ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

Байдерякова К.Ю. 1, Бабунова Е.С. 1
1Магнитогорский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность проблемы развития общения дошкольников со сверстниками определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (2013 г.), в котором ставится задача реализации программы, призванной обеспечивать полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных областях, в том числе и в сфере социально-коммуникативного развития.К целевым ориентирам дошкольного образования относятся социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты. Целевые ориентиры коммуникативного развития дошкольников опираются на психологические основы разработки проблемы общения в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, М.И.Лисиной, Г.А.Урунтаевой, Е.О. Смирновой, Т.А. Репиной и др. Педагогическими условиями развития общения детей дошкольного возраста со сверстниками занимались Л.М. Шипицына, С.С.Бычкова, А.Г. Рузская, Л.Г.Шадрина, А.Г Арушанова и др.

В исследовании С.Л. Рубинштейна показано что, под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.

Как показывает Б. Ф. Ломов, широкое распространение получила трактовка общения как деятельности. Оно рассматривается как один из "видов деятельности", как "деятельность общения", "коммуникативная деятельность" и т. п. Впрочем, иногда его определяют не как деятельность, а как “условие деятельности” или как ее “сторону”. В этой связи на процессы общения пытаются распространить теоретические схемы, сформировавшиеся при изучении предметно-практической деятельности либо некоторых других ее форм".

По мнению М.И. Лисиной, общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Этот особый вид деятельности имеет мотивы, предмет, содержание, средства, результат. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Б. С. Волков, Н. В. Волкова рассматривают общение как один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулирования основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.

Большой психологический словарь дает такое определение общению, «это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания». Б. Ф. Ломов утверждает, что общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты, что для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект.

По мнению А.А. Бодалева, общение это взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми.

Как показывает М.И. Лисина, помимо взаимной направленности действий людей при общении наиболее характеристикой его служит для нас то, что каждый его участник активен, т.е. выступает как субъект. Активность может выражаться в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, и в том также, что партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них. Когда два человека общаются, они попеременно действуют, и воспринимает воздействия друг друга. Поэтому мы не относим случаи односторонней активности: когда, например, лектор обращается по радио к невидимой ему аудитории или учитель дает урок по телевидению, а не в классе.

Для общения характерно то, что каждый его участник выступает в ходе его как личность, а не как физический предмет, «тело». В ходе общения люди адресуют друг к другу в расчете получить отзвук, ответ. Это позволяет легко отделить акты общения от всех других действий. Общение направлено на удовлетворение важной духовной потребности, которая является одной из ведущих на протяжении всей жизни человека. Потребность в общении состоит в стремлении к особого рода познанию себя и других как личностей, которое неотделимо от отношения, т.е. от стремления к оценке и самооценке. Продуктом общения выступает образ другого человека и самого себя, на основе чего совершается регуляция деятельности.

Анализ понятия «общение» и раскрытие его понимания позволяют подойти к определению его функций и значения. Легко вывести такие функции, как:

1) организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата);

2) формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);

3) познание людьми друг друга.

В процессе общения складываются субъектно–субъективные отношения, поскольку каждый его участник выступает субъектом, проявляет активность, адресующуюся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе.

Б.С.Волков и Н.В.Волкова выделяются пять функций общения:

- прагматическая – отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности;

- формирующая – появляется в процессе формирования и развития человека;

- подтверждающая – реализуется в процессе общения с другими людьми, когда человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя;

- организация и поддержание межличностных отношений – осуществляется на разных уровнях – от интимно-личностных до деловых;

- внутриличностная – реализуется в общении человека с самим собой через внутреннюю и внешнюю речь, построенную по типу диалога.

Г.М. Андреева предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Как показывает М.И.Лисина, формой общения называется коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризуемая по нескольким параметрам: 1) время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства; 2) место, занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности ребенка; 3) основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения; 4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе развития к общению с окружающими людьми; 5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляются коммуникации ребенка с людьми.

Также Лисина М.И. даёт описание четырех главных форм общения, представляющих собой возрастные уровни развития коммуникативной деятельности детей:

1. Ситуативно-личностной формы общения младенцев (возникает в онтогенезе первой - примерно в 0-2месяца, и имеет самое короткое время существования в самостоятельном виде - до конца первого полугодия жизни). Самая его характерная черта - удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Ситуативно-личностное общение занимает положение ведущей деятельности в первом полугодии жизни.

2. Ситуативно-деловая форма общения. Появляется в онтогенезе второй и существует у детей от 6 мес. до 3 лет. Она не занимает место ведущей деятельности, её занимает предметно-манипулятивная деятельность. Главные поводы для контактов детей с взрослыми связаны с их общим делом - практическим сотрудничеством.

3. Внеситуативно-познавательная форма, свойственна среднему дошкольному возрасту. Появляется в первой половине дошкольного детства. Она опосредствована и вплетена в совместную познавательную деятельность. Появляется потребность в уважительном отношении взрослого.

4. Внеситуативно-личностная форма - высшее достижение социального развития в дошкольном детстве. Появляется потребность во взаимопонимании и сопереживании. Здесь ведущий мотив общения личностный - взрослый выступает перед детьми в наибольшей полноте своих дарований, характерных черт и жизненного опыта. Он теперь для дошкольника не просто индивидуальность или абстрактная личность, но конкретное историческое и социальное лицо. Ребенок отражает не только ту сторону, которой взрослый прямо повернут к нему в данной ситуации, где взрослый его лечит, кормит, учит, - взрослый получает в глазах ребенка свое собственное, независимое существование. Для дошкольников приобретают живое значение такие детали из жизни взрослого, которые никак их не касаются, но позволяют воссоздать в полноте конкретных подробностей полнокровный образ этого человека.

По исследованиям Урунтаевой Г.А., специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко, эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослыми. В общении со сверстниками дети более раскованны, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию. В возрасте с четырех до шести лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. В пять-семь лет дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится. Они делятся со сверстниками своими познаниями, «планами на будущее» («кем я буду, когда вырасту»).

Как показывает Рузская А.Г., к шести годам у многих детей значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Детям важно, что и как делает другой ребенок (во что играет, что рисует, какие книжки смотрит), не для того, чтобы показать, что я лучше, а просто так, потому что этот другой становится интересен сам по себе.

Как рассматривает Ефимкина Р.П., к шести-семи годам для ребенка происходит расслаивание сферы человеческих взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым, в них нормы ставятся под индивидуальный контроль.

В исследовании Смирновой Е.О. и Утробиной В.Г. показано, что к старшему дошкольному возрасту отношение у сверстников снова существенно меняется. К концу дошкольного возраста усиливается эмоциональная вовлеченность в действия и переживания сверстника, сопереживание другому становится более выраженным и адекватным; злорадство, зависть, конкурентность проявляются значительно реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успеху, так и неудачам ровесника, готовы помочь и поддержать его. Существенно возрастает активность детей, направленная на сверстника (помощь, утешение, уступки). Появляется стремление не только отозваться на переживания сверстника, но и понять их. К семи годам значительно сокращаются проявления детской застенчивости, демонстративности, снижается острота и напряженность конфликтов дошкольников.

Ровесник становится для ребенка не только предметом сравнения с собой, но и самоценностной, целостной личностью, субъектом общения и обращения. Собственное «Я» ребенка уже не столь жестко фиксировано нас своих объектных качеств, но открыто для других людей, их радостей и проблем. Самосознание ребенка выходит за пределы своих объектных характеристик и объемлет переживания других. Другой ребенок становится уже не только противопоставленным существом, не только средством самоутверждения но и содержанием собственного Я. Именно поэтому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им и не воспринимают чужие успехи как свое поражение.

По мнению Мухиной В.С., в общении со сверстниками ведущими являются деловые мотивы, возникающие в совместной деятельности. Старшие дошкольники чувствительны к тому, в какой мере сверстники видят в них

16

личность, но еще далеко не все обладают способ­ностью видеть личность в сверстнике.

В исследовании Репиной Т.А. говорится, что важную роль при формировании навыков и умений вести себя в группе сверстников играют усвоенные детьми нравственные нормы поведения, выработанные обществом. В ходе такого усвоения, появляющиеся социальные мотивы поведения выступают первоначально, по определению А.Н. Леонтьева, как знакомые, как известные нравственные представления о том, почему следует поступать так, а не иначе. Затем при определенных условиях воспитания знакомые мотивы превращаются в реально действующие побудители поведения и поступки детей.

В.С. Мухина, отмечая многообразное влияние общения сверстников на развитие личности ребенка, пишет, что в дошкольном возрасте впервые складывается общественное мнение и возникает явление конформности. «…Дети начинают прислушиваться к мнению сверстников и подчиняться мнению большинства, даже если оно противоречит их собственным впечатлениям и знаниям».

В исследовании Смирновой Е.О. и Утробиной В.Г. показано, что к шести годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить что-либо или уступить ему. Безоценочная эмоциональная вовлеченность в его действия может свидетельствовать о том, что ровесник стал для ребенка предметом сравнения с собой, но и самоценной, целостной личностью.

По мнению Смирновой Е.О., в конце дошкольного возраста у детей складывается новая форма общения - внеситуативно-деловая. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте становится возможным «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий.

В исследовании Репиной Т.А показано, что исследование инициативности как одного из параметров общения является весьма важным, поскольку оно дает возможность получить представление о содержательной стороне общения детей друг с другом, о степени взаимодействия ребенка на сверстников в налаживании общения с партнером и развертывании, а также о некоторых личностных качествах дошкольника. В старшем дошкольном возрасте отношение к сверстникам становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного возраста возникают прочные избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки настоящей дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Они больше всего заботятся о своих друзьях, предпочитают играть с ними, сидеть рядом за столом, гулять на прогулке и т. п. Друзья рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других.

Таким образом, к старшему дошкольному возрасту, сверстник является для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению и совместной

деятельности, не только средством самоутверждения, но и субъектом обращения его целостного, неразложимого Я. Это дает основание говорить, что к концу дошкольного возраста в отношении детей к себе и к другому усиливается личностное начало. Ровесник становится для ребенка не только предметом сравнения с собой, но и самоценностной, целостной личностью, субъектом общения и обращения. Другой ребенок становится уже не только противопоставленным существом, не только средством самоутверждения, но и содержанием собственного Я.

Просмотров работы: 15507