ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

Семилеткина Д.А. 1
1Тульский государственный педагогический университете им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти учиться? Ответить на него порой трудно из-за недостатка жизненного опыта, самостоятельности, незнания себя. Наиболее важной проблема профориентации становится в старшем школьном возрасте 15 – 16 (17) лет, когда учащиеся определяются с будущей профессией. На данном этапе развития возрастает интерес к внутреннему «Я», оценка своих способностей и склонностей.

В связи с быстро изменяющимся рынком труда, выпускники школ не всегда имеют чётких представлений о профессиях, поэтому большинство из них поступают в ВУЗ на специальности и направления подготовки, не соответствующие их индивидуальным запросам и потребностями общества.

Выбор профессии один из главных критериев социализации и самореализации. Правильный выбор профессии способствует становлению человека как личности, накапливая профессиональный опыт, преобразуя его в собственные ценности и ориентации, развивая индивидуальные качества. Н.С. Пряжников утверждал, что существует неразрывная связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы… » [4].

«Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям» [5]. Основная цель профессиональной ориентации – помочь молодым людям определить профессиональный путь, разобраться в своих интересах и способностях.

Первое бюро профориентации молодежи было создано в 1908 г. в Бостоне. Именно деятельность этого бюро принято считать началом профориентации. В СССР понятие «профориентация» появилось в начале XX в., когда в стране произошел бурный рост промышленного производства и перед людьми встала проблема выбора профессии. В это время профориентация зарождается и в России. Над различными аспектами проблемы профориентации работали ведущие советские психологи и педагоги: А.Т. Болтунов, И.Н. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн, П.П. Блонский и С.Т. Шацкий и другие. Теоретическими и методическими основами профориентации занимался психолог Е.А. Климов. Он предложил разделить профессии на пять типов, в зависимости от предмета их труда: «человек-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ» и «человек-природа» [5].

В 80-е годы появились центры профориентации молодежи, которые занимались не только профориентацией школьников, но и разрабатывали новые подходы в организации и методике профессионального самоопределения. Меняется молодежь, должны совершенствоваться и технологии профориентационной работы. Сейчас от молодежи требуется готовность к творческому подходу в выборе профессии, постоянное обновление профессиональных знаний, высокая мобильность, выстраивание карьерных траекторий.

Одним из современных методов профориентационной работы с молодёжью являются интерактивные методы. Само понятие «интерактивность» означает «некую взаимную деятельность, а именно взаимодействие» [2]. Интерактивные методы предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем; способствуют формированию навыков и умений, выработке ценностей, создают атмосферу сотрудничества.

Использование интерактивных методов в профориентационной работе позволяет молодым людям более полно узнать о различных сферах профессиональной деятельности, в игровой форме познать особенности отдельных профессий. К интерактивным методам профориентации относятся: профориентационные деловые игры, профориентационные тренинги, проектные профориентационные методики и др.

Профориентационный тренинг является одним из эффективных методов профориентационной работы с молодежью и имеет ряд существенных преимуществ. Он помогает в активной форме получить необходимую информацию о профессиях, совместно выявить проблемные стороны выбора профессии, приобрести коммуникативные навыки и др.

В профориентации под тренингом понимается «совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, обучение и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений» [2]. Профориентационный тренинг существенно облегчает и ускоряет процесс овладения профессионально значимыми знаниями, умениями, навыками, которые необходимы для выбора будущей профессии, а также создает возможности для профессионального самопознания и самоопределения.

В 2013 году проведенное анкетирование среди учащихся 9 и 11 классов на базе МОУ «Молочно - Дворская СОШ» поселка Молочные Дворы Плавского района показало, что среди учащихся множество тех, кто еще не определился с будущей профессией. Это связано с рядом факторов: отсутствие интереса к выбору профессии, отсутствие мотивации, неумение соотносить профессионально- и личностно- важные качества с будущей профессией, узкий круг профессий для выбора. Учащиеся подтвердили, что профориентационная работа в школе не достаточно эффективна. Старшеклассники отметили, что для них представляют интерес интерактивные методы профориентации, которые подразумевают активное взаимодействие молодых людей друг с другом и со специалистами различных профессий.

Абсолютное большинство учеников 9 класса указали, что определились с будущей профессией. Ими были выделены такие профессии как: учитель, программист, железнодорожник, менеджер по туризму, ветеринар, повар, продавец, инженер. Однако многие из учащихся не имеют полного представления о выбранной профессии. Так, например, на вопрос «Что привлекает вас в выбранной профессии?», были получены ответы: «Не знаю, программисты нужны всегда», «Работа с детьми, предметы, которые я люблю – химия и биология», «Возможность проявить себя, пойти по стопам родителей», «Не знаю, что-то привлекло» и др. Большинство учащихся выбирают профессию, зная лишь внешнюю сторону какой-либо профессии. При этом, они берут за основу те знания и представления о профессиях, которые они слышали от родителей, учителей, СМИ, не оценивая объективно свой выбор.

На вопрос «Кто (что) повлиял(о) на твой выбор?», были получены следующие результаты: «выбор родителей», или «сам(а) решил(а)». Менее популярен был ответ «востребованность в обществе». Несмотря на то, что учащиеся «сами» сделали выбор, они колеблются с выбором ВУЗа, а также не знают, где готовят специалистов, выбранной профессии.

Как показало анкетирование, интересы учащихся в большинстве не соответствуют заявленной профессии. На вопрос «Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с желанием, интересом?», большинство ответило «нет»; также в качестве хобби были указаны: «игра в видеоигры», «просмотр видеофильмов», «футбол», «рисование», «чтение» и др. Так как школа находится в небольшом поселке, существует немного учреждений дополнительного образования, где подростки и старшеклассники могли бы заниматься в кружках и секциях. Поэтому, спектр увлечений учащихся не велик, что влечет за собой массу проблем, в том числе и проблемы профессионального определения.

На вопрос «В какой ВУЗ ты хотел(а) бы поступить?», многие указали ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Единичными ответами были: РГУ им. Есенина, МГУ, СПбГУ. Подобные ответы свидетельствуют о том, что девятиклассники еще не готовы сделать выбор учебного заведения. Для них приоритетом становится подготовка к предстоящим экзаменам, так как большинство на вопрос «Что ты делаешь, чтобы подготовиться к поступлению в ВУЗ?» ответили: «готовлюсь к экзаменам», «ничего». Это говорит о пассивности современных школьников, они не представляют себе явных ориентиров, целей и путей их достижения.

Для учащихся 9-го класса «Будущая профессия - это»: «хобби», «что-то важное в жизни», «мое будущее», «смысл жизни». Несмотря на столь отдаленные перспективы в выборе будущей профессии, школьники все же хотят получать удовольствие от процесса работы. И лишь один человек ответил, что для него «будущая профессия - это деньги».

На вопрос «Выделите профессионально- и личностно- важные качества, необходимые для выбранной профессии?», были получены ответы: «умение», «стремление», «коммуникабельность», «целеустремленность», «трудолюбие», «чуткость», «ответственность» и др. Таким образом, большинство из них выделяют лишь личностно- важные качества. О профессиональных качествах они знают лишь абстрактно, принимая за образ будущей профессии уже сложившиеся мнения в обществе.

На вопрос «Какие профориентационные мероприятия проходят в твоей школе?», учащиеся указали: факультатив «Профессиональное определение и профессиональное консультирование», «лекции», «профориентационные тесты». Это традиционные формы проведения профориентационной работы в школе. К сожалению, они являются малоэффективными методами, так на вопрос «Какие формы профориентационной работы ты считаешь интересными для современной молодежи?», были получены ответы: «деловая профориентационная игра», «тренинг», «экскурсия в ВУЗ», «встречи со студентами и специалистами». Также учащиеся указали, что профориентационные мероприятия, проводимые в школе не помогают им в выборе профессии.

Анализ анкет учащихся 11 класса показал, что больше половины класса не определились с выбором профессии («Определился(лась) ли ты с выбором профессии?»: «да» - 4 человека, «нет» - 7 человек). Это указывает на проблему профессионального выбора. Старшеклассниками были отмечены следующие профессии: учитель, дизайнер, переводчик, врач.

На вопрос «Что тебя привлекает в выбранной профессии?», учащиеся указали: «способность заниматься научной деятельностью», «общение с детьми», «творческая деятельность», «владение языками», «учить детей». Ответы определившихся с выбором профессии старшеклассников отражают их реальное представление о том, чем они хотели бы заниматься в будущем.

На выбор учащихся влияет ряд факторов. На вопрос «Кто (что) повлиял(о) на твой выбор?», были даны ответы: «родители», «никто», «интерес к профессии», «учитель», «программа по телевизору» и др. Для старшеклассника важна поддержка старших, но ни родители, ни учителя не должны «давить» на старшеклассника.

На вопрос «Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом? Какое?», учащиеся ответили: «пение, рисование», «вышивание», «чтение», «изучение английского языка». Увлечения старшеклассников отражают их направленность на выбранную профессию.

Старшеклассниками были выделены в качестве приоритетных ВУЗов такие как: ТУЛГУ, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, РХТУ им. Менделеева, МГУ. Большинство учащихся не ответили на вопрос «В какой ВУЗ ты хотел(а) бы поступить?». Это указывает как о неопределенности выбора профессии, так и о затруднении в выборе ВУЗа.

В 11-ом классе на первый план выходит подготовка к экзаменам. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос «Что ты делаешь (уже сделал(а)), чтобы подготовиться к поступлению в ВУЗ?»: «готовлюсь к экзаменам», «читаю соответствующую литературу», «посещаю подготовительные курсы».

На вопрос «Для меня будущая профессия – это…» старшеклассники ответили: «получение удовольствия от работы», «престижность, хорошая заработная плата», «любимое дело», «интересное занятие, часть жизни» и др.

Учащимися были выделены профессионально и личностно- важные качества будущей профессии: «любовь к будущей профессии», «образованность, компетентность, интеллигентность», «творческие задатки», «любовь к детям, терпение, усердие», «принятие быстрых решений» и др. В отличие от девятиклассников, учащиеся 11-го класса конкретнее представляют себе те качества, которые необходимы именно в их выбранной профессии.

Среди профориентацинных мероприятий, проводимых в школе, старшеклассниками были указаны: анкетирование, классные часы, профориентационные тесты. На вопрос «Помогают ли они тебе в выборе профессии?»: «да» - ответило 5 учащихся, «нет» - 5 учащихся, воздержался – 1 учащийся. Наиболее интересными, по мнению старшеклассников, являются: встреча со специалистами, экскурсия в ВУЗ, профориентационные тренинги, встреча со студентами. Один из старшеклассников предложил провести «один день в роли будущей профессии». Это доказывает, что интерактивные методы в настоящее время являются актуальной формой профориентации старшеклассников.

На основе результатов исследования было разработано тренинговое профориентационное занятие, которое может быть использовано учителями, психологами, а также организаторами по работе с молодежью в качестве профориентации молодежи. Профориентационное занятие включало 10 упражнений и заданий, выстроенных по схеме: вводная, основная и заключительная части. Например, основная часть включала следующие упражнения:

- упражнение «Имя - легенда» (учащимся предлагается придумать себе псевдоним–профессию, которой они хотели бы овладеть. Затем каждый из учеников представляется, говорит о той профессии, которую он выбрал для себя, кратко объясняя, чем она его привлекла и записывает ее на бейдж рядом с именем);

- упражнение «Калейдоскоп профессий» (ведущий раздает карточки каждой команде, в которых указаны пять групп профессий (по Климову). Затем командам дается задание: те профессии, которые написанные в каждой команде на бейджах, необходимо соотнести с классификацией представленной на карточке. Профессии необходимо вписать в один из столбцов. Правильность выбора проверяется ведущим);

- упражнение «Могу, хочу, надо» (снова образуется единая команда, которую необходимо разделить на две группы (группа «Хочу» и группа «Надо»). Один участник группы «Хочу» делает шаг вперед и говорит: «Я хочу быть бухгалтером (любая другая профессия)». Участники группы «Надо» отвечают: «Тогда тебе надо хорошо знать математику (любое другое необходимое для профессии условие)». Если выдвинутое условие соответствует способностям и возможностям участника группы «Хочу», он переходит в группу «Могу») и др. Данное тренинговое занятие было апробировано с учащимися и показало свою эффективность.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Издательский центр "Академия", 2010 г. 672с.

  2. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор». М.: Речь, 2008 г. 368 с.

  3. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2007 г. 333с.

  4. Пряжников Н.С. Профессиональное личностное самоопределение М.: Просвещение, 2008 г. 384с.

  5. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. СПб.: КАРО, 2008 г., 176 с.

Просмотров работы: 7839