РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Овчеренко М.Э. 1
1Тульский государственный педагогический университете им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Важнейшей задачей любого общества является создание таких условий жизнедеятельности молодежи, которые побудят их быть честными, интеллигентными, высокообразованными и социально ответственными членами общества. Важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества является эффективная государственная молодежная политика, одна из основных целей которой – вовлечение молодежи в социальную практику путем развития добровольческой деятельности .

Добровольцы– люди, независимо от возраста, своего социального положения, должности, религиозных или политических убеждений, посвящающие часть своего личного времени, знаний для помощи другим людям, улучшения окружающей жизни или развития общества в целом, работая без вознаграждения (безвозмездно), на основе своего свободного, осознанного выбора [1]. По мнению Л.Е. Сикорской, добровольчество - это «способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, таких как доброта, безвозмездная помощь любому человеку независимо от его положения в обществе, культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола» [2]. Добровольческая деятельность осуществляется молодежью безвозмездно на основе доброй воли и свободного выбора.

Очень широк спектр деятельности, где требуется волонтерская помощь. Молодой человек может выбрать для себя тот вид добровольческой деятельности, который отвечает его потребностям и позволяет реализовать собственные устремления: работа с социально незащищенными группами населения (дети-сироты, инвалиды, пожилые люди, бездомные, беженцы, бывшие заключенные и другие); служба в больницах; психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков; профилактика здорового и безопасного образа жизни; работа, направленная на восстановление и сохранение исторических и природных памятников; защита окружающей среды, помощь животным; досуговая и творческая деятельность и др.

Роль добровольчества состоит в том, что это труд на благо других, реальная возможность для каждого молодого человека развивать свои лидерские качества, найти им практическое применение, а в конечном итоге своим добровольческим участием — изменять окружающую и свою жизнь к лучшему.

Важными этапами в развитии волонтерского движения стала подготовка студентов в ТГПУ им. Л.Н.Толстого с 2004 года по специальности «Организация работы с молодежью», с 2011 года по направлению подготовки «Организация работы с молодежью». Студенты данной специальности и направления подготовки являются основными двигателями волонтерского движения.

С целью изучения особенностей развития профессиональных и личностных качеств у студентов – будущих организаторов работы с молодежью в процессе добровольческой деятельности было проведено анкетирование. Анализ анкетирования показал, что студенты имеют хорошее представление о понятии и направлениях добровольческой деятельности. Большинство респондентов выделяют следующие актуальные направления волонтерской деятельности: экологическое, патриотическое и духовно-нравственное, поисковое, спортивное, творческое, помощь детям и ветеранам, здоровый образ жизни, профилактика ВИЧ и СПИДа, профилактика употребления наркотических средств и психотропных веществ, охрана окружающей среды, помощь животным и др. Также большинство имеют практический опыт участия в добровольческой деятельности через реализацию волонтерских социально значимых проектов. Значимым является то, что студенты разрабатывают и реализуют собственные добровольческие проекты, представляют их на различных конкурсах проектов. Анкетирование показало, что от первого к пятому курсу студенты получают хороший опыт в организации педагогического сопровождения волонтерской деятельности, взаимодействия школьных и вузовских волонтерских отрядов. Значимым является то, что имеет место четкая взаимосвязь между участием студента – будущего организатора работы с молодежью в добровольческой деятельности с его профессиональной деятельностью, с развитием профессионально важных качеств и компетенций. Важными профессиональными компетенциями будущего организатора работы с молодежью является способность осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодёжной проблематике; участвовать в подготовке эмпирических исследований по молодёжной проблематике, в развитии инновационных технологий в работе с молодежью, поддержке актуальных инициатив молодежи, владение навыками участия в социальных проектах и программах и др. Все они формируются и в процессе участия в участия в волонтерской деятельности. Таким образом, добровольчество является своеобразной площадкой для дальнейшего карьерного роста, развития профессиональных компетенций в области социального проектирования и добровольчества, способствует трудоустройству выпускника. Участие в волонтерской деятельности способствует развитию коммуникативных и организаторских способностей, лидерских качеств, раскрытию своего творческого и личностного потенциала, формированию навыков работы в команде и др. К моменту получения диплома обладают необходимыми навыками для будущей профессиональной деятельности. Актуальными вопросами добровольческой деятельности по материалам анкетирования, стали: «более широкое освещение успешно реализуемых волонтерских проектов», «развитие социального партнерства в волонтерской деятельности», «нормативно-правовая база волонтерской деятельности», «организация добровольческой практики», «внедрение дорожной карты» и др.

Список литературы

1. Сайт им М.А. Шолохова [Электронный ресурс] // Курс лекций Волонтерство: [сайт]. - [Б.м., б.г.]. – URL: http://www.mggu-sh.ru/metodicheskie-materialy.

2. Сикорская Л.Е. Толерантность в представлениях молодых российских волонтеров социальной работы // СОЦИС. – 2007. -№ 9.

Просмотров работы: 1932