ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЕРЕВОДУ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЕРЕВОДУ

Боброва Д.В. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время большое значение приобретает воспитание толерантности. Это обуславливается тем, что в современном мире данная проблема является темой различных дискуссий как в нашей стране, так и за рубежом. Мы все живем в многонациональном, поликультурном обществе, где прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, явился основой конфликтов между людьми. Участились случаи насилия, дискриминации, неуважения к человеку другой национальности, веры, культуры, другой точки зрения, которые затем перерастают в войны религиозного и межэтнического характера, и могут явиться факторами межличностного противостояния. Данная тенденция связана с недостаточным уровнем толерантности, жестокостью по отношению друг к другу, неумением тактично излагать свою позицию, не задевая интересы других людей.

Данные проблемы чрезвычайно важны для российского государства, особенно для Южного федерального округа, где наиболее часто происходят случаи, характеризующиеся столкновением противоположных точек зрения относительно религии, национальности и культуры. Такие процессы сопровождаются пробуждением национального самосознания народов, населяющих южную часть России. Поэтому формирование толерантного поведения должно занимать особое место в образовании и воспитании молодежи.

В Новой Философской энциклопедии имеется следующее определение термина: «Толерантность (от лат. tolerantia – терпимость) – качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие» (НФЭ, 2001).

В 1995г. на Генеральной Конференции ЮНЕСКО была утверждена «Декларация принципов толерантности», согласно которой «толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» (Мирошниченко, 2007: 95).

Изучение иностранного языка значительно воздействует на эмоциональный мир личности и ее ценностные ориентации. Это дает множество путей решения проблем толерантности, причем в конечном счете целью обучения является не только формирование человека – носителя знаний, а развитие внутреннего мира человека, и морального воспитания.

Обучение языку – это всегда межкультурное взаимодействие. В этом случае самым важным выступает тот факт, что иностранная культура не хуже и не лучше родной – она просто другая, поэтому относиться к ней нужно с уважением и пониманием, то есть проявлять толерантность. «Межкультурная толерантность выступает ценностью и целью для учащихся. Цель выступает как движущая сила, следовательно, формирование межкультурной толерантности и должно быть целью» (conference.osu.ru).

На занятиях по переводу студенты получают учебный текст, который отражает своеобразие восприятия мира и психического склада носителей иностранного языка. При изучении текстов на иностранном языке, студенты на переводческом отделении овладевают не только единицами языка, но и приобретают лингвострановедческие, культуроведческие и социолингвистические компетенции. На занятиях по переводу чаще всего происходит диалог культур, тем более, что аудитория представлена разными этносами. В студенческой группе обучаются люди разных национальностей. Для некоторых русский язык не является родным, а иностранным, как, например, английский или немецкий.

Таким образом, диалог культур выступает важнейшим средством воспитания толерантности на занятиях по переводу. Студенты обмениваются мнениями и опытом, знакомятся с особенностями и традициями других культур, что способствует воспитанию толерантной личности.

Литература

  1. Мирошниченко, Л., Шарафеева, А. Программа воспитания культуры толерантности в университете / Л. Мирошниченко, А Шарафеева – Высшее образование в России, 2007, №9. – С. 94-97.

  2. Новая философская энциклопедия: в 4 томах. Ин-т философии РАН / Под ред. В. С. Стёпина.М.: Мысль, 2001/

  3. Алешина, А. И. Аксиологический подход к формированию межкультурной толерантности при обучении иностранным языкам // Методический аспект изучения иностранных языков.Секция 15. – Режим доступа: http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf5/15.pdf .

3

Просмотров работы: 965