КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ КОМПАНИИ 1985-1987 - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ КОМПАНИИ 1985-1987

Гомелаури А.С. 1
1Национальный Исследовательский Университет Высшая школа экономики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Во все времена одной из наиболее животрепещущих российских проблем являлась проблема массового алкоголизма. Пьянство, конечно же, осуждалось на бытовом и государственном уровне всегда, однако организованной борьбы в рамках государственной политики не проводилось до 1894 года1. Именно в этом году «по инициативе С.Ю.Витте началось введение государственной винной монополии, оправдываемое "заботой о народном благе"»2. Однако, нельзя говорить о том, что «забота» было основной причиной введения акцизной системы, а так же запрета на очистку спирта и торговлю крепкими спиртными напитками. В первую очередь, данный проект должен был принести казне немалую прибыль и, разумеется, улучшить демографическую ситуацию (повысив рождаемость и снизив уровень смертности). Стоит отменить, что последующим антиалкогольным кампаниям не удалось достичь столь впечатляющих результатов в экономическом плане (прибыль же от «винной монополии» была колоссальной до ужесточения запретов на торговлю в 1914г.)3. После падения монархии реформы по ограничению распространения алкоголя проводились Временным правительством (27.03.1917г), Советским правительством (19.12.1919г). Затем, с переходом к НЭПу, в 1921 году была создана комиссия по вопросу «О разрешении употребления вина»4, по результатам деятельности которой, была проведена легализация торговли спиртными напитками, однако в 1924 году акцизы на продажу алкогольной продукции вновь введены. В 1929 году состоялся первый съезд Всесоюзного совета противоалкогольных обществ. В рамках политического курса пьянство признают пороком, и с алкоголем будут бороться, организуя различные виды досуга (кино, клубы и т.д.). В 1932 году с мягкими «воспитательными» мерами будет покончено. Законодательство будет ужесточено и людей, страдающих алкоголизмом, будут подвергать различным административным санкциям. Далее, во время Великой Отечественной войны, алкоголь будет распределяться по карточкам, соответственно, такой порок как пьянство временно забыт. После войны, уровень потребления алкоголя по официальным данным вновь растет5. В 1972 году появляется Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма»6, согласно которому вводится административная ответственность за распитие спиртных напитков в общественных местах, а так же за нарушение правил торговли и изготовление в домашних условиях различных спиртных напитков. Кстати, стоит сказать о том, что борьба с самодельным приготовлением алкоголя велась на протяжении всего времени, т.е. с 1894 года, так как самогоноварение наносило экономический ущерб государству. Ущерб выражался не только в том, что люди переставали покупать алкоголь в магазине, но и в том, что на приготовление самогона, самого распространенного алкогольного напитка7, шла пшеница, что наносило урон крестьянскому хозяйству и, как следствие, государству.

Итак, мы видим, что зачастую государство, даже объявляя антиалкогольную кампанию под лозунгом борьбы за здоровье нации, стремилось, в первую очередь, получить экономическую прибыль. Даже при зарождении советского государства, когда сама идеология требовала беспримерно здорового и трезвого населения, получение прибыли от алкогольной монополии не считалось преступным. Вместо полного запрета на продажу и производство алкоголя, государство стремилось воздействовать на человека, обязывая его вести трезвый образ жизни из страха быть осужденным близким окружением и подвергнутым общественному остракизму. Теперь же стоит поговорить о небезызвестной «горбачевской» антиалкогольной кампании. Многие считают ее самой экономически провальной в истории СССР (бюджетные потери составили от 66 до 133 млрд. руб. в течение трех лет)8. Кажется, впервые применяемые меры были настолько жесткими, насколько и «бестолковыми»9, поэтому неудивительно, что для старшего поколения «сухой закон» ассоциируется теперь только с огромными очередями, безалкогольными свадьбами и, конечно же, безжалостной вырубкой виноградников. Последнее наложило свой отпечаток на жизнь юга страны. Мы постараемся подробно расписать действия, проводимые реформаторами, а так же оценить последствия «горбачевской» антиалкогольной кампании.

Итак, 7 мая 1985 года началась знаменитая кампания. Перед этим была проведена небольшая подготовка: создана комиссия при Политбюро под председательством М.С.Соломенцева «по выработке мер против алкоголизма и пьянства»10. В составе данной комиссии не был, однако активно участвовал во всех в дальнейшем проводимых мероприятиях Е.К.Лигачев. Именно он спустя три года будет обвиняться в провале антиалкогольной кампании. Именно поэтому, стоит рассмотреть его отношение к этой неоднозначной реформе.

По мнению Е.К.Лигачева весь комплекс мероприятий в рамках «сухого закона» сводился к следующему11:

  1. Резко сокращался выпуск водки и некоторых винных изделий (производство водки сократилось в 2 раза, выпуск коньяка – на прежнем уровне, выпуск шампанского увеличился на 50%).

  2. Создание досуга: увеличение количества социально-культурных учреждений (в рамках двенадцатой пятилетки было предусмотрено строительство 6 тысяч клубов в сельской местности и 42 крупных концертных зала в городах).

  3. Пропаганда здорового образа жизни (с привлечением СМИ и различных общественных организаций).

  4. Ужесточение ответственности руководителей на всех уровнях за внедрение в рабочие коллективы идей о ведении здорового образа жизни, а так же за борьбу с алкоголизмом.

Теперь рассмотрим, как оценивались минусы и плюсы «идеологом» кампании. Итак, с точки зрения Е.К.Лигачева12 к положительным последствиям можно отнести:

  1. Снижение на 20-30% количества прогулов, числа травм на производстве и в быту, числа сердечно-сосудистых заболеваний, а так же, что важно, количества совершаемых преступлений.

  2. Руководители, выпивавшие как на рабочем посту, так и дома, были отстранены от работы.

Что же касается минусов, то о них Е.К.Лигачев говорит так13:

  1. Сокращение количества выпускаемой алкогольной продукции повлекло за собой самогоноварение. (Однако, если перед началом антиалкогольной кампании на душу населения приходилось 10-11 литров, то по проведении кампании цифры снизились до 6 литров).

  2. Огромные очереди и, как следствие, общественное недовольство.

  3. «Вырезание» из фильмов сцен с употреблением алкогольных напитков главными и второстепенными героями.

Кроме того, Е.К.Лигачев называет два «мифа», основанием для которых послужила кампания14:

Миф первый: вырубка виноградников. (Является «мифом», так как в течение пяти лет до начала кампании в год регулярно собиралось около 5-6 тонн винограда, такие же данные по сбору были и в течение 1985-1988 годов). Миф второй: расстройство бюджета из-за антиалкогольной кампании. (Также является мифом, так как, по мнению Е.К. Лигачева бюджет был действительно расстроен, однако по другим причинам).

Как это ни странно, среды вышеперечисленных плюсов не был, упомянут демографический рост, однако, мы поговорим об этом чуть позже.

Итак, по прочтении интервью и составлении основных пунктов: мероприятия, плюсы, минусы и «мифы», приходится сделать вывод о том, что главный соратник М.С.Горбачева по антиалкогольной кампании не мог оценить и не оценил с течением времени (спустя двадцать лет, после начала компании), события, происходившие в стране. Несмотря на то, что каждый «миф» имеет свое статистическое и научное подтверждение как реальный факт15, государственный деятель, который был обязан заранее рассмотреть возможные издержки от проведения столь спорной реформы, по-прежнему, несмотря на широкую доказательную базу, отрицает провал кампании. Несмотря на то, что в Указе «Об усилении борьбы с пьянством» от 16.05.1985 года была, как и во время предыдущих реформ, подтверждена монополия государства на изготовление и распространение алкогольной продукции16, в связи со снижением выпуска винно-водочных изделий бюджет понес существенные потери (см. табл.1).

Напиток

1980

1985

1986

1987

1988

1989

1990

В натуральном выражении, млн. дал*

Водка и ликеро-водочные изделия

207,2

168,7

102,1

80,4

88,6

113,6

133,5

Вино

274,7

243,3

114,8

92,7

112,7

116,3

90,3

Коньяк

5,2

4,9

5,7

6,6

8,3

10,3

8,5

Шампан-ское

7,6

11

11,8

11,5

12

11,7

10,9

Пиво

334,6

356,3

265,5

261,2

291,8

296,9

307,2

В абсолютном алкоголе

 

Всего, млн. дал

145,9

126,3

74,7

56,9

64,9

77,9

79,7

На душу населения в РСФСР, л

10,51

8,8

5,17

3,9

4,4

5,29

5,38

На душу населения в СССР, л

8,7

7,2

4,3

3,3

3,7

4,4

4,6

*дал. (декалитр) = 10 литров

Таб. 1 Продажа алкогольных напитков в государственной и кооперативной торговле СССР (включая общественное питание)17

На основе данной таблицы мы можем видеть резкий спад продажи алкогольных напитков на протяжении 1985-1987 годов. Однако не следует путать продажу с потреблением. Дело в том, что как упоминалось нами ранее, в этот период активно развивается самогоноварение. Конечно, нигде данные по количеству алкоголя приготовленного в домашних условиях не зафиксированы. О размерах бедствия мы можем судить, лишь опираясь на косвенные сведения. К примеру, известно, что с 1985 года резко растет спрос на сахар и томатную пасту (так в 1985г. было продано 7850 тыс.тонн сахара, а в 1987 уже 9280 тыс.тонн)18. В связи с таким массовым потреблением, сахар становится дефицитным товаром и его выдача осуществляется исключительно по талонам. Дефицитным становится и одеколон, используемый в качестве товара-заменителя общепризнанных спиртных напитков. В городах, где сложнее устроить приготовление домашнего алкоголя, растет количество продаж и таких спиртосодержащих вещей, которых сложно представить в употреблении не по назначению современном человеку. Так на 15% вырастает спрос на жидкость для очистки стекол (по данным на1986г)19.

Стоит ли относить самогоноварение и использование прочих спиртосодержащих заменителей к негативным последствиям объявления М.С.Горбачевым антиалкогольной кампании? Безусловно, стоит. Во-первых, ученые считают, что объемы самогоноварения по сравнению с 1984г. выросли в 6 раз20. А это, как мы понимаем, абсолютно компенсирует количество «государственного» алкоголя, исчезнувшего из продажи. Во-вторых, многие граждане, по каким-либо причинам не могущие достать самогона, меняют свою «профориентацию»: учитывая, что реализация клея вырастает на 30%21, соответственно увеличивается и количество токсикоманов. В-третьих, существенно вырастает вероятность отравления различными заменителями.

Среди минусов Е.К. Лигачев, как указано выше, называет так же и высокий уровень общественного недовольства. Действительно, невозможно оспорить этот факт. Во-первых, по талонам выдается большее количество продукции, чем до кампании. В дефиците оказываются такие важные для потребителя товары, как сахар (см.выше). Во-вторых, возникают очереди. Это так же негативно сказывается на отношении гражданина к антиалкогольной кампании. В сентябре 1988 года Н.И.Рыжков, председатель Совета Министров СССР подает в Политбюро ЦК КПСС записку, в которой говорится, что «анализ показывает, что за последние три года в торговле очереди возросли более чем наполовину из-за резкого сокращения продажи алкогольных напитков»22. Ситуация, действительно, критичная.

Что же касается третьего минуса, названного Е.К.Лигачевым, то он характеризует вырезку фрагментов с распитием спиртных напитков, как «глупость несусветную»23. Что ж, в этом мы можем с ним полностью согласиться, так как тот факт, что генеральному секретарю М.С.Горбачеву народом было присвоено насмешливое прозвище «Лимонадный Джо»24 в честь популярного пропагандистского фильма, в котором главный герой, живущий на Диком Западе, принципиально не пьет спиртных напитков, отражает отношение граждан к попытке воздействовать на них через искусство.

С плюсами, отмеченными Е.К. Лигачевым, так же стоит согласиться. Однако, хотелось бы сказать еще о нескольких положительных моментах кампании. Во-первых, в своей книге «Гибель империи. Уроки для современной истории России» Е.К.Гайдар, так же современник и участник тех событий, пишет о таком плюсе антиалкогольной кампании: «В связи с экономией средств от сокращения покупок алкогольных напитков значительная часть населения переключила спрос на продукты питания, одежду, обувь, чулочно-носочные изделия, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения»25. Кажется, это действительно, можно отнести к положительным последствиям данной реформы. Однако, ситуация осложняется дефицитом на вышеперечисленные товары. То есть, даже имея деньги, сэкономленные на алкоголе, купить что-то нужное было довольно сложно.

Вторым плюсом кампании стоит отметить улучшение демографической ситуации (см. табл.2)

Таб.2 Показатели смертности населения с 1965г. по 1984 г.

Как мы видим, исходя из таблицы26*, с 1965 года и до начала 1984 количество смертей увеличивается. Тонкий красный пунктир показывает нам прогноз роста смертности в дальнейшем. Возможно, ситуация развивалась бы по заданному пути, если бы не алкогольная кампания. Глядя на таблицу, мы видим, что с 1985 года начинается снижение смертности, а пик падения приходится на 1987 год, то есть спустя два года после начала кампании. Характерно то, что после завершения кампании, смертность начинает неуклонно расти. Статистика нам говорит о том, что «сумма отклонений, или, по сути, количество сохраненных жизней составляет 919,9 тысячи у мужчин (1985-1992 годы) и 463,6 тысячи у женщин (1986-1992 годы) - всего 1383,4 тысячи человек или 181±16,5 тысяч в год»27.

Конечно, можно отрицать, что спад смертности населения связан с антиалкогольной кампанией. Поэтому, мы подтвердим нашу теорию о наличии связи вторым графиком (см. таб.3).

Таб.3 Показатели мужской и женской смертности с 1956 года по 2010.

На данной таблице28*, где распределена мужская и женская смертность с 1956 года по 2010, ясно виден резкий спад смертности во время антиалкогольной кампании. Зеленая верхняя линия, отражающая смертность мужчин от алкоголя, совершает с 1894 года настолько резкий рывок вниз, что не заметить этого невозможно. Данная более подробная таблица доказывает нашу теорию о том, что кампания позволила изменить демографическую ситуацию в лучшую сторону, хотя, конечно, в long run полученные положительные результаты сохранить не удалось.

Теперь вернемся к тому, что Е.К.Лигачев, высказываясь о последствиях кампании, назвал «мифами».

Во-первых, вырубка виноградников. Сложно отрицать, что вырубки проводились в Краснодарском и Ставропольском крае, Грузии, Армении. Однако рассмотреть все ситуации крайне сложно. Поэтому мы обратимся к мнению экспертов, для того чтобы оценить масштабы катастрофы. С нашей точки зрения, экспертом в данном случае может быть только тот, кто работал в сфере виноградарства и непосредственно столкнулся с проблемой вырубки. Для нас этим человеком будет Л.И. Шлейгер, заместитель директора по промышленности в одном из крупнейших виноградо-винодельческих комбинатов пищевой промышленности в СССР «Массандре», находящемся в Южной части Крымского полуострова. Л.И. Шлейгер создал мемуары, в которых подробно расписал последствия «горбачевской» кампании для крымского виноградарства. По его словам, большую часть виноградников удалось спасти только благодаря специалистам, писавшим в отчетах о вырубке виноградников, но вырубавших только старые насаждения29. Однако не везде специалисты были столь сознательны. Так другой знаменитый виноградарь-селекционер из крымского НИИ «Магарач» П.Я.Голодрига покончил с собой, когда узнал о гибели редчайших сортов винограда30 (возродить которые не удалось).

Во-вторых, «миф» (с точки зрения Е.К.Лигачева) о расстройстве бюджета в связи с антиалкогольной кампанией. Кажется, и без доказательной базы ясно, что снижение количества продаваемого алкоголя приводит к падению доходов государства. Особенно снижение в столь массовом количестве. Возможно, именно эта кампания окончательно испортила ситуацию с и без того проблемным бюджетом31. Конечно же нельзя говорить о том, что в дальнейшем «крахе» бюджета виновата исключительно данная кампания. Были и другие причины, например, падение цен на нефть32 и т.д.

Итак, завершая исследование, стоит сказать о том, что антиалкогольная кампания 1985-1987 годов имела свои плюсы и минусы. К сожалению, как мы разобрали на примерах выше, государство не было подготовлено к проведению реформы. Отсюда возникают очевидные провалы: бюджетные «дыры», очереди, уничтожение виноградников. Возможно единственный положительный момент – снижение смертности. Однако и этот, такой ценой достигнутый показатель, вновь был увеличен, практически сразу после завершения кампании. Как мы видим, Е.К.Лигачев, активно участвовавший в проведении данной кампании, бывший ее главным идеологом, так и не сумел осознать свои ошибки, несмотря на огромную доказательную базу.

Библиографический список:

  1. Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной истории России. 2-е изд., испр. и доп.-М.:РОССПЭН.

  2. «Горбачев Михаил Сергеевич». [Электронный ресурс]: http://lawtoday.ru/razdel/prav-rossia/gorbachev.php

  3. Заиграев Г.Г. Борьба с алкоголизмом. [Электронный ресурс]: http://www.koob.ru/zaigraev_g/borba_s_alkogolizmom

  4. Карплюк А. Егор Лигачев: Я готов к застолью, но всегда всем существом ненавидел, когда злоупотреблялось, и горжусь, что участвовал в антиалкогольной кампании//Интерфакс// 2005, [Электронный ресурс]: http://demoscope.ru/weekly/2005/0201/gazeta05.php

  5. Левичев А. Самогон – самый народный алкоголь. [Электронный ресурс]: http://inpinto.com/articles/krepkie_napitki/samogon_samyy_narodnyy_alkogol/

  6. Народное хозяйство РСФСР в 1960 г.: Статистический ежегодник / ЦСУ. – М.: Статистика, 1961

  7. Народное хозяйство РСФСР в 1985 г.: Статистический ежегодник / ЦСУ. – М.: Статистика, 1986

  8. Народное хозяйство СССР в 1989 г.: Стат. ежегодник / Госкомстат СССР. – М.: Финансы и статистика, 1990.

  9. Народное хозяйство РСФСР в 1990 г.: Статистический ежегодник / Госкомстат РСФСР. – М.: Финансы и статистика, 1991

  10. Немцов А. Смертность до и после алкогольной кампании. [Электронный ресурс]: http://demoscope.ru/weekly/2013/0567/tema04.php

  11. Немцов А Сколько жизней россиян спасла антиалкогольная кампания 1980-х годов? [Электронный ресурс]: http://demoscope.ru/weekly/2006/0263/tema03.php

  12. Николаев А.В. Антиалкогольные кампании XX века в России // Вопросы истории, № 11, Ноябрь 2008.

  13. О некоторых негативных явлениях в борьбе с пьянством и алкоголизмом см.: Известия ЦК КПСС. 1989. № 1

  14. Президиум Верховного Совета РСФСР. Указ «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» [Электронный ресурс]: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=18871

  15. Суд времени. Стенограммы передач № 12-22. Антиалкогольная кампания Горбачева: забота о здоровье нации или политическая ошибка? [Электронный ресурс]: http://lib.rus.ec/b/362185/read

  16. Травин Д.Я. Очерки новейшей истории. Книга первая: 1985-1999//Норма//СПб. 2010.

  17. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985 года «Об усилении борьбы с пьянством» » [Электронный ресурс]: http://zakon.law7.ru/base19/part2/d19ru2348.htm

  18. Шлейгер Л.И. Полвека с вином. [Электронный ресурс]: http://www.vini-viti.narod.ru/40ansv.htm

1Николаев А.В. Антиалкогольные кампании XX века в России // Вопросы истории, № 11, Ноябрь 2008, C. 67-78

2 Там же.

3 Там же.

4Заиграев Г.Г. Борьба с алкоголизмом. [Электронный ресурс]: http://www.koob.ru/zaigraev_g/borba_s_alkogolizmom

5 Там же.

6 Президиум Верховного Совета РСФСР. Указ «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» [Электронный ресурс]: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=18871

7 Левичев А. Самогон – самый народный алкоголь. [Электронный ресурс]: http://inpinto.com/articles/krepkie_napitki/samogon_samyy_narodnyy_alkogol/

8Николаев А.В. Антиалкогольные кампании XX века в России // Вопросы истории, № 11, Ноябрь 2008, C. 67-78

9 Травин Д.Я. Очерки новейшей истории. Книга первая: 1985-1999//Норма//СПб. 2010, с.124

10Карплюк А. Егор Лигачев: Я готов к застолью, но всегда всем существом ненавидел, когда злоупотреблялось, и горжусь, что участвовал в антиалкогольной кампании//Интерфакс// 2005, [Электронный ресурс]: http://demoscope.ru/weekly/2005/0201/gazeta05.php

11 Карплюк А. Егор Лигачев: Я готов к застолью, но всегда всем существом ненавидел, когда злоупотреблялось, и горжусь, что участвовал в антиалкогольной кампании//Интерфакс// 2005, [Электронный ресурс]: http://demoscope.ru/weekly/2005/0201/gazeta05.php

12 Там же.

13 Там же.

14 Там же.

15 Травин Д.Я. Очерки новейшей истории. Книга первая: 1985-1999//Норма//СПб. 2010, с.124

16 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985 года «Об усилении борьбы с пьянством» » [Электронный ресурс]: http://zakon.law7.ru/base19/part2/d19ru2348.htm

17 Таблица составлена на основе данных:

1) Народное хозяйство РСФСР в 1990 г.: Статистический ежегодник / Госкомстат РСФСР. – М.:

Финансы и статистика, 1991

2) Народное хозяйство РСФСР в 1960 г.: Статистический ежегодник / ЦСУ. – М.: Статистика, 1961.

3) Народное хозяйство РСФСР в 1985 г.: Статистический ежегодник / ЦСУ. – М.: Статистика, 1986.

4) Народное хозяйство СССР в 1989 г.: Стат. ежегодник / Госкомстат СССР. – М.: Финансы и

статистика, 1990.

18 Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной истории России. 2-е изд., испр. и доп.-М.:РОССПЭН, с.170.

19 Там же. С.167.

20 Там же. С.170.

21 Там же. С. 167.

22 О некоторых негативных явлениях в борьбе с пьянством и алкоголизмом см.: Известия ЦК КПСС. 1989. № 1. С. 48-50

23 Карплюк А. Егор Лигачев: Я готов к застолью, но всегда всем существом ненавидел, когда злоупотреблялось, и горжусь, что участвовал в антиалкогольной кампании//Интерфакс// 2005, [Электронный ресурс]: http://demoscope.ru/weekly/2005/0201/gazeta05.php

24 Горбачев Михаил Сергеевич. [Электронный ресурс]: http://lawtoday.ru/razdel/prav-rossia/gorbachev.php

25 Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной истории России. 2-е изд., испр. и доп.-М.:РОССПЭН, с.170.

26 Немцов А Сколько жизней россиян спасла антиалкогольная кампания 1980-х годов? [Электронный ресурс]: http://demoscope.ru/weekly/2006/0263/tema03.php

*число умерших с 1965 по 2004 год в тысячах.

27 Там же.

28 Немцов А. Смертность до и после алкогольной кампании. [Электронный ресурс]: http://demoscope.ru/weekly/2013/0567/tema04.php

*число смертей на 1 млн. всего – коричневая линия и левая ось, от алкоголя – зеленая линия и правая ось. Мужская смертность – две верхние линии, женская – две нижние.

29 Шлейгер Л.И. Полвека с вином. [Электронный ресурс]: http://www.vini-viti.narod.ru/40ansv.htm

30 Суд времени. Стенограммы передач № 12-22. Антиалкогольная кампания Горбачева: забота о здоровье нации или политическая ошибка? [Электронный ресурс]: http://lib.rus.ec/b/362185/read

31 Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной истории России. 2-е изд., испр. и доп.-М.:РОССПЭН, с.169.

32 Там же. С.172.

Просмотров работы: 2670