КОНКУРЕНЦИЯ ФИРМ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ РИЧАРДСОНА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КОНКУРЕНЦИЯ ФИРМ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ РИЧАРДСОНА

Барыкин С.А. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитая конкуренция играет ключевую роль в социально-экономическом развитии современного государства. Конкуренция является главным принципом функционирования рыночной экономики. Через её механизм происходит распределение доходов, контроль производителей. Также развитая конкуренция стимулирует развитие технического прогресса. Поэтому является важным исследование конкуренции между фирмами, занимающимися научно-технической деятельностью. Данное исследование основано на модели Л. Ричардсона, шотландского математика, который впервые опубликовал свою модель гонки вооружения в 1939 году.

Придерживаясь логике классической модели, составим модель конкуренции 2-х фирм. Две High-Tech фирмы X и Y, занимающиеся производством высокотехнологичного продукта i, оказались в ситуации конкуренции. Чувствуя потенциальную угрозу со стороны конкурента, фирма X, также как и фирма Y, осуществляет и привлекает инвестиции в производство продукта i для расширения производства, охвату большей части рынка и, соответственно, приобретения рыночной власти. Предпосылки анализа:

  1. Обе компании находятся в одинаковом финансовом положении на момент начала анализа при условии одинаковых внешних условий (r=s).

  2. Фирмы обладают равными производственными возможностями и технологиями на момент начала “гонки инвестиций”.

  3. Сложность и высокие издержки производства продукта i делают невозможными “ценовые войны”.

  4. Источниками инвестиции могут быть как внутренние, так и внешние источники. Внутренние источники инвестиций – это индивидуальные средства реализации проектов инвестиционного назначения. К внутренним источникам инвестиций можно отнести самофинансирование инвестиций, т.е. их финансирование из собственных ресурсов. Внешние источники - это заемные и часть привлеченных средств. К ним относятся кредитное финансирование, выпуск эмиссионных ценных бумаг, финансовый лизинг, а также государственное финансирование, средства спонсоров и др.

  5. Уровень инвестиций интерпретируется как уровень развития продукта i. Под положительным приростом инвестиций понимается модернизация продукта i, а под отрицательным приростом –деградация в развитии продукта i.

I постулат:

Каждая фирма делает капиталовложения пропорционально уровню капиталовложений другой фирмы.

x(t) – инвестиции в производства продукта i фирмы X.

y(t) – инвестиции в производство продукта i фирмы Y.

x’ и y’ – скорости изменения этих капиталовложений.

(1)

где a и b - положительные константы.

II постулат.

Чем больше текущий уровень инвестиций, тем меньше скорость их роста. Причинами этого являются ограничения на кредит, а также предел развития 1 продукта. Для поддержания конкурентоспособности фирмы должны диверсифицировать производство.

Получаем следующую систему уравнений:

(2)

где mи n- положительные константы.

III постулат.

Трудность осуществления инвестиций напрямую зависит от внешних по отношению к фирме экономических, политических, финансовых условий. Во время кризиса ужесточаются условия кредитования, инвесторы ищут наиболее спокойные и надежные активы.

r,s – коэффициенты инвестиционного климата (конъюнктуры) областей, где фирмы X и Y осуществляют свою деятельность.

Если r>и s>0, то это коэффициенты положительного (благоприятного) инвестиционного климата, если r0, нет.

Рассмотрим случай, когда ∆ > 0, r > 0, s < 0. Любое исходное значение инвестиций превышает оптимальный уровень. В IV области фирма X, находящаяся в более благоприятных внешних условиях, сокращает инвестиционные расходы на развитие продукта i, стремясь оптимизировать производство. Фирма Y, наоборот, развивает продукт i, желая увеличить рыночной власть. Во II области фирма X развивает продукт i до максимума, в то время как фирма Y сокращает вложения в развитие продукта i до минимума. В области I обе фирмы минимизируют уровень развития продукта i.

В таблице 1 представлен анализ поведения модели конкуренции 2-х High-Tech фирм, производящих инновационный продукт i, на основании соотношения знаков ∆ и r, s.

Таблица 1

r > 0,s > 0

r > 0,s < 0

r< 0, s < 0

r< 0, s> 0

> 0

баланс сил, оптимальная стадия развития продукта i

прекращение конкурентной борьбы между 2-мя фирмами посредством инвестиций; баланс сил недостижим

взаимное прекращение осуществления инвестиций в продукт i, перераспределение вложенных средств в другие направления деятельности

прекращение конкурентной борьбы между 2-мя фирмами посредством инвестиций; баланс сил недостижим

< 0

непрерывные инвестиционные вложения в продукт i со стороны обеих фирм

прекращение или развитие конкурентной борьбы определяется начальным состоянием системы; баланс сил недостижим

динамика инвестиционных вложений в продукт i

определяется начальным состоянием

прекращение или развитие конкурентной борьбы определяется начальным состоянием системы; баланс сил недостижим

Список использованных источников:

1. Архименко А.С.Политический анализ и прогнозирование:Уч.пособие.-М.:Гардарики,2006. -333с.

2. Шикин Е.В., Чхартишвили А.Г.Математические методы и модели в управлении. –М.:Дело,2004. -440с.

3. Орлик Л.К. Траектория творчества: научно-исследовательская работа студентов. – М.:Союз. -166с.

Просмотров работы: 1030