ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ "ПРАКТИКУМ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ" - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ "ПРАКТИКУМ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ"

Еремеева А.С. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«… язык есть дом бытия. В жилище языка обитает человек.»

(М. Хайдеггер)

Дисциплина «Практикум по культуре речевого общения» занимает особое место в профессиональной подготовке студентов лингвистических направлений. Важнейшей целью данной дисциплины является изучение основ устного и письменного общения на иностранном языке, что способствует развитию прагматической, лингвистической и межкультурной компетенции и, в совокупности с другими дисциплинами, формирует профессиональные умения студентов.

Для успешного освоения дисциплины «Практикум по культуре речевого общения» студенты применяют на практике знания, полученные в процессе изучения широкого круга дисциплин различной направленности: «Практика устной и письменной речи», «Стилистика», «Практическая грамматика», «Лексикология», «Практическая фонетика». Кроме того, дисциплина логически связана с курсами истории английского языка, страноведения, делового общения и межкультурной коммуникации.

В процессе изучения дисциплины студент формирует следующие профессиональные и общекультурные компетенции:

-умеет аргументированно выстраивать логически верную и четкую устную и письменную речь;

-знает основные особенности публичного выступления, принимает участие в дискуссиях и полемиках;

-грамотно использует разноуровневые языковые средства для успешной реализации коммуникативных целей в определенной ситуации общения на изучаемом языке;

-владеет каким-либо иностранным языком на профессиональном уровне;

-готов применять на практике современные методики и технологии для улучшения качества учебно-воспитательного процесса;

-обладает знаниями о нравственных и этических нормах поведения, принятых в данном обществе, о типичных социальных ситуациях, основных сценариях взаимодействия;

-способен адекватно воспринимать стереотипы и выступать в роли посредника в межкультурных диалогах;

-эффективно составляет модели возможных ситуаций общения между людьми, представляющими самые разные культуры;

-использует различные этикетные установки во всех сферах коммуникации;

-имеет представление о международном этикете в различных ситуациях межкультурного общения.

Формы и технологии, применяемые при изучении языка, реализуют компетентностный и личностный подходы, благодаря чему происходит зарождение и дальнейшее развитие разносторонней языковой личности, способной эффективно и профессионально осуществлять общение с носителями иноязычных культур. Помимо всего прочего, формируется готовность к самообразованию и саморазвитию, повышению творческого потенциала в достижении профессиональных целей. Благодаря изучению как национальной, так и культурной специфики прагматических, лексических, грамматических особенностей устной и письменной речи, в контексте будущей профессиональной деятельности реализуются знания о культурно-специфической среде изучаемого иностранного языка, специфике средств вербальной и невербальной коммуникации.

Специфика дисциплины «Практикум по культуре речевого общения» предполагает более широкое использование новейших технологий в образовании. Тем не менее, традиционные методы, направленные на передачу определённых знаний и формирование основных навыков практической деятельности, также способствуют реализации ряда задач.

Так, процесс обучения проходит с применением широкого спектра технологий образования:

-технология обучения в коммуникативном аспекте (формирование базовой коммуникативной компетентности студентов, необходимой для успешного приспособления к постоянно меняющимся условиям осуществления межкультурного общения);

-технология дифференцированного обучения (обучение студентов проводится при учете их индивидуальных возможностей, способностей и интересов, в учебном процессе реализуется их творческое начало);

-технология модульного обучения (деление содержания дисциплины на самостоятельные разделы, интегрированные в основной курс);

-информационные технологии (способствуют улучшению качества работы учащихся вне образовательного учреждения и повышению познавательной активности, повышают практическую направленность образовательного процесса, развивают грамматические и лексические навыки. Благодаря таким технологиям студент получает доступ к огромным возможностям в поиске и обработке информации, способен эффективнее работать над международными проектами и вести разнонаправленные научные исследования);

-технология индивидуального обучения (реализация личностно-ориентированного подхода с учётом всех индивидуальных особенностей и потребностей студентов);

-технология тестирования (контроль уровня усвоения знаний, выявление и систематизация тех аспекты, которые требуют дополнительной проработки);

-технология обучения в сотрудничестве (реализация идеи взаимного обучения, предусматривая как индивидуальную, так и коллективную ответственность за принятие решений);

-игровая технология (развитие навыков поиска всех возможных путей решения проблемы с помощью активизации мыслительной деятельности студентов и раскрытия их личностного потенциала);

-технология формирования способности мыслить критически (развитие личности, способной c критикой воспринимать и отбирать полученную информацию для достижения поставленной цели).

Применение вышеуказанных технологий включает в себя такие активные и интерактивные модели обучения, как ролевые игры, работа с конкретной ситуацией, коллективное решение поставленной задачи, обсуждения и полемики, научно-исследовательская деятельность и т.д.

Использование всех вышеуказанных технологий в процессе обучения стимулируют мыслительную деятельность, способствуют развитию познавательных процессов, формируют необходимый для будущего специалиста набор навыков и умений.

Результатом освоения дисциплины является:

-знание языковых характеристик основных видов устного и письменного дискурса, подготовленной и спонтанной речи, официальной и неофициальной речи;

-умение отбирать языковые средства, адекватные коммуникативной ситуации; формировать культуру речевого общения на иностранном языке.

-владение навыками и умениями всех видов речевой деятельности; культурой мышления, способностью к общению, употреблению лексических единиц отобранных в соответствии с речевыми действиями.

-использование всех видов речевой деятельности для обеспечения эффективной профессиональной и повседневной коммуникации, знание основных этикетных формул в изучаемом языке, владение официальным, неофициальным и нейтральным регистрами общения.

Таким образом, «Практикум по культуре речевого общения» направлен на «формирование свободного, нормативно правильного и функционально адекватного владения всеми видами речевой деятельности на изучаемом языке. Данный курс способствует расширению общекультурного и филологического кругозора студентов, формированию у них активной жизненной позиции. Названный курс развивает логическое мышление студентов, их иноязычно-речевую способность, различные виды памяти, воображение, общеречевые и общеучебные умения и навыки самостоятельной работы с языком.» [1]

Используемые источники:

1. www.shu.ru/file/ent2012/oop/035701.doc

Просмотров работы: 1124