СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Медвеженко Н.А. 1, Петровская О.А. 1
1Кубанский государственный технологический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Интерес социума к социальной рекламе вызван большим количеством социальных проблем в обществе: преступность, детская беспризорность, алкоголизм, наркомания. В связи с этим социальная реклама играет огромную роль, так как только ей по силам сподвигнуть общество на решение этих глобальных проблем. Социальная реклама направлена на гуманизацию человеческого сознания, ориентирована на создание и распространение культурных ценностей в обществе.

В связи с развитием науки и техники, с трансформацией интересов людей современного общества, появляется необходимость напоминать о существующих нормах морали, нравственности, о необходимости вести здоровый образ жизни, о том, что нужно помогать больным и старикам, защищать слабых и т.д. Этим и призвана заниматься социальная реклама.

Социальная реклама – это современный способ распространения общественно значимого, важного или полезного знания, осуществляемый методами рекламы в интересах общества. [1]

Социальная реклама направлена на изменение поведенческой модели людей и решение социальных проблем. Она отражает все проблемы общества. Наиболее актуальными социальными проблемами, которые она затрагивает могут быть:

  • курение и алкоголизм;

  • предупреждение чрезвычайных ситуаций;

  • насилие в семье;

  • обязанности граждан и их права;

  • аборты;

  • личная безопасность граждан. [2]

Теперь необходимо рассмотреть основные функции (которые тесно взаимосвязаны друг с другом) социальной рекламы: функция привлечения внимания, информирование о проблеме заключается в информировании граждан о наличии определенной социальной проблемы и привлечение к ней внимания; социальная функция направлена на формирование общественного сознания, а также изменение поведенческой модели по отношению к определенной социальной проблеме; экономическая функция проявляется в том, что социальная реклама экономически выгодна государству, поскольку устранение многих социальных проблем ведет к благосостоянию государства; эстетическая функция – в социальной рекламе эстетическая функция двух видов – имеющая позитивный и негативный характер. Позитивный: настраивание на положительный лад, благоприятное настроение, что в свою очередь должно стимулировать решение проблемы. Негативный: демонстрация неприглядных аспектов проблемы; образовательная функция – социальная реклама дает обществу знание о проблемах и методах их преодоления, повышает интеллектуальный уровень нации; воспитательная функция – социальная реклама призвана воспитывать у общества определенное поведение и отношение к окружающей действительности; патриотическая функция – декларирует важные для данного общества ценности; функция пропагандирования определенного образа жизни выражается в пропаганде здорового образа жизни; имиджевая функция – это создание стиля жизни, определенной идеальной модели, к которой нужно стремиться: быть здоровым, успешным, иметь крепкую семью, детей; функция «социальной психотерапии»– успокоить людей, у которых есть проблема, показать, что они не одиноки со своими трудностями (реклама телефонов доверия). [3]

При рассмотрении вопроса о механизмах воздействия социальной рекламы целесообразно использовать такие понятия как:

  • привлечение внимания;

  • поддержание интереса;

  • побуждение к проявлению эмоций;

  • убеждение;

  • желание что-либо изменить, принятие решения;

  • побуждение к действию. [4]

Исследование «Как относятся к социальной рекламе» проведено в апреле 2010 г. компанией КОМКОН совместно с благотворительным фондом CAF Russia в рамках проекта «Социально активные медиа». В опросе приняло участие 225 респондентов в возрасте 16 лет и более. Проведено оно было в городах-миллиониках, методом телефонного интервью. Участникам было задано 9 вопросов о социальной рекламе и отношении к ней. [5]

В ходе анализа данных социологического исследования было выявлено, что 96 % опрошенного населения видели социальную рекламу в течение года, это может говорить о достаточной осведомленности населения о социальных проблемах общества.

Рисунок 1 – Внимание к социальной рекламе, %

Однако, слишком большого разнообразия в темах социальной рекламы не наблюдается. По результатам ответов населения был составлен список из трех наиболее часто встречаемых тем социальной рекламы: 91 % посвящен курению и употреблению алкоголя, 80 % – наркомании, 75 % – помощи детским домам, программам усыновления.

Рисунок 2 – Часто встречаемая реклама, %

55 % опрошенных считают, что социальная реклама может изменить поведение людей в будущем, 26 % – уверенны, что она не может изменить поведение людей. И лишь 19 % считают, что социальная реклама уже меняет поведение людей. Возможно, это связано с тем, какие ролики социального характера видели опрошенные.

Рисунок 3 – Влияние социальной рекламы на поведение людей, %

Около трети всех опрошенных изменили что-то в своей жизни под влиянием социальной рекламы. На 36 % опрошенных социальная реклама повлияла. 58 % ничего не изменили в своей жизни. По результатам ответов видно, что молодые люди более склоны к переменам в жизни под воздействием социальной рекламы. Они и в большей степени меняют свое поведение (24 %) и гораздо меньшее число молодых людей не изменили свое отношение к жизни после просмотра социальной рекламы (40 %). Таким образом, можно отметить, что социальная реклама по-разному воздействует на людей различных возрастов. Чем моложе индивид, тем более он подвержен воздействию социальной рекламы. Хотя, если рассматривать население в целом, то на большую его часть социальная реклама не повлияла никак.

Таблица 3 – Воздействие социальной рекламы, %

Воздействие социальной рекламы

Все опрошенные (16 лет и старше)

Опрошенные в возрасте 16-34 лет

Повлияла

36

60

Узнали о социальных проблемах

24

39

Изменили свое поведение

12

24

Сделали пожертвование

12

22

Стали работать волонтерами

1

3

Не повлияла

58

40

30 % опрошенных считают, что шоковая социальная реклама привлекает внимание и также 30 % не видели такой рекламы. А 40 % такая реклама раздражает. Многие говорят, что именно шоковая социальная реклама меняет поведение людей, чем больше она затрагивает чувства людей, тем быстрее индивид пересматривает свое отношение к жизни и меняет поведение.

Рисунок 7 – Отношение к шоковой социальной рекламе, %

Таким образом, можно сделать вывод о том, что российское население в целом относится к рекламе вполне положительно. В будущем ее хотят как можно больше видеть, считают, что социальная реклама может и уже меняет поведение людей и взгляды на общество. Это вызвано тем, что она использует различные механизмы воздействия на общество, благодаря которым индивиды больше узнали о социальных проблемах, изменили свое поведение. Также важное значение имеет шоковая социальная реклама. Она производит больший эффект на общество, привлекает внимание, а это самый важный механизм воздействия, который подталкивает человека к действию на изменение жизни.

Значение социальной рекламы в современном обществе достаточно высоко. Она является одним из механизмов регуляции современного общества, так как влияет на общество и отдельного индивида также как и все общественные институты, в которых происходит первичная социализация человека. Социальная реклама раскрывает проблемы в современном обществе, ищет пути их решения.

Использованная литература:

1 О рекламе: Федеральный закон РФ от 14.06.1995 № 108 ФЗ

2 Николайшвили Г.Г. Социальная реклама некоторые вопросы теории и практики. // Общественные науки и современность (Общество и реформы) 2009. №1. С. 101-109.

3 Мандель Б.Р. Социальная реклама М.: Литера. 2012. 310 с.

4 Селиверстов С.Э. Социальная реклама: искусство воздействия словом. Самара: Бахрах-М. 2006. 287 с.

5 Отношение россиян к социальной рекламе [сайт]. [2010]. URL: http://www.comcon-2.ru. (дата обращения 15.12.2013).

Просмотров работы: 18048