СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Бальзамова Е.И. 1
1Российский государственный торгово-экономический университет (Тульский филиал)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Краткая информацияокомпании

Группа компаний «СУ-155» – один из крупнейших российских промышленно-строительных холдингов. Согласно рейтингу журнала Forbes «200 крупнейших частных компаний России — 2013» (статья от 26.09.2013), ГК «СУ-155» вошла в тройку крупнейших компаний России в области жилищного строительства. Промышленно-строительный холдинг «СУ-155» охватывает большое количество подотраслей. Для стратегического инвестиционного анализа рассмотрим только одну его подотрасль – гражданское (жилищное) строительство.

I этап. Анализ факторов внешней среды непрямого влияния (PESTLE-анализ)

P (группа политических факторов)

  •  
    • Федеральная целевая программа «Жилище» (Одной из важнейших задач государственной программы "Доступное жилье" является создание механизмов, позволяющих расширить число покупателей, готовых приобрести жилье при помощи кредитования. Нынешние условия получения кредитов оставляют подавляющее большинство граждан, желающих улучшить свои жилищные условия, за пределами рынка. Одно из существенных препятствий – высокая стоимость кредита, которая сегодня составляет в среднем 12% годовых в рублях, а на этапе строительства – 14% годовых. ГК "СУ-155" и Независимый Строительный Банк предлагают получить рублевый кредит под 8% годовых в инвестиционный период строительства жилья.)

    • Государственное финансирование отрасли (Для обеспечения жильем военных и переселенцев из ветхого жилья в 2014 году планируется увеличить финансирование строительной отрасли в 4 раза до 366 млрд. руб. В целом на торги на электронной площадке «Сбербанк-АСТ» столичные власти выставили 13 объектов на сумму более 7 млрд руб. По итогам аукциона два лота — на строительство 32,4 тыс кв. м. (7,6 тыс. кв. м и 24,8 тыс. кв. м) получила ГК «СУ-155». В результате ЗАО «СУ-155» получило два госконтракта по наивысшей цене — 1,53 млрд руб.)

    • Государственная поддержка строительных организаций (Государственные гарантии, субсидирование процентных ставок, реструктуризация налоговой задолженности, государственный заказ, таможенно-тарифная политика; субсидии на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки. Заявка СУ-155 получила предварительное одобрение межведомственной комиссии, Госгарантия на 2,6 млрд. рублей привлекается в рамках контрактов на строительство жилья для Минобороны в регионах.)

E (экономическая среда)

  •  
    • Основные внешние издержки (Постоянный рост тарифов на тепло- и электроэнергию негативно сказывается на финансовом состоянии ЗАО «СУ-155». На протяжении длительного времени ЗАО «СУ-155» не в полном объеме исполняет финансовые обязательства по договорам энергоснабжения принадлежащих ей объектов механизации строительства перед гарантирующим поставщиком электроэнергии ОАО «Мосэнергосбыт». В результате образовалась крупная задолженность за потребленную электроэнергию в размере 235 млн. рублей.)

    • Платежеспособный спрос населения (С января по июнь 2013 года увеличился спрос на квартиры небольшой площади - 87% в структуре продаж занимают одно и двухкомнатные квартиры, тогда как за аналогичный период 2012 года таких квартир было 80% от общего объема. Сдвиг структуры спроса связан со снижением платежеспособного спроса населения.)

    • Нехватка квалифицированных кадров (На квалифицированных рабочих приходится около 39% вакансий строительного рынка труда. Ощущается дефицит преимущественно квалифицированного отечественного персонала практически по всем позициям. Проблема отрасли - это огромное число нелегальных мигрантов, привлекаемых на строительство.)

S (социокультурные факторы)

  •  
    • Структура использования доходов населения (По данным Госкомстата структура использования денежных доходов населения изменилась, на I квартал 2013 года произошел сдвиг в пользу «сбережений» на 2,3%, также значительно уменьшились объемы денежных средств «на руках» - на 10%. Почти 80% россиян стараются периодически откладывать деньги, причем речь именно о целенаправленных сбережениях. Около трети россиян имеют сбережения, большинство из них копит на покупку квартиры. Кроме того, больше половины россиян считает недвижимость самым надежным вложением.)

    • Демографическая ситуация в стране (Улучшение демографической ситуации в 2013 году происходит не быстро, Россия в этой области достигла стабильности, и в последующие несколько лет ситуация будет оставаться без существенных изменений. Затем снова наступит спад.)

    • Реклама, симпатии покупателей (Согласно мониторингу отношения покупателей первичного жилья к компаниям застройщикам, проведенного этим летом исследовательским холдингом Ромир, ГК «СУ-155» была признана самым известным девелопером российского рынка. Группа также вошла в тройки лидеров в оценке компаний по атрибутам «Доступные цены», «Проверенная временем» и «Стабильная компания».)

  •  
    • Подготовка персонала (Между ГК «СУ-155» и рядом учебных заведений РФ заключены договора о социальном партнёрстве. Данный шаг позволяет компании успешно решать вопросы кадровой политики и закрывать открытые вакансии квалифицированными молодыми специалистами.)

T (технологическая среда)

Недостаточное инвестирование НИОКР в России и нехватка собственных средств значительно тормозят развитие технологий, которые развиваются быстрыми темпами за рубежом, но не в России.

  •  
    • Совершенствование существующих технологий (ГК «СУ-155» использует новую технологию сборки зданий – технология бессварного соединения, которая снизит затраты на строительство за счет уменьшения количества потребляемой электроэнергии, а также объемов металлоизделий и арматуры.)

    • Развитие новых технологий (В настоящее время за рубежом при строительстве жилых домов широко используется новая технология «Intelligent building» или «smart building» (система "интеллектуальное здание" или "умный дом") - позволяет экономить электроэнергию и прочие дорогие ресурсы. Единственный минус "интеллектуального" здания - его значительная стоимость. Подсчитано: в течение трех-пяти лет "умный" дом окупает себя.)

L (законодательная сфера)

  •  
    • Совершенствование существующей нормативно-правовой базы (Необходимо усовершенствование нормативно-правовой базы, особое внимание нужно обратить на устаревшие СНиПы. Устаревшие СНиПы и нормативы тормозят рост инвестпривлекательности отрасли, развитие строительной отрасли в целом, а также внедрение новых технологий в строительство.)

    • Изменения в законодательстве (Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" негативно сказывается на строительной отрасли.)

E (экологическая сфера)

  •  
    • Экологические требования при строительстве (В соответствии со СНиП 12-01 «Организация строительства» существует ряд требований, направленных на сохранение благоприятной экологической обстановки на территории строительных объектов. В ходе проведения проверки было выявлены допущенные ЗАО "СУ-155" нарушения требований ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ФЗ "Об отходах производства и потребления". Вследствие чего, ЗАО «СУ-155» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.)

    • Выделение вредных веществ в процессе эксплуатации здания (На все материалы получаются санитарные сертификаты, при получении которых проводятся испытания на радиацию и на различные включения, в том числе формальдегиды, которые влияют на атмосферу и людей. Современные технологии позволяют достаточно на низком уровне держать и контролировать уровень фенола и формальдегида (используются при изготовлении специальных клеев) и ограждать людей, которые проживают в квартирах, от применения данных материалов.)

II этап. Анализ факторов внешней среды непосредственного влияния

Предприятие – банк. Банки-партнеры: Зенит, Возрождение, Инвестторгбанк, ВТБ 24, Банк Москвы, РосЕвроБанк, Сбербанк, НС Банк, Московский Индустриальный Банк. ЗАО «СУ-155» заключило с данными банками соглашение об ипотечном кредитовании на льготных условиях.

Основным кредитором является ЗАО «СУ-155» является Сбербанк.

Предприятие – конкуренты.Наиболее значимые конкуренты ЗАО «СУ-155»: ГК «ПИК», ГК «МОРТОН», ОАО «Главстрой», ГК «Ренова-СтройГруп», ЗАО «Дон-СтройИнвест», ГК «Интеко». По итогам 2012 года лидерами по объемам сданного в эксплуатацию жилья стали: ЗАО «СУ-155» (1,43 млн кв.м), ГК «ПИК» (1,3 млн кв.м), ГК«МОРТОН» (0,8 млн кв.м), ОАО «Главстрой» (611 тыс. кв.м), ГК «Ренова-СтройГруп» (378 тыс. кв. м).

Главными преимуществами ГК «СУ-155» является: строительство востребованного на рынке жилья средней ценовой категории и эконом-класса; уникальный опыт замкнутого цикла строительства от проектного бюро до реализации готовых площадей; опыт комплексной застройки и социальных заказов; географическая диверсификация.

Главными недостатками ГК «СУ-155» является: относительно невысокое качество жилья; задержка сроков сдачи домов в эксплуатацию.

Предприятие – поставщики. ГК «СУ-155» объединяет 85 промышленных предприятий и строительных организаций, что позволяет закупать необходимые строительные материалы на самых выгодных условиях.

Уровень удовлетворенности клиентов. В III квартале 2013 года ГК «СУ-155» реализовала более 3,9 тыс. квартир (+20% к 2012 г.) общей площадью 211, 9 тыс. кв. м, что почти на 11% больше чем в аналогичном периоде прошлого года (2012 г. – 192,4 тыс. кв. м). «СУ-155» продолжала удерживать в III квартале лидерство как компания, предлагающая жилье по наиболее доступным ценам. Это все говорит о достаточном уровне удовлетворенности клиентов.

III этап. Анализ факторов внутренней инвестиционной среды

Сильные стороны

  •  
    • По итогам 2012 года ГК «СУ-155» была признана самым известным девелопером российского рынка, вошла в тройку лидеров в оценке компаний по атрибутам «Доступные цены», «Проверенная временем» и «Стабильная компания».

    • Для решения вопросов кадровой политики ГК «СУ-155» заключает ряд договоров с учебными заведениями РФ, тем самым обеспечивает себя квалифицированными молодыми специалистами. Также ЗАО «СУ-155» для профессионального роста молодых специалистов организовывает дополнительное обучение и создает условия для укрепления коллективов и для развития творческой инициативы молодых специалистов.

    • Использование новой технологии по сборке панельных домов с помощью бессварного соединения позволяет компании значительно снизить объем потребляемой электроэнергии, а также объемы металлоизделий и арматуры.

    • Благодаря жесткой политике компании в части контроля качества строительных материалов обеспечивается безопасность атмосферы и людей, проживающих в квартирах ГК «СУ-155».

    • ЗАО «СУ-155» имеет широко диверсифицированную структуру поставщиков

    • ЗАО «СУ-155» крупнейший участник строительной отрасли России, занимает лидирующие позиции по объемам сданного в эксплуатацию жилья, а также занимает большую долю строительного рынка среди своих конкурентов.

    • На протяжении долгих лет ЗАО «СУ-155» стабильно сохраняет минимальные цены на жилье. Например, минимальная стоимость квадратного метра жилой недвижимости ниже среднерыночной цены на жилье: более чем на 15-20% в Нижнем Новгороде, на 25-30% в Санкт-Петербурге, на 10-15% в Туле.

    • ЗАО «СУ-155» заключило соглашения с рядом банков об ипотечном кредитовании на льготных условиях. Такое предложение уникально для рынка, оно серьезно повысит спрос на покупку жилья у ГК «СУ-155».

Слабые стороны

  •  
    • Низкий уровень контроля над соблюдением требований «Об охране окружающей среды», что влечет за собой высокие штрафы.

    • Отсутствие консолидированной отчетности по МСФО, что мешает определить реальную рыночную стоимость компании, потенциал компании, ее привлекательность и надежность.

    • Зависимость ГК «СУ-155» от потребительского спроса и от уровня доходов населения.

    • Владелец ЗАО «СУ-155» контролировавший в НС Банке свыше 34% продал свою долю в 2013 году, это отрицательно скажется на возможности получения заемных средств на льготных условиях.

    • Относительно невысокое качество жилья.

    • Задержка сроков сдачи жилья в эксплуатацию.

IV этап. Комплексная оценка стратегической инвестиционной позиции предприятия.

Оценка факторов внешней среды непрямого и непосредственного влияния.

Показатель

Вес

Рейтинг

Сумма

Государственное финансирование отрасли

20%

+1

20

Основные внешние издержки

20%

-1

-20

Структура использования доходов населения

7%

0

0

Государственная поддержка строительных компаний

15%

+1

15

Демографическая ситуация в стране

6%

0

0

Сотрудничество с банками

10%

+1

10

Диверсифицированная структура поставщиков

12%

+1

12

Лидерство среди конкурентов

10%

+1

10

Всего

100%

-

47

Оценка факторов внутренней среды

Показатель

Вес

Рейтинг

Сумма

Совершенствование технологий

15%

0

0

Симпатия покупателей

8%

0

0

Подготовка персонала

7%

+1

7

Экологические требования при строительстве

15%

-1

-15

Географическая диверсификация

15%

+1

15

Низкая стоимость жилья

10%

+1

10

Качество жилья

17%

-1

-17

Задержка сроков сдачи жилья

13%

-1

-13

Всего

100%

-

-13

Матрица стратегических возможностей.

Можно осуществить наступательную агрессивную инвестиционную стратегию, направленную на усиление нейтральных сторон за счет факторов внешней среды.

Стоит отметить, что на успешность ЗАО «СУ-155» большое влияние оказывает качество возводимого жилья. Клиенты в 70% случаев недовольны качеством квартир. По большей части невысокое качество жилья связано с низкими ценами (в среднем на 20% ниже, чем у конкурентов), а также со сжатыми сроками строительства, которые ЗАО «СУ-155» часто нарушает. Следовательно, необходимо улучшить качество возводимого жилья за счет небольшого (5-7%) повышения стоимости квартир, обеспечить контроль над проверкой качества строительства перед сдачей объекта в эксплуатацию. Данное мероприятие обеспечит повышение качества строительства, и в тоже время позволит сохранить потенциальных покупателей, а также привлечь новых.

Также стоит обратить внимание на регулярное нарушение ФЗ «Об охране окружающей среды», что влияет на формирование отрицательного мнения у покупателей об ГК «СУ-155» и требует отвлечения значительных объемов денежных средств на уплату штрафов. Для этого необходимо обеспечить всесторонний контроль над соблюдением мер по охране окружающей среды, а также ввести систему штрафов для сотрудников, нарушающих их.

После чего необходимо будет произвести репозиционирование бренда (комплекс мер, направленных на формирование нового представления о бренде), при этом акцентировать внимание на произошедшие изменения: повышение качества возводимого жилья, выполнение сроков строительства, а также бережное отношение к окружающей среде.

ЗАО «СУ-155» занимается строительством жилья «эконом-класса» и занимает лидирующие позиции среди конкурентов. У ГК «СУ-155» есть возможность попробовать себя в строительстве других видов жилья: жилья «бизнес-класса», таунхаусов, поселков клубного типа, в том числе в регионах России. Например, при строительстве жилья «бизнес-класса» и таунхаусов можно использовать новую технологию «Intelligent building» («умный дом»), которая позволит привлечь достаточное количество состоятельных покупателей, так как европейские тенденции, новизна и мода оказывают положительное влияние на спрос на данное жилье.

Также руководству компании необходимо обеспечить консолидацию всех денежных потоков на одной компании ЗАО «СУ-155», это позволит реально оценивать потенциал компании, ее рыночную стоимость и надежность, что положительно отразится на получении заемных средств на выгодных условиях.

Список литературы:

  1. Газета "Ежедневные новости. Подмосковье", №222 (3154), от 26.11.2013 г.

  2. Инвестиционные стратегии: учебное пособие для студентов специальности 08010565 «Финансы и кредит» и направления 080100.62 «Экономика»/ Н. В. Ширяева, А. В. Пострелова. – Ульяновск: УлГТУ, 2012. – 138 с.

  3. Колмыкова Т.С.. Инвестиционный анализ: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 204 с. – (Высшее образование).

  4. Корчагин Ю. А., Маличенко И. П. Инвестиции и инвестиционный анализ. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

  5. www.forbes.ru – финансово-экономический журнал «Forbes», рейтинг «200 крупнейших частных компаний России — 2013» (статья от 26.09.2013)

  6. www.realty.rbc.ru – Проект РИА "РосБизнесКонсалтинг" - "РБК-Недвижимость"

  7. www.ria.ru - официальный сайт «РИА Новости»

  8. www.su155.ru – официальный сайт ГК «СУ-155»

Просмотров работы: 2959