КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Нетужилова О.С. 1
1Череповецкий государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

На современном этапе развития логопедии и специальной психологии приоритетным остается вопрос о социализации детей с общим недоразвитием речи, об их интеграции в общество взрослых и сверстников. Процесс социализации также напрямую взаимосвязан с формированием у ребёнка навыков межличностного общения со взрослыми и сверстниками. Общение является естественным и необходимым условием развития дошкольников, в процессе которого происходит накопление знаний, усвоение моральных норм и правил поведения, становление ценностей. (Г.А. Андреева [1], А.В. Петровский [13], А.А. Бодалев [3] и др.). В дошкольном возрасте у детей происходит становление коммуникативных навыков и умений, изменяются мотивы и содержание общения.

Нарушения в развитии речи искажают ход естественного коммуникативно-речевого развития ребёнка в дошкольном возрасте, приводят к появлению своеобразных коммуникативных нарушений (О.Е. Грибова [5], Б.М. Гриншпун [6], И.Г. Кривовяз [11], О.Л. Леханова [12], Л.Г. Соловьева [15], Е.Г. Федосеева [16] и др.). Исследователи указывают на специфические коммуникативные трудности, на дефицитарность коммуникативной способности, на недостатки в освоении средств общения, на запаздывание в формировании её форм. В связи с этим, на данном этапе остается актуальной проблема преодоления коммуникативных нарушений у детей с речевой патологией. Это связано с широтой распространённости нарушений общения у детей данной группы, с низким уровнем эффективности работы по коррекции нарушений общения и стойкостью коммуникативно-речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи. Поэтому основной целью нашей работы стала разработка комплекса занятий по преодолению коммуникативных нарушений, позволяющего снизить выраженность нарушений общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Нами была определена специфика работы по преодолению нарушений общения у детей с общим недоразвитием речи. Она определяется особенностями развития детей с недоразвитием речи и в соответствии с этим, нами были выделены следующие особенности работы по преодолению нарушений общения:

1. Комплексное использование различных методов и приемов работы, с отведением главной роли игре, как ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте;

2. Соблюдение рекомендаций, правил и условий проведения коррекционной работы;

3. Включение всех участников процесса для осуществления комплексного воздействия;

4. Обязательная поддержка коррекционного процесса на логопедических занятиях;

5. Включение в содержание работы специфических задач, связанных

с формированием коммуникативной потребности, корректированием ориентации коммуникативного поведения, снижением трудности установления и поддержания контактов с окружающими, корректированием негативных личностных качеств.

5. Занятия должны носить познавательную развивающую функцию;

6. Необходимо создание организации взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками;

7. Отношение взрослых к ребенку как к личности;

8. Определенная последовательность проведения работы по коррекции нарушений общения предполагает создание определенной атмосферы для формирования коммуникативных навыков, преодоления коммуникативных трудностей и негативных личностных черт.

Задачи данного комплекса занятий:

- развивать навыки межличностного общения;

- преодолевать застенчивость;

- формировать потребность в общении;

- снимать эмоциональное и психофизическое напряжение.

Специально организованные занятия являются групповыми и проводятся два раза в неделю в течение пяти недель. Продолжительность занятия в соответствии с возрастом и специфическими особенностями детей с нарушениями речи 20-25 минут. Оптимальным количеством участников является 5-7 человек.

При разработке содержания занятий, мы пользовались работами таких авторов как Л.И. Катаева [8], Т. Шишова [18], Т.Б. Филичева [17], Г.В. Чиркина [17], Н.В. Клюева [9], Зайцева Л.И. [7], Колосова Г. Н.[10], Юсупова Г.Х. [4], Волконская Т.Н. [4], Богачкина Н.А.[2], Седирова Л.В. [14].

Занятие 1.

Цель: Знакомство детей с психологом и между собой, формирование дружественной атмосферы в коллективе.

Задачи:

- познакомить детей;

- учить представлять себя коллективу сверстников;

- учить выражать свою индивидуальность

- развивать умение говорить комплименты;

- развивать умение общаться в коллективе;

- развивать навыки работы в парах;

- преодолевать застенчивость;

- формировать потребность в общении;

- снимать эмоциональное и психофизическое напряжение.

Оборудование: коврики для релаксации, музыкальный проигрыватель, аудиозаписи, мячик, стулья.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия.

«Подари улыбку другу»

Здравствуйте, ребята. Давайте возьмемся за руки, прогоним грустное настроение и подарим друг другу самую добрую улыбку.

2. Разминка.

Упражнение «Назови себя».

Ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

Упражнение «Расскажи о себе»

Детям по очереди предлагается рассказать о себе: где живет, где любит гулять, в какие игры любит играть, какие мультики больше всего любит.

3. Основная часть.

Упражнение «Ласковое имя»

Каждому ребенку предлагается передавать из рук в руки мячик и при этом назвать ласковым именем соседа, сидящего справа, который должен поблагодарить говорящего. После первого круга упражнение выполняется в другую сторону (т.е. ласковым именем назвать теперь нужно соседа слева).

Упражнение «Слепой и поводырь».

Психолог расставляет по залу несколько стульев и раз­деляет детей на пары.

Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль слепого, другой — поводыря.

«Слепому» завязывают глаза, «поводырь» берет его за руку и ведет по залу, обходя стулья. Затем дети меняются ролями. Остальные дети («зрители») наблюдают за парой.

После того как каждый ребенок побывает в разных ро­лях, выбирается лучший «поводырь».

Упражнение «Волшебный цветок».

Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает.

4. Релаксация

«Порхание бабочки».

Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены, слегка раздвинуты.

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

«Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы види­те великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыль­ев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он — бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почув­ствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плав­ного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем яр­ких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и по­степенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чув­ствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы сади­тесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза. Расскажите о своих ощу­щениях».

Дети поочередно рассказывают о своих ощущениях.

5. Подведение итогов.

Детям задаются вопросы «Что тебе больше всего запомнилось на занятии?», «Что тебе больше всего понравилось из того, чем мы занимались?». Каждый ребенок должен поучаствовать в обсуждении итогов занятия.

6. Ритуал прощания.

«Подари улыбку другу»

Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу самую добрую улыбку, чтобы весь день у нас с вами было прекрасное настроение.

Занятие №2

Цель: Развитие взаимодействия детей друг с другом, и получение от этого радости и удовольствия.

Задачи:

- воспитывать дружелюбные отношения друг к другу,

- воспитывать умение проявлять внимание и заботу

- развивать умение выражать свои желания, внимательно слушать и принимать всерьез желания других;

- развивать умение общаться в коллективе;

- развивать навыки межличностного общения;

- преодолевать застенчивость;

- формировать потребность в общении;

- снимать эмоциональное и психофизическое напряжение.

Оборудование: музыкальный проигрыватель, аудиозаписи, небольшая подушка, на которой поместится один ребенок.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия.

«Подари улыбку другу»

Здравствуйте, ребята. Давайте возьмемся за руки, прогоним грустное настроение и подарим друг другу самую добрую улыбку.

2. Разминка.

Упражнение «Волшебники».

Детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других.

3. Основная часть.

Упражнение «Разноцветный букет».

Каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все "букетики" объединяются в один букет и устраивают хоровод цветов.

Упражнение «Волшебная подушка»

Инструкция: Сядьте, образуя круг. Я принесла вам сегодня волшебную подушку. Каждый по очереди может на нее сесть и рассказать нам о каком-нибудь своем желании, может быть, самом важном. Возможно, оно будет связано с кем-то из ребят в классе, или со мной, или со школой в целом. Но это может быть и совсем другое желание, например, чтобы у родителей было больше времени для вас, чтобы вы нашли хорошего друга, чтобы у вас появилась своя комната и т.д. Тот, кто сидит на подушке, будет всегда начинать рассказ словами: "Я хочу..." Все остальные будут внимательно его слушать. Рассказчик сам решает, кому он передаст подушку дальше. После того как мы выслушаем желания всех ребят, мы можем поделиться впечатлениями.

Проследите, пожалуйста, чтобы очередь дошла до каждого ребенка. Если возможно, сыграйте в два круга.

Затем задаются вопросы:

— Слушали ли тебя остальные ребята? Почему ты так считаешь?

— Пока ты слушал других, не появились ли у тебя более важные желания?

— Когда ты набрался, наконец, смелости, чтобы рассказать о своем желании или надежде?

— Есть ли у тебя желания, которые может выполнить учитель или ребята из твоего класса?

4. Релаксация

«Цветок».

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

«Сядьте на корточки, опустите голову и руки.

Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы.

Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней се­мечко.

Из семечка проклюнулся росток.

Из ростка вырос прекрасный цветок.

Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны.

Нежится цветок на солнышке.

Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солн­цем.

Приподнимите подбородок, представьте, что вы смот­рите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, мед­ленно поворачивайте голову вправо — влево.

А теперь расскажите о том, что вы чувствовали, ког­да были цветами».

5. Подведение итогов.

Детям задаются вопросы «Что тебе больше всего запомнилось на занятии?», «Что тебе больше всего понравилось из того, чем мы занимались?». Каждый ребенок должен поучаствовать в обсуждении итогов занятия.

6. Ритуал прощания.

«Подари улыбку другу»

Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу самую добрую улыбку, чтобы весь день у нас с вами было прекрасное настроение..

Занятие №3

Цель: развитие навыков выражения эмоций и понимания эмоций окружающих.

Задачи:

- развивать умение общаться в коллективе;

- развивать навыки коллективной работы;

- развивать навыки межличностного общения;

- преодолевать застенчивость;

- формировать потребность в общении;

- снимать эмоциональное и психофизическое напряжение;

- развивать понимание эмоций.

Оборудование: нарисованные маски с изображением разного настроения, коврики для релаксации, аудиопроигрыватель, аудиозаписи, мячик, наборы картинок с изображением животных с различной мимикой (по количеству детей), игрушки.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия.

«Подари улыбку другу»

Здравствуйте, ребята. Давайте возьмемся за руки, прогоним грустное настроение и подарим друг другу самую добрую улыбку.

2. Разминка.

Упражнение «Маски»

Давайте определим наше с вами настроение. Для этого я приготовила вам по три маски, на которых нарисованы лица: веселое, грустное и злое. Посмотрите, пожалуйста, на них внимательно и выберите себе то настроение, с которым вы пришли сегодня на занятие и объясните “Почему?”.

3. Основная часть.

Упражнение «Я радуюсь, когда…»

Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся.

Игра «Лото настроений».

Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.). Количество наборов соответствует числу детей.

Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.

4. Релаксация

«Необычная радуга».

Психолог включает спокойную расслабляющую музы­ку и говорит:

«Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко.

Закройте глаза. Представьте, что перед ваши­ми глазами необычная радуга.

Первый цвет — голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озе­ре. Ощутите эту свежесть.

Следующий — желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый — цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, ког­да представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».

5. Подведение итогов.

Детям задаются вопросы «Что тебе больше всего запомнилось на занятии?», «Что тебе больше всего понравилось из того, чем мы занимались?». Каждый ребенок должен поучаствовать в обсуждении итогов занятия.

6. Ритуал прощания.

«Подари улыбку другу»

Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу самую добрую улыбку, чтобы весь день у нас с вами было прекрасное настроение..

Занятие №4

Цель: формирование навыка взаимодействия со сверстниками

Задачи:

- развивать умение общаться в коллективе;

- развивать навыки коллективной работы;

- развивать соревновательные навыки;

- развить внимание ребенка,

- улучшить координацию его движений,

- улучшить коммуникативные способности общения в паре,

- привить «чувство партнера».

- развивать навыки межличностного общения;

- преодолевать застенчивость;

- формировать потребность в общении;

- снимать эмоциональное и психофизическое напряжение.

Оборудование: Коврики для релаксации, аудиопроигрыватель, аудиозаписи, веревка, мячик,

Ход занятия

1. Ритуал приветствия.

«Подари улыбку другу»

Здравствуйте, ребята. Давайте возьмемся за руки, прогоним грустное настроение и подарим друг другу самую добрую улыбку.

2. Разминка.

Упражнение «Веселый мячик».

Психолог включает аудиозапись любой танцевальной мелодии.

Дети встают в круг и передают мяч друг другу со слова­ми: «Ты катись, веселый мячик, быстро-быстро по рукам, чтоб не скучно было нам».

Ребенок, получивший мяч при последнем слове, выхо­дит в центр круга и танцует под музыку.

3. Основная часть.

Игра «Дракон ловит свой хвост».

Дети стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это «голова дракона», после­дний — «кончик хвоста». Первый играющий (водящий) пы­тается схватить последнего — «дракон ловит свой хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга.

Когда «дракон поймает свой хвост», водящий меняет­ся, игра повторяется.

В роли водящего должен побывать каждый ребенок.

Игра «Лебедь, рак и щука».

В игре могут принимать участие двое. Они привязываются веревкой друг к другу за пояс, располагаясь спиной к спине. На некотором расстоянии от них (например, 1 метр) лежит игрушка, которую участникам необходимо достать по сигналу ведущего, причем перед каждым стоит дополнительная задача – перетянуть соперника на свою сторону.

4. Релаксация

«Облака»

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. Все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

5. Подведение итогов.

Детям задаются вопросы «Что тебе больше всего запомнилось на занятии?», «Что тебе больше всего понравилось из того, чем мы занимались?». Каждый ребенок должен поучаствовать в обсуждении итогов занятия.

6. Ритуал прощания.

«Подари улыбку другу»

Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу самую добрую улыбку, чтобы весь день у нас с вами было прекрасное настроение..

Занятие №5

Цель: повышение самооценки детей.

Задачи:

- повысить самооценку;

- помочь детям разглядеть друг в друге положительные черты;

-развивать у детей чувство собственного достоинства;

- научить видеть в себе положительные стороны;

- развивать умение общаться в коллективе;

- развивать навыки коллективной работы;

- развивать навыки межличностного общения;

- преодолевать застенчивость;

- формировать потребность в общении;

- снимать эмоциональное и психофизическое напряжение.

Оборудование: коврики для релаксации, аудиопроигрыватель, аудиозаписи, очки с розовыми стеклами.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия.

«Подари улыбку другу»

Здравствуйте, ребята. Давайте возьмемся за руки, прогоним грустное настроение и подарим друг другу самую добрую улыбку.

2. Разминка.

Игра «Розовые очки»

Педагог-психолог объясняет детям смысл выражения «розовые очки» – это выражение подразумевает, что человек видит окружающее в «розовом свете», т. е. только хорошее, не замечая всего неприятного и негативного. Педагог одевает заранее приготовленные очки с розовыми стеклами, глядя на каждого ребенка, дает ему краткую положительную характеристику, описывает его сильные стороны и достоинства. После этого педагог может предложить каждому ребенку надеть очки и посмотреть вокруг – посмотреть на других детей и увидеть в каждом хорошие черты. Детям старше 5 лет педагог может предложить психологический прием снятия напряжения в конфликтных ситуациях – если ребенок зол, рассержен на кого-либо, можно мысленно представить, как надеваешь на глаза розовые очки, и мир преображается, неприятный человек предстает в другом свете.

3. Основная часть.

Игра «Самый лучший спорщик»

Дети разбиваются на пары, желательно, чтобы в каждой паре оказались дети, которые хорошо относятся друг к другу. Игра проводится между двумя парами, в каждой паре один ребенок является спорщиком, другой – предметом спора. Два спорщика пытаются доказать друг другу, чем их напарник лучше. Педагог внимательно следит, чтобы в процессе спора обсуждались достоинства своего напарника, а не недостатки противника, в таких случаях игра прекращается, и ребенок, пытающийся унизить противника, автоматически проигрывает. Затем спорит следующая пара. После того, как все пары поучаствуют в игре, дети в каждой паре меняются ролями, и игра возобновляется. По итогам игры выбирается самый убедительный спорщик, который лучше всех преподнес качества своего напарника, привел убедительные доводы. Он становится победителем игры.

Игра «Я хороший»

Игра заключается в том, что каждый ребенок должен определить одно из своих положительных качеств, а другие дети – догадаться, о каком именно качестве идет речь. Ребенок подходит к педагогу и называет ему одно из своих достоинств. Затем, обращаясь к остальным детям, сообщает: «Я хороший, потому что...» Остальные дети по очереди называют положительные качества этого ребенка до тех пор, пока кто-нибудь из детей не угадает, что именно было загадано. Затем игра продолжается с ребенком, который правильно назвал загаданное качество. В игре должны принять участие все присутствующие дети.

Игра поможет детям увидеть реальную картину отношения к себе, сравнить самооценку ребенка с оценкой его окружающими. Возможно, он узнает много нового о себе и увидит, что некоторые черты характера, которые он не считал достоинствами, выглядят таковыми в глазах других людей.

4. Релаксация

«Воздушные шарики»

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

5. Подведение итогов.

Детям задаются вопросы «Что тебе больше всего запомнилось на занятии?», «Что тебе больше всего понравилось из того, чем мы занимались?». Каждый ребенок должен поучаствовать в обсуждении итогов занятия.

6. Ритуал прощания.

«Подари улыбку другу»

Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу самую добрую улыбку, чтобы весь день у нас с вами было прекрасное настроение..

Занятие №6

Цель: воспитание доброжелательного отношения друг к другу

Задачи:

- воспитывать доброжелательное отношения к окружающим;

- создавать положительный эмоциональный настрой в детском коллективе;

- воспитывать в детях умения замечать и ценить поступки других;

- научить детей быть внимательней к другим людям;

- развивать умение общаться в коллективе;

- развивать навыки коллективной работы;

- развивать навыки межличностного общения;

- преодолевать застенчивость;

- формировать потребность в общении;

- снимать эмоциональное и психофизическое напряжение.

Оборудование: аудиозаписи, несколько предметов, принадлежащих разным детям, коробка с кубиками, коврики для релаксации, аудиопроигрыватель.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия.

«Подари улыбку другу»

Здравствуйте, ребята. Давайте возьмемся за руки, прогоним грустное настроение и подарим друг другу самую добрую улыбку.

2. Разминка.

Игра «Кто спрятался?»

Дети под музыку танцуют и кружатся, когда музыка замолкает, дети присаживаются на корточки и закрывают глаза руками. Педагог касается плеча одного из детей и жестом предлагает ему выйти из комнаты. Ребенок тихо выходит из помещения, стараясь не шуметь. Через минуту педагог дает сигнал, дети открывают глаза и пытаются определить, кого из них не хватает. После того, как спрятанный ребенок назван, он возвращается к игрокам, и игра продолжается.

3. Основная часть.

Упражнение «Коробка добрых поступков»

Педагог показывает детям коробку, наполненную кубиками, высыпает их и предлагает детям представить, что каждый кубик – это хороший поступок, совершенный кем-либо из детей. Игра продолжается в течение определенного промежутка времени, например, в течение одного дня. Каждый ребенок может положить в коробку кубик за любой хороший поступок, неважно, кто его совершил – этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике дети сообщают педагогу, по окончании игры подводятся итоги. Педагог вместе с детьми подсчитывает количество кубиков, вспоминаются и анализируются добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики, поощряются и ставятся в пример дети, совершившие эти поступки.

Один и тот же поступок не должен оцениваться дважды.

Игра «Чей предмет?»

Педагог заранее подготавливает несколько предметов, принадлежащих разным детям. Включается негромкая музыка, дети кружатся и танцуют, затем музыка смолкает. Дети закрывают глаза и замирают на месте. Педагог выжидает некоторое время, давая возможность детям успокоиться и сосредоточиться, затем предлагает открыть глаза и показывает предмет, принадлежащий одному из детей. Дети должны вспомнить, кому принадлежит эта вещь. Хозяин предмета не должен подсказывать. В игре могут участвовать такие предметы, как заколка для волос, значок, свитер, галстук и т. д.

4. Релаксация

Упражнение «Полет высоко в небе».

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение. Закройте, глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представь­те, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуе­те себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает кры­льями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он — пти­ца. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты, в стороны, ваши кры­лья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрас­ным ощущением парения в воздухе.

А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближай­тесь к земле.

Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и пре­красное ощущение полета, которое сохранится на весь день».

5. Подведение итогов.

Детям задаются вопросы «Что тебе больше всего запомнилось на занятии?», «Что тебе больше всего понравилось из того, чем мы занимались?». Каждый ребенок должен поучаствовать в обсуждении итогов занятия.

6. Ритуал прощания.

«Подари улыбку другу»

Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу самую добрую улыбку, чтобы весь день у нас с вами было прекрасное настроение..

Занятие №7

Цель: развитие доверительных отношений детей друг к другу

Задачи:

- развивать умение общаться в коллективе;

- развивать раскрепощенность детей;

- развивать тактильные контакты детей;

- развивать навыки коллективной работы;

- развивать навыки межличностного общения;

- преодолевать застенчивость;

- формировать потребность в общении;

- снимать эмоциональное и психофизическое напряжение;

- устанавливать доверительные отношения в группе.

Оборудование: кубики, мячи, гимнастическая палка, стулья, обручи, полоска ткани для завязывания глаз, коврики для релаксации, аудиопроигрыватель, аудиозаписи.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия.

«Подари улыбку другу»

Здравствуйте, ребята. Давайте возьмемся за руки, прогоним грустное настроение и подарим друг другу самую добрую улыбку.

2. Разминка.

Игра «Ладошки».

Психолог предлагает детям разделиться на пары. Дети, входящие в пару, поворачиваются друг к другу лицом, со­единяют ладошки и движутся под Музыку, преодолевая раз­ные препятствия — огибают пуфики, стулья, пролезают сквозь обруч, идут по узкому «мостику» и т.д.

3. Основная часть.

Игра «На ощупь»

Дети встают в круг и при помощи считалки выбирают водящего. Ему завязывают глаза шарфом или повязкой, и он становится в центр круга. Включается музыка, под нее дети водят хоровод вокруг водящего, пока воспитатель не скажет им остановиться при помощи определенного жеста или знака, например, взмаха рукой или слова «стоп». Тогда водящий подходит к первому попавшемуся ребенку и пытается на ощупь определить, кто это. Если он угадывает, то водящим становится угаданный ребенок, если водящий ошибается – он продолжает водить. Ребенок, которого пытается опознать на ощупь водящий, должен вести себя тихо, не смеяться, ничего не говорить, чтобы усложнить задачу водящему. Другие дети не должны подсказывать водящему. Один и тот же ребенок не должен оставаться водящим более 3 раз подряд. Эту игру следует проводить в группах с небольшим количеством детей, не более 15.

Упражнение «Паровозик»

Дети становятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. В этой игре важно, чтобы направляющий не торопился и вез «вагончики» аккуратно. Игру можно повторять несколько раз, чтобы каждый желающий мог побыть в роли паровозика. Игру можно усложнить и предложить всем участникам, кроме направляющего закрыть глаза или завязать полоской ткани.

Рекомендации: Объясните детям, что тем, кто стоит в конце, сложнее преодолевать препятствия. Препятствия можно сделать из кубиков, мячей, положить гимнастическую палку на стулья и т.д.

4. Релаксация

«Тихое озеро».

Педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

«Внимание! Мы прибыли на станцию, которая называ­ется «Тихое озеро». Выйдите из поезда, лягте на ковер. Зак­ройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находи­тесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставля­ет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаж­дается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете...

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».

5. Подведение итогов.

Детям задаются вопросы «Что тебе больше всего запомнилось на занятии?», «Что тебе больше всего понравилось из того, чем мы занимались?». Каждый ребенок должен поучаствовать в обсуждении итогов занятия.

6. Ритуал прощания.

«Подари улыбку другу»

Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу самую добрую улыбку, чтобы весь день у нас с вами было прекрасное настроение..

Занятие №8

Цель: развитие сопереживания и сочувствия детей к другим.

Задачи:

- учить детей понимать эмоции других;

- развивать эмпатические способности;

- развивать чуткость;

- научить поднимать настроение другим;

- развивать умение общаться в коллективе;

- развивать навыки коллективной работы;

- развивать навыки межличностного общения;

- преодолевать застенчивость;

- формировать потребность в общении;

- снимать эмоциональное и психофизическое напряжение.

Оборудование: небольшое литературное произведение о животном, коврики для релаксации, аудиопроигрыватель, аудиозаписи, сердечко, сшитое из ткани.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия.

«Подари улыбку другу»

Здравствуйте, ребята. Давайте возьмемся за руки, прогоним грустное настроение и подарим друг другу самую добрую улыбку.

2. Разминка.

Упражнение «Пожелания».

Дети садятся в круг и, передавая сердечко, сшитое из ткани, высказывают друг дру­гу пожелания, например:

— Желаю тебе хорошего настроения.

— Всегда будь таким, же смелым (добрым, красивым...), как сейчас. И т.п.

3. Основная часть.

Игра «Дождик и ромашки»

Педагог предлагает детям разделиться на две группы, треть детей войдет в одну группу – дождик, две трети детей войдут в другую группу – ромашки. Педагог рассказывает детям историю примерно такого содержания: «Наступило жаркое лето, светит яркое солнышко, ромашки очень хотят пить. Они сидят на лугу печальные и ждут дождика. Им ничего не хочется делать, они плохо себя чувствуют. Необходимо срочно их напоить. Наконец начался дождик, капельки дождя падают на ромашки и поят их водой. Постепенно ромашки оживают, раскрываются и выпрямляются».

Дети, играющие роль ромашек, присаживаются на корточки, принимают печальный и усталый вид, тихо звучит грустная мелодия. При словах педагога о начавшемся дождике дети «дождинки» подходят к «ромашкам», берут их руки в свои, смотрят в глаза, говорят нежные и ласковые слова утешения, так, чтобы «ромашки» перестали грустить и у них повысилось настроение. «Ромашки» улыбаются, поднимаются во весь рост с помощью «капелек дождя». Когда все «ромашки» «оживут», дети могут поменяться ролями и продолжить игру. Игра полностью контролируется педагогом, он помогает детям примерами и подсказками.

Игра «Добрый зверь»

После прочтения какого-нибудь произведения о животных, педагог предлагает детям придумать своего зверя – маленького и беззащитного, которого не существует в природе. Дети должны описать его внешний вид, придумать черты характера и поведения, дать ему имя. Педагог может помочь детям наводящими вопросами, поправками и дополнениями. Например, если дети затрудняются, можно попросить их подумать, есть ли у зверька шерстка, если есть – какого она цвета, мягкая ли на ощупь, какой у него хвост, какой формы и размера ушки, чем у него оканчиваются лапы – ноготками или копытами и т. д. Затем совместными усилиями дети могут нарисовать портрет этого зверя. После этого можно продолжить игру: дети по очереди будут играть роль этого зверя, остальные должны заботиться о нем, ухаживать и угадывать его желания и потребности. Важное правило – этого зверя нельзя обижать, заставлять что-либо делать, наказывать и сердиться на него. Педагог предлагает для игры какую-нибудь жизненную ситуацию – дети приходят с прогулки и приводят зверя с собой. Один из детей играет роль этого зверя. Дети совместно моют ему руки (лапы), ведут его в столовую и кормят и т. д. Зверь мимикой и жестами дает понять, что ему нравится в действиях детей, а что нет. Например, зверь не любит манную кашу и не хочет ее есть, у него аллергия на земляничное мыло, и спать он ложится строго в 3 часа. Зверь не умеет разговаривать и показывает все свои эмоции при помощи жестов и мимики. Если дети не могут его понять, зверь может сообщить шепотом педагогу, а тот дать детям подсказку.

4. Релаксация

Упражнение «Отдых на море».

Психолог включает спокойную расслабляющую музы­ку и говорит: «Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.

Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен.

Приятное ощущение свежести и бодрости охватыва­ет лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувству­ете, как тело становится легким, сильным и послушным.

Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарай­тесь сохранить эти ощущения на весь день».

5. Подведение итогов.

Детям задаются вопросы «Что тебе больше всего запомнилось на занятии?», «Что тебе больше всего понравилось из того, чем мы занимались?». Каждый ребенок должен поучаствовать в обсуждении итогов занятия.

6. Ритуал прощания.

«Подари улыбку другу»

Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу самую добрую улыбку, чтобы весь день у нас с вами было прекрасное настроение..

Занятие №9

Цель: сплочение детского коллектива.

Задачи:

- развивать ловкость, быстроту и реакцию детей;

- устанавливать положительные отношения в группе;

- создание дружественной атмосферы;

- развивать умение общаться в коллективе;

- развивать навыки коллективной работы;

- развивать навыки межличностного общения;

- преодолевать застенчивость;

- формировать потребность в общении;

- снимать эмоциональное и психофизическое напряжение.

Оборудование: рисунок колючего животного из зубочисток, коврики для релаксации, аудиозаписи, аудиопроигрыватель

Ход занятия

1. Ритуал приветствия.

«Подари улыбку другу»

Здравствуйте, ребята. Давайте возьмемся за руки, прогоним грустное настроение и подарим друг другу самую добрую улыбку.

2. Разминка.

Упражнение «Колючий зверь»

Педагог показывает детям рисунок загадочного животного, выполненный на большом листе. Весь зверь исколот зубочистками, воткнутыми в плакат. Педагог объясняет, что это очень злой и страшный зверь. Таким он стал по той причине, что на нем много колючек, поэтому все его боятся и не хотят с ним играть. Педагог просит детей помочь этому животному избавиться от своей злости и раздражения. Задача детей – пожалеть зверя, наградить его хорошими чертами характера. Как только ребенок говорит хорошее слово про это животное, педагог выдергивает из него одну колючку и ломает ее. Постепенно количество колючек на звере уменьшается, он приобретает вполне добрый и симпатичный вид, дети все вместе придумывают ему прозвище. Желательно, чтобы количество колючек было больше количества детей, чтобы каждый ребенок мог вложить свой вклад в процесс перевоплощения зверя из злого и колючего в доброго

3. Основная часть.

Упражнение: «Нож и масло».

Все участник группы становятся плотно друг к другу, они «масло». Один человек – «нож», он должен «разрезать масло», разделить группу, пройти сквозь нее, группа не должна позволить ему это сделать. Каждый должен побыть ведущим.

Игра «День и ночь»

Участники становятся в круг, берут друг друга за руки и высоко их поднимают, остальные дети свободно размещаются по игровому залу. По команде педагога «день» включается музыка, дети бегают по залу, пробегают сквозь круг. Педагог командует «ночь», дети в кругу опускают руки и стараются поймать детей, оказавшихся внутри круга. Пойманные присоединяются к тем, кто стоит в кругу, и игра продолжается. Педагог должен объяснить детям, что те, кто не стоит в кругу, не должны обходить круг стороной, иначе играть будет неинтересно.

4. Релаксация

«Лентяи»Сегодня мои дети много занимались, играли и наверное устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы - лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение

5. Подведение итогов.

Детям задаются вопросы «Что тебе больше всего запомнилось на занятии?», «Что тебе больше всего понравилось из того, чем мы занимались?». Каждый ребенок должен поучаствовать в обсуждении итогов занятия.

6. Ритуал прощания.

«Подари улыбку другу»

Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу самую добрую улыбку, чтобы весь день у нас с вами было прекрасное настроение..

Занятие №10

Цель: подведение итогов занятий .

Задачи:

- развивать у детей умение оценить себя;

- развивать умение выражать свои впечатления и эмоции;

- учить делать пожелания;

- развивать умение общаться в коллективе;

- развивать навыки коллективной работы;

- развивать навыки межличностного общения;

- преодолевать застенчивость;

- формировать потребность в общении;

- снимать эмоциональное и психофизическое напряжение.

Оборудование: цветик-семицветик из бумаги, серединки цветка по количеству детей, клей, коврики для релаксации, аудиопроигрыватель и аудиозаписи, листы бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия.

«Подари улыбку другу»

Здравствуйте, ребята. Давайте возьмемся за руки, прогоним грустное настроение и подарим друг другу самую добрую улыбку.

2. Разминка.

Упражнение «Рисуем себя».

Психолог раздает детям листы бумаги, карандаши и предлагает нарисовать два рисунка:

«Каким я был, когда начал заниматься в группе»,

«Каким я представляю себя сейчас».

3. Основная часть.

Игра «Пожелания»

На предварительно заготовленном из бумаги цветике-семицветике, (количество лепестков совпадает с количеством детей в группе или кратно количеству детей) педагог предлагает детям поиграть: сформулировать пожелание, оторвать лепестки и подарить тем детям, которые, на их взгляд, нуждаются в этом пожелании. Каждый ребенок отрывает поочередно лепестки, дарит их каждому ребенку и объясняет, почему он дарит каждому из детей именно такое пожелание, а не другое. Например, Саше дарит лепесток с пожеланием здоровья, потому что Саша недавно болел, Кате – лепесток с пожеланием веселья, потому что она сегодня грустная и т. д. Так дети обмениваются всеми лепестками. Затем каждый ребенок наклеивает на свою серединку цветка все пожелания, которые были ему подарены и забирает этот цветок себе домой на память. Пожелания можно записать на лепестке.

4. Релаксация

«Волшебный сон».

Психолог включает спокойную расслабляющую музы­ку и говорит:

«Лягте удобно, закройте глаза. Внимательно слушай­те и повторяйте про себя мои слова. «Волшебный сон» за­кончится, когда я скажу: «Всем открыть глаза и встать»

Мы спокойно отдыхаем,

Мы спокойно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают,

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена и расслаблена.

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляются,

Все чудесно расслабляются,

Дышится легко, ровно, глубоко.

Хорошо нам отдыхать

Но пришла пора вставать

(Музыка выключается.)

Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем. Потянуться. Улыбнуться. Всем открыть глаза и встать!»

5. Подведение итогов.

Детям задаются вопросы «Что тебе больше всего запомнилось на занятии?», «Что тебе больше всего понравилось из того, чем мы занимались?». Каждый ребенок должен поучаствовать в обсуждении итогов занятия.

6. Ритуал прощания.

«Подари улыбку другу»

Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу самую добрую улыбку, чтобы весь день у нас с вами было прекрасное настроение..

Список литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М., 2000.

2. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

3. Волконская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.-2004.

4. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / О.Е. Грибова // Дефектология. – 1995. - № 6 - С. 7-16.

5. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью// Дефектология. — 1988. - № 3.

6. Зайцева Л.И. Коррекционно-развивающая программа развития межличностных отношений детей с ОНР старшего дошкольного возраста/ Детская логопсихология. / Под ред. В.И.Селиверстова. – М.- 2008.

7. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. - М.-2004.

8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов.-Ярославль.- 1997.

9. Колосова Г.Н Рабочая программа по развитию речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.- Алексин.- 2010.

10. Кривовяз, И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними / И.С. Кривовяз // Дефектология. – 1995. - №6.

11. Леханова О.Л. Своеобразие употребления, понимания и интерпретации невербальных средств общения дошкольниками с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2011. - № 6. – С. 19-24.

12. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976.

13. Седирова Л. В. Психологические релаксационные настрои. Картотека: [электронный ресурс]: URL: http://www.ivalex.vistcom.ru.

14. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи.// Дефектология. – 1996. -№ 1. – С. 62-66.

15. Федотова Ю.Ю. Практическое руководство по применению методики «фильм-тест» Рене Жиля. Владивосток.2004.

16. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.- М.- 1993.

17. Шишова Т. Застенчивый невидимка. Как преодолеть детскую застенчивость.- М.- 1997.

Просмотров работы: 9894