ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ И ЦЕПНАЯ СВЯЗЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СВЯЗНОСТИ ТЕКСТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ И ЦЕПНАЯ СВЯЗЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СВЯЗНОСТИ ТЕКСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Выявление и описание средств, выполняющих текстообразующую функцию внутри и между сферхфразовыми единствами несомненно важны. Текстообразующие средства позволяют не только более четко представить модель текста, его связующие звенья, которые «сшивают» отдельные высказывания и сверхфразовые единства и помогают созданию целостного текста, но и применить полученные результаты в обучении продуцированию текстов различных стилей и жанров.

Задача лингвистического изучения текста, и в частности основ текстообразования, не только не устарела, но и приобретает с течением времени все большую актуальность, поскольку термин и понятие используются все шире, что неизбежно ставит задачу его исследования и уточнения.

В лингвистической литературе можно выделить широкое и узкое понимание текстообразования.

С первой точки зрения, текстообразование есть текст в динамическом аспекте. Наиболее наглядным свойством текста является его развёртывание. Текст есть не что иное, как следование компонентов одного за другим. Именно с развёртыванием текста связан ряд законов текстообразования [2, с.30].

М.Я. Дымарский подразумевает под текстообразованием «ту область лингвистики текста, которая исследует собственно закономерности организации текста, которая традиционно именуется грамматикой текста» [3, с. 9]. Единицы текстообразования соотносятся со строевыми единицами текста – сверхфразовыми единствами.

В сборнике «Текстовые реализации и текстообразующие функции синтаксических единиц» предлагается более узкая трактовка текстообразования. Текстообразующая функция определяется как «свойство синтаксической единицы «двигать» текст, принимать участие в реализации его важнейших категорий: целостности, членимости (делимитации) и модальности» [4, с. 4].

В нашем исследовании под текстообразованием мы понимаем способность текстовых единиц развивать текст, обеспечивать его движение, связывать его части воедино и участвовать в реализации текстовых категорий.

Текст – это сообщение в устной или письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершенностью, определенным отношением автора к сообщаемому, целенаправленностью и прагматической установкой сообщения.

Любой текст – это прежде всего связная структура. Создавать связный текст потому нелегко, что нужно грамотно оформлять переходы от одной мысли к другой. Связность текста проявляется в том, что каждое последующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. То, что повторяется в последующем предложении из предыдущего, получило название «данное», а то, что сообщается дополнительно, – «новое». «Новое» обычно выделяется логическим ударением и стоит в конце предложения.

Например:

Живопись (данное) создает свои образы на плоскости (новое).Это (данное) отличает ее от скульптуры (новое).

Роль «данного» заключается в связи предложений между собой. Роль «нового» – в развитии мысли в тексте. Для связи предложений в тексте, «данного» и «нового», используются два способа связи:

  1. Цепная связь

  2. Параллельная связь

Порядок слов в предложении подчиняется требованиям параллельной или цепной связи. При параллельной связи слова, называющие тему или рему расположены аналогично. При цепной связи то, что было последним в первом высказывании, становится первым во втором.

Цепная связь имеет более широкое применение. Именно на ней в основном строится текст. Цепная связь отражает последовательное развитие мысли, поэтому она динамична по своему характеру. При цепной связи «новое» первого предложения становится «данным» во втором, «новое» второго – «данным» в третьем и т.д. Предложения как бы цепляются одно за другое, последующее подхватывается предыдущим и тем самым осуществляется развертывание мысли, ее движение. Получается, что предложения тесно спаяны между собой, и, будучи изолированными, они лишаются способности самостоятельного употребления, так как в них есть лексико-грамматические показатели связи с предшествующими предложениями (повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения).

Например:

Быстрый рост промышленности, сопровождающийся глобальным загрязнением окружающей среды, небывало остро поставил проблемусырьевых ресурсов (новое).Из всех видов ресурсов (данное)на первом месте по росту потребностей на него и по увеличению дефицита стоит пресная вода.

Из всех видов ресурсов на первом месте по росту потребностей на него и по увеличению дефицита стоит пресная вода (новое) . Хотя на первый взгляд воды на земном шаре, в общем-то, много (данное), воды, пригодной к потреблению, насчитывается всего 2% (новое).

При цепной связи, последующее высказывание содержит повтор того, что было в предыдущем. Это один самых распространенных способов оформления связи частей текста. Повтор может быть разный: 1) прямой – точное повторение слова («лексический»), 2) повтор- перифраз, 3) местоименный.

Параллельная связь отражает перечисление, сопоставление или противопоставление. При параллельной связи между обычными предложениями устанавливаются отношения простой смежности, соположения. Тема каждого последующего предложения не заимствуется из предыдущего, а предопределяется тем, что они находятся в одной плоскости, например, раскрывают деталь одной общей картины, описание ряда сменяющихся событий, действий, состояний, картин. Иными словами, предложения не сцепляются, а сопоставляются и представляют собой одинаковые синтаксические конструкции (одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми формами)

Например :

Искусство (данное)преобразует жизнь (новое) .Художник (данное) не только воспроизводит в своих творениях окружающую его действительность (новое). Произведения искусства (данное) содержат и оценку тех или иных сторон жизни (новое).

Объединяющим началом всех этих отдельных предложений является логико-смысловое единство – соотношение общего (Искусство преобразует) и частного (Художник воспроизводит...; Произведения искусства содержат...) в характеристике искусства. Из структурных показателей объединения можно назвать лишь параллелизм строения предложений (двусоставность, одинаковый порядок расположения членов грамматической основы - подлежащего и сказуемого), а также совпадение видо-временных форм глаголов-сказуемых (преобразует, воспроизводит, содержат).

Цепная и параллельная связь могут совмещаться в пределах одного текста, образуя смешанный тип. Например:

Произведения искусства (данное) содержат и оценку тех или иных сторон жизни (новое). Жизнь не стоит на месте (данное), она неуклонно, непрестанно развивается, происходит отмирание старого, неизбежное утверждение нового(новое). Великая сила искусства состоит в том (данное), что творцы произведений искусства, воспроизводя действительность, показывают тенденцию, направление ее развития (новое). И подлинно великие творения искусства (данное), в какую бы эпоху они ни были созданы, неизменно служат движению общества вперед(новое)..

Между первым предложением и вторым, а также между вторым и третьим – цепная связь, между третьим предложением и четвертым – параллельная связь.

Использованная литература

  1. Даркулова К.Н., Мусантаева М.А. Русский язык: Научный стиль. Текст. Лексические и грамматические особенности научного стиля./Учебное пособие. Шымкент: Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова 2010.- 192 с. с приложениями.

  2. Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. – Свердловск: Изд-во Уральск. ун-та, 1991. – 172 с.

  3. Дымарский М.Я. Проблемы русского текстообразования: Сверхфразовый уровень организации художественного текста. Автореф. дисс. … док. филол. наук. – Санкт-Петербург, 1999. – 45 с.

  4. Текстовые реализации и текстообразующие функции синтаксических единиц: Межвуз. сб. науч. тр. – Л.: ЛГПИ, 1988. – 140 с.

Просмотров работы: 41696