РОЛЬ ИГРЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РОЛЬ ИГРЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Детство – период наиболее интенсивного развития личности ребёнка. Это развитие осуществляется как качественные преобразования в психике ребёнка, как смена различных возрастных этапов психической жизни.

Дошкольное детство – совершенно своеобразный период развития человека. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребёнка и его отношение к окружающему миру. Интересы ребёнка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребёнок выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве: «ребёнок – взрослый». Обобщенный взрослый – это носитель общественной функции, то есть продавец, воспитатель, мама и вообще.

В дошкольном возрасте у ребёнка возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения; он сам начинает определять своё поведение. Внешне это выражается в противостоянии «хочу» ребёнка и «нельзя» взрослого. Ребёнок стремится действовать самостоятельно, вести себя «как взрослый».

К сожалению, мне, как музыкальному руководителю, часто приходится сталкиваться с детьми, которые замыкаются в себе при столкновении с незнакомой им средой. Их с трудом удаётся уговорить зайти в музыкальный зал даже в том случае, если заходит вся группа. Они боятся новой обстановки, контакта с незнакомыми педагогами («Я не пойду туда», «нет!»).

Эти трудности разрешаются в особом типе деятельности дошкольника – игре. Но, как нестранно, такой ребёнок не сразу вовлекается в совместную деятельность. Вовлечение такого ребёнка в деятельность происходит поэтапно: изначально он просто поддаётся на «уговор» зайти вместе с остальными детьми и наблюдают за дальнейшей деятельностью взрослого и детей.

Вторым этапом является наблюдение такого ребёнка за игрой остальных детей со взрослым. И, наконец, ребёнок решается подключиться к совместной, коллективной игре.

Хотелось привести пример из личной практики. С одним ребенком не удавался контакт. Зовут его Артем Е. Он начал ходить в детский сад этим летом. Ему три года. В музыкальный зал конечно он уже заходил, но не больше того. За ним необходимо было наблюдение: как он ведет себя в группе, на прогулке. Он вообще не контактирует с детьми, все время проводит в одиночестве. Конечно, это связано и с адаптационным периодом, но его поведение указывает и на неприспособленность к обществу. Артём отстает и в развитии от своих сверстников. Раскрыть, раскрепостить такого ребенка очень сложно. Удаётся это не сразу, но попытки необходимо продолжать.

Но очень много детей удавалось избавить от скованности и замкнутости. Кроме того, многие из таких детей оказывались музыкально способными и одаренными детьми. В дальнейшем они выступали на праздничных мероприятиях, оказывались творческими детьми.

Например, Анастасия К. вообще остановилась на одном месте и её не возможно было сдвинуть, кричала, что она останется тут и будет сидеть. На слова: «пошли со всеми детками», она отвечала: «буду тут сидеть!», и точка! Первый раз её воспитатель буквально вытолкала из группы на занятие. Стали пытаться найти с ней контакт. Со временем это удалось. Сначала на неё старались не акцентировать внимание. Занятия проводились со всей группой, но за ней велось наблюдение. Ещё в начале первого занятия слёзы прекратились: мы с детьми стали играть в музыкальную игру. Анастасия внимательно стала следить за ходом игры. На предложение поиграть с нами – она отказалась: «я посмотрю, я не умею так играть». Никто не стал настаивать.

Затем стали постепенно вовлекать её косвенным образом: делали её в игре главным персонажем, например, зайкой, и вся игра была выстроена вокруг неё.

На последующих занятиях потихоньку стали спрашивать её мнения наравне с другими детьми. Она уже охотно шла на разговор. Начали давать ей ответственные роли на празднике.

И в скорости, Настенька почувствовала в себе силу и уверенность, стала с удовольствием ходить на занятия.

И подобных примеров много. Надо только не «давить» на ребенка, а дать ему возможность почувствовать себя «как все» и адаптироваться к новым жизненным условиям.

Игра – это эмоционально насыщенная деятельность, она захватывает ребёнка целиком. Игровая деятельность влияет на формирование всех психических процессов.

Рассмотрим влияние игры на развитие музыкальных способностей дошкольника.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.

Музыкальные способности – это сложные структурные образования, включающие ряд индивидуальных свойств личности, необходимых для различных видов её музыкальной деятельности.

Например, одной из основных музыкальных способностей является чувство ритма. Использование игровых приемов дает возможность успешно решать задачу ритмического слуха детей. Примерное задание: «Я показываю, а вы повторяете за мной», «Хлопайте вместе с Мишкой», прохлопывание своего имени с использованием различных ритмических рисунков и т.д.).

Таким же образом, не обходится без игровых приемов и при развитии тембрового слуха. Например, дается игровое задание: если музыка звучит в высоком регистре – дети должны изображать летающих птичек. Если низкий регистр – ходить как медведь.

При использовании подобных музыкальных игр у детей процесс усвоения материала протекает быстрее. Позднее, при заданиях такого рода у детей сразу же начинает подключаться ассоциативный ряд. (еж, медведь, заяц, птички и т.д.).

Игровые приемы используются как на музыкальных занятиях, так и в повседневной жизни ДОУ.

На музыкальных занятиях игровые приемы используются:

1) в разделе «Пение». Например, на 2-ом этапе разучивания песни можно предложить детям петь по цепочке ( один ребенок начинает, кто-то другой

продолжает), пение песни по рядам и др. На 3-ем этапе разучивания песни целесообразно включить момент соревнования: мальчики – девочки, соревнование между рядами. При выполнении такого задания дети максимально старательны, у них активизируются все внутренние процессы.

2)Чаще всего, особенно с младшими дошкольниками, в конце музыкального занятия проводится музыкальная игра. Она служит одновременно и отдыхом для детей, и с помощью игры решаются поставленные музыкальные задачи.

Чтобы достичь более эффективного результата, я использую, особенно с младшими дошкольниками, сюрпризные моменты с элементами театрализации. Например, к нам на музыкальное занятие в гости приходит мишка, кукла и др. Эти игрушки разговаривают с ребятами, просят деток спеть с ним песенку. или послушать о нем музыку, или даже с ним поплясать. Дети настолько восприимчивы, что у них сразу просыпается активность, интерес и включается внимание.

В конце занятия этот персонаж хвалит детей, обещает еще прийти. И детям интересно, и занятие проходит легко, в игровой форме, но при этом качество усвоения материала выше, чем на обычном занятии.

Нельзя не сказать о музыкально-дидактических играх. Они являются средством обучения и сенсорного воспитания детей. основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь развитию у них музыкальных способностей, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальном занятии.

Такая форма хороша для индивидуальной и подгрупповой (2-3 человека) работы. Устанавливается более тесный контакт с ребенком. Можно о ребенке узнать намного больше, чем, например, вовремя занятий. Часто, всё же дети стесняются высказать свое мнение, показать все свои способности перед группой. С помощью музыкально-дидактической игры как раз удобно прослеживать рост ребенка. Как правило, в более спокойной обстановке, чем на занятии тет-а-тет ребёнок высказывает своё мнение, рассуждает, выбирает ответ самостоятельно, а не повторяет за остальными детьми. Со временем они не стесняются высказываться и на занятии.

Имеющиеся в современной детской психологии данные о значении игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дают основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

Список литературы

1. Смирнова Е.О. Детская психология Учебник для вузов. 3-е издание изд. «Питер».

2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. Москва «Гардарики» 2005г.

 

 

Просмотров работы: 2618