РОЛЬ ТРАДИЦИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РОЛЬ ТРАДИЦИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Попов К.В. 1
1Тульский государственный педагогический университете им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование личности представляет собой сложный, многогранный процесс. В качестве ведущих регуляторов развития выступает система ценностных ориентаций и установок личности. Современная социокультурная ситуация в России отличается динамизмом и характеризуется системным духовно-нравственным кризисом, который проявляется в первую очередь в «размывании» традиций и ценностей молодежи, в том числе обучающейся в вузах.[1] В результате процесс включения молодежи в социокультурное пространство на основе нравственных ценностей и моральных норм оказывается деформированным, что негативно сказывается как на жизнедеятельности общества в целом, так и самого молодого человека. Сложность и неоднозначность современной социокультурной ситуации приводит к исчезновению многих традиций, сложившихся в процессе обучения и воспитания. С точки зрения ряда ученых это можно рассматривать как духовно-нравственный, гуманитарный кризис.[4] В связи с этим, важную роль играет социокультурная среда высшего учебного заведения, благодаря которой осуществляется процесс формирования личностных качеств студенческой молодежи.

Юношеский («студенческий») возраст – период развития человека от 16-17до 20-21 года. Это время характеризуется началом самостоятельной, взрослой жизни, связанной со становлением авторства.[5] Студент должен очень быстро сориентироваться и с новых позиций освоить способы и методы учебной деятельности, понять систему норм и правил, существующих в вузе, на факультете и в учебной группе. Важно разработать свою систему ценностей по отношению к учебе и будущей профессиональной деятельности. [2] Процесс адаптации первокурсников часто сопровождается переживаниями, связанными с уходом из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неподготовленностью к обучению в вузе; неумением осуществлять психологическое саморегулирование собственного поведения и деятельности. В силу недостаточности жизненного опыта молодые люди нередко путают идеалы с иллюзией и романтикой. В поведении юношей и девушек проявляется внутренняя неуверенность в себе, сопровождающаяся иногда внешней агрессивностью, развязностью или представлением о собственной неполноценности. В студенческом возрасте нередки и разочарования, несоответствие ожиданий и представлений о профессии и реальностью ее освоения. Являясь одним из основных образовательный институтов общества, университет становится носителем фундаментальных традиций и ценностей, которые выполняют не только образовательные и научно-исследовательские, но и воспитательные функции.

Несмотря на быстрое развитие и совершенствование системы образования, университетские традиции по-прежнему считаются важнейшим источником стабильности не только образовательного, но и воспитательного процесса. Изучение проблемы воспитательного потенциала традиций вуза и факультета невозможно без конкретного изучения позиций и мнений самих студентов. Традиция содержит в себе не только нормы поведения, но и символический круг ментальных смыслов, модели чувствования, мышления. Традиции – это способы их трансляции от поколения к поколению.[3]

Студентам предлагалось принять участие в анкетировании с целью изучения роли традиций в социокультурной среде университета. В опросе приняли участие 43 студента, из них 28 юношей и 15 девушек. Возраст опрашиваемых: 17-20 лет – 28 человек (12 девушек и 16 юношей); 21-23 года – 15 (три девушки и 12 юношей).

При ответе на вопрос об определении понятия «традиция» 36 студентов (83,7%) считают традиции социальным и культурным наследием, передающимся от поколения к поколению и сохраняющимся в социальных группах в течение длительного времени, 7 студентов (16,3%) отметили, что это исторически сложившиеся правила и нормы, обязательные к соблюдению. При этом следует обратить внимание на то, что старшекурсники в большей степени понимают значимость традиций для последующих поколений и необходимость их сохранения в будущем.

Большинство студентов – 35 (81,4%) отметили, что вуз и факультет обладают сложившимися традициями и ценностями.

Наибольшее число респондентов – 35 (81,4%) назвали в качестве традиционных мероприятий КВН и мероприятия, посвященные праздничным историческим датам. Значительное число студентов – 16 (37,2%) выделили проведение волонтерских мероприятий, что показывает их высокий уровень самосознания и активную жизненную позицию. 9 студентов (21%) назвали одним из традиционных мероприятий выезды на учебу студенческого актива. Среди других традиционных мероприятий студентами были названы: мероприятия, проводимые ко Дню защиты детей, «Дом, в котором мы живем», научные конференции. К числу факультетских мероприятий, которые являются традиционными, 28 студентов назвали «Знакомьтесь, мы-1 курс!», мероприятия, проводимые в детских домах (24 студента) и волонтерскую работу (16 студентов). Показательно, что 11 студентов (25,6%) назвали не указанные в вариантах ответов: поздравления выпускников, работу дискуссионного клуба «Мнение», фестиваль для детей из детских домов «Весенняя капель», профориентационный проект «Один день в вузе». Это свидетельствует о заинтересованности студентов в факультетских делах. Следующая группа вопросов требовала не просто формальных ответов, а предполагала выявления степени участия студентов в жизни вуза и факультета. Большинство студентов постоянно принимают участие в проводимых мероприятиях – 36 студентов (83,7%), и только 7 респондентов (16,3%) участвуют в традиционных мероприятиях вуза и факультета эпизодически.

Характеризуя личностные качества, которые приобретают студенты, участвуя в традиционных мероприятиях, большинством названы: активность (88,4%) и самостоятельность (51,2%). Студенты также назвали следующие качества (15,1% респондентов): креативность мышления, ответственность, коммуникабельность, смелость и уверенность в себе. Среди формируемых ценностей были названы: свобода и ответственность (93%), любовь к Родине (34,9%), альтруизм и жертвенность (14%). Среди других ценностей были выделены: патриотизм, трудолюбие, уважение к другим людям (12,4% респондентов). Важная роль отводилась вопросу, в котором студенты выделили традиции, связанные с профессиональным самоопределением студентов. В первую очередь это различные стажировки. Их назвали 33 студента (76,7%). На втором месте – проведение профессиональных конкурсов (37,2%) и на третьем – защита карьерного портфолио выпускника (18,6%). Среди других традиций профориентационной направленности 5 студентов (12%) назвали олимпиады по специальности и встречи с работодателями. Значимость таких традиций в первую очередь понимают студенты старших курсов, которым вскоре предстоит начать самостоятельную профессиональную деятельность.

Студенты активно предлагали проведение мероприятий, которые могут стать традиционными. Студентами 2 курса были предложены: день самоуправления, ежемесячные экскурсии по историческим местам и посещение культурных мероприятий, день профилактики вредных привычек, день творчества, дни помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Это свидетельствует о высокой степени сознательности и готовности бескорыстно оказать помощь нуждающимся и больным людям. Студенты старших курсов предложили сделать традиционными: работу антинаркотического волонтерского отряда, день здоровья, день помощи бездомным, день бесплатного оказания юридических услуг, школу волонтера. Предлагаемые студентами мероприятия являются социально значимыми и имеют большое воспитательное значение.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство студентов понимают важность традиций в процессе воспитания студентов и становления личностных и профессиональных качеств выпускника педагогического вуза и факультета искусств, социальных и гуманитарных наук ТГПУ им. Л.Н.Толстого. Положительно, что значительная часть студентов (более 83%) принимают участие в проводимых традиционных мероприятиях. Студенты старших курсов, имея значительный опыт участия в учебном и воспитательном процессе, в большей степени понимают, что при проведении традиционных мероприятий формируются не только черты личности, но и важнейшие ценности, такие как патриотизм, свобода, любовь к Родине и другие, способствующие профессиональному и личностному самоопределению студентов.

Изучение воспитательного потенциала традиций на примере направления подготовки «Организация работы с молодежью» включало не только проведение анкетирования, но и подготовку проекта заседания Клуба организаторов работы с молодежью Живого журнала «Студенческая жизнь». Первокурсникам под руководством членов клуба предлагалось создать свой журнал с начала учебного года. Его страницы включали: страницу руководителя программы «Образовательный маршрут»; страницу «Мы будущие специалисты»; страницу выборов совета студенческой группы и старосты; страницу «Мои первые студенческие достижения» и «Моя индивидуальная траектория». В результате первокурсники знакомились с содержанием образовательной программы, традициями факультета; друг с другом, выбирали студенческий актив, формулировали свои ожидания от обучения.

Таким образом, именно вузовские традиции, являясь элементом социального и культурного наследия, становятся не только моделью мышления и поведения, но и представляют собой ценность и форму передачи опыта от поколения к поколению.

Список литературы

  1. Бордовская Н.В., Реан А.П. Педагогика. – СПб.: Питер, 2007. - 304с.

  2. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 464с.

  3. Колосова Е.М., Захаров К.П. и др. Традиции университета и воспитание студентов. - СПб: Изд-во Автономная некоммерческая организация «Центр информатизации образования «КИО», 2007. -97с.

  4. Маторина О.П., Соколова О.А. Содержание образования на основе компетентностного подхода // Инновации в образовании. 2013. №1 . С. 61.

  5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основные ступени развития субъектности человека // Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000. - C. 212-385.

Просмотров работы: 1611