Бадминтон, оказывая разностороннее воздействие на организм, обеспечивает большое разнообразие двигательных действий, способствует накоплению двигательного опыта, развитию двигательной памяти, позволяет приобретать широкий круг двигательных качеств.
Изучение и анализ литературы по теоретико-методическим основам формирования двигательных умений младших школьников, влиянии занятий бадминтоном на процесс формирования двигательных умений и совершенствование физических качеств, подтвердили актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования - изучить теоретико-методические основы двигательных умений у младших школьников, и экспериментальным путем определить показатели физического развития, физической подготовленности и сформированности двигательных умений у младших школьников МОУ СОШ №1 им. М.А. Погодина г. Полярный Мурманской области, занимающихся бадминтоном.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс младших школьников, занимающихся бадминтоном.
Предмет исследования - двигательные умения младших школьников на занятиях по бадминтону.
Гипотеза исследования – предполагаем, что показатели физического развития, физической подготовленности и сформированности двигательных умений младших школьников, занимающихся бадминтоном, соответствуют возрастным и анатомо-физиологическим показателям детей данного возраста и требованиям программы по физическому воспитанию МОУ СОШ №1 им. М.А. Погодина г. Полярный Мурманской области.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности физического развития и физической подготовленности младших школьников.
2. Раскрыть сущность и содержание бадминтона как средства физического воспитания младших школьников.
3. Изучить содержание методики начального обучения игре в бадминтон.
4. Определить показатели физического развития, физической подготовленности и сформированности двигательных умений у детей младшего школьного возраста МОУ СОШ №1 им. М.А. Погодина г. Полярный Мурманской области, занимающихся бадминтоном.
Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы, тестирование, констатирующий педагогический эксперимент.
Эксперимент проводился в феврале-апреле 2013 года, в нем участвовало 12 мальчиков 9–10 лет, посещающих во внеурочное время занятия в группе начальной подготовки по бадминтону. Занятия проводились 2 дня в неделю.
Методика проведения учебно-тренировочных занятий по бадминтону, направленных на совершенствование двигательных навыков и развитие физических качеств испытуемых, строилась на основе программы по бадминтону для учащихся школ (автор В.А. Лепешкин) и учащихся ДЮСШ (под редакцией А.П. Горячева и А.А. Ивашина) [5,3].
На заключительном этапе исследования проводилась обработка и анализ полученных результатов.
Изучение показателей физического развития учащихся определялось путем измерения антропометрических данных – роста, веса, окружности грудной клетки. Для этого были использованы следующие тесты: измерение длины тела; измерение веса; измерение окружности грудной клетки.
Анализ результатов антропометрических измерений позволяет утверждать, что показатели роста, веса, окружности грудной клетки младших школьников, учащихся
МОУ СОШ №1 им. М.А. Погодина г. Полярный Мурманской области, занимающихся бадминтоном, соответствует средним показателям, характерным для возраста 9-10 лет.
Для определения показателей физической подготовленности младших школьников, занимающихся бадминтоном, нами использовались общепринятые, рекомендованные учебной программой по физической культуре, контрольные упражнения: бег на 30 метров; прыжок в длину с места; челночный бег 3х10 метров; прыжки со скакалкой (за 1 минуту); поднимание туловища из положения лежа (за 1 минуту).
Сравнив полученные данные с нормативами физической подготовленности для мальчиков 9-10 лет [6], нами были сделаны следующие выводы.
Высокий уровень развития скоростных и скоростно-силовых способностей определен у 66,6% юных бадминтонистов. Средний уровень данных способностей выявлен у 43,4% младших школьников (рис. 1,2).
Рис. 1. Уровень развития скоростных способностей
Испытуемых с низким уровнем развития скоростных и скоростно-силовых способностей выявлено не было.
Рис. 2. Уровень развития скоростно-силовых способностей
Проведение теста «челночный бег 3х10 метров» позволило определить уровень развития координационных способностей начинающих бадминтонистов. Он оказался выше среднего у 42% испытуемых (рис.3) и средний – у 58% спортсменов.
Рис. 3. Уровень развития координационных способностей
Темпы общего прироста силовых способностей в младшем школьном возрасте достигают 38%, среднегодового прироста – 12,7% (В.Ф.Ломейко, В.И.Лях, 2007). Данные наших исследований косвенно подтверждают общие статистические показатели. У 25% занимающихся отмечен высокий уровень развития силовых способностей (рис. 4) .
Рис. 4. Уровень развития силовых способностей
75% бадминтонистов продемонстрировали средний уровень развития данного качества.
Сформированность двигательных умений мы определяли по уровню сформированности техники выполнения ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, используя трёхбалльную систему оценки техники движений, предложенную Н.В.Алябьевой [2]:
- 3 балла – правильное выполнение движения, двигательный навык сформирован, автоматизирован;
- 2 балла – недостаточно правильное техническое выполнение (необходима подсказка преподавателя);
- 1 балл – неправильное выполнение движения [1].
Данные по уровню сформированности двигательных навыков и умений представлены на рис 5.
Полученные результаты свидетельствуют о высоком уровне развития двигательных умений у 25% занимающихся, у 66,6% - выше среднего.
Рис. 5. Показатели сформированности двигательных умений
Материалы проведенного исследования позволяют сделать следующее заключение:
1. Изучение и анализ педагогической, медико-биологической, научно-методической литературы подтвердили актуальность выбранной темы исследования.
2. Результаты исследования показали, что уровень развития вышеперечисленных показателей соответствует средним показателям, характерным для младшего школьного возраста, а по некоторым параметрам и превышают средние результаты (показатели развития скоростных и скоростно-силовых способностей превышают средний уровень у 60% группы, координационные способности выше среднего у 42% , силовые способности превышают средний уровень у 25% занимающихся).
3. Сформированность двигательных умений выше среднего у 66% учащихся, занимающихся бадминтоном.
4. Данные, полученные нами в результате исследования, позволяют сделать вывод, что занятия бадминтоном, оказали положительное воздействие на развитие физических качеств и формирование двигательных умений младших школьников МОУ СОШ №1 им. М.А. Погодина г. Полярный Мурманской области., что подтверждает гипотезу нашего исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алейникова, Т.В. Возрастная психофизиология [Текст] : учебное пособие / Т.В.Алейникова; под ред. Г.А.Кураева. – Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 285, [2] с.- (Высшее образование).
Алябьева, Н.В. Диагностика психофизического и функциональьного состояния дошкольника. [Текст] / Н.В. Алябьева - Мурманск, 1998. – 56 с.
Бадминтон: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, УОР и ШВСМ [Текст] / А.П.Горячев; А.А. Ивашин; Московская городская федерация бадминтона. – М.: Советский спорт, 2010. – 160 с.
Лепешкин, В.А. Бадминтон для всех [Текст] / В.А.Лепешкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 109 с.
Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития [Текст] / В.И. Лях. – М.:Терра-Спорт, 2000. – 192 с.
Смирнов, Ю.Н. Бадминтон: учебник для ин-тов физической культуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://badminton.ucoz.ru/_ld/0/11_Smirnov_Badmint.pdf, свободный. – (Дата обращения: 14.03.2013).
Туманидзе, В.Г. Бадминтон как средство развития интеллектуальных возможностей человека [электронный ресурс] /В.Г. Туманидзе // Спорт в школе: Первое сентября. - 2008. - № 6 (433). - Режим доступа: http://bmsi.ru/doc/3fbd39c6-03e9-4c43-95be-5e9b02a600a2, свободный – (дата обращения: 30.03.2013).