ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТПЕДАГОГИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТПЕДАГОГИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Посохова Е.А. 1
1Институт экономики и финансов МИИТ, Москва, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
По мнению многих специалистов, организация педагогической деятельности на принципах личностно-ориентированной, личностно-развивающей педагогики определяет повышение внимания к «эстетическому направлению» физического воспитания, ориентации физкультурно-спортивной активности на решение эстетических задач, воспитание эстетической культуры и культуры движений личности [1].

Для реализации такого подхода разработаны и внедряются в практику организации физического воспитания эстетически ориентированные технологии, формы, методы, методики. Одна их таких технологий является артпедагогика.

В последнее время все чаще в литературных источниках можно встретить термин артпедагогика («арт» пер. с англ. art – искусство, педагогика от греч. пайдос – дитя, аго - вести). Развиваясь на основе межнаучного подхода, арпедагогика, заимствует некоторые фундаментальные теории и прогрессивный практический опыт педагогики, психологии, психотерапии, искусства, эстетики, культурологии и др.

Артпедагогика ориентирует на повышение уровня здоровья ребенка, через физическое и духовное совершенствование, формирование гуманистического потенциала личности, как одного из наиболее сложных явлений современной действительности. Важность включения артпедагогики в физкультурное образование школьников обусловлена интеграцией искусства и физической культуры, которые, объединяясь, разрешают ряд педагогических задач:

• осознание самоценности личности ребенка, как носителя высоких гуманистических начал, его индивидуальности и творческой сущности;

• признание гармоничного развития личности основной целью современного образовательно-воспитательного процесса;

• понимание творческой природы деятельности ребенка, осознание необходимости реализации его духовного и физического потенциала, создание условий для самосовершенствования;

• развитие комплекса личностных качеств, основанных на единстве внутренней нравственной сущности и внешней поведенческой выразительности, восприятия прекрасного и безобразного в человеческих отношениях, толерантности (терпимости к окружающим), эмпатии (спо-собности сопереживать, сострадать), чуткости, отзывчивости, оптимизма, доброты.

В этом плане, существенную роль может сыграть артпедагогика (от англ. Аrt – искусство, мастерство, художество) и «педагогика» (от греч. пайдос – дитя, аго-вести, детовождение), которую в буквальном смысле следует понимать как художественную педагогику, педагогику искусством, образование, воспитание и развитие человека через искусство и т.д.

Артпедагогика в области физической культуры - это поликомпонентное образование, в основе которого лежит принцип сочетания духовного с телесным. Симбиоз физической культуры и искусства, ориентирует на гармоничное развитие личности учащегося, формирование его художественно-творческих способностей и ассоциативного мышления, зрительно-образной и двигательной памяти [2].

Использование артпедагогики в физической культуре существенно не влияет на содержание образования, в целом, а модернизирует и создает мотивационно-личностные установки для занятий физическими упражнениями. Содержательный компонент образования в области физической культуры включет основные группы артпедагогических разделов: артимпровизации, артигры, музыкально-ритмические упражнения, интеллектуальные виды деятельности.

Артимпровизация предусматривает создание артобраза на основе материала литературных произведений, музыки, фольклора, живописи, аудио и видеосюжетов, оказывая существенное влияние на когнитивную сферу личности учащегося.

Инструментальной составляющей, воздействующей на духовно-нравственную сферу личности, выступает артигра, способствующая возникновению у учащихся мотивационной потребности в активной познавательной и творческой деятельности.

Музыкально-ритмические средства ориентируют на овладение широким спектром разнонаправленных движений, согласно которым учащийся осваивает культуру движений (ритмичность, естественность, техничность и др.).

Интеллектуальный раздел обеспечивает систему знаний в области физической культуры и артпедагогики он необходим для выработки индивидуальных представлений, отношений, убеждений, актуализации своих умений использовать их на практике.

Благоприятные психолого-педагогические условия создаются за счет эстетического оформления материально-технической базы и эстетической оснащенности мест занятий, а также зависят от целенаправленного применения цветовой гаммы [3].

Например, оформление зала в синие тона – для создания спокойной, доброжелательной атмосферы с наиболее активным классом, благоприятной для обучения новому виду упражнений, в красные – для повышения активности, работоспособности и выносливости учащихся при выполнении статических упражнений, в оранжевые – для активизации деятельности замкнутых и недоверчивых детей, в желтые – для концентрации внимания при обучении сложнокоординированным двигательным действиям, в фиолетовые – для стимуляции творческой деятельности и т.д. На основе этого проводятся сюжетные уроки с учащимися с преимущественным использованием определенного цвета.

В форме театрализованных постановок спортивных праздников и вечеров реализуются художественная интеграция между предметами (физическая культура, изобразительное искусство, музыка, история, литература, иностранный язык и др.) и т.д. Создаются театрализованные постановки: «Театр спорта», «Спартианские игры»; «Дни истории Древнего мира»; «Дни истории Средних веков» и др., где через художественные образы артпедагогики и познавательный компонент выполняется общеобразовательная программа школы по вышеназванным предметам. При этом большое внимание уделяется непосредственной и опосредованной наглядности, различные методы которой применялись в сочетании с практическими – наглядно-слуховыми, нагляд­но-зрительными, наглядно-двигательными: прослушивание мелодии звучащей музыки сопровождалось танцевальными или импровизированными движениями, текст песни – выполнением ритмических упражнений (свободными движениями тела, ловлей и передачей мяча, упражнениями ходьбы и бега и др.).

Литература

  1. Столяров В.И., Фирсин С.А., Баринов С.Ю. Содержание и структура физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ). – Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2012. – 268 с.

  2. Шумакова Н.Ю. Артпедагогика как система гуманизации в формировании физической культуры личности современного школьника: монография.– М.: Илекса; Ставрополь:Сервисшкола. 2005. – 216 с.

  3. Шумакова Н.Ю. Артпедагогика: гуманизация образования в области физической культуры: монография / Н.Ю. Шумакова. – Ставрополь «Илекса». 2010 – 308 с.

Просмотров работы: 1551