ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ КРАЕВЕДЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ КРАЕВЕДЕНИЯ

Марфина Н.С. 1
1Тульский государственный педагогический университете им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он выступает одним из важнейших элементов в формировании мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих человека чувств патриотизма и уважения национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 года» патриотическое воспитание определяется как «систематическая и целостная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [2]. Цель патриотического воспитания связана с развитием в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития [3].

Одним из эффективных средств формирования патриотического воспитания и интенсивного включения детей и молодежи в общественную жизнь является краеведческая работа. Д.С. Лихачев писал, что «краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень» [4]. В толковом словаре Ю.И. Ожегова краеведение определяется как «изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно- исторических, экономических, этнографических особенностей» [5]. Объектами краеведения являются историческое прошлое, искусство, природа, культура. В.В. Болтушин выделяет следующие функции краеведения: культурообразующая, культурообъединяющая, воспитательная, просветительская, нравственная [1]. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций было и остается важнейшим направлением воспитания детей и молодежи.

Актуальным является изучение возможностей краеведения, позволяющего осуществлять патриотическое воспитание детей и молодежи. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация школьного краеведческого музея. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации. Фиксация происходящих событий является актуальной задачей школьного музея. Также важной целью деятельности музея является патриотическое и нравственное воспитание, привлечение к краеведческой деятельности, изучение истории родного края, школы.

Анкетирование по изучению отношения к краеведению как к средству патриотического воспитания молодежи было проведено в МОУ лицей №5г. Мценска Орловской области, ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого». В анкетировании приняли участие 20учащихся 10 и 11 класса; 25 студентов 2 курса направления подготовки «Организация работы с молодежью».

По мнению большинства школьников (75%) краеведение - это воспитание любви к родине, остальные 25% отметили, что краеведение - это уважение к старшим и воспитание достойного гражданина нашей страны. Студенты единогласно ответили, что краеведение - это воспитание любви к Родине.

Анализ понятие патриотическое воспитание, показал, что 85% школьников ответили определили патриотизм как уважение к старшим, 10 % - воспитание достойного гражданина РФ, 5% - затруднились с ответом. 80% студентов ответили, что патриотизм - это воспитание любви и верности к своему Отечеству, готовность защищать его, 20% - воспитание патриота своей страны.

Краеведческие знания, по мнению школьников, можно получить только в школах и краеведческих музеях. Студенты, в отличие от школьников, считают, что краеведческие знания можно получить и дома, и в школе, и в краеведческих музеях, и на различных экскурсиях, и участвуя в различных конкурсах, в интернете.

Почти все студенты и школьники отмечают взаимосвязь краеведения и патриотического воспитания. На вопрос «Каким образом краеведение влияет на патриотическое воспитание?», 75% учеников ответили, что “изучая историю родного края, мы начинаем гордиться и любить свою Родину”, 10% - «краеведение влияет на патриотическое воспитание положительно». 52% студентов отметили, что «изучение истории родного края способствует росту любви к Родине», 28% ответили, что «краеведение прививает интерес к углубленному изучению истории России», 20 % студентов ответили, что краеведение является основой патриотического воспитания молодежи.

Эффективным решением проблемы патриотического воспитания посредством краеведения может служить разработка социально значимого проекта «Школьный краеведческий музей». Проект направлен на решение следующих задач: воспитание чувства патриотизма и гордости за свое прошлое и настоящее, освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации; развитие коммуникативных навыков, самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, вовлечение учащихся в краеведческую деятельность, формирование любви к малой Родине, гражданской ответственности и сопричастности каждого к истории и традициям своего народа, школы.

Тематическая структура экспозиции музея может включать следующие разделы: «Учителями славится Россия» (фотографии, статьи и стенды с информацией об учителях школы и др.), «От рождения до сегодняшнего дня» - история и современность школы (фотографии, тетради, дневники выпускников, табели, стенды с информацией о создании школы, основные исторические вехи развития школы и др.), «Добровольчество: вчера, сегодня, завтра» - история школьной трудовой бригады, деятельность на пришкольном участке, добровольческая деятельность (фотографии, отзывы и др.), «Дороги, выбранные выпускниками школы» (стенды с фото с информацией о выдающихся выпускниках и др.), «Отчизны верные сыны» (стенды с фото и информацией о выпускниках- военных и др.), «Из века в век» (традиции школы за период ее существования и др.), «Эволюция ученических принадлежностей» (азбука, письменные принадлежности, форма, учебники и др.). В рамках музея возможна организация встреч с интересными людьми (с ветеранами Великой Отечественной войны, выпускниками школы и др.), деятельность краеведческого кружка. Данная работа является актуальной в патриотическом воспитании молодежи.

Список литературы

  1. Болтушкин В.В. Краеведение. - Уфа, 2010г. 92 с.

  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (принята постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795)

  3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской федерации (2003г.). Одобрена на заседании правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол №2 (12) - П4 от 21 мая 2003г.)

  4. Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность. - М.: Искусство, 2000г. 298с.

  5. Ожегов С.И. Толковый словарь. - М.: Оникс, 2005г. 1304с.

5

Просмотров работы: 4335