ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА

Зинковский А.И. 1, Алилуева Г.А. 2
1ФГБОУ ВПО "Орловский государственный аграрный университет"
2ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
За годы институциональных преобразований в сельском хозяйстве Российской Федерации изменилась в сторону роста значимости роль свободного предпринимательства – хозяйств населения и крестьянских фермерских хозяйств (КФХ), владельцы которых самостоятельно производят и реализуют сельхозпродукцию на основе их собственности или арендуемого имущества и земли, что и предопределило актуальность темы исследования. В годы аграрной реформы недооценивалось значение этих хозяйств в экономике отрасли. И только с разработкой приоритетного национального проекта «Развитие АПК» стимулирование развития малого предпринимательства выделено в одно из важных направлений государственной аграрной политики. Тем самым впервые создаются равные условия хозяйствования для всех экономических субъектов, не зависимые от формы собственности и масштабов производственнойдеятельности [9].

Хотелось бы отметить, что, прежде всего, малое предпринимательство является весьма важной сферой функционирования экономики. Малые предприятия отличаются большей гибкостью, легче приспосабливаются к изменяющейся конъюнктуре рынка. Благодаря поддержке малого предпринимательства увеличивается занятость населения и, как следствие, улучшается социальная атмосфера в обществе, а также уменьшаются расходы на выплату пособий по безработице. Особенно важным является развитие малого предпринимательства в условиях роста безработицы за счет сокращения производства. Для стран с переходной экономикой поддержка малого бизнеса является немаловажной по причинам формирования значительного слоя независимых самостоятельных предпринимателей, заинтересованных в развитии демократических институтов. В этом случае происходит улучшение атмосферы в обществе, что способствует рыночной направленности развития [5].

В настоящее время большое внимание уделяется налогообложению малого агробизнеса. Малый агробизнес является структурообразующим фактором развития АПК, поддерживает конкурентный характер экономических отношений. К сожалению, в России малый агробизнес пока еще не занял должного места в системе экономических отношений, что говорит о том, что он нуждается в дальнейшем изучении. В последнее время усиливается государственное регулирование и содействие развитию малого агробизнеса [9].

Налоги стали всеобщим рычагом государственного регулирования экономики. Хотя, следует отметить, что налоги всегда были одним из главных инструментов осуществления экономической политики РФ. В этой связи вопрос о налогообложении малого агробизнеса приобрел особую актуальность, особенно, особенно в переходной экономике России.

Наличие малоэффективных производств, снижение занятости, социальные и политические проблемы делают необходимым создание условий для функционирования в независимых от государства, а также, крупного капитала сферах самостоятельной и инициативной части населения страны, не имеющей стартового капитала. Эта задача является не менее значимой, чем извлечение дополнительных доходов бюджета. Создание упрощенного налогового режима, сопровождающегося снижением затрат по ведению учета и предоставлению отчетности, а также налогового бремени, позволило бы решить ряд проблем, имеющихся в настоящее время в российском обществе. В то же время, предоставление возможности использовать особый режим для малого предпринимательства следует рассматривать как льготу, которой не должны пользоваться крупные предприятия.

Проблема формирования эффективной системы налогообложения в сельском хозяйстве до сих пор остается нерешенной, несмотря на усилия, предпринимаемые государством в этом направлении.

Субъекты малого бизнеса при осуществлении хозяйственной деятельности могут применять общую систему налогообложения (ОСН), либо специальные налоговые режимы (упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход). При выборе системы налогообложения, в первую очередь, руководителей интересует уровень налоговой нагрузки. Анализируя этот показатель при разных режимах налогообложения, можно сделать выбор в пользу той или иной системы налогообложения [5].

Правительство РФ предпринимает активные усилия по созданию благоприятных условий для развития АПК. Так, ранее права на уплату ЕСХН были лишены организации, открывшие филиалы и обособленные подразделения. В настоящее время данное ограничение отменено, следовательно, наличие филиалов не препятствует переходу на единый сельскохозяйственный налог.

С целью совершенствования системы налогообложения малогоагробизнеса представляется необходимым:

  • расширить возможность применения ЕСХН, признав сельхозтоваропроизводителями предприятия с долей доходов от реализации сельскохозяйственной продукции и их первичной переработки в размере не 70%, а 50% в общей выручке;

  • включить сельскохозяйственных товаропроизводителей в перечень субъектов, имеющих право на получение инвестиционного кредита;

  • установить пониженную ставку НДС на средства производства для сельского хозяйства, приобретаемые по лизингу;

  • уменьшить размеры платежей налога на имущество предприятий, занимающихся лизингом в сельском хозяйстве;

  • оптимизировать налог на доходы физических лиц в сельском хозяйстве путем установления необлагаемого минимума дохода [1].

Также, одним из аспектов функционирования малого агробизнеса являются земельные отношения. Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям внес законопроект, распространяющий льготы по арендной плате за земельные участки сельскохозяйственного назначения при переоформлении прав постоянного пользования на тех лиц, которые переоформили это право до законодательного закрепления такой льготы.

Постановлением Правительства РФ была утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, в состав которой входит подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования». Данная подпрограмма была нацелена на решение многих задач, в частности, на поддержание и дальнейшее развитие сельскохозяйственной подпрограммы и несельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшение качества жизни в сельской местности. Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет 83,7 млн. рублей. На основании подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» Правительство планирует затратить в 2013 году 8,6 млн. рублей, как и в 2014 году [2].

В сфере развития сельского хозяйства Российской Федерации был принят весьма «тяжелый» федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [7].

Основным условием функционирования аграрного предпринимательства является наличие производственных ресурсов, в первую очередь земельных угодий. Эколого-экономический потенциал земельных ресурсов варьирует в зависимости от климатических условий территории и временного периода. Это находит отражение в создании зональных систем ведения сельского хозяйственного производства. Учет и адекватное следование природным условиям аграрного производства следует отнести к необходимым условиям повышения его эффективности [9].

Одно из направлений совершенствования земельных отношений в сфере сельского хозяйства связано с оборотом земельных участков сельхозназначения, находящихся в долевой собственности граждан. Проблема состоит в том, что ранее купить земельную долю имеет право ограниченный круг лиц. Доказать, что участок действительно используется, довольно трудно, в связи с чем возникает проблема - отсутствие у сельскохозяйственных организаций надлежащим образом оформленных прав на земельные доли. На основании этого был принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначении», в котором говорится, что владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности. Кроме того, участник долевой собственности может выдать другому лицу нотариально удостоверенную доверенность на совершение юридически значимых действий в отношении принадлежащей данному участнику долевой собственности земельной доли, в том числе на голосование на общем собрании участников долевой собственности [6].

В 2003-2013 годах на реализацию федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» из федерального бюджета было выделено 67,5 млрд. рублей. Государственная поддержка из федерального бюджета стимулировала привлечение субъектами Российской Федерации средств консолидированных бюджетов в объеме 133,7 млрд. рублей и средств внебюджетных источников в объеме 137,3 млрд. рублей. В результате 1 рубль средств федерального бюджета обеспечил привлечение 4 рублей средств региональных бюджетов и внебюджетных источников [4].

Таким образом, можно отметить, что для развития малого агробизнеса в современной России необходимо сформировать целостную концепцию развития сельских территорий, в том числе и посредством построения и комплексного использования организационно-экономического и правового инструментария поддержки малого бизнеса в агарной сфере.

Список использованной литературы:

  1. Анищенко А.В. ЕСХН. Какие доходы увеличат общий объем выручки от реализации [Электронный ресурс] // Учет в сельском хозяйстве. – 2013. - № 1. - URL: http://sambukh.ru/media/esxn-kakie-doxody-uvelichat-obshhij-obem-vyruchki-ot-realizacii (дата обращения: 01.12.2013г.).
  2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Постановление Правительства Российской Федерации № 717 от 14 июля 2012 г.

  3. Налоговый кодекс РФ (часть 2) № 117-ФЗ от 05.08.2000г.

  4. Постановление Правительства РФ № 598 от 15 июля 2013 г. «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»».
  5. Условия и порядок применения различных систем налогообложения [Электронный ресурс] // Налоговое планирование. –2012. - № 12. - URL: http://www.pnalog.ru/material/poryadok-primeneniya-sistem-nalogooblozheniya (дата обращения: 01.12.2013г.).
  6. Федеральный закон РФ № 238-ФЗ от 23 июля 2013 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и статью 46 Федерального закона «О техническом регулировании»».
  7. Федеральный закон РФ № 264-ФЗ от 22 декабря 2006г. «О развитии сельского хозяйства» (в ред. от 02.07.2013).

  8. Федеральный закон № 435-ФЗ от 29 декабря 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения».

  9. Фролко М.С. Роль малого агробизнеса и проблемы его эколого-экономического обеспечения в современной России [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона. - 2011. - № 2. - URL: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2011/438 (дата обращения: 01.12.2013г.).
Просмотров работы: 1956