КЛАССИЧЕСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ, И. Е. РЕПИН И СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КЛАССИЧЕСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ, И. Е. РЕПИН И СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ

Андреева А.С. 1, Масленникова С.Ф. 1
1ФГБОУ ВПО Уральский государственный лесотехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема отношения к классическому художественному наследию, на наш взгляд, очень важная и актуальная. Сейчас многие спорят о роли культурного наследия прошлого в нашей жизни: одни восхищаются классикой и не принимают современное искусство, а другие предпочитают только современное искусство и даже не пытаются понять классическое. И каждый человек имеет право высказывать свою точку зрения и ее отстаивать.

Каждый народ на протяжении многих лет создавал свое классическое наследие, классическое искусство, имеющее неповторимые черты и отражающее особенности их исторического и культурного развития. «Совокупность произведений классического искусства народов мира составляет классическое художественное наследие, являющееся достоянием всего человечества. Классическое наследие, и в первую очередь творчество великих мастеров…, является главной основой, на которой развивается искусство прогрессивных современных … мастеров. [1]. По мнению искусствоведов, классическое наследие «…не «отложилось» от процессов жизни как нечто стороннее ему, как нечто такое, к чему можно обращаться, а можно и не обращаться, но оно сплетено и взаимосвязано со всей культурной жизнью народа, так что оно всегда становится элементом этой движущейся жизни, и, конечно же, от того, как мы будем обращаться к этому наследию … будет зависеть, каково будет движение этого движущегося вместе с нами элемента, и не случится ли так, что фундамент будет расколот или ему будет нанесен большой ущерб [2].

Познакомиться с разными взглядами на искусство прошлого можно на примере дискуссии о картине И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Бесспорно, картина И. Репина, является шедевром русского искусства. Впервые она была показана в 1885 году друзьям художника, среди которых были Крамской, Шишкин, Ярошенко и другие. По воспоминаниям самого Репина, гости были ошеломлены и долго молчали. А Репин рассказывал о работе над полотном: «Писал — залпами, мучился, переживал, вновь и вновь исправлял уже написанное, упрятывал с болезненным разочарованием в своих силах, вновь извлекал и вновь шел в атаку. Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. …Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней» [3]

Вспоминая свое первое впечатление об увиденном полотне «Иван Грозный и сын его Иван» друг И.Е. Репина И. Н. Крамской писал: «Меня охватило чувство совершенного удовлетворения за Репина. … И как написано, боже, как написано! Что такое убийство, совершенное зверем и психопатом?.. Отец ударил своего сына жезлом в висок! Минута… В ужасе закричал…схватил его, присел на пол, приподнял его… зажал одной рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев)…, а сам орет… Этот зверь, воющий от ужаса… Что за дело, что в картине на полу уже целая лужа крови на том месте, куда упал на пол сын виском… Эта сцена действительно полна сумрака и какого-то натурального трагизма…» [4]

Прошло всего около 130 лет со дня написания картины, и наши современники совсем по-другому видят эту картину, ее сюжет.

В обращении на радио Русской службы новостей (РСН) 2.10.2013 председатель патриотического движения "Святая Русь" Василий Бойко-Великий заявил: «Картина Ильи Репина, изображающая момент смерти сына Ивана Грозного, оскорбляет патриотические чувства русских людей». Он обратился к министру культуры РФ В. Мединскому с требованием оградить посетителей Третьяковской галереи от «…совершенно безобразной картины» Репина. В. Бойко-Великий замечает: «…Мало того, что Иван Грозный никогда не убивал своих сыновей, он даже и не думал об этом – они были верными сыновьями и честно служили своему Отечеству. Это клевета на царя, которая вошла в школьные учебники еще с начала XX в.» [5].

В дискуссию вступила директор Третьяковской галереи И. Лебедева. Она заявила: «Они высказали свою точку зрения – да, мы ее услышали. Но это не значит, что мы должны снимать картину, провисевшую в экспозиции сто лет и связанную с историей формирования коллекции музея и именем его основателя Павла Михайловича Третьякова, который приобрел работу у художника. Пока такой мысли даже не возникало, соответственно, она будет висеть».

Нам стало интересно узнать отношение студентов лесотехнического университета к творчеству И.Е. Репина и его живописному полотну «Иван Грозный и сын его Иван». Для этого нами было проведено анонимное социологическое исследование, в котором приняли участие 27 второкурсников, обучающихся по направление подготовки 100400.62 Туризм Факультета туризма и сервиса Уральского государственного лесотехнического университета. Студентам были заданы следующие вопросы:

1. Знакомы ли Вы с творчеством И.Е. Репина?

2. Известны ли Вам картины И.Е. Репина: «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения»?

3. Какое произведение И.Е. Репина Вы разместили бы в «Музее одного шедевра»?

Анализируя результаты анкетирования по первому вопросу, мы констатируем, что все 27 студентов знакомы с творчеством великого русского живописца И.Е. Репина.

Отвечая на второй вопрос 26 респондентов отметили, что знают картину И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», 7 чел. – «Крестный ход в Курской губернии»; 19 чел. – «Иван Грозный и сын его Иван»; 13 чел.– «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»; 8 чел. – «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения».

При ответе на вопрос, какое произведение И.Е. Репина Вы разместили бы в «Музее одного шедевра», второкурсники ответили следующим образом: 14 чел. выбрали для этого музея картину «Бурлаки на Волге», 9 чел.– картину «Иван Грозный и сын его Иван», 3 чел.– картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1 студент затруднился с ответом.

Таким образом, на основе проведенного анкетирования можно сделать вывод о том, что студентов лесотехнического университета знают и любят мировое и русское классическое художественное наследие, знакомы с творчеством великого русского художника Ильи Ефимовича Репина. Будущие специалисты в области туризма понимают ценность искусства и готовы сохранить его для потомков.

Библиографический список

1. Популярная художественная энциклопедия / Под ред. Полевого В.М. – М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.

2. Михайлов А.В. Обратный перевод: Русская и западно-европейская культура: проблемы взаимосвязей./ А.В. Михайлов. – М.: Языки русской культуры, 2000.

3. Грабарь И. Э. Репин: В 2 т./ И.Э. Грабарь. – М., 1963.

4. Илья Репин. Живопись. Графика. Альбом. – Л.: Аврора, 1985. - 292 с.

5. Из Третьяковки попросили убрать картину «Иван Грозный и сын его Иван». URL: http://www.rusnovosti.ru/news/284699 (дата обращения 2.12.2013)

Просмотров работы: 1250