лет жизни тесно связано с его общим воспитанием. В период дошкольного детства у ребенка складываются основы здоровья, гармонического физического развития и двигательной активности. Отстающий в физическом развитии и часто болеющий ребенок утомляется быстрее, его память и внимание становятся неустойчивыми. Общая слабость организма ребёнка вызывает самые различные расстройства в деятельности и ведет к понижению возможностей ребенка [16]. Можно отметить тот факт, что в настоящее время показатель физической подготовленности детей к школе достигает лишь 60% от результатов их сверстников прошлого столетия [30]. Ссылаясь на имеющиеся данные, выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее развитие личности [16].

Опираясь на мнение Т.И. Осокиной, можно сделать вывод о том, что здоровый образ жизни – это совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, которая в гармонии с условиями жизни, направлена на организацию нормального и правильного функционирования деятельности организма, его полное психическое и физическое благополучие [32].

Исследованиями Е.А. Пимоновой установлено, что занятия в объеме программы по физической культуре направлены главным образом на освоение определенного объема двигательных навыков и не способствуют эффективному воспитанию основных двигательных качеств у детей дошкольного возраста [33].

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста рассматривает возможности работоспособности организма, возникающие потребности и интересы, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, особенность превалирующего вида деятельности, в связи, с развитием которой происходят главнейшие перемены в психике ребенка, и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. Познавая и учитывая закономерности вероятных возможностей ребенка каждой возрастной ступени, теория физического воспитания предусматривает условия научно обоснованной программы всего образовательно-воспитательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу [16].

Вместе с тем следует подчеркнуть, что предусматривается соблюдение строгой последовательности при усвоении детьми программы с учетом возрастных возможностей и особенностей ребенка каждой ступеньки его жизни, состояния нервной системы и всего организма в целом.

Превышения требований, ускорение темпа обучения детей, минуя промежуточные звенья программы, следует считать недопустимым, так как это вызывает непосильное напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. Весьма полезными для нас оказались результаты исследований академика А.В.Запорожца, которые предупреждают об опасной позиции сторонников, так называемой искусственной акселерации, стремящихся неразумно использовать возможности маленького ребенка и путем сверхраннего, максимально форсированного обучения доводить его как можно быстрее до высоких ступеней физического и духовного развития. Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание педагога направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, проверенные в массовой практике детских учреждений, вводятся в программы, учебные пособия, учебники и в практическую работу с детьми, содействуя прогрессу всего воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, теория физического воспитания детей дошкольного возраста содействует совершенствованию всей системы физического воспитания [16].

Из выше сказанного становится очевидным то, что осуществлять физическое воспитание детей, это значит:

1.Уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей;

2.Формулировать задачи физического воспитания на определенный период (например, на учебный год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей;

3.Организовать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях;

4.Проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению целей;

5.Сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами;

6.Владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его [54].

Таким образом, установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Ребенок по своей природе готов постоянно двигаться, в движении он познает мир [27].

1.2 Особенности формирования физических качеств у детей дошкольного возраста

Деятельность ребенка дошкольного возраста выражается, прежде всего в его движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного психического развития. Это развитие координации движений (восприятие направления и скорости движения, времени и пространства); способности запоминать последовательность движений и двигательных операций (память: запоминание и воспроизведение); внимания к своим движениям и действиям других; умения выполнять движения по словесной инструкции (воображение); инициативности в движениях; анализа движения по качеству его выполнения (мышление); развитие речевых умений и навыков [6].

Под физическими качествами и способностями мы понимаем такие качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, это - прежде всего состояние его морфофункционального развития: конституция его организма и физиологические функции последнего. К числу признаков, характеризующих конституцию организма, относятся, в частности, такие показатели его телосложения, как рост, вес, окружность тела и др. Среди разнообразных физиологических функций человеческого организма особо следует отметить двигательную функцию, которая характеризуется способностью человека выполнять определенный круг движений и уровнем развития двигательных качеств [49].

Умение сохранять устойчивую позу (равновесие), степень развитости общей выносливости, скоростно-силовых качеств у детей разного дошкольного возраста различно. Обнаружено, что в проявлениях общей выносливости, силы, в сохранении равновесия и некоторых других способностях периоды наиболее интенсивного развития у мальчиков и девочек не совпадает. Это свидетельствует о половых различиях в темпах развития физических качеств [15].

Нервная система детей дошкольного возраста отличается большой пластичностью, на основе чего у ребенка легко образуются новые условные связи. Это свойство необходимо использовать для формирования в раннем возрасте различных двигательных навыков, а также навыков самообслуживания [20]. Основными нервными процессами являются процессы возбуждения и торможения. Отличительное качество нервной системы ребёнка- слабость, неустойчивость этих процессов. Взаимоотношения процессов возбуждения и торможения определяет координационную роль центральной нервной системы в управлении функциями организма человека. Таким образом, уровень развития ребёнка обусловлен степенью зрелости нервных процессов [31].

Теория физического воспитания учитывает психофизиологические особенности детей дошкольного возраста: возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразия преобладающего вида деятельности в связи, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, и подготавливается «переход ребенка к новой высшей ступени его развития» [22].

На протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует показатели общей физической подготовленности детей. У дошкольников от 5 до 7 лет улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики, возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

Вместе с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают. Более высокие увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников [9].

На развитие физических качеств дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или, наоборот, со снижением требований.

Для воспитания у детей умения развивать максимальный темп бега могут быть использованы следующие упражнения: бег в быстром и медленном темпе; бег с ускорением по прямой, по диагонали. Полезно выполнять упражнения в различном темпе, что содействует развитию у детей умения прилагать разные мышечные усилия соотносительно с намеченным темпом. Для развития умения поддерживать темп движений на протяжении некоторого времени эффективным средством является бег на короткие дистанции: 15, 20, 30 метров. При обучении быстрому началу движения применяется бег с ускорением по сигналам; старт из разных исходных положений. Эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, упражнения, подвижные игры на прогулке [55].

По мнению Н.А. Бернштейна, ловкость - это сложное и комплексное качество. Для его проявления необходима высокая степень налаженности организма человека [4]. Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения: применение необычных исходных положений (бег и исходное положение, стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения, стоя спиной к направлению движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости или темпа движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькими участниками. Могут быть использованы упражнения, в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить равновесие: кружиться на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.

Упражнения для развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов, и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет количество повторений: небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое может привести к утомлению.

Необходимо также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз должно выполняться. В силовых упражнениях предпочтение следует отдавать горизонтальным и наклонным положениям туловища. Они разгружают сердечнососудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением целесообразно чередовать с упражнениями на расслабление.

Для развития выносливости больше всего подходят упражнения циклического характера (ходьба, бег, прыжки, плавание и др.). В выполнении этих упражнений принимает участие большое количество групп мышц, хорошо чередуются моменты напряжения и расслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения [55].

В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений [51]. Координация и есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движения, т.е. превращение их в управляемые системы [4].При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении движений ребенок теряет его смысл, а, следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия [51].

Таким образом, при формировании физических качеств у детей дошкольного возраста учитываются психофизиологические особенности детей. 1.3 Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями

По мнению Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др., личность - это целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. В ней выражена сила индивидуализированных всеобщих потребностей, устремлений и целей, умение и готовность создавать что- то новое.

Важным для исследования является положение А.Н.Леонтьева о том, что "Дошкольный возраст - это период первоначального складывания личности, период развития механизмов поведения личности". Главная цель развития личности дошкольника- реализация ребенком своего «Я», а также переживания себя в качестве социального индивида - успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями [23]. Физическая культура как часть общечеловеческой культуры может рассматриваться в качестве универсального средства созидания человеком самого себя, своего тела и духа, и, как способ самовыражения. Занятия физкультурой и спортом обладают огромным воспитательным потенциалом [1]. Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка и является высшим компонентом в структуре личности, которую ученые, такие как Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков и др., рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности. Важнейшая особенность творчества дошкольника - насыщенность положительными и яркими эмоциями и благодаря этому оно обладает большой притягательной силой, ведет к развитию новых мотивов деятельности, формирующих личность.

Двигательное творчество учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования, раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, создавать новые формы движений, новые сюжетные линии [11].

По мнению Л.С.Сековец, решение одной из важнейших проблем, касающихся совершенствования учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях, как в норме, так и при патологии зрения заключается в создании модели управления процессом развития личности ребёнка, и оно непосредственно связано с формированием личности в деятельности, а именно в игре. Подвижные игры способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляют возможность развивать познавательный интерес, формируют умение ориентироваться в окружающей действительности, что очень важно для приобретения ребёнком собственного жизненного опыта [18], [40].

В формировании двигательного творчества дошкольников особую значимость имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения которые всегда интересны детям и обладают большим эмоциональным зарядом, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач и отличаются вариативностью составных компонентов. Дети учатся самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных для детей условиях.

Важная характеристика личности - ее направленность, система ведущих мотивов в поведении. Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека, отражающих правила внутренней среды организма или внешних условий жизни, которые побуждают его к активности. Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека - это потребность в здоровом образе жизни. Она представляет собой отношение человека к собственной деятельности, поддерживающей и укрепляющей его здоровье. Здоровье ребенка, с которым в смысловом отношении связан термин: здоровый образ жизни - показатель уровня развития общества, в котором он живет [11].

Потребность в здоровом образе жизни необходимо вырабатывать с детства, когда организм высокопластичен и легко поддается влиянию окружающей среды. У детей укрепляется стремление быть здоровым, расти красивым и активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно закаляться, выполнять физические упражнения, соблюдать режим дня, делать зарядку, есть здоровую пищу, следить за чистотой помещения и окружающей среды, а также соблюдать правила гигиены [45].

Работа по физическому развитию пронизывает всю организацию жизни детей в семье и дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, все виды детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В дошкольном учреждении режим дня ребенка предусматривает занятия по физическому воспитанию, игры и развлечения на воздухе, отдельные закаливающие процедуры, при проведении которых учитываются климатические условия [50].

На занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья (правильная осанка, походка), учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируется важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес физической стороне своей жизни [14].

В дошкольном возрасте начинает складываться самооценка - наиболее сложный продукт развития сознательности ребенка, проявляющейся в оценке личности самой себя. Основными факторами формирования самооценки признаются: собственная активность личности, оценка окружающих людей, умение правильно оценивать действия других. На ранних этапах формирования самооценка дошкольника является отражением оценочных суждений окружающих, прежде всего взрослых. Формирование самооценки в процессе двигательной деятельности предполагает: привлечения внимания ребенка к художественному образу, «картине мира» окружающей его природы; к способности создавать собственный художественный образ - «образ красивого тела»; красивому двигательному поведению окружающих взрослых. В большей мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры - драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры - эстафеты). Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость [27].

В сложных действиях проявляется воля ребенка - преодоление препятствий при достижении поставленной цели. Действенными факторами воспитания воли дошкольника могут служить условия, побуждающие к преодолению трудностей. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении требуется выполнять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Большое значение имеют применения методов стимулирования волевых усилий, контроль и учет степени развития волевых качеств.

Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего, она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий. Воспитатель старается показать зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам (помочь товарищу, если он не может выполнить правила игры, использовать вежливые формы предложения услуг, замечаний). Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего невозможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества [55].

Таким образом, занятия физическими упражнениями - важный фактор формирования личности ребенка дошкольника. На физкультурных занятиях дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма.

1.4 Особенности физической готовности и развития двигательной сферы дошкольников с нарушениями зрения к школе

Зрение играет большую роль в онтогенетическом развитии человека. С помощью зрительного анализатора осуществляется 90% восприятия внешнего мира [3].

Предпосылкой для успешного восприятия человеком пространства служит готовность сохранных анализаторов адекватно отражать свойства и признаки предметов окружающего мира [48], [34]. Л.С. Выготский придавал большое значение включению ано­мальных детей в разнообразную социально значимую деятель­ность, направленную на создание активных и действенных форм детского опыта. При выпадении какого-либо органа чувств, счи­тал ученый, другие органы берут на себя такие функции, кото­рые обычно у нормального человека ими не исполняются. Осязание у слепого ребёнка играет не ту же роль, что у человека с сохранными органами чувств, так как ему при­ходится воспринимать и перерабатывать огромный объем инфор­мации, которая к нормальным людям поступает иным путем [28].

Работы В.П.Ермакова, Г.А. Якунина наиболее полно отражают специфику физического воспитания детей с нарушениями зрения, которое является важной составной частью воспитания таких детей. Оно направлено на их всестороннее развитие, подготовку их к жизни и труду, формирование двигательных умений и навыков, достижение высокого уровня физической подготовленности, повышение работоспособности [13]. Одним из главных средств коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития детей являются физические упражнения. Использование физических упражнений определяется большой ролью движений во всей жизнедеятельности ребёнка [42], [43].

Особое значение в этом возрасте для общего физического развития ребенка приобретает двигательная активность. Дети растут, становятся выше, у них совершенствуется координация движений, развивается чувство равновесия, уменьшается мышечный тонус. Они способны овладеть всем спектром навыков активной деятельности [7].

Как можно заметить из уже имеющихся исследований, дети дошкольного возраста с нарушением зрения отстают на 5-14% от нормально видящих детей в темпах физического развития: рост у них снижен на 3-5%, вес - на 6-10%, жизненная емкость легких - на 3-6% [38], [41]. Отмечается отставание от нормы мышечной силы кистей рук и составляет 2-5 кг, в показателях устойчивости тела в 1,5 раза от нормально видящих детей, снижение работоспособности сопровождается резким увеличением частоты сердечных сокращений, снижением функциональной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем [24], [37].

В дошкольный период, когда у обычного ребенка развивается процесс расширения знаний и представлений об обществе, у ребенка с нарушением зрения наблюдается задержка (медленность) этих процессов. Для такого ребенка требуется больше времени для адаптации к новым условиям, более детальное знакомство с объектом, тем самым он компенсирует недостаток визуального восприятия информации [25].

Деятельность всего педагогического коллектива в детском саду ориентирована на формирование здорового образа жизни, культуры здоровья у слепых и слабовидящих дошкольников. Здоровьесберегающие технологии внедряются во время проведения коррекционных и общеразвивающих занятий, во время свободной деятельности: мероприятия с тифлопедагогом, педагогом-психологом, врачом-офтальмологом [2]. Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями зрения. В практике детского сада редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с нарушениями зрения, как правило, отличаются от сверстников по показателям нервно-психического и физического развития. Им свойственны двигательное беспокойство, лёгкая эмоциональная возбудимость, истощаемость и неустойчивость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий [56].

Нарушение функции зрительного анализатора вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребёнка. У большинства детей с нарушениями зрения наблюдаются нарушение осанки, позы, искривление позвоночника, плоскостопие. В связи с трудностями, возникающими при подражании и овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, что оказывает отрицательное влияние на формирование двигательных способностей - силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия и др. [13]. В свою очередь, это вызывает у детей трудности пространственной ориентировки и недостатки в её развитии ограничивают в дальнейшем их самостоятельность и активность во всех сферах деятельности [36]. Так, нарушение зрения отрицательно сказываются на развитии быстроты движения. Развитие этой функции происходит неравномерно на разных возрастных этапах. Эта неравномерность часто выражена в старшем дошкольном возрасте. Выраженное отставание у детей с нарушениями зрения отмечается в прыжках с места, координации и точности движений, причем на всех этапах развития, что, возможно, связано с пространственно-ориентировочной недостаточностью [13], [37].

Не имея навыков ориентирования в пространстве, нарушается нормальная полноценная связь между слепыми и средой. Последнее, может выразиться в своеобразии проявления эмоциональных адаптационно-поведенческих реакций, отношений, познавательной и двигательной деятельности. Неудовлетворенная потребность в познании отрицательно влияет на и физическое состояние таких детей. Они часто теряют интерес к происходящему, самосовершенствованию, становятся безучастными к событиям, проявляют двигательную пассивность. Пространственная ориентировка слепых - проблема и психологическая [35], [47].

Особое научно-теоретическое значение для анализа особенностей ориентирования слепых детей имеют положения Л.И.Солнцевой, З.А.Кручинина, В.А. Феоктистовой о том, что формирование свободной ориентации и мобильности требует специальной работы, включающей создание психологической готовности к самостоятельной ориентировочной деятельности. Она охватывает такие моменты, как расширение знаний и представлений об окружающем мире, свойствах и качествах объектов, в которых детям приходится ориентироваться и двигаться: умение выделять и воспринимать различные свойства объектов в качестве ориентировки, т.е. развитие познавательной деятельности с акцентом на выделение ориентировки, воспринимаемых как сохранными, так и нарушенными анализаторами. Объем памяти и подвижности мнемических процессов, умение распределять и переключать внимание также имеют большое значение в процессе ориентировки в пространстве [8].

Весьма полезными для нас оказались результаты исследований М.М.Кольцовой и М.Монтессори, которые рассматривают взаимосвязь двигательной активности и её решающее влияние на формирование головного мозга, психофизические, сенсорные, интеллектуальные и мыслительные возможности ребёнка. Особенно важную роль при этом играет развитие тонкой моторики кисти, т.к. рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга и соседствует с такими важными центрами, как речевой. зрительный, координационный и т.д., находясь в тесной взаимосвязи и функциональном единстве с этими центрами [5].

Опираясь на данные В.В.Цвынтарного, можно сделать вывод о том, что развитие тонкой моторики рук способствует облегчению двигательной координации, преодолению зажатости, скованности, улучшает мышление, внимание, оптико-пространственное восприятие, наблюдательность, воображение, зрительную и двигательную память и речь [26].

Опираясь на изучение В.Г.Дмитриева и Л.И. Плаксиной о физическом развитии детей, страдающих нарушением зрения, можно убедиться в том, что по сравнению с их нормально видящими сверстниками, они зачастую более ослаблены, легче подвергаются простудным и инфекционным заболеваниям. Соматическая ослабленность таких детей, частые пропуски, в связи с длительным пребыванием на лечении, детского сада отрицательно сказываются на уровне их общего развития и подготовленности к школьному обучению. Эту особенность необходимо иметь в виду при организации воспитательной работы в детском саду, предусматривая ряд мероприятий оздоровительного характера: частые паузы для отдыха, прогулки, дополнительное питание и т. п. [10].

Дети с нарушением зрения отстают в развитии движений от своих сверстников. При ходьбе и беге у них наблюдается большое мышечное напряжение, голова опущена вниз, движения рук и ног не согласованы, стопы ног ставятся широко, темп неравномерный, из-за нарушения равновесия они вынуждены останавливаться при ходьбе, при этом теряется направление. У детей с нарушением зрения из-за недостаточности зрительного контроля и анализа за движением наблюдается снижение двигательной активности, что приводит к сложностям формирования основных параметров в ходьбе и прежде всего сохранения прямолинейности движения. Нарушения прямолинейности при ходьбе связаны с сужением поля обзора, из-за выключения одного глаза из акта зрения в период окклюзии при косоглазии, снижении остроты зрения у слабовидящих [12], [39].

Для детей характера волнообразность в ходьбе, движение то в одну сторону, то в другую. Качество ходьбы характеризует большой неустойчивостью, неуверенностью. Рука со стороны окклюзии мало участвует в движении, в большинстве случаев прижата к туловищу. Еще большие сложности испытывают дети при ходьбе по ограниченному пространству. Испытывая зрительные затруднения, дети все-таки опираются на зрительную ориентацию, поэтому ходьба характеризуется большей волнообразностью, то в отдельных участках заходит за них, затем снова приближается ближе к исходной. Все это создает впечатление о ходьбе «из стороны в сторону». Это связано с тем, что нарушение стереоскопического видения при монокулярном зрении осложняет пространственную ориентировку, создает плоскостное восприятие пространстве [39].

Нарушения ходьбы в ограниченном пространстве вызваны и снижены остроты зрения, т.к. слабовидящий ребенок не может проследить и воспроизвести движение без ошибок, которые проявляются в нарушениях координации рук и ног, несогласованности действий правой и левой руки. Этим же объясняется то, что рука прижата к туловищу или же вытянута вперед для того, чтобы определить направление движения во время ходьбы. Во всех видах ходьбы у детей обнаружена неправильная постановка стоп. Более чем у 20% детей наблюдается параллельная постановка стоп, 40% детей стопы ставят носками внутрь, тогда как у нормально видящих сверстников отклонения в постановке стоп отмечаются в 15% случаев [21].

Таким образом, можно выделить следующие особенности физической готовности и развития двигательной сферы дошкольников с нарушениями зрения к школе: недостаточный уровень сформированности координационных способностей, затруднения в восприятии, понимании, выполнении общепринятых строевых команд, игровых правил и условий.

Выводы по первой главе

Таким образом, физическое воспитание детей дошкольного возраста учитывает возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, своеобразие преобладающего вида деятельности, в связи, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка. Физическое воспитание комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Анализ литературы свидетельствует о наличии интереса отдельных педагогов к проблеме физической готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения.

Анализ исследований показывает, что нервная система детей дошкольного возраста отличается большой пластичностью, на основе чего у ребенка легко образуются новые условные связи. Это свойство необходимо использовать для формирования в раннем возрасте различных двигательных навыков, а также навыков самообслуживания.

В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений.

Из вышесказанного становится очевидным то, что нарушение зрительного анализатора обусловливает вторичные отклонения: нарушение осанки, нарушение пространственных образов, самоконтроля и саморегуляции, координации движений, быстрая утомляемость.У детей с нарушением зрения из-за недостаточности зрительного контроля и анализа за движением наблюдается снижение двигательной активности, что приводит к сложностям формирования основных параметров в ходьбе и прежде всего сохранения прямолинейности движения.

Глава 2 Экспериментальное изучение физической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

2.1 Организация констатирующего эксперимента

Цель: исследование физической готовности к школьному обучению детейстаршего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Задачи:

1. Подобрать диагностический материал для исследования физической готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения 5-6 лет.

2. Выявить особенности физической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

3.Провести качественную и количественную обработку результатов исследования.

4. Разработать методические рекомендации по формированию физической готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения.

Методики исследования:

1. Бег на дистанцию 30 метров (автор С.С.Прищепа) [19].

Цель- определение уровня сформированности быстроты.

2.Прыжок в длину с места (автор С.С.Прищепа) [19].

Цель- определение уровня сформированности скоростно-силовых качеств.

3. Бросок набивного мяча (автор С.С.Прищепа) [19].

Цель- определение уровня сформированности скоростно-силовых качеств.

4.Гибкость (автор С.С.Прищепа) [19].

Цель- определение уровня сформированности гибкости.

5.Ловкость (автор С.С.Прищепа) [19].

Цель- определение уровня сформированности ловкости.

6.Равновесие (автор С.С.Прищепа) [19].

Цель- оценка функции равновесия.

7. Координация движения (автор С.С.Прищепа) [19].

Цель- оценка координации движения.

8. Теппинг-тест на определение уровня зрелости нервных процессов (автор Е.П. Ильин) [31].

Цель- определение функциональной зрелости нервных процессов.

9.Аппаратная методика- Миография фирмы «Нейрософт» на определение работы и активности мышц.

Констатирующий эксперимент проводился в г.Череповце на базе МБС(К)ОУ "Специальная (коррекционная)начальная школа- детский сад IV вида № 58" и на базе МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №73"

В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 10 человек с нарушениями зрения и 10 детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием (список детей с подробным диагнозом смотреть в приложении 1).

Описание диагностических методик

Для выявления особенностей формирования физической готовности к школьному обучению детей было использовано 9 методик (общие показатели физической подготовленности показаны в приложении 2):

1. Бег на дистанцию 30 метров (автор С.С.Прищепа) [19].

Цель- определение уровня сформированности быстроты.

Предварительная работа.На беговой дорожке отмечается линия старта хорошо видимой линией. За линией финиша на расстоянии 2 метров устанавливается яркий ориентир- игрушка, стойка, для того чтобы дети не снижали скорость задолго до финишной линии. Готовятся флажок, секундомер.

Методика обследования. Детям предлагается добежать до яркой стойки как можно быстрее: "Представьте, что вы самое быстрое животное". Затем инструктор с протоколом и секундомером занимает позицию на финише и фиксирует количественные и качественные показатели. Инструктор вызывает на старт 2 девочек или 2 мальчиков. На старте дети принимают удобную позу, затем воспитатель, стоя рядом с детьми, подаёт команды: "Внимание!" и поднимает флажок, "Марш" и одновременно опускает флажок. Инструктор включает секундомер с началом движения ребёнка на старте и останавливает его после пересечения линии финиша. Дети, которые пробежали, возвращаются назад шагом.

Количественный показатель быстроты: время бега в секундах.

Качественные показатели бега:

- Небольшой наклон туловища, голова прямо.

-Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка отпускаясь, затем вперёд- внутрь.

- Быстрый вынос бедра маховой ноги.

- Ритмичность и прямолинейность бега.

Высокий уровень- соответствие всем показателям.

Средний уровень- соответствие трём показателям.

Низкий уровень- соответствие двум показателям.

2.Прыжок в длину с места (автор С.С.Прищепа) [19].

Цель- определение уровня сформированности скоростно-силовых качеств.

Предварительная работа.В физкультурном зале кладётся мат и сбоку вдоль него наносится мелом разметка (через каждые 10 см на дистанции 2 м).

Методика обследования. Педагог предлагает детям встать около черты и допрыгнуть до яркой стойки. Инструктор стоя рядом с разметкой, фиксирует расстояние от черты до места приземления пятками. Делается 2 попытки.

Количественный показатель: длина прыжка в см.

Качественные показатели прыжка в длину с места:

1) Исходное положение:

а)ноги стоят параллельно, на ширине ступни;

б)полуприседание с наклоном туловища;

в)руки слегка отодвинуты назад.

2) Толчок:

а)двумя ногами одновременно;

б)выпрямление ног;

в)резкий мах руками вперёд-вверх.

3) Полёт:

а)руки вперёд-вверх;

б)туловище согнуто, голова вперёд;

в)вынос полусогнутых ног вперёд.

4) Приземление:

а)одновременно на обе ноги, вынесенные вперёд, с переходом с пятки на всю ступню;

б)колени полусогнуты, туловище слегка наклонено;

в)руки движутся свободно вперёд- в стороны;

г)сохранение равновесия при приземлении.

Высокий уровень- соответствие всем показателям.

Средний уровень- соответствие трём показателям.

Низкий уровень- соответствие двум показателям.

3. Бросок набивного мяча (автор С.С.Прищепа) [19].

Цель- определение уровня сформированности скоростно-силовых качеств.

Предварительная работа. В физкультурном зале делается разметка от линии вдоль мата (через 50 см на дистанции 5 м). Готовятся 3 набивных мяча весом 1 кг.

Методика обследования.Ребёнок подходит к контрольной линии, начерченной на полу. Инструктор предлагает бросить мяч до яркой стойки. Бросок выполняется из положения: ноги врозь, набивной мяч отведён за голову как можно дальше. Ребёнок совершает 3 броска. Лучший результат отмечается в протоколе.

Количественный показатель: дальность броска в см.

Качественные показатели бросания набивного мяча:

1) Исходное положение:

а)стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч;

б)прямые руки держат мяч за головой.

2) Замах:

а)отведение рук с мячом как можно дальше.

3) Бросок:

а)резким движением рук бросить мяч вдаль;

б)сохранять заданное направление полёта предмета.

Высокий уровень- соответствие всем показателям.

Средний уровень- соответствие трём показателям.

Низкий уровень- соответствие двум показателям.

4.Гибкость (автор С.С.Прищепа) [19].

Цель- определение уровня сформированности гибкости.

Предварительная работа. В физкультурном зале готовятся гимнастическая скамейка, сантиметровая лента, флажок.

Методика обследования. Инструктор предлагает ребёнку встать на гимнастическую скамейку так, чтобы носки ног касались её края, и, не сгибая колени, попытаться взять флажок. Во время выполнения упражнения инструктор измеряет глубину наклона от края скамейки до среднего пальца опущенных рук. Делается 2 попытки.

Количественный показатель: величина наклона в см, если она ниже нулевой отметки, то оценивается со знаком "+", если выше- со знаком "-".

Качественные показатели:

1) Исходное положение: ноги на расстоянии 8-10 см, руки опущены.

2) Наклон: наклон туловища вперёд, ноги не согнуты, руки и пальцы выпрямлены.

Высокий уровень- соответствие всем показателям.

Средний уровень- соответствие трём показателям.

Низкий уровень- соответствие двум показателям.

5.Ловкость (автор С.С.Прищепа) [19].

Цель- определение уровня сформированности ловкости.

Предварительная работа. На беговой дорожке (10 м) выставляются 8 кеглей на расстоянии 1 м. Причём расстояние между стартом и первой кеглей, а также между последней кеглей и финишем составляет 1,5 м.

Методика обследования. Инструктор даёт детям задание- пробежать как можно быстрее между кеглями и не задеть их. По команде ребёнок бежит к финишу. В это время инструктор, находясь на финише, фиксирует показатели. Делается 2 попытки.

Количественный показатель: время в секундах, затраченное на выполнение задания.

Качественные показатели бега:

1) Небольшой наклон туловища, голова прямо;

2) Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперёд- внутрь, быстрый вынос бедра маховой ноги.

3) Прямолинейность, ритмичность бега.

4) Точность движения (бег без задевания кеглей).

Высокий уровень- соответствие всем показателям.

Средний уровень- соответствие трём показателям.

Низкий уровень- соответствие двум показателям.

6.Равновесие (автор С.С.Прищепа) [19].

Цель- оценка функции равновесия.

Предварительная работа. Готовится секундомер и протокол.

Методика обследования. Инструктор предлагает детям игровое задание: изобразить "цаплю". Исходное положение: стоя на одной ноге, другую ногу согнуть, приставить стопой к колену и отвести под углом 90 градусов. Затем инструктор предупреждает, что если кто-нибудь сойдёт с места, то выходит из игры.

Количественный показатель: время в секундах, затраченное на выполнение задания.

Качественные показатели:

1) Туловище держит прямо, смотрит вперёд.

2) Руки на поясе.

3) Нога согнута в колене под углом 90 градусов, отведена в сторону и приставлена стопой к колену.

Высокий уровень- соответствие всем показателям.

Средний уровень- соответствие трём показателям.

Низкий уровень- соответствие двум показателям.

7. Координация движения (автор С.С.Прищепа) [19].

Цель- оценка координации движения.

Предварительная работа. Готовятся мячи диаметром 20 см.

Методика обследования. Инструктор предлагает детям отбивать мяч, не сходя с места.

Количественный показатель:количество бросков и ударов.

Качественные показатели:

1) Ноги на ширине плеч, смотреть перед собой.

2) Руки с мячом перед грудью, локти в стороны, вниз.

3) Бросок мяча вверх над головой.

4) Ловить мяч у груди согнутыми в локтях руками.

Высокий уровень- соответствие всем показателям.

Средний уровень- соответствие трём показателям.

Низкий уровень- соответствие двум показателям.

8. Теппинг-тест на определение уровня зрелости нервных процессов (автор Е.П. Ильин) [31].

Цель- определение функциональной зрелости нервных процессов.

Предварительная работа. Готовятся листы бумаги, которые расчерчиваются на 6 одинаковых квадратов.

1

2

3

6

5

4

Методика обследования. Дети по инструкции педагога должны в быстром темпе нанести карандашом точки в каждом квадрате ("насыпать зёрнышки птичкам") в соответствии с последовательностью их нумерации. Переход от квадрата к квадрату осуществляется по команде. Продолжительность работы в каждом квадрате 5 секунд. Результаты выполнения упражнения позволяют судить о зрелости нервной системы: чем больше точек окажется в первом квадрате, тем выше уровень зрелости нервной системы.

Количественные и качественные показатели:количество точек в каждом квадрате.

Высокий уровень- высокий темп работы, стабильность темпа при переходе от квадрата к квадрату или некоторое его нарастание по сравнению с первым квадратом.

Средний (промежуточный) уровень- средний темп выполнения работы, количество точек в каждом квадрате примерно одинаково.

Низкий уровень- низкий темп работы, значительное уменьшение количества точек в последующих квадратах.

9.Аппаратная методика- Миография производства ООО«Нейрософт» на определение работы и активности мышц.

Миография- регистрация сокращений мышц с помощью специального прибора - миографа. Миография позволяет измерить скорость прохождения нервного импульса по нервным волокнам. Миография позволяет оценить функциональное состояние мышечной ткани, а именно способность мышц сокращаться в ответ на электрический импульс.

Методика обследования.

1) Протрите места наложения отводящих электродов ватой, смоченной в спирте.

2)Наложите отводящие электроды. Активный электрод (черный) накладывают на наиболее выступающую часть возвышения большого пальца. Референтный электрод (красный) накладывают дистальнее, на проксимальную фалангу большого пальца. Заземляющий электрод можно наложить на середину ладони.

Задания для проведения методики:

1) Упражнение "Пальчики здороваются"- большой и средний палец- слабо.

2) Упражнение "Пальчики здороваются"- большой и средний палец- сильно.

3) Упражнение "Пальчики здороваются"- все пальцы- слабо.

4) Упражнение "Пальчики здороваются"- все пальцы- сильно.

5) Удержи карандаш легко.

6) Сожми карандаш сильно.

7) Нарисуй тонкую, слабую линию.

8) Нарисуй жирную линию.

9) Нарисуй волнистую линию.

10) Нарисуй ломаную линию.

Высокий уровень-ребёнок быстро ориентируется по инструкции, правильно выполняет все задания, умеет регулировать мышечное напряжение.

Средний уровень- ребёнок быстро ориентируется по инструкции, умеет регулировать мышечное напряжение, но некоторые задания вызывают затруднения.

Низкий уровень- большинство заданий вызывают затруднения, дети не умеют регулировать мышечное напряжение.

2.2 Результаты констатирующего эксперимента

Анализ результатов по методике 1 (бег на дистанцию 30 метров) показал, что большинство детей экспериментальной группы (в количестве 5 человек) и один ребёнок контрольной группы (Настя П.) имеют низкий уровень сформированности быстроты (количественные показатели быстроты представлены в приложении 2,3). Качественные показатели бега не соответствую всем показателям. У большей части детей с низким уровнем сформированности быстроты при беге наблюдается большое мышечное напряжение, движения рук и ног не согласованы, стопы ног ставятся широко, темп неравномерный, , голова опущена вниз, из-за нарушения равновесия они вынуждены останавливаться при беге, при этом теряется направление и устойчивость. Например, бег Олеси М., Полины М., Данила Г. напоминает "извилистую" дорожку, бег не прямолинеен, что свидетельствует о нарушении координации движения.

У 3 испытуемых экспериментальной группы (Маргарита Ф., Галя С., Таня Т.) и у 3 детей контрольной группы (Артём М., Ангелина П., Ксения Р.) наблюдается средний уровень сформированности быстроты по данной методике и можно увидеть отставание лишь в одном качественном показателе бега: туловище и голова слишком наклонены вниз. Из-за нарушения зрения у детей экспериментальной группы снижен контроль за движениями, зрительные образы движений нечётки.

Высокие показатели по формированию физического качества быстроты обнаруживаются у 2 испытуемых экспериментальной группы (Софья Г., Дима М.) и у 6 испытуемых контрольной группы (Максим К., Милана И. и др.). Их бег соответствует всем показателям: небольшой наклон туловища, голова прямо, руки полусогнуты, энергично двигаются, быстрый вынос бедра маховой ноги и прямолинейность, ритмичность бега.

Общие результаты по данной методике представлены в таблице 1, 2:

Таблица 1

Уровень сформированности быстроты по результатам методики бег на дистанции 30 метров (экспериментальная группа)

Уровень сформированности быстроты (бег на дистанции 30 метров)

Количество испытуемых

Примечание

Высокий уровень

2

Бег соответствует всем показателям.

Средний уровень

3

Бег соответствует трём показателям.

Низкий уровень

5

Бег соответствует двум показателям.

Таблица 2

Уровень сформированности быстроты по результатам методики бег на дистанции 30 метров (контрольная группа)

Уровень сформированности быстроты (бег на дистанции 30 метров)

Количество испытуемых

Примечание

Высокий уровень

6

Бег соответствует всем показателям.

Средний уровень

3

Бег соответствует трём показателям.

Низкий уровень

1

Бег соответствует двум показателям.

После проведения следующей методики 2(прыжок в длину с места) можно сделать вывод о том, большинство детей с экспериментальной группы ( Галя С., Даша А. и др.) и 2 человека из контрольной группы (Максим К., Настя П.) имеют средний уровень сформированности скоростно-силовых качеств по данной методике (количественные показатели методики представлены в приложении 2, 3). Можно заметить, что кинестетический контроль за движениями в этом возрасте ещё недостаточно сформирован.Так, например, Галя С., Рита Ф., Полина М. не могут проследить за своими движениями, у них выявлена несогласованность движений рук и ног. Отмечаются нарушения навыков правильного отталкивания. В связи с тем что всё внимание и зрительный контроль направлены на деятельность ног, голова наклонена вперёд, и руки при этом не помогают осуществить толчок, поэтому его сила слабая.

При выполнении данного упражнения из всего контингента испытуемых лишь один ребёнок экспериментальной группы имеет низкий уровень (Даниил Г.)- его количественные показатели низки, руки при прыжке прижаты к туловищу и не участвуют активно в движении. Постановка стоп перед выполнением задания неправильная (ноги поставлены носками внутрь), голова опущена вниз. Ребёнок испытывает боязнь отрыва ног от опоры. Очень заметно нарушение координационных отношений правой и левой ног, которое приводит к потере равновесия тела после прыжка.

Трое детей экспериментальной группы (Соня Г., Катя К., Таня Т.) и 8 детей контрольной группы (Давид Г., Костя К. и др.) имеют высокий уровень - их качественные и количественные показатели высоки. Выполнение задания не вызвало никаких затруднений.

Общие результаты по данной методике представлены в таблице 3, 4:

Таблица 3

Уровень сформированности скоростно-силовых качеств по результатам методики прыжок в длину с места (экспериментальная группа)

Уровень сформированности скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места)

Количество испытуемых

Примечание

Высокий уровень

3

Прыжок в длину с места соответствует всем показателям.

Средний уровень

6

Прыжок в длину с места соответствует трём показателям.

Низкий уровень

1

Прыжок в длину с места соответствует двум показателям.

Таблица 4

Уровень сформированности скоростно-силовых качеств по результатам методики прыжок в длину с места (контрольная группа)

Уровень сформированности скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места)

Количество испытуемых

Примечание

Высокий уровень

8

Прыжок в длину с места соответствует всем показателям.

Средний уровень

2

Прыжок в длину с места соответствует трём показателям.

Низкий уровень

-

-

В отличие от методики 2,основанной на зрительном контроле, методика 3 (бросок набивного мяча) показала, что большинство (6 человек) детей экспериментальной группы (Соня Г., Данил Г. и др.) и 2 ребёнка контрольной группы (Давид Г., Артём М.) имеют средний уровень сформированности скоростно-силовых качеств по данной методике (количественные показатели методики представлены в приложении 2, 3). Подготовка и сам процесс у детей экспериментальной группы характеризуется тем, что они долго устанавливают ноги в нужное положение под контролем зрения, несколько раз меняют положение рук, следят взглядом за бросающей рукой, полёт мяча к цели взглядом не сопровождают, поэтому фиксация действий взором и процесс метания не совпадают во времени.

У 4 дошкольников экспериментальной группы (Катя К., Таня Т. и др.) и у 8 дошкольников контрольной группы (Артём Л., Аня Т., Ангелина П. и др.) был выявлен высокий уровень сформированности скоростно-силовых качеств по данной методике. Дети выполняли правильно и с большим удовольствием данное упражнение.

Низких показателей по данной методике не наблюдается.

Общие результаты по данной методике представлены в таблице 5, 6:

Таблица 5

Уровень сформированности скоростно-силовых качеств по результатам методики бросок набивного мяча (экспериментальная группа)

Уровень сформированности скоростно-силовых качеств (бросок набивного мяча)

Количество испытуемых

Примечание

Высокий уровень

4

Бросок набивного мяча соответствует всем показателям.

Средний уровень

6

Бросок набивного мяча соответствует трём показателям.

Низкий уровень

-

-

Таблица 6

Уровень сформированности скоростно-силовых качеств по результатам методики бросок набивного мяча (контрольная группа)

Уровень сформированности скоростно-силовых качеств (бросок набивного мяча)

Количество испытуемых

Примечание

Высокий уровень

8

Бросок набивного мяча соответствует всем показателям.

Средний уровень

2

Бросок набивного мяча соответствует всем показателям.

Низкий уровень

-

-

Методика 4 (наклон туловища вперёд на гимнастической скамейке) показала, что высокий уровень сформированности гибкости имеют лишь 2 ребёнка экспериментальной группы (Таня Т., Дима М.) и 8 детей из контрольной группы (Максим К., Милана И. и др.). Качественные и количественные показатели находятся на высоком уровне (количественные показатели методики представлены в приложении 2, 3).

Средний уровень имеют 4 детей экспериментальной группы (Катя К., Соня Г., Данил Г. и Рита Ф.) и 2 детей контрольной группы (Давид Г., Артём М.). В процессе выполнения упражнения дети не могли решить основную двигательную задачу- сохранение равновесия тела при наклоне, качество выполнения снизилось.

Низкий уровень имеют только 4 дошкольника экспериментальной группы (Галя С., Даша А., Полина М. и Олеся М.). Материалы наблюдений и анализа показывают, что для детей характерны: большая напряжённость ног, ноги согнуты в коленях, руки и пальцы слегка согнуты, что снижает количественные показатели сформированности гибкости.

Общие результаты по данной методике представлены в таблице 7, 8:

Таблица 7

Уровень сформированности гибкости по результатам методики наклон туловища вперёд на гимнастической скамейке

(экспериментальная группа)

Уровень сформированности гибкости (наклон туловища вперёд)

Количество испытуемых

Примечание

Высокий уровень

2

Наклон туловища вперёд соответствует всем показателям.

Средний уровень

4

Наклон туловища вперёд соответствует трём показателям.

Низкий уровень

4

Наклон туловища вперёд соответствует двум показателям.

Таблица 8

Уровень сформированности гибкости по результатам методики наклон туловища вперёд на гимнастической скамейке (контрольная группа)

Уровень сформированности гибкости (наклон туловища вперёд)

Количество испытуемых

Примечание

Высокий уровень

8

Наклон туловища вперёд соответствует всем показателям.

Средний уровень

2

Наклон туловища вперёд соответствует трём показателям.

Низкий уровень

-

-

Методика 5 (бег на 10 метров между предметами) оказалась достаточно сложной для выполнения половине испытуемых экспериментальной группы, т.к. от детей требовалась высокая точность выполнения движений (нельзя задевать предметы -кегли). Низкий уровень показали Галя С., Даниил Г., Полина М., и др., их движения не имели точности при выполнении упражнения, они постоянно сбивали кегли. В беге у детей проявилось излишнее напряжение рук и ног, неравномерность темпа и волнообразность движений, низкий наклон головы. Время, потраченное на выполнение задания оказалось долгим. Среди детей контрольной группы таких нарушений при выполнении задания не выявлено. Количественные показатели методики представлены в приложении 2, 3.

У остальной половины детей экспериментальной группы (Соня Г., Катя К. и др.) и у 4 дошкольников контрольной группы выявили средний уровень сформированности ловкости, который характеризуется также не точностью выполнения задания, но бег был более ритмичный и время на выполнение упражнения им потребовалось гораздо меньшее.

Высокого уровня среди дошкольников экспериментальной группы не наблюдалось, а у 6 детей контрольной группы (Давид Г., Костя К., Аня Т. и др.) был выявлен высокий уровень развития ловкости, что говорит о хорошей физической подготовленности и развития двигательных способностей.

Общие результаты по данной методике представлены в таблице 9, 10:

Таблица 9

Уровень сформированности ловкости по результатам методики бег на 10 метров между предметами (экспериментальная группа)

Уровень сформированности ловкости (бег на 10 метров между предметами)

Количество испытуемых

Примечание

Высокий уровень

-

-

Средний уровень

5

Бег между предметами соответствует трём показателям.

Низкий уровень

5

Бег между предметами соответствует двум показателям.

Таблица 10

Уровень сформированности ловкости по результатам методики бег на 10 метров между предметами (контрольная группа)

Уровень сформированности ловкости (бег на 10 метров между предметами)

Количество испытуемых

Примечание

Высокий уровень

6

Бег между предметами соответствует всем показателям.

Средний уровень

4

Бег между предметами соответствует трём показателям.

Низкий уровень

-

-

По результатам методики 6- удержание равновесия на одной ноге, высокий уровень имеют 7 дошкольников контрольной группы (Милана И., Костя К., Ангелина П. и др.) и 1 ребёнок экспериментальной группы (Дима М.).

Средний уровень имеют 4 дошкольника экспериментальной группы(Галя С., Рита Ф. и др.) и 3- контрольной группы (Максим К., Ксения Р., Настя П.). У детей обнаруживается неустойчивость в сохранении правильного положения туловища, наклон головы, руки расположены вдоль тела.

У 5 детей экспериментальной группы (Данил Г., Катя К., Даша А. и др.) наблюдается низкий уровень сформированности функции равновесия: неустойчивость в сохранении правильного положения туловища, наблюдаются боковые раскачивания, наклон туловища вперёд или в стороны, наклон головы вниз (количественные показатели методики представлены в приложении 2, 3).

Общие результаты по данной методике представлены в таблице 11, 12:

Таблица 11

Уровень сформированности функции равновесия по результатам методики удержание равновесия на одной ноге

(экспериментальная группа)

Уровень сформированности функции равновесия (удержание равновесия на одной ноге)

Количество испытуемых

Примечание

Высокий уровень

1

Удержание равновесия соответствует всем показателям.

Средний уровень

4

Удержание равновесия соответствует трём показателям.

Низкий уровень

5

Удержание равновесия соответствует двум показателям.

Таблица 12

Уровень сформированности функции равновесия по результатам методики удержание равновесия на одной ноге (контрольная группа)

Уровень сформированности функции равновесия (удержание равновесия на одной ноге)

Количество испытуемых

Примечание

Высокий уровень

7

Удержание равновесия соответствует всем показателям.

Средний уровень

3

Удержание равновесия соответствует трём показателям.

Низкий уровень

-

-

Следующая методика 7- отбитие мяча не сходя с места, предполагала высокий уровень сформированности координации движения. Было выявлено, что 1 дошкольник экспериментальной (Дима М.) и 7 детей контрольной групп (Максим К., Артём Л., Ангелина П. и др.) имеют высокий уровень сформированности координации (количественные показатели методики представлены в приложении 2, 3). Дети успешно справились с заданием и выполнили максимальное количество бросков и ударов мячом.

Средний уровень имеют 4 дошкольника экспериментальной и 2 дошкольника контрольной группы. Их количественные показатели высоки, а уровень развития качественных показателей на более низком уровне: при выполнении упражнения дети фиксируют руки внизу и ловят мяч прямыми руками.

Низкий уровень был зафиксирован у 5 детей экспериментальной группы(Катя К., Данил Г., Олеся М.и др.) и у 1 ребёнка контрольной группы (Настя П.). Невозможность экспериментальной группы осуществить зрительный контроль за всем актом бросания, особенно за его результативностью, ухудшает его качественное выполнение в сравнении с дошкольниками контрольной группы. Своеобразие бросания и ловли мяча проявляется также в нарушениях точности (мяч бросают не над головой, а просто вверх, вдаль; локти опущены постоянно вниз, поэтому ловить мяч дети затрудняются).

Общие результаты по данной методике представлены в таблице 13, 14:

Таблица 13

Уровень сформированности координации движения по результатам методики отбитие мяча, не сходя с места (экспериментальная группа)

Уровень сформированности координации движения (отбитие мяча, не сходя с места)

Количество испытуемых

Примечание

Высокий уровень

1

Развитие координации соответствует всем показателям.

Средний уровень

4

Развитие координации соответствует трём показателям.

Низкий уровень

5

Развитие координации соответствует двум показателям.

Таблица 14

Уровень сформированности координации движения по результатам методики отбитие мяча, не сходя с места (контрольная группа)

Уровень сформированности координации движения (отбитие мяча, не сходя с места)

Количество испытуемых

Примечание

Высокий уровень

7

Развитие координации соответствует всем показателям.

Средний уровень

2

Развитие координации соответствует трём показателям.

Низкий уровень

1

Развитие координации соответствует двум показателям.

Следующая методика, которая нами была использована - это теппинг-тест на определение уровня зрелости нервных процессов. Из данной методики было выявлено, что большинство детей экспериментальной группы (6 человек- Полина М., Олеся М. и др.) и 4 дошкольника контрольной группы (Аня Т., Ангелина П.) имеют средний уровень зрелости нервных процессов: дети имеют средний темп выполнения работы, количество точек в каждом квадрате примерно одинаково.

Высокий уровень по данной методике имеют 3 дошкольника экспериментальной группы и 6 дошкольников контрольной группы: высокий темп работы, стабильность темпа при переходе от квадрата к квадрату или некоторое его нарастание по сравнению с первым квадратом.

Низкий уровень зрелости нервных процессов имеет лишь один ребёнок экспериментальной группы (Катя К.). У неё низкий темп работы, преобладает значительное уменьшение количества точек в последующих квадратах.

Общие результаты по данной методике представлены в таблице 15, 16:

Таблица 15

Уровень зрелости нервных процессов по результатам методики

теппинг-тест (экспериментальная группа)

Уровень зрелости нервных процессов (теппинг-тест)

Количество испытуемых

Примечание

Высокий уровень

3

Уровень зрелости нервных процессов соответствует всем показателям.

Средний уровень

6

Уровень зрелости нервных процессов соответствует трём показателям.

Низкий уровень

1

Уровень зрелости нервных процессов соответствует двум показателям.

Таблица 16

Уровень зрелости нервных процессов по результатам методики

теппинг-тест (контрольная группа)

Уровень зрелости нервных процессов (теппинг-тест)

Количество испытуемых

Примечание

Высокий уровень

6

Уровень зрелости нервных процессов соответствует всем показателям.

Средний уровень

4

Уровень зрелости нервных процессов соответствует трём показателям.

Низкий уровень

-

-

Последняя методика Миография, использованная нами, показала работу и активность мышц детей двух групп (Протоколы обследования представлены в приложении 4). В исследовании приняло участие 12 человек (6 человек из экспериментальной и 6- из контрольной группы).

Высокий уровень умения регулировать свою активность и мышечное напряжение по данной методике показали 4 дошкольника из контрольной группы: они быстро ориентировались по инструкции, правильно выполняли все задания.

Средний уровень был зафиксирован у 3 детей экспериментальной группы (Рита Ф., Катя К., Дима М.) и у 2 детей контрольной группы (Ксюша Р, Настя П.): быстро ориентировались по инструкции, умеют регулировать мышечное напряжение, но некоторые задания вызывали затруднения.

Низкий уровень имеют 3 дошкольника экспериментальной группы (Данил Г., Полина М., Соня Г.):сложности работы по инструкции, большинство заданий вызывают затруднения. Анализ графиков показывает, что дети не умеют регулировать мышечное напряжение.

Общие результаты по данной методике представлены в таблице 17, 18:

Таблица 17

Уровень работы и активности мышц по результатам методики Миография (экспериментальная группа)

Уровень работы и активности мышц (Миография)

Количество испытуемых

Примечание

Высокий уровень

-

-

Средний уровень

3

быстро ориентируются по инструкции, умеют регулировать мышечное напряжение, некоторые задания вызывают затруднения.

Низкий уровень

3

большинство заданий вызывают затруднения, не умеют регулировать мышечное напряжение

Таблица 18

Уровень работы и активности мышц по результатам методики Миография (контрольная группа)

Уровень работы и активности мышц (Миография)

Количество испытуемых

Примечание

Высокий уровень

4

быстро ориентируются по инструкции, правильно выполняют все задания, умеют регулировать мышечное напряжение.

Средний уровень

2

быстро ориентируются по инструкции, умеют регулировать мышечное напряжение, некоторые задания вызывают затруднения.

Низкий уровень

-

-

Обобщенные результаты по всем методикам представлены в таблицах 19, 20, 21).

Таблица 19

Общие результаты физической готовности к школьному обучению (экспериментальная группа)

Методика

Уровни развития физической подготовленности

Высокий

Средний

Низкий

бег на дистанции 30 метров

2

3

5

прыжок в длину с места

3

6

1

бросок набивного мяча

4

6

-

наклон туловища вперёд на гимнастической скамейке

2

4

4

бег на 10 метров между предметами

-

5

5

удержание равновесия на одной ноге

1

4

5

отбитие мяча не сходя с места

1

4

5

Теппинг-тест

3

6

1

Аппаратная методика Миография

-

3

3

Таблица 20

Общие результаты физической готовности к школьному обучению (контрольная группа)

Методика

Уровни развития физической подготовленности

Высокий

Средний

Низкий

бег на дистанции 30 метров

6

3

1

прыжок в длину с места

8

2

-

бросок набивного мяча

8

2

-

наклон туловища вперёд на гимнастической скамейке

8

2

-

бег на 10 метров между предметами

6

4

-

удержание равновесия на одной ноге

7

3

-

отбитие мяча не сходя с места

7

2

1

Теппинг-тест

6

4

-

Аппаратная методика Миография

4

2

-

Таблица 21

Общие результаты физической готовности к школьному обучению (данные в процентах)

Уровень физического развития

Дети контрольной группы (%)

Дети экспериментальной группы(%)

Статистические различия

Высокий уровень

80

10

φ= 3,45

различия значимы при р

Просмотров работы: 12268