ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ЛЕВОРУКОГО РЕБЕНКА НА РАННИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ЛЕВОРУКОГО РЕБЕНКА НА РАННИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА.

Снегова Н.Л. 1
1ФГБОУ ВПО "Череповецкий государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

В последние десятилетия обозначился кардинальный поворот к феномену леворукоcти в рамках различных подходов, но нельзя, по-видимому, назвать ни одного окончательно решенного вопроса, связанного с данным явлением.

Изучение функциональной межполушарной асимметрии у человека началось более ста лет назад. Доминантность полушарий по отношению к речевым функциям впервые была продемонстрирована французским хирургом Полем Брока, который в 1865 году произнес свой знаменитый афоризм: «Мы говорим левым полушарием». Однако это представление оказалось не совсем точным. К восприятию слов и их обработке способны оба полушария, однако названные процессы проходят в них по-разному [1;23].

Высокая степень содружественной работы мозговых полушарий правшей, их тесное функциональное взаимодействие приводят к взаимовлияниям между ними в норме и патологии. Многие авторы, в частности, физиологи Т.А.Доброхотова и Н.Н.Брагина, постулируют при этом факт тормозящего влияния левого полушария правшей на правое. Очевидно, для содружественной работы полушарий мозга левое (в силу его доминантности по отношению к подавляющему большинству исконно человеческих речевых процессов) имеет большее значение. То же с точки зрения адаптации человека, его коммуникации в социуме справедливо и в отношении доминирования. [5;136].

Частью процесса коммуникации является речь, особенно усвоение леворукими детьми грамматических конструкций до 3-х лет, до 5-6 лет - лексических. В силу данного факта можно говорить :

1- об особенностях речепорождения и усвоения системы родного языка леворукими детьми;

2 - о нарушениях автоматизма, который позволяет нам всему научиться и переделать тысячи дел, не задумываясь над каждым движением. Леворуким детям приходится усваивать навыки не автоматическим повторением, а подбором логических связей – то есть делать все «через ум».

Во многих случаях они достигают нужных им результатов как бы обходным путем, находя иногда самые немыслимые внешние и внутренние средства, позволяющие альтернативно, без опоры на первичный психологический фактор, решать проблемы, прямо на этот фактор опирающиеся. Причем каждый раз процесс такого опосредствования просто непредсказуем.

Самым ярким, часто встречающимся примером такого рода «обходного пути» является речь многих леворуких детей. Понятно, что формирование речи ребенка немыслимо без достаточного потенциала речевого звукоразличения - фонематического фактора, а также способности к артикуляции звуков (слогов и слов) - кинестетического и кинетического факторов речи. Очевидно и непреложное значение на первых этапах онтогенеза мнестического фактора. Ведь ребенку необходимо твердо запомнить звучание и способ произнесения отдельных звуков и их сочетаний.

По словам А.Соболевой, «одним из недостатков леворуких является незнание низкочастотных слов, то есть тех слов, которые не так часто употребляются. Шляпка гриба, носик чайника, крона дерева, спинка стула - некоторым совершенно неизвестны эти слова. На профессиональном языке это называется бедностью речи, что может стать причиной негативного отношения к уроку литературы и чтению как процессу. Ведь, читая, ученик не понимает значения большей части слов, а значит, и смысл всего текста остается для него непонятым. Незнание многих слов или их значений приводит к тому, что ребенок не в состоянии не только красиво, но и ясно, понятно выразить собственные мысли» [10;35].

В своей психолингвистической концепции «речевого онтогенеза» А. А. Леонтьев опирается на методологические подходы выдающихся лингвистов и психологов XIX—XX столетия — В. Гумбольдта, Р. О. Якобсона, Л. С. Выготского, В. В. Виноградова, А. Н. Гвоздева и др. В качестве одного из основополагающих концептуальных положений А. А. Леонтьев приводит следующее утверждение В. Гумбольдта: «Усвоение детьми языка не есть приспособление слов, их складывание в памяти и оживление с помощью речи, но развитие языковой способности с возрастом и упражнением» [3;122].

Процесс формирования речевой деятельности (и соответственно усвоения системы родного языка) в онтогенезе в концепции «речевого онтогенеза» А. А. Леонтьева подразделяется на ряд последовательных периодов или «стадий».

1-й — подготовительный (с момента рождения до года);

2-й — преддошкольный (от года до 3 лет);

3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет);

4-й — школьный (от 7 до 17 лет).

Первый этап формирования речи охватывает первые три года жизни ребенка. Развитие детской речи до трех лет в свою очередь (в соответствии с принятым в психологии традиционным подходом) подразделяется на три основных этапа:

1.доречевой этап (первый год жизни), в котором выделяются периоды гуления и лепета,

2.этап первичного освоения языка (дограмматический) — второй год жизни

3.этап усвоения грамматики (третий год жизни).

А. А. Леонтьев указывает, что временные рамки этих этапов крайне вариативны (особенно ближе к трем годам); кроме того, в развитии детской речи имеет место акселерация — сдвиг возрастных характеристик на более ранние возрастные этапы онтогенеза [3;136].

Ребенок, Лева С., был обследован в (возрасте одного года) на функциональную ассиметрию с помощью невербальных тестов, в результате у него была выявлена функциональная ассиметрия ЛЛЛ.

На доречевом (по классификации А.А.Леонтьева) этапе, на занятиях с Левой С. были использованы невербальные методики для раннего усвоения системы родного языка :

- инициация речи с помощью повторов слов, слогов, букв как низкочастотного, так и низкочастотного диапазона, По словам А.Соболевой, «одним из недостатков леворуких является незнание низкочастотных слов, то есть тех слов, которые не так часто употребляются. Шляпка гриба, носик чайника, крона дерева, спинка стула - некоторым совершенно неизвестны эти слова.» [10;35].

- чтения вслух ребенку различных текстов, особенно стихотворных (в виде потешек, песенок и т.д.). Особое внимание мною уделялось разнообразным формам общения (взрослый-ребенок, ребенок-ребенок),

На втором этапе (преддошкольном , от года до трех лет) уделялось внимание:

- развитию контекстной и ситуативной речи.

К 3-м годам у Левы С., несмотря на различные трудности усвоения элементарных навыков, в силу его психологических и физических особенностей, были сформированы предпосылки для усвоения системы родного языка. А к 5-годам ребенок начал читать, осмысленно пересказывать прочитанное, выполнять более сложные задания, постепенно осваивая письменные элементы букв и цифр.

На третьем этапе (дошкольном от 3-х до 5-ти лет) возникли следующие сложности:

1- в зеркальном написании элементов букв и цифр

Буквы и цифры леворукие дети могут писать в любом направлении- как справо-налево, так и слева-направо. По мнению Доброхотовой, частота зеркального отражения у леворуких детей составляет 85%. Элементы зеркальности на письме и при чтении встречаются также у детей с неустойчивой праворукостью. Снижение проявления зеркальности и полное исчезновение её наблюдается обычно после 10 лет, так как этот феномен связан, как правило, с функциональной недостаточностью мозолистого тела, а к этому возрасту заканчивается его формирование. У леворуких детей нет четких представлений о пространстве, где правая, а где левая рука. У них изначально и пожизненно отсутствует упроченная пространственно-временная система координат, что проявляется в феномене «зеркальности». 2 2 - овладение навыками ассиметричных видов деятельности: чтения и письма, так как письмо осуществляется только одной рукой, а читают слева направо.

В связи с этим, Лева С. учился писать буквы и цифры через копирку, использовать кальку, обводя несколько раз уже написанные буквы и цифры.

3- сложности в интерпретации сюжетной картины

Ее интерепретацию можно начать с любой стороны т.е., необходимо дать понять ребенку, что можно отойти от стереотипов описания сюжета.

Таким образом, для освоения системы родного языка в полном объеме, у ребенка уже в раннем возрасте необходимо выявлять функциональные ассиметрии. При выявлении леворукости строить занятия с учетом психических и физиологических особенностей ребенка. Самое главное, надо помнить, что функциональная особенность леворуких – сложность в переключении, поэтому их нельзя торопить, заниматься с ними необходимо планомерно, тут важен сам процесс освоения системы родного языка, тем более, что процесс этот завершается у правополушарных детей примерно к 10 годам. Чем позднее мы начинаем зянятия с леворукими детьми, тем больше трудностей мы испытываем: в естественном усвоении языковых структур, К 5-ти годам у Левы С. наблюдались трудности лишь в усвоении сложных грамматических конструкций. У него хорошо развита устная речь, он грамотно интерепретирует тексты, владеет техникой монолога-описания и монолога-повествования, диалогами, логически организуя свою речь.

Мнестический охват составляет у него три слова, Уровень усвоения системы родного языка у Левы С. можно считать выше среднего.

В наше время, когда ломаются многие стереотипы, само понятие "норма" приобретает менее жесткие рамки, люди становятся более терпимы к различным проявлениям индивидуальности. Сейчас леворукость много изучается, результаты этой работы позволяют изменять стереотипное восприятие леворуких детей, как «неправильных» и постепенно вырабатывать методики их обучения; чем раньше родители, педагоги, психологи будут диагностировать функциональные ассиметрии, тем легче будет леворукому ребенку освоить систему родного языка.

Список литературы

1.М.В.Безруких. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320 с.

2.Белохвостова С.В. Полушарная асимметрия в системе индивидуальности человека как субъекта образования // Псіхалогія. - 2003. - N 4. - С.19-37

3.Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351,[1] с, — Высшая школа.

4.Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная ассиметрия человека. – М.: Медицина. – 240 с.

5.Соболева А. Левши – особенные дети// Начальная школа, - №1, - 2007. С. 32-37.

5.Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Загадки левшей. Атеистические чтения. Вып.20. – М.: Политиздат, 1991. – 176 с.

 

Просмотров работы: 1944