Проблема поиска новых форм социально-культурной реабилитации детей с ограниченными физическими возможностями в целях их интеграции, организации досуга имеет необычайно важное значение в настоящее время. Всеобщая декларация прав человека гарантирует инвалидам право на полное и равное участие во всех сферах жизни общества. Но фактически эти люди часто лишены возможности такого участия. Процессы гуманизации общественной жизни, происходящие на современном этапе, требуют неотложного решения благородной задачи - найти пути повышения «ценности жизни» инвалидов. Создание равных возможностей для инвалидов как направление социально-культурной политики связано с обеспечением доступности для них в такой же степени, как и для остальной части общества не только образования и работы, но и различных форм культуры, творческой и досуговой деятельности (социально-культурная реабилитация). Инвалидам нужен в первую очередь шанс (хотя бы в сфере свободного времени), чтобы доказать себе и обществу право на активное существование.
Учреждения культуры могут быть той реабилитационной средой, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности. Эта среда должна быть доступна не только здоровым детям, но и детям с ограниченными возможностями. Проводимая работа среди детей с ограничениями физического здоровья в настоящее время носит эпизодический и стихийный характер.
На сегодняшней день одной из нерешенных проблем детей-инвалидов, проживающих в семьях, является изолированность от общения со сверстниками. Особенно это коснулось семей, в которых ребенок-инвалид обучается на дому, не посещает общеобразовательную школу. В этих семьях, как правило, кто-то, вынужден постоянно находиться с ребенком. Проанализировав сложившуюся проблему, возникает идея организации совместного обучения, отдыха детей-инвалидов и здоровых детей.
Большую пользу от такого общения может получить и здоровый ребенок. В первую очередь это деликатность, способность тонко чувствовать трудности другого, терпимость к менее успешному сверстнику и желание помочь, которая включает в себя некоторые специальные навыки. Здоровые дети получают опыт и навыки качеств, которые абсолютно не развивает современная система досуга и образования. Но именно эти навыки и способности пригодятся школьникам во взрослой семейной жизни, а для многих и в профессиональной.
Итак, отличительной чертой нашего проекта является создание благоприятной атмосферы взаимоподдержки, чтобы дети с ограниченными возможностями чувствовали заботу своих сверстников и развивались вместе с ними, создание портфолио ребенка с ограниченными возможностями.
Цели и задачи проекта
Цель: Раскрытие творческого потенциала детей и подростков с ограниченными возможностями, способствующего их более полной социально-культурной реабилитации и социальной адаптации в современном мире. Создание портфолио творческих работ детей-инвалидов.
Задачи:
– создание инициативной группы по реализации цели проекта.
– проведение мастер – классов с детьми, имеющими ограниченные физические возможности в культурно-досуговом учреждении и на дому.
– организация досуга детей – инвалидов.
– оказание помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями, через создание комнаты кратковременного пребывания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Комната Дружбы».
– привлечение внимания общества к созидательно-творческой деятельности молодых людей с ограниченными возможностями как средству их самовыражения и реализации.
– содействие развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями, применению их творческого и интеллектуального потенциала.
– организация досуга детей с ограниченными возможностями через проведение традиционных праздников для них с привлечением членов молодежных добровольческих организаций.
– приобретение друзей среди здоровых сверстников.
– расширение кругозора детей, приобретение ими знаний, навыков и умений через ознакомление с различными видами творческой и общественной деятельности;
– организация творческой благотворительной деятельности среди детей – инвалидов.
– интеграция детей – инвалидов в среду здоровых детей и адаптация их путем включения в социальную деятельность.
– создание портфолио творческих достижений детей – инвалидов.
Целевая аудитория проекта
Целевой группой данного проекта являются дети – инвалиды от 6 до 17 лет.
Планируемые результаты проекта
– привлечение внимания общества к созидательно-творческой деятельности молодых людей с ограниченными возможностями как средству их самовыражения и реализации.
– организация досуга детей с ограниченными возможностями через проведение праздников для них с привлечением членов молодежной добровольческой организации.
– приобретение друзей среди здоровых сверстников.
– расширение кругозора детей, приобретение ими знаний, навыков и умений через ознакомление с различными видами творческой и общественной деятельности.
– организация творческой благотворительной деятельности среди детей – инвалидов.
– интеграция детей – инвалидов в среду здоровых детей и адаптация их путем включения в социальную деятельность в рамках проведения добровольческих акций.
– создание портфолио творческих достижений детей – инвалидов.
– организация и проведение масштабного мероприятия, приуроченного ко Дню Защиты Детей – «От сердца к сердцу».
– создание странички на интернет-сайте школы с личной страницей каждого подопечного, для того, чтобы дети – инвалиды могли получить поздравления в свой адрес в день рождения, расширили круг своих друзей.
Сроки реализации проекта
Сентябрь 2013 года – декабрь 2014 года.
Место реализации проекта.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей (МОУ ДОД) Белгородский Дворец детского творчества, МОУ СОШ № №43 город Белгород, дома детей с ограниченными возможностями здоровья.
Способы достижения поставленной цели (основные мероприятия проекта)
Наименование мероприятия |
Содержание мероприятия |
Сроки реализации |
Место проведения |
Формирование инициативной группы из числа специалистов социально-культурной сферы, добровольцев и педагогов. |
Изучение проблемы, определение круга взаимодействия с государственными и общественными структурами, социумом Борисовского района, составление списков добровольцев, желающих принять участие в данном проекте. |
сентябрь 2013 г. |
МОУ ДОД «БДДТ» |
Создание оргкомитета. |
Планирование работы, проведение обучающих семинаров и информационных консультаций по основным позициям проекта для организаторов проекта. |
октябрь 2013 г. |
МОУ ДОД «БДДТ», дома детей-инвалидов |
Посещение детей – инвалидов на дому. |
Совместное проведение свободного времени. |
В ходе реализации проекта |
МОУ ДОД «БДДТ», дома детей с ограниченными возможностями здоровья. |
«Мы пришли тебя поздравить!» |
Поздравление детей с днём рождения. |
Дни рождения детей |
МОУ ДОД «БДДТ», дома детей - инвалидов. |
Мини – театрализованное представление «Дед Мороз в гостях у …» |
Поздравление детей с Новым годом. |
Декабрь 2013, 2014 гг. |
МОУ ДОД «БДДТ», дома детей - инвалидов. |
Проведение мастер – класса «Оформительское мастерство», |
Обучение детей простейшим навыкам декоративно-прикладного творчества. |
февраль 2014 года |
МОУ ДОД «БДДТ», дома детей - инвалидов. |
Мастер – класс «Азы компьютерной техники» |
Обучение детей простейшим навыкам работы за компьютером. |
Марта 2014 г. |
МОУ ДОД «БДДТ», дома детей - инвалидов. |
Мастер – класс «Бисер для самых маленьких» |
Обучение детей простейшим навыкам работы с бисером. |
март 2014 г. |
МОУ ДОД «БДДТ»,, дома детей - инвалидов. |
Поздравляем наших мам |
Праздничный творческий концерт детей с ограниченными физическими возможностями |
март 2014 г. |
МОУ ДОД «БДДТ», |
Создание странички на интернет – сайте школы с личной страницей каждого подопечного. |
Расширили круга друзей детей с ограниченными возможностями здоровья. |
апрель – август 2014 г. |
Компьютерный класс МОУ СОШ №43 |
Создание портфолио творческих работ участников проекта. |
Отслеживание жизнедеятельности и личностного роста ребенка путем фотофиксации его участия в реализации проекта |
апрель – декабрь 2014 г. |
МОУ ДОД «БДДТ», МОУ СОШ №43, дома детей - инвалидов. |
Организация и проведение масштабного мероприятия, приуроченного ко Дню Защиты Детей - «Детство без границ» |
Праздник для детей с ограниченными возможностями и их семей. |
Июнь 2014 г. |
Открытая площадка у здания МОУ ДОД «БДДТ», |
«А у меня талант!» |
Творческие занятия с детьми |
июль, август 2014 г. |
МОУ ДОД «БДДТ», дома детей с ограниченными возможностями здоровья. |
«Природа и мы» |
Рекреационная прогулка и игровая программа на свежем воздухе |
август, сентябрь 2014 г. |
Центральный парк им. В.И. Ленина г. Белгород |
Необходимая поддержка для реализации проекта с указанием конкретных расходов (финансовые средства, материалы, услуги)
Статья расходов | Расчёт | Сумма |
Канцтовары: Ватманы( 10 штук) Бумага «Снегурочка»( 5 упаковок) Скотч ( 10 штук) Ручки ( 10 штук) Гофрированная бумага ( 5 цветов) Гуашь ( 3 пачки) Карандаши ( 5 пачек) Фломастеры( 5 пачек) Тетради 48 листов ( 5 штук) Папки (4 штуки) Фотобумага ( 4 упаковки) | 150 руб.
800 руб. 400 руб. 70 руб. 400 руб. 180 руб. 300 руб. 300 руб. 100 руб. 40 руб. 600 руб. |
4160 |
Подарочные сувениры. ( 8 штук) | 500 руб. | 4000 |
Ноутбук( 1 шт) | 18000 | 18000 |
Развивающие игры ( 20 штук) | 2000 | 2000 |
Подарки для праздника | 6 шт. ( 500) | 3000 |
Итого: 31 160 рублей ,00
Тридцать одна тысяча сто шестьдесят рублей.
Имеющиеся средства и ресурсы, которые могут быть использованы для реализации проекта
Для реализации данного проекта имеется 1 ноутбук, музыкальная аппаратура, привлечены благотворительные денежные средства представителей местного бизнеса для организации новогоднего утренника, Дней рождений и частичного приобретения подарков для детей - инвалидов.
Планируемое использование добровольческого актива для реализации проекта
В реализации проекта участвуют специалисты социально-культурной сферы, члены добровольческого отряда МОУ ДОД Белгородский Дворец детского творчества, педагоги школы, педагоги дополнительного образования (с высшим образованием).
Способ информирования о результатах реализации проекта:
- статьи и объявления о проводимых мероприятиях размещаются в районной газете, на сайте администрации Борисовского муниципального района, управления культуры и отдела образования администрации Борисовского муниципального района;
- создание странички на сайте МБОУ СОШ № №43 город Белгород;
- ролики о проекте размещаются на сайте школы, управления культуры и отдела образования администрации г. Белгорода;
- презентация промежуточных итогов проекта на семинарах и круглых столах.
Настоящим подтверждаю достоверность предоставленной мною информации.
Подпись руководителя организации/заявителя:
Дата составления: 15 апреля 2013 г.