ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Павельева Е.А. 1
1Магнитогорский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Патриотизм (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам).Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Задача педагогов– как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.

Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, нужно опираться на следующие документы:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

2. Закон «О днях воинской славы России»;

3. Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»;

4. Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;

5. Закон «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».

За основу рекомендуется взять:

Предпрограмму Министерства образования Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы» от 16 февраля 2001 г. № 122 (ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней - от дошкольного до высшего профессионального).

В работе с дошкольниками следует опираться на:

- Программу воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой;

- Программу «Истоки« под редакцией Л. А. Парамоновой;

- Программу «Я и моя Родина» Кокуева Л.В, Кутова Т.Н, Терещук М.Н;

- Программу «Малая Родина» Власова А.В;

- Пособие «Дети планеты Земля» под редакцией Е. В. Соловьевой (приложение к №6 журнала «Обруч» за 2001 г.).

Кроме этого, педагогам необходимо:

• быть в курсе преобразований города;

• систематически пополнять знания о Москве из периодической печати, радио, телевидения, художественной литературы;

• строить работу с дошкольниками, опираясь на методическую литературу, касающуюся воспитания у детей первых чувств гражданственности;

• применять в работе с детьми некоторые сведения об историческом прошлом города.

Задача патриотического воспитания становится сегодня очень актуальной. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей, так как в дошкольном возрасте нравственные качества и чувства еще только начинают формироваться.

Педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, её героями, историческими деятелями, известными людьми, полководцами.

Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений):

1. Целевые прогулки и экскурсии;

2. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь москвичей, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п. );

З. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

4. Беседы с детьми о Москве;

5. Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);

6. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

7. Знакомство детей с народной декоративной росписью;

8. Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество;

9. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. д.)

10. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах;

11. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни.

Формируя начала патриотических чувств у детей, важно воспитывать в них уважение к ветеранам войны и труда:

- проводить беседы о подвигах советских воинов в период Великой Отечественной войны, а также при защите столицы нашей Родины - города Москвы;

- рассказывать о детях - москвичах, сынах и дочерях полка;

- устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, ветеранов России.

Основная работа в ДОУ включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, в труду, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Решение данных задач и обуславливает соответствующие направления воспитательной работы:

- вооружение детей знаниями о родной стране и формирование эмоционально положительного отношения к явлениям общественной жизни;

- стимулирование проявления дошкольниками активного отношения к окружающему в процессе творческой игровой и изобразительной деятельности;

- организацию общественно полезной деятельности дошкольников, содействующей накоплению опыта действенного отношения к окружающему.

Важнейшим направлением работы воспитателя детского сада является систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению дошкольников с родной страной.

Система знаний о родной стране для детей старшего дошкольного возраста, включает в себя:

- природоведческие сведения: знания о природе родного края, страны, животном и растительном мире; представления о значении природы в жизни людей, природоохранительной деятельности человека;

- сведения о жизни советского народа; особенностях труда людей родного края, страны; культуре, традициях народа; отношении советского народа к Родине;

- социальные сведения: достопримечательности родного города (села); знания о России, ее столице, символах, гербах разных стран;

- некоторые сведения из истории страны: памятники города (села), улицы, названные именами героев, награды города, знания о жизни народа до событий, связанных с Великой Отечественной войной.

При отборе содержания знаний важно исходить из учета требований научности, доступности, возрастных особенностей детей, логической последовательности подачи материала, его воспитательной ценности, а также интереса детей к той или иной информации, возможности отражения полученных знаний в деятельности дошкольников.

Важным способом отбора сведений об окружающем мире для детей дошкольного возраста является краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми, прежде всего, близкого, доступного им материала. Использование в работе с детьми краеведческого материала соответствует возрастным особенностям дошкольников, их конкретно – образному, наглядному мышлению. Ребята легче усваивают материал жизненно близкий, который они могут непосредственно воспринимать. Материал о родном городе (селе), живущих в нем людях, природе родного края является основой формирования более абстрактных понятий о России, с гимном, флагом и гербом государства.

Для реализации патриотического воспитания дошкольников необходимы:

- создание благоприятных материально – технических и социальных условий;

- обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;

- последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;

- тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыты.

Важной формой в ознакомлении дошкольников с родной страной является совместная образовательная деятельность, в процессе которой осуществляется опосредованное знакомство детей с окружающим миром, формируются понятия. Ведущим методом здесь выступает убеждение, а средством его выражения – слово воспитателя. Эмоциональная атмосфера во многом определяется умением воспитателя выразительно читать, интересно рассказывать, передавать свои чувства с помощью интонации, паузы, мимики, жеста.

Одним из важных принципов построения такого педагогического процесса является тематическое планирование познавательного материала. Приступая к работе по той или другой теме, воспитателю важно продумать, как он подготовит детей к восприятию фактов и событий, на каких примерах остановит внимание детей, расскажет подробнее, а для каких достаточно будет лишь реплики, замечания.

Различные темы воспринимаются детьми по-разному, но все возникающие в связи с узнаванием материала эмоции и чувства сливаются в одно большое чувство – любовь к Родине.

Важно использовать наглядный материал, опыт и чувства детей, непосредственное окружение, нужно побуждать ребят задавать вопросы воспитателю. Все это сделает представленный материал запоминающимся.

Приветствуется оформление и функционирование в дошкольных образовательных учреждениях детских библиотек, книжных уголков, содержащих произведения художественной литературы, например, о героях Великой Отечественной войны, героях – защитниках России и т.д.

Познавательная литература (детские энциклопедии, справочники), иллюстрации о городах-героях, памятники Великой Отечественной войны, репродукции картин русских и советских художников, воспевающих красоту земли Российской и героизм ее защитников, зарождают в душах детей не только чувство прекрасного, но и развивают их духовный мир, уважение к защитникам Родины.

Создание в дошкольных образовательных учреждениях мини-музеев «Воинской доблести и славы» является значимым для воспитания патриотов.

Значимость мини-музея достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, знакомятся с материалами из «семейного архива», подлинными предметами и вещами, старинными фотографиями, слушают рассказы о боевых подвигах, песни военных лет, но и сами читают стихи, истории, задают вопросы, размышляют, беседуют.

Всё это, а также выработанные определённые правила общения и поведения в музее, зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения к истории своей семьи, страны. Мини-музей в детском саду – первая ступенька приобщения ребёнка к музейной педагогике, к выходу в большой мир музеев.

Разговор с детьми будет интересен и результативен, если воспитатель не только овладеет документальным материалом, но и сумеет передать своим маленьким слушателям чувства уважения, восхищения героизмом участников Великой Отечественной войны.

Особую значимость приобретает работа с семьей дошкольников. При осуществлении данной деятельности необходимо сделать родителей своими помощниками. Практика показала, что родители изредка совершают прогулки с детьми по городу, и сами мало знают о своём городе, его памятных местах. Для просвещения родителей можно использовать папки-передвижки, информационные материалы, беседы, родительские встречи и т. д. Родителям можно посоветовать совершать с детьми прогулки по городу. Это могут быть разные объекты, с учётом места жительства семьи. Желательно посмотреть праздничный парад (по телевидению), праздничный салют, поучаствовать в массовом празднике поселка, города.

Надо напомнить родителям, что ребёнка к предстоящей экскурсии следует соответственно подготовить, продумать, что и как рассказать о том или ином объекте, напомнить и своим примером показать, что мальчикам, например, необходимо снимать головные уборы у обелисков; дать возможность возложить к памятникам цветы.

Приобщение детей к оформлению праздника – именно та деятельность, где ребёнок, участвуя в доступных ему видах художественного труда, проявляется как конструктор, художник-дизайнер, мастер. Праздник в таких условиях проходит особенно радостно, весело, эмоционально, торжественно и остаётся в памяти детей ярким событием. Ребятам дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество в процессе оформления помещений, изготовления сувениров, подарков для гостей, родителей, близких людей. Хорошо, если взрослые предложат старшим дошкольникам посмотреть эскизы к оформлению, вместе с детьми отберут те, которые особенно понравятся. Затем можно продолжить работу ребят по дальнейшему творческому поиску. Надо определить размер изображения в соответствии с площадью стены, простенка, продумать, каким будет изображение – плоским или объёмным. Педагог советуется с детьми, выслушивает их предложения, предлагает свои решения. Необходимо подобрать соответствующий материал. Если это бумага, ткань, ленты, тесьма, шнур, то важно их качество, цвет, размер листов или кусков. Если керамические вазы, то важно отобрать такие, в которых красивее размещались бы весенние цветы, ветки либо комнатные растения. Воспитатель имеет возможность научить ребят пользоваться разнообразными инструментами, необходимыми в работе художников-оформителей: линейками, лекалами, длинными линейками, циркулем, сантиметровой лентой, шаблонами, трафаретами и пр.

Успешная реализация усвоения знаний дошкольниками должна строиться на основе следующих принципов:

  1. предлагаемый детям материал должен быть доступен, прост и понятен;

  2. следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный или демонстрационный) оказывал воздействие, на максимально возможное количество органов чувств;

  3. обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое объяснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета объяснения.

Приведём пример конспекта занятия по патриотическому воспитанию на тему«Россия — Родина моя» (автор К.А. Ибряев)

Цель: Формирование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и стране.

Программные задачи:

• Закрепить знания о нашей стране и государственной символике.

• Познакомить детей с картой России. Учить находить на карте страну и ее столицу.

• Развивать словарный запас.

• Формировать патриотические чувства на основе беседы о родном городе и стране.

Оборудование и материалы: глобус, карта России, изображения российских герба и флага, паззл «Российский флаг»; маленький красный флажок, мяч; красный маркер; аудиозаписи, презентация «Моя родина-РОССИЯ», мультимедийное оборудование (интерактивная доска).

Ход занятия:

Дети сидят на стульях, воспитатель входит в зал с букетом ромашек.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какой красивый у меня букет. А вы знаете, как называются эти цветы?

Дети: ромашки.

Воспитатель: Верно, ребята. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Людмилы Бурденко «Ромашковое поле».

Ромашки, ромашки – цветы полевые,

Вы символ российских полей.

Ромашки, ромашки – вы солнца кусочек,

Вы светлый денёчек России моей.

Ромашки, ромашки, кто сеял вас в поле,

Какой же вы в жизни имеете вес?

«Посеял нас ветер, земля нас растила,

А небо дождём поливало с небес».

И солнце тепло нам дарило лучами,

А силы нам Боженька дал.

Мы помним, как шли здесь бои полевые,

Мы - память сынов тех, кто жизнь здесь отдал.

И наша задача напомнить всем людям,

Что жизнью своею обязаны им,

Кто кровь здесь пролил за родную Отчизну,

Мы светлую память о них здесь храним».

И если однажды сорвёшь ты ромашку,

Ты помни, здесь ветер не просто её посадил,

В ней сила и слава, и свет в ней России,

В ней память о тех, кто тебя защитил.

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение?

Предположительные ответы детей: О ромашках, о России, о погибших воинах…

Воспитатель: Одним словом это стихотворение о нашей Родине.

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес.

Т. Бокова

Воспитатель: А как вы думаете, что такое Родина?

Предположительные ответы детей: Родина - это место, где ты родился. Это твоя улица, твой дом.

Воспитатель: Верно. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина - это не только твой дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, город. Это - твоя страна.

Воспитатель: Ребята, а как называется наша страна?

Дети: Россия.

Воспитатель: Россия… Вслушайтесь в это слово.

Россия - как из песни слово,

Березок юная листва.

Вокруг моря, сады и горы,

Раздолье, русская душа.

С. Васильев

Воспитатель: Россия – могучая и величественная страна. По всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. Наше государство настолько огромно, что когда в одной его части наступает ночь, то в другой - начинается день, в одной его части – идет снег, а в другой – светит солнце. Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане России – россияне! Россия – это самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны. В России больше тысячи городов, много сел, деревень. Богата наша страна нефтью, газом, лесом.

Давайте, найдем его на карте и обведем его границы.

(Воспитатель вызывает детей по очереди, и они маркером обводят границу России.)

Воспитатель: В нашей стране множество городов, деревень, поселков. А как называется город, в котором мы живем?

Дети: Магнитогорск

Воспитатель: Наш славный город богат своей историей. Ребята, послушайте стихотворение о нашем городе.

Воспитатель: А как называется самый главный город нашей страны, столица нашей Родины?

Дети: Москва.

Воспитатель: Ребята, а давайте найдем ее на глобусе?

Задание «Найди город на глобусе».

(дети подходят к глобусу, находят г. Москва и отмечают его маленьким красным флажком)

Воспитатель: А давайте вспомним пословицы и поговорки о нашей столице.

• Москва создана веками.

• Москва - всем городам мать.

• Кто в Москве не бывал, тот и красоты не видал.

• Не за один день Москву строили!

• Москва - третий Рим.

• В Москве чуть-чуть не считается!

Воспитатель: Молодцы, много пословиц вспомнили.

Воспитатель: Каждая страна мира имеет столицу, символы, традиции, историю, людей, прославивших ее. Ребята, назовите, пожалуйста, символы нашей страны.

Дети: Флаг, герб и гимн России.

Воспитатель: Верно. Расскажите о российском флаге. Какие цвета на нашем флаге?

Дети: Белый, синий. красный.

Воспитатель: Правильно. Российский флаг состоит из трех полос, поэтому его называют «триколор». Верхняя полоса — белая, как чистый снег, средняя полоса — синяя, как ясное небо, а нижняя полоса — ярко-красная, как солнышко на рассвете.

«… Три полоски флага – это неспроста:

Белая полоска – мир и чистота.

Синяя полоска – это цвет небес,

Куполов наглядных, радости, чудес.

Красная полоска – подвиги солдат,

Что свою Отчизну от врагов хранят.

Он страны великой самый главный знак, -

Доблестный трёхцветный наш российский флаг!»

Воспитатель: Давайте, ребята, рассмотрим флаг. Что вы можете о нем сказать? Какой он?

Предположительные ответы детей: Торжественный, нарядный, трехцветный, большой...

Воспитатель: Ребята, подойдите к столу, я вам предлагаю собрать паззл «Флаг России».

После того, как дети соберут паззлы, воспитатель подзывает их к мольберту, на котором изображен герб России.

Воспитатель: Посмотрите это герб – еще один символ России.

«…У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад - на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый, он и гордый.

Он – России дух свободный».

В. Степанов

Воспитатель: Ребята, а ведь есть еще один символ. Какой?

Дети: Гимн.

Воспитатель: Давайте его послушаем.

Звучит аудиозапись «Гимн России». муз. А. Александрова. сл. С. Михалкова.

(после прослушивания дети садятся на стулья)

Воспитатель: Сейчас прозвучал гимн России. Что вы можете сказать о нем? Какой он?

Предположительные ответы детей: Торжественный, величественный, гордый, красивый.

Воспитатель: Гимн, герб и флаг - это символы, которые есть у каждого государства.

… Берегите Россию!

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой!

Берегите Россию!

Нет России другой.

(Е. Синицын).

Приведём игры для патриотического воспитания в ДОУ (автор Т.А. Березина)

1. Игра «Найди флаг и герб России».

Командам предлагается как можно быстрее выбрать флаг и герб России из других похожих флагов и гербов других стран и объяснить свой выбор.

2. Игра «Кто больше назовет ?»

Дети по очереди называют города России (реки, озера и моря, национальные праздники, героев России, известных писателей, художников и др.).

3. Игра «Найди пару».

Детям предлагается составить пары из предлагаемых картинок — флаги и гербы России и других знакомых ребенку стран, природные особенности края и люди в типичных для края костюмах (чабан житель Крайнего Севера, житель Средней полосы, южанин), их жилища.

Литература:

1. Кокуева, Л.В. Особенности региональной программы "Я и моя Родина" / Л. В. Кокуева // Начальная школа плюс До и После. - 2003. - N 12. - С. 57-59.

2. Крыловская, Н. Праздник в детском саду / Н. Крыловская ; Н. Крыловская // Искусство в школе. - 2007. - N 3. - С. 36-37.

3. Казакова, И. Особенности патриотического воспитания дошкольников / И. Казакова // Обруч. - 2003. - N 6. - С. 8-9.

4. Маркова, Н. А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства / Н. А. Маркова ; Маркова Н. А. // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2008. - N 4. - С. 85-89.

5. Воспитание детей в игре [Текст] /под ред. Д. В. Менджерицкой. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с., [8] л. ив. ил.: ил. - (Б-ка воспитателя детского сада). - [Рек. Мин. проев. СССР].

6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада /под ред. А. М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1980. - 112 с.

7. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практ. пособие / сост.: Натарова В. И. [и др.]. - Воронеж : Учитель, 2005. - 205, [3] с. - ISBN 5-98225-031-7.

Просмотров работы: 5026