АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Кульбаева Т.Ф. 1
1Стерлитамакский филиал БашГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Поршнева Л. Ф. в своей работе отмечает, что реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся [1].

Активизацией традиционно называют управление активностью учащихся. Её можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.

Как отмечает в своей работе Мигалина Е. В., ещё в древности одним из важнейших достоинств человека считали владение математическими знаниями. Слово «математика» в переводе с греческого означает знание, наука. Её роль и значение непрерывно возрастают в современной жизни [3].

Математика относится к числу школьных предметов с наиболее ярко выраженными межпредметными связями. Развитие логического мышления, которое осуществляется на уроках, оказывает серьёзное влияние на изучение многих предметов в школьном расписании.

Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формируются также личные качества: точность, сосредоточенность, внимание, настойчивость [2].

У определенной части учащихся наблюдается низкий уровень интереса к учению, негативное отношение к знаниям. Из-за низкого уровня мыслительной деятельности учащиеся размышляют медленно, стремятся действовать знакомым способом. Проявление интереса к предмету можно добиться различными способами.

Авалесова В. И отмечает, что одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры. Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто быстрей?» «Не зевать! Отвечать сразу. Кто первый?» и т.д. Включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике. Например, игра «Соревнование художников».На доске записаны координаты точек: (0;0), (–1;1), (–3;1), (–2;3), (–3;3), (–4;6), (0;8), (2;5), (2;11), (6;10), (3;9), (4;5), (3;0), (2;0), (1; –7), (3; –8), (0; –8), (0;0). Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок. Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин. Эти игры развивают внимание, наблюдательность, сообразительность, ученики быстрее усваивают и убеждаются, что положение точки на плоскости определяется с помощью двух её координат.

Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного[4].

Целесообразно проводить различные уроки-путешествия. Такие как «В цирке», «Веселые страты», «Плывем к Робинзону Крузо», «В зоопарке», «Полет в космос» и др. В игру задания превращает их проведения – эмоциональность, непринужденность, занимательность.

В этих путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. Также можно проводить математические уроки-сказки. Сказка всегда вызывает у детей радость, внимание, интерес. Что благодаря сказке ребенок начинает отличать реальное от необычного, что нельзя развивать, минуя сказку, не только воображение, но и первые навыки критического геометрического материала, обдумывать предложенную ситуацию, которая требует воображения и умения, выявлять необходимую информацию для принятия решения. И использовать необходимую информацию для решения.

Наряду с нестандартными заданиями, Лаврентьева Т. И. в своей работе использует задачи, изложенные в нестандартной форме, так называемые веселые задачи. Задачи такого типа можно применять при изучении программного материала, различных табличных случаев сложения и умножения, для активизации познавательной деятельности учеников на уроках. Немаловажное значение на уроках математики имеют загадки. Они расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть использованы учителем во время внеклассной работы, на уроке, во время отдыха, так как интересны детям. Среди занимательных задач особое место занимают сказочные задачи. Сказочная форма позволяет ввести необычные, увлекательные ситуации в математические задачи. Встреча детей со знакомыми героями сказок не оставляет их равнодушными, сказка вызывает у детей радость, интерес. Математические сказки можно включать в уроки математики при повторении или закреплении изученной темы и использовать во внеклассных занятиях. На уроках сказках всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное – учит детей быть добрыми и справедливыми. В привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют задачи занимательного характера. Такие задачи вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают воображение и память детей. Большое значение имеют головоломки, именно они закладывают основы доказательного мышления. Пословицы, поговорки и ребусы оживляют учебную деятельность, повышают интерес к занятиям, способствуют лучшему пониманию материала. Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снижает усталость, позволяет удерживать внимание [5].

Таким образом, занимательность на уроке математики помогает активизировать учащихся на уроках, расширяет математический кругозор, способствует математическому развитию. Воспитывается любовь к математике, к решению неординарных задач. Все рассмотренные элементы занимательности доказывают то, что они дают возможность закреплять все разделы математики, основные единицы уровней, важнейшие термины, помогают заложить теоретическую базу, формируют коммуникативные качества, популяризируют предмет.

Список литературы.

1. Поршнева Л. Ф. Активизация мыслительной деятельности учащихся. [Электронный ресурс] / Л. Ф. Поршнева. – Режим доступа: http://klasnaocinka.com.ua/ru/forum/aktivizatsiya-poznavatelnoi-deyatelnosti-uchashchikhsya.html

2. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. / М., Просвещение, 1968. – 95 – 126 с.

3. Мигалина Е. В. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики. [Электронный ресурс] / Е.В. Мигалина. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/aktivizaciya-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchashchihsya-na-urokah

4. Авалесова В. И. Дидактические игры / В. И Авалесова. – М., Учпедгиз, 1969. – 132 с.

5. Лаврентьева Т. И. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики [Электронный ресурс] / Т. И. Лаврентьева. – Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=464860

Просмотров работы: 1883