ИНКЛЮЗИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В СРЕДУ СВЕРСТНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАТИВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИНКЛЮЗИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В СРЕДУ СВЕРСТНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАТИВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Дорофеева Н.Г. 1
1ФГБОУ ВПО «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной России в контексте происходящих изменений в социально-экономической, политической и других сферах жизни общества большое внимание уделяется проблеме детской инвалидности. В связи с этим наиболее актуальной формой современного образования стало инклюзивное образование.

Идея инклюзивного образования состоит в том, что не ребенок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к включению любого ребенка [1]. Инклюзия предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни [3;4].

Инклюзия (от англ. «inclusion» – включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме и, в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии [3]. При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата. Инклюзия – это процесс реального включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстников, а также в активную общественную жизнь, и в одинаковой степени необходима для всех членов общества.

Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем). Инклюзия – это возможность для всех детей в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Цель такой (инклюзивной) школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге как членах сообщества.

Разнообразие в определении понятия «инклюзия» связано с тем, что это процесс, ориентированный на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника, соответственно определяемый по-разному в зависимости от обучающей ситуации и контингента детей.

На сегодняшний день для инклюзивного образования существуют следующие стартовые условия:

- детские сады компенсирующего вида – дети одной категории, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда;

- детские сады комбинированного вида – дети разных категорий и дети возрастной нормы, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда;

- детские сады, в которых созданы службы (Лекотека, Службы ранней помощи детям с ОВЗ).

Наш детский сад является садом комбинированного вида, который посещают как дети с нормой развития, так и дети с трудностями в речевом развитии. На наш взгляд, такой сад является хорошей стартовой площадкой для внедрения инклюзивного образования. Трудности у детей с тяжелыми нарушениями речи очевидны. При взаимодействии с окружающими зачастую возникают проблемы в общении, непонимание со стороны взрослых и детей. В связи с этим нередко данный контингент детей имеет ограниченный круг общения.

В современной системе образования всё большую актуальность приобретают технологии, позволяющие давать детям необходимый объём знаний, умений и навыков без учебных перегрузок. Эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, определяется многими факторами, в том числе и правильным распределением нагрузки в течение дня, цель которой – включение в режим дня различных видов детской деятельности без увеличения количества занятий.

Высокую эффективность показала такая форма инклюзии, как взаимодействие детей с ОВЗ и детей общеразвивающих групп. При этом использовались различные педагогические технологии (Таблица 1).

Таблица 1.

Использование педагогических технологий при организации

инклюзивного образования.

Интегративные формы работы

Особенности организации

Задачи интеграции

1. Творческая мастерская.

(Приложение № 1)

- Работа в подгруппе (несколько детей, объединенных в подгруппу, сотрудничают между собой и вступают во взаимодействие с детьми другой группы).

- Формирование коммуникативных умений и навыков (навык общения со сверстниками и детьми младшего возраста, навык ведения диалога, навык публичных выступлений);

- формирование умения планировать свою деятельность;

- формирование умения согласовывать свои действия с действиями других участников общения.

2. Конкурсы

(конкурс чтецов, рассказчиков; конкурс речевого творчества; конкурсы рисунков, поделок; участие в городских конкурсах, совместных конкурсах ДОУ и начальной школы).

(Приложение №2)

- Индивидуальная (работа над выразительностью речи; подготовка выступления на конкурсе);

- коллективная (создание коллективной работы для участия в конкурсе);

- работа в подгруппе (дети объединяются на основе сходства их интересов и возможностей).

- Формирование навыка публичных выступлений;

- развитие творческих способностей;

- совершенствование умения использовать средства выразительности речи (интонация, мимика, жесты и т.д.);

- формирование навыков адекватного поведения в стрессовых ситуациях.

3. Музейная технология.

(Приложение №3)

- Индивидуальная (каждый ребенок вместе с родителями принимает участие в создании мини-музея);

- работа в подгруппе (проведение экскурсий по мини-музею для детей другой группы).

- Стимулирование желания участвовать в общем деле, внести свой вклад;

- активизация родителей на основе включения в образовательный процесс;

- развитие умения договариваться при подготовке экскурсии, распределении ролей;

- формирование коммуникативных умений и навыков (навык общения со сверстниками и детьми младшего возраста, навык ведения диалога, навык публичных выступлений);

- развитие инициативы, организаторских и творческих способностей.

4. Проектная технология.

(Приложение №4)

- Коллективная (дети совместно с воспитателем участвуют в исследовании по поставленной проблеме, представляют свой проект для детей других групп).

- Развитие волевых качеств: умение доводить начатое дело до конца.

- формирование навыка сотрудничества, умения работать в коллективе;

- формирование коммуникативных умений и навыков (навык общения со сверстниками и детьми младшего возраста, навык ведения диалога, навык публичных выступлений);

- воспитание внимательного отношения к сверстникам и детям младшего возраста.

5. Игровая технология

(КВН, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры).

(Приложение №5)

- Коллективная (интеллектуальные игры соревновательного характера внутри группы, между двумя группами );

- подгрупповая (объединение в подгруппы в ходе сюжетно-ролевой, театрализованной игры).

- Формирование умения работать в команде под руководством лидера;

- формирование умения самостоятельно организовывать игру: распределять роли, подбирать атрибуты, развивать сюжет, и т. д.;

- развитие умения самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры;

- воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.

Таким образом, использование данных технологий создает условия для реального включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстников, позволяет детям, имеющим трудности в развитии речи, равноправно участвовать в жизни группы и детского сада, добиваться желаемого результата и получать признание взрослых и сверстников.

Литература:

1.Джумагулова Ч.А. Принципы и практика инклюзивного образования. – Бишкек, 2001.

2.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001.

3.Социальная поддержка инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей на 2000 – 2005 гг.» научно-популярное издание. – М.: РОИ «Перспектива», 2000 г.

4.Шмидт В.Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании. Учебно-методическое пособие. – М.: МГУ, 2006.

Приложение №1.

Творческая мастерская для детей младших групп детского сада.

Цель: формирование у детей старшего возраста умения составлять связные высказывания монологического типа, развивать навыки публичных выступлений.

Задачи:

1) Учить планировать высказывания: отбирать содержание, составлять план, подбирать речевые материалы.

2) Развивать умение работать в паре, группе из 3-4 человек, координировать свои действия.

3) Развивать умение вести диалоги, задавать вопросы.

4) Воспитывать чувство ответственности, бережного отношения к детям младшего возраста.

Участники: дети подготовительной группы

Ход занятия:

Ребята приходят в среднюю группу, в руках у них: дом из коробки, игрушки от киндер-сюрприза и спичечные коробки.

Дима: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы пришли к вам в гости и хотели бы подарить вот такой дом. Как вы думаете, кто там может жить? (ответы детей) А чего в нём не хватает? (ответы детей).

Даша: У вас, наверное, есть игрушки от киндер- сюрприза? И у нас есть такие, вот они (показ). А вот мебели для них нет. Ребята, а какую мебель вы знаете? (ответы детей) Молодцы!

Савелий: Мы научим вас делать мебель без досок и гвоздей, будем делать её из простых спичечных коробков. Дима, чему же ты научишь наших детей?

Дима: Ребята, я научу вас делать стул. Для этого мы берём коробок, вынимаем внутреннюю часть и вставляем его во внешнюю часть коробка. Вот так легко и просто мы сделали стул. Кто хочет попробовать? (предлагает детям сделать стул).

Савелий: А ты, Даша, что интересное приготовила для детей?

Даша: Я научу вас делать кровать. Кто хочет вместе со мной попробовать? Повторяйте за мной! Нам понадобится 2 коробка и одна внутренняя часть, разбираем коробки. Скрепляем два внешних коробка одним внутренним, а затем делаем спинки у нашей кровати, присоединяя внутренние коробки. Вот какая замечательная кровать у нас получилась. Давайте положим в неё игрушку и поместим в наш домик.

Савелий: Миша, ну а ты чему научишь наших ребят?

Миша: А вы отгадайте сначала мою загадку (загадывает загадку). Правильно, ребята, это стол. Нам понадобится 1 коробок и ещё одна внутренняя часть коробка. Просто вкладываем внешнюю часть во внутреннюю часть коробков. И вот, стол готов. Кто из вас может повторить? (Изготовление стола). Молодцы! У вас хорошо получается! Поставим наши столы к нашим стульям и посадим игрушки.

Савелий: Ну, а я, ребята, покажу вам, как легко можно сделать комод. Нам понадобится 3 спичечных коробка и клей. Просто склеиваем поочерёдно все три коробка, и когда клей высохнет, у вас будет вот такой замечательный комод (показывает ранее заготовленный комод), где выдвигаются ящички (демонстрирует) и куда вы можете складывать всякую мелочь. Давайте попробуем сделать сами! (Изготовление).

Дима: Посмотрите, дети, наш дом полон мебели для наших игрушек. Мы вам показали, как легко и просто можно самим сделать мебель и играть. Мы оставляем вам наш дом, игрушки и спичечные коробки, чтобы вы сами попробовали сделать мебель и поиграть. Ну, а нам пора идти. До свидания! (Прощаются и уходят).

Приложение №2.

ПОЛОЖЕНИЕ о конкурс чтецов среди воспитанников детского сада.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1.  
    1. Конкурс чтецов среди воспитанников детского сада (далее Конкурс) проводится ежегодно.

    2. Цель Конкурса: развитие интереса детей к художественному слову, формирование культуры речи.

    3. Задачи Конкурса:

- способствовать познавательно-речевому развитию ребёнка;

- развивать у дошкольников художественно-речевые исполнительские навыки;

- воспитывать положительное эмоциональное отношение к художественному слову;

- выявлять талантливых детей, предоставлять им возможность для самовыражения.

2. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

Конкурс проводится в течение учебного года по подгруппам:

- январь – старшие группы;

- февраль – средние группы;

- март – подготовительные группы;

- апрель – младшие группы.

3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

3.1. Отборочный тур для определения участников проводится воспитателями групп за неделю до объявленной даты Конкурса.

3.2. От группы на Конкурс может быть представлено не более трёх участников.

3.3. Все исполняемые произведения должны быть посвящены заявленной теме.

3.5. При отборе исполняемых произведений педагоги должны ориентироваться на содержание Программы.

4. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Уровень исполнения художественного произведения оценивается по 5-ти бальной шкале по следующим критериям:

  • Соответствие выбранного произведения теме Конкурса и программному содержанию.

  • Сценическая культура: представление произведения, знание текста.

  • Интонационная выразительность речи (динамика, выражаемая в ударениях; мелодика, выражаемая в движении голоса по звукам разной высоты; темп и ритм, выражаемые в длительности звучания и остановках, паузах; эмоциональная окраска речи, определяющая характер произведения);

  • Правильное литературное произношение;

  • Использование выразительных средств театра (мимики, жестов, поз, движений);

  • Подбор костюма, атрибутов, соответствующих содержанию исполняемого произведения.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ

5.1. Жюри Конкурса определяет 1, 2 и 3 место в каждой возрастной подгруппе и гран-при по итогам Конкурса среди всех групп в конце года.

5.2. Победитель определяется по сумме баллов.

5.3. Победители награждаются дипломами и подарками.

5.4. Всем участникам Конкурса, не занявшим призовые места, вручаются благодарственные письма.

ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе рисунков «Зимние забавы».

1. Цели и задачи конкурса.

  1.  
    1. Активизация творческой деятельности родителей.

    2. Привлечение родителей к участию в реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.

    3. Популяризация семейного опыта по организации активного зимнего отдыха.

2. Участники конкурса.

В конкурсе принимают участие дети и их родители, а также другие члены семьи.

3. Сроки проведения конкурса.

Конкурс проводится с 19 по 23 декабря 2011 года.

4. Условия конкурса.

4.1.Требования к оформлению:

  • Рисунки выполняются на листе бумаги форматом А3 в горизонтальном положении.

  • В нижнем правом углу, в рамке (9 x 3) – имена авторов, номер группы.

  • Рисунок выполняется любыми изобразительными материалами; аккуратно и эстетично.

  1.  
    1. Содержание рисунка:

  • Зимние виды спорта, которыми увлекается Ваша семья.

  • Активный отдых всей семей в городе или на природе в зимнее время года.

  • Разнообразные зимние развлечения, игры, забавы и т.п.

5. Жюри конкурса.

В составе жюри: заведующий, зам. зав. по ВМР, социальный педагог, педагог-психолог, инструктор по физической культуре.

6. Подведение итогов. Награждение.

ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе творческих работ «Весна идет!».

  1. Цели и задачи конкурса.

    1. Активизация и развитие речевой творческой деятельности детей и родителей.

    2. Привлечение родителей к участию в реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.

    3. Актуализация представлений детей о весне как времени года.

2. Участники конкурса.

В конкурсе принимают участие дети и их родители, а также другие члены семьи.

3. Сроки проведения конкурса.

Конкурс проводится с 9 по 27апреля 2012 года.

4. Условия конкурса.

  1.  
    1. Тема творческих работ, представляемых на конкурс – весна и любые ее проявления: в живой и неживой природе, в жизни людей.

    2. На конкурс представляются творческие работы, созданные ребенком при помощи родителей:

  • Загадки об объектах и явлениях, составленные по технологии ТРИЗ или другим методом.

  • Лимерики – стихотворные тексты, составленные по технологии ТРИЗ.

  • Рассказы: истории о реальных событиях из жизни людей, животных.

  • Сказки: оригинальные или по мотивам известных сказок.

  1.  
    1. Требования к работам.

  • Работы оформляются в печатном или рукописном виде, аккуратно и разборчиво, на листе формата А4.

  • Стихотворный текст, рассказ и сказка должны иметь название.

  • У каждой работы необходимо прописать жанр (загадка, лимерик, рассказ, сказка).

  • Указывается имя авторов, возраст, номер группы.

  • Работа может сопровождаться иллюстрацией на листе формата А4.

  1.  
    1. Критерии оценки творческих работ.

  • Соответствие теме конкурса.

  • Соответствие заявленному жанру.

  • Оригинальность сюжета.

  • Выразительность языка.

5. Жюри конкурса.

6. Подведение итогов. Награждение.

ПОЛОЖЕНИЕ о выставке новогодних игрушек «Чудо своими руками».

  1. Цели и задачи выставки.

    1. Активизация творческой деятельности детей и родителей.

    2. Привлечение родителей к участию в реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.

    3. Популяризация интересного опыта по дизайнерскому искусству.

2. Участники выставки.

В выставке принимают участие дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста (2 – 7 лет) и их родители, а также другие члены семьи.

3. Сроки проведения выставки.

Работы на выставку принимаются с 10 декабря до 9.00 часов 17 декабря. Выставка планирует свою работу с 17 по 28 декабря 2012 года.

4. Условия выставки.

  1.  
    1. На выставку принимаются новогодние игрушки для украшения елки, выполненные своими руками. Это могут быть шары, шишки, сосульки, фигуры животных, сказочных персонажей, и т.п.

    2. Требования к оформлению новогодних игрушек:

  • Игрушки выполняются из безопасного материала: бумага, ткань, нитки, дерево, пластик и т.п.

  • Не допускается использовать очень хрупкие материалы, а также представляющие опасность для здоровья – стекло, острые детали, сильно пахнущие и сильно сыпучие вещества.

  • На отдельном листке указываются название игрушки, имена авторов, номер группы.

  • Игрушка должна быть выполнена аккуратно и эстетично.

  • Не принимаются на выставку игрушки фабричного производства – только собственного изготовления.

5. Подведение итогов.

5.1. Подведение итогов состоится 28 декабря 2012 г.

5.2. По итогам общественного голосования отмечаются наиболее интересные экспонаты.

5.3. Все участники выставки награждаются благодарственными письмами.

ПОЛОЖЕНИЕ о мини – фестивале «Мудрая сова».

  1. Общие положения

    1. Фестиваль «Мудрая сова» представляет собой образовательный проект, в реализации которого принимают участие педагогические коллективы ДОУ № 102 и начальные классы СОШ № 13.

    2. Фестиваль проводится в январе – марте, посвящен Всемирному дню поэзии (21 марта) и направлен на создание позитивного образа поэзии.

    3. Фестиваль призван объединить различные формы презентаций педагогических достижений ДОУ и начальной школы: конкурс чтецов, выставка детских рисунков, выставка творческих работ (сочинения, сказки, рассказы).

  2. Цель и задачи фестиваля

Целью проведения мини – фестиваля являются:

2.1. Создание единого образовательного пространства ДОУ – начальная школа, обеспечивающего максимальное речевое развитие детей.

Задачами проведения мини – фестиваля являются:

2.2 Закрепление умения детей использовать средства выразительности (интонация, мимика, жест и др.) для передачи литературного образа.

2.3. Социализация детей путем привлечения к конкурсно – выставочной деятельности.

2.4. Объединить творческие усилия педагогической и родительской общественности для создания благоприятных условий для развития речи детей.

  1. Участники

В фестивале принимают участие дети дошкольного возраста (6 – 7 лет) и ученики 1 классов, их родители и педагоги. От каждой группы и первого класса участвует по 3 человека.

  1. Руководство мини – фестиваля

4.1. Подготовкой и проведением мини – фестиваля руководит Оргкомитет.

4.2. В оргкомитет могут входить: руководитель ДОУ, специалисты, родители, учителя начальных классов, представители УО и другие заинтересованные лица.

4.3. Оргкомитет выполняет следующие функции:

  • Составление Положения о мини – фестивале.

  • Утверждение графика фестивальных мероприятий и порядка награждения участников.

  • Работа со спонсорами и средствами массовой информации.

  • Выполнение обязанностей жюри.

  1. Порядок и сроки проведения мини – фестиваля

    1. Проведение мини – фестиваля включает в себя три этапа:

- подготовительный (январь);

- основной (февраль - март);

- заключительный (17 – 18 марта).

  1.  
    1. В ходе подготовительного этапа предусматривается:

- подача заявки на участие;

- сотрудничество со средствами массовой информации;

- организация приглашения гостей.

  1.  
    1. На основном этапе проводятся следующие мероприятия:

- открытие мини – фестиваля и выставка рисунков детей дошкольного возраста и учащихся начальных классов;

- конкурс чтецов;

- выставка творческих работ (сказки, стихи, рассказы, загадки).

  1.  
    1. Заключительный этап:

- закрытие мини – фестиваля;

- подведение итогов и награждение победителей.

  1.  
    1. Для участия в мини – фестивале подается заявка, в которой указывается:

- Фамилия, имя, возраст участников от каждого класса (группы);

- Фамилия, имя, отчество педагогов класса (группы)

- Также необходимо предоставить текст стихотворения (автор, название)

6. Фестивальные мероприятия

Основное требование к фестивальным мероприятиям – поэзия Вологодского края.

6.1. Выставка рисунков «Тихая моя Родина». На выставку представляются работы детей, родителей педагогов. Рисунок может быть выполнен в любой технике. Формат готовой работы А 4.

6.2. Конкурс чтецов. На конкурс представляются стихи поэтов Вологодского края.

6.3.Выставка творческих работ. Материалом для выставки являются сказки, рассказы, стихи, загадки, сочиненные детьми, родителями, педагогами.

7. Подведение итогов

7.1. По итогам мини – фестиваля определяются победители по номинациям. Дети, родители, педагоги получат дипломы разной степени и благодарности за участие.

7.2. Рассказы, сказки, стихи публикуются в журнале «Аленький цветочек», а также на сайте детского сада.

Приложение №3.

Мини-музей «Хлеб».

Цель: развитие познавательного интереса детей, формирование ценностного отношения к труду взрослых.

Задачи:

  1. Расширять представления детей о полезных свойствах хлеба; о его происхождении.

  2. Обогащать знания детей о способах изготовления хлеба человеком.

  3. Развивать творческие речевые способности в процессе составления текстов разного типа.

Расположение музея: музей находится в групповой комнате на полке и столах, в доступном для детей месте.

Содержание и экспонаты:

- оборудование для изготовления хлеба;

- познавательная и художественная литература;

- хлебобулочные изделия;

- открытки, фотографии.

Использование музея:

- проведение экскурсий;

- беседы;

- дидактические игры;

- чтение художественной литературы: М. Пришвин, «Лисичкин хлеб»; К. Д. Ушинский, «Два плуга», «Хлеб»;

- Заучивание стихотворения Я. Акима «Хлеб ржаной»;

- речевое творчество: придумывание загадок и сказок;

- экспериментирование: выращивание пшеницы, ржи;

- лепка из солёного теста.

Игры и упражнения в мини - музее.

- «Разрезные картинки», «Чудесный мешочек», «Третий лишний», «Составь загадку», «Магазин».

Темы экскурсий: «История хлеба», «Хлеб как предмет культа», «Национальные сорта хлебобулочных изделий», «Этапы получения хлеба».

Мини-музей «Волшебные бусинки».

Цель: развитие познавательного интереса детей, коммуникативных и исследовательских навыков.

Задачи:

  1. Расширять представления детей о видах украшений, о материалах, из которых они изготовлены.

  2. Развивать исследовательские умения и навыки (сравнение, обобщение).

  3. Развивать умения составлять тексты разного типа.

Расположение музея: мобильное – кратковременные выставки.

Экспонаты:

- бусы фабричного производства из различных материалов (пластика, ткани, дерева, камня, стекла, металла, бересты, косточек);

- бусы, изготовленные детьми из природного и бросового материала.

Использование музея:

- Дидактические игры: «Составь коллекцию» (классификация по заданному признаку); «Чьи бусы?»; «Угадай по описанию».

- Беседы: «Как люди научились делать украшения», «Из чего бывают бусы?».

- Чтение художественной и познавательной литературы.

- Сюжетно-ролевая игра: «Ярмарка».

- Ручной труд – изготовление бус из различных материалов.

- Проведение экскурсий для родителей, детей других групп.

Темы выставок:

- «Бусы, сделанные вручную», «Бисерное чудо», «Волшебство из камней».

Приложение №4.

Проект «Зима - волшебница» (старшая группа).

Цель: формирование у детей компонентов монологической речи в процессе познавательной и художественной деятельности.

Задачи:

  1. Формировать умение составлять связные высказывания описательного типа по явлениям природы.

  2. Формировать умение задавать вопросы в процессе диалога.

  3. Учить составлять тексты творческого характера: загадки – описания.

  4. Обогащать активный словарный запас детей в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы о зиме.

  5. Развивать у детей потребность в приобретении новых знаний о природных объектах.

  6. Расширять и систематизировать знания о зиме как времени года.

  7. Формировать у детей познавательные умения: наблюдать, экспериментировать, сравнивать, анализировать информацию, делать выводы.

  8. Развивать творческие способности детей в разных видах творческой деятельности (музыкальной, художественной, игровой).

  9. Воспитывать осознанное бережное отношение к природе родного края, желание ее беречь и охранять.

Участники проекта: дети и воспитатели старшей группы.

Организация проекта.

I этап: Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

Проблема исследования:

В процессе чтения стихотворения А. Пушкина «Зима» дети заинтересовались словосочетанием « волшебница - зима». Вместе с детьми мы решили разобраться – почему зиму называют «волшебницей»?

Гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателями и детьми, чтения литературы и экскурсий): Зима удивляет нас чудесными превращениями: все в природе меняется – и живая, и неживая природа. Чтобы объяснить секреты волшебницы Зимы, нужно узнать значение новых слов; научиться задавать вопросы и отвечать на них; описывать те предметы, которые «заколдовала» Зима; научиться у нее ставить опыты с неживой природой.

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети вместе с воспитателями поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

  1. Научиться подбирать эпитеты и составлять метафоры на зимнюю тематику.

  2. Учиться рассуждать и доказывать свое мнение.

  3. Учиться рассказывать о зиме: изменениях в неживой природе, о жизни животных и растений в зимний период, используя знания, полученные от взрослых и из литературы.

  4. Объяснить «превращения», которые происходят в природе зимой, в процессе проведения опытов.

  5. Объяснить роль зимы в жизни человека и растений.

  6. Приобщиться к художественному образу зимы в произведениях художников, поэтов, писателей и устном народном творчестве.

Результаты исследования:

  • альбом детских творческих работ (сказки, стихи, загадки, рассказы детей о зиме);

  • выставка детских работ (рисунки, аппликации с рассказами детей);

  • фотоальбом «Чем удивила нас зима» (с комментариями детей).

II этап: Организация исследования в рамках проекта:

1. Сбор, анализ и систематизация информациио характерных особенностях зимы, значении этого времени года в жизни людей, растений и животных:

  • подбор загадок, стихов, пословиц, песен о зиме (совместная работа детей и родителей);

  • «Копилка слов»: подбор «зимних» слов и их объяснение;

  • детское экспериментирование: изучение свойств льда и снега, рассматривание морозных узоров на стеклах, выяснение, что такое «иней»; изготовление цветных льдинок, составление журнала исследований с описанием опытов.

2.Творческая познавательная деятельность детей:

  • сочинение детьми загадок, рассказов, стихов, сказок о зиме по технологии ТРИЗ;

  • совместные с воспитателем и самостоятельные дидактические, речевые игры («Когда это бывает?», «Четвертый лишний», и т.д.)

  • рисование, аппликация, конструирование детей на тему «Зима» (оформление выставки работ) и составление описательных рассказов по результатам продуктивной деятельности;

  • отбор, систематизация и обсуждение фотографий для альбома «Чем нас удивила зима», запись «рассуждалок».

Ill этап. Презентация результатов исследовательской деятельности:

  • выставка рисунков детей «Зима - волшебница» с рассказами детей;

  • выставка детских работ (аппликации, снежинки) – проведение экскурсий с устным представлением каждым участником своей работы;

  • презентация для родителей альбома сказок, стихов, загадок, рассказов детей о зиме;

  • совместное развлечение со старшей группой № 10 «Зимушка-зима».

Приложение №5.

Интегрированная совместная деятельность в подготовительной группе.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Тема: «Времена года».

Цель: закрепление навыков связной речи в процессе познавательно-игровой деятельности.

Задачи:

  1. Совершенствовать умение вести диалог: доказывать свою точку зрения, вести самостоятельный расспрос.

  2. Совершенствовать умение строить текст-рассуждение.

  3. Развивать логическое мышление, восприятие, внимание, творческое воображение.

  4. Актуализировать знание детей о временах года, об их основных признаках через игру- драматизацию; уточнять представления о месяцах, порядке их следования; названиях дней недели, суточных явлениях.

  5. Воспитывать умение работать в команде, слушать других; воспитывать интерес к математике.

Часть игры.

Задачи.

Приемы.

Вводная.

- Создать эмоциональный настрой, обратить внимание детей на правила игры.

Прямые указания воспитателя.

1 вопрос.

1 команда.

2 команда.

- Совершенствовать у детей временные представления: о временах года, о месяцах, о частях суток, днях недели;

- развивать способность анализировать;

- формировать умение доказывать свою точку зрения.

Высказывание повествовательного типа по содержанию сказки: Каких птиц выпускает зима в сказке? Сколько птиц-месяцев выпускает каждое время года?

Высказывание описательного типа по содержанию сказки: Какие семь перьев были в крыле у птицы? Одна половина пера у птицы белая, а другая – черная. Помогите разобраться, что это значит?

2 вопрос.

1 команда.

2 команда.

- Развивать умение доказывать свою точку зрения;

- развивать логическое мышление.

Составление описательного высказывания цепной структуры: Игра «Поезд»: составить из карточек цепочку, составить рассказ на тему

«Цикл развития человека», «Цикл развития растения».

3 вопрос.

1 команда.

2 команда.

- Совершенствовать умение строить текст-рассуждение;

- развивать логическое мышление, творческое воображение.

Составление текста-рассуждения. Задача: Решить проблемную ситуацию.

1) Представьте себе, что утром вас привели в д/сад, а за один день прошло 10 лет. Нужно идти домой, а одежда маленькая?

2) вы проснулись утром, а все часы в доме остановились. Что делать?

Музыкальная пауза.

Снятие напряжения и усталости

 

4 вопрос.

- Совершенствовать умение строить текст-рассуждение;

- учить находить несоответствия;

- совершенствовать умение доказывать свою точку зрения.

Составление текста-рассуждения. Незнайка нарисовал картинки, но над ним стали смеяться. Объясните несоответствия.

Конкурс капитанов.

- Совершенствовать умение вести самостоятельный расспрос.

Формулировка вопросов собеседнику.

Игра «Да – нет»: угадать, что находится в Черном ящике.

5 вопрос.

1 команда.

2 команда.

- Совершенствовать умение строить текст-рассуждение;

- совершенствовать умение доказывать свою точку зрения.

Составление текста-рассуждения. Объясни поговорку:

«В зимний холод всякий молод»;

«Кто спит весной – плачет зимой».

Игра со зрителями.

- Развивать сообразительность, умение доказывать свою точку зрения.

Отгадай загадку и определи, к какому времени года она относится.

6 вопрос.

- Развивать умение строить тексты творческого характера.

Составление загадки о временах года.

Заключительная часть

- Учить анализировать свою деятельность, делать выводы.

Подведение итогов игры.

Беседа о трудностях и проблемах.

Просмотров работы: 2812