ОБЪЕКТИВНЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОБЪЕКТИВНЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальная политика является одной из главных стратегий государства. Это целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, по предоставлению ему социальных гарантий.

Думается, что данная тема является актуальной, так как именно социальная политика предназначена отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе.

В последние годы расходы бюджетной системы нашей страны на социальную сферу составляют более половины в общих бюджетных расходах. Только за последние четыре года они выросли в абсолютном выражении в 1,5 раза - а в доле ВВП с 21% до 27%. Ни одна из социальных гарантий не была поколеблена в условиях кризиса 2008 - 2009 гг. Более того, даже в этот период росла зарплата работников бюджетного сектора, увеличивались пенсии и другие социальные выплаты. Но граждане остаются не удовлетворенными существующим положением, и их неудовлетворенность справедлива. Очевидно, что от эффективности социальной политики будет зависеть успех и качество деятельности граждан, так как она в первую очередь направлена на удовлетворение жизненно необходимых интересов людей. Для человека это значит, что он сможет рассчитывать на доступную и качественную медицинскую помощь, сможет получить достойное образование, которое даст ему возможность устроиться по профессии и законно зарабатывать. Должны быть активно задействованы механизмы государственной поддержки и финансовые инструменты, опираясь на которые человек сможет приобретать или арендовать жилье.

Основа социальной политики, по мнению правительства, это адекватный уровень доходов людей. В научной литературе отмечается: «Уже в ближайшие годы мы должны покончить с бедностью среди пенсионеров, подняв средний размер пенсий выше прожиточного минимума»1.

Следовательно, социальная политика оценивается как важный элемент повышения качества жизни населения.

Социальная политика представляет собой проводимую государ­ственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления систему мероприятий и акций, направлен­ных на достижение жизненных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа и обеспечением социальной, политической, мораль­но-психологической стабильности, социального партнерства и со­циального согласия в обществе.

Правильно проводимая социальная политика государства, в широком смысле являясь одним из направлений макроэкономического регулирования, действительно обеспечивает снижение социальной напряженности, рост благосостояния населения, достижение равновесия и стабильности в обществе.2 В узком смысле социальную политику можно определить как систему мер, направленных на осуществление социальных программ, в частности, на поддержание доходов, уровня жизни населения, обеспечение занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращение социальных конфликтов.

Модели социальной политики. Основными индикаторами общественного развития, находящимися под воздействием социальной политики, являются: - доходы как материальные источники существования;

- занятость;

- здоровье;

- жилье;

- культура;

- образование;

- окружающая среда.

Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Социальное обеспечение включает социальное страхование и общественную помощь, направленные на поддержание дохода беднейших слоев населения независимо от их участия в трудовой деятельности и выплаты страховых взносов. Система социальных услуг включает здравоохранение, образование, профессиональную подготовку, службу занятости и некоторые другие сферы.3

Степень участия государственного сектора в социальной сфере во многом определяет масштабы и характер проводимой социальной политики. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной деятельности государства. Ограничительная социальная политика предполагает сведение к минимуму ее масштабов, содержания и объектов.

Существуют различные классификации моделей социальной политики, но так или иначе большинство из них базируется на принципах, вытекающих из роли и степени участия в реализации социальной политики государства, институтов гражданского общества и отдельных граждан. Основываясь на геополитическом аспекте, выделяют скандинавскую, континентальную и американо-британскую модели социальной политики. Зачастую, исходя из преемственности от той или иной политической партии, скандинавскую социальную модель называют также социал-демократической, континентальную – социально-рыночной, а американо-британскую – либеральной моделью социальной политики. Рассмотрим их основные черты. Скандинавская модель. В модели социальной политики этого типа значительную часть расходов на социальные нужды берет на себя государство, и основным каналом перераспределения является бюджет. Государство несет основную ответственность за социальное благополучие своих граждан и является основным производителем социальных услуг. Услуги (образование, здравоохранение, забота о детях и престарелых и т.п.) в большинстве случаев организовываются муниципалитетами. Данная система действует через перераспределение (например, бюджет или социально-страховые фонды), и доля социальных расходов очень высока. Эта модель в той или иной мере воплощается в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия.

Шведская модель. Термин «шведская модель» появился в конце 60-х годов в связи с приобретением Швецией статуса государства, одного из самых развитых в социально-экономическом отношении. Именно в Швеции возникли и получили развитие понятия “политика полной занятости”, “солидарная система зарплат”. Основными целями шведской социальной политики являются полная занятость и выравнивание доходов.4 Осуществление целей идет через преднамеренное перераспределение доходов, прежде всего через налоговую и трансфертную политику, для чего были созданы специальные государственные и негосударственные институты. Универсальность модели выражается во всеобщности и общедоступности социальной защиты, которая распространяется на все население. Оказываемая помощь обеспечивает социальную защиту населения на уровне нормального жизненного стандарта.5 Социальное обеспечение находится на высоком уровне и предусматривает выплату пособий по безработице, детские пособия и ряд других. Пособия по безработице позволяют сохранить достойный уровень жизни в случае потери работы, а сокращение расходов на выплаты по безработице достигается за счет развитой системы служб трудоустройства. Дети, независимо от доходов родителей, получают ежемесячное пособие, которое выплачивается до 18 лет. Дополнительные пособия получают семьи с тремя и более детьми. В дополнение к услугам социального обеспечения действуют негосударственные организации, выполняющие различные виды социальной работы, например, защиту прав инвалидов. Образование в Швеции охватывает все население и обеспечивает практически полную грамотность. Бесплатным является среднее и высшее образование, а также программы переквалификации и ряд других образовательных программ. Разнообразие форм обучения взрослого населения дает возможность непрерывного образования на протяжении всей жизни. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров при общедоступности образования значительно снижают уровень безработицы и отражают политику полной занятости населения. В самом законодательстве Швеции закреплено предоставление оплачиваемого учебного отпуска. Швеция вообще тратит на образование больше ВНП, чем любая другая страна, и занимает одно из ведущих мест по уровню грамотности. Расходы на образование окупаются, так как способствуют развитию поведенческой гибкости людей, их мобильности в меняющейся ситуации на рынке труда. Здравоохранение в Швеции доступно для всех граждан посредством всеобщего социального страхования независимо от доходов и уплачиваемых налогов.

На сегодняшний день социальная модель в Швеции требует серьезного пересмотра в сторону либеральных реформ. К этому обязывает членство в ЕС, которое требует согласия с его основополагающими неолиберальными принципами и стандартами социального регулирования. Возникает вопрос о слишком высоких социальных издержках в Швеции по сравнению с другими членами ЕС, где расходы на социальную защиту значительно ниже. В целом ситуацию в области социальной защиты продолжают определять принципы солидарности и социальной справедливости.6 Континентальная модель. В этой модели государство, как правило, несет ответственность только за выдачу социальных пособий получателям, то есть за социальное обеспечение, но не организует социальные услуги. Здесь бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны, и основными каналами перераспределения являются как государственные, так и частные (но находящиеся под контролем государства) социально-страховые фонды. Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия.

Германия: немецкая модель социального рыночного хозяйства. Понятие “социальное рыночное хозяйство” было введено в 1946 г. Альфредом Мюллером-Армаком для определения парадигмы экономической политики, сочетающей принципы “рыночной свободы” и “социального выравнивания”. Целью такой социальной политики является создание условий для активной самореализации каждого члена общества в экономической сфере. Для этого требуются общие институциональные условия, которые регулируют хозяйственную деятельность индивидуумов. На первый план выходит не перераспределение дохода через бюджет и бесплатные социальные услуги как в шведской модели, а создание благоприятных экономических условий для трудоактивного населения, на которое и сориентированы основные меры социальной защиты.7

В Германии действует 4 вида социального страхования: пенсионное, медицинское, от безработицы и от несчастных случаев. Социальное страхование финансируется совместно работодателями, а также наемными работниками и дифференцируется по видам деятельности. Принцип страхования означает право на получение услуг теми, кто делает взносы в соответствующие фонды. Уплата взноса дает право на соответствующую услугу независимо от действительной потребности в ней. Система социального обеспечения включает также государственные средства, отпускаемые в виде пособий на детей (единовременные выплаты при рождении ребенка, дотации малообеспеченным и многодетным семьям), помощь беженцам, пособия для получения образования, помощь молодежи, пособия на лечение, пенсионные субсидии, помощь жертвам войны, инвалидам, а также социальную помощь малообеспеченным гражданам. В системе здравоохранения действует система обязательного медицинского страхования, в результате 90% населения охвачено обязательным страхованием, 8% – частным и за 2% неимущих граждан платит государство. В системе образования главным является принцип “академической свободы”, т. е. в образовательное учреждение может поступить любой желающий, если он удовлетворяет всем условиям допуска. Среднее и высшее образование является бесплатным8.

Американо - британская модель. Данная модель характеризуется минимальным участием государства в социальной сфере. Финансовую основу реализации социальных программ составляют в первую очередь частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета. Государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Однако оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов получения и повышения гражданами своих доходов. Подобная модель социального государства характерна для США, Англии и Ирландии.

Британская модель государства благосостояния.Социальные программы строго индивидуализированы, и большинство из них приватизированы. Вместо равенства возможностей для всех групп нуждающихся введен принцип выборочной помощи отдельным категориям населения. К ним отнесены пенсионеры, инвалиды, больные и недееспособные лица, малооплачиваемые семьи с детьми, неполные семьи. В настоящее время пособия на детей выплачиваются всем детям до 16 лет, а также малообеспеченным семьям, но только в том случае, если семья является полной. Пособие выплачивают и после 16 лет, если ребенок учится в дневном колледже. Американская модель государства благосостояния. Данная модель социальной политики базируется на индивидуалистических принципах при отсутствии сильного социального законодательства и относительно слабой роли профдвижения в общественно-политической жизни страны. Начало развитию современной системы социального обеспечения в США было положено принятием в 1935 г. президентом Ф. Рузвельтом фундаментального Закона о социальном страховании. В США основным адресатом социальной помощи является семья. Основной критерий получения материальной поддержки – бедность, то есть доход ниже официально установленного прожиточного минимума на члена семьи. Основным видом помощи малоимущим семьям в США является пособие на детей. Особенностью социальной политики США является преобладание “натуральных” видов помощи нуждающимся над денежными. Это могут быть, например, талоны на питание, которые включают покупку только пищевых продуктов (за исключением корма для животных, алкоголя, табака и импортных продуктов). Страхование является строго персонифицированным.

Социальная модель в рамках Европейского Союза. На сегодняшний день правомерно говорить о создании и развитии новой модели социальной политики – общеевропейской, в соответствии с которой развертываются интеграционные процессы в социальной сфере в рамках государств-членов ЕС. Вырабатываемая модель сближает концепции социальной политики в различных странах.9 Доминирующей является мысль, что государственный контроль препятствует не только экономическому, но и социальному развитию. Это приводит к пересмотру роли государства в социальной сфере в тех странах, где оно было традиционно сильным, например, в скандинавской модели. Происходит процесс переориентации социальных программ с универсального уровня на индивидуальный, что значительно дешевле и эффективнее, так как адресная помощь предоставляется только действительно в ней нуждающимся.

В основу общеевропейской социальной политики положен принцип совмещения экономической эффективности и социальной солидарности. Упор делается на сбалансированное развитие социальной политики Европы, транспарентность и соблюдение интересов всех стран-членов ЕС. Регулярные встречи министров по социальной политике позволяют обмениваться опытом и вырабатывать общую концепцию. Еврокомиссия оказывает содействие в подготовке отчетов и проведении исследований. Все правительства европейских государств сходятся в том, что социальная политика это прежде всего ответственность каждой из стран, входящих в ЕС.

Россия. Рассмотрев модели социальной политики стран Запада, нельзя не задаться вопросом о месте российской социальной политики в этих структурах. Проанализируем опыт СССР и социальную политику России переходного периода. Советская социальная модель характеризовалась главенствующей ролью государства в социальной сфере. В стране существовала система государственного бесплатного здравоохранения, образования и социального обслуживания. В системе производственных отношений партийно-государственный аппарат осуществлял централизованный контроль над работодателями и профсоюзами. Считалось, что в плановой экономике социальные риски отсутствуют, а социальное страхование относится к атрибутам исключительно рыночной экономики. Некоторые услуги недофинансировались (например, здравоохранение), а некоторые, наоборот, имели сверхсубсидирование (например, жилье).

Перемены в экономике, произошедшие после распада СССР, проявились и в социальной политике. Главное – системы государственных бесплатных социальных услуг распались, а условия для создания новой системы, к сожалению, не созданы. Это объясняется тем, что социальная сфера в России в прошедший период реформ не была приоритетной в плане преобразований. Незначительное увеличение трудовой активности населения на начальном этапе реформ за счет возникновения новых сфер и видов деятельности, а также появления новых источников дохода к предполагаемому росту уровня жизни в России не привело. Напротив, в обществе обострился социальный кризис ввиду резкого снижения качества жизни населения, что заставило правительство начать корректировку курса реформ и рассматривать социальную политику как существенное и приоритетное направление деятельности государства. Переход к новой социальной политике сегодня предполагает отказ от патернализма, где государство жестко детерминирует поведение человека в социальной сфере10. Вместо этого предполагается: - формирование рынка социальных услуг с реально возникающей конкуренцией их производителей;

- повышение качества данных услуг;

- снижение издержек на их производство;

- изменение модели социальной защиты от превалирующей социальной поддержки к преимущественно социальному страхованию с дифференциацией рисков и зависимостью размеров страховых выплат от страховых взносов/ Перечислим основы проводимой на сегодняшний день в России социальной политики. Так, защита от безработицы реализуется через подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Защитой от инфляции является индексация доходов, т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального уровня. Детям, инвалидам и некоторым другим категориям граждан выплачиваются ежемесячные пособия. Вместе с тем существует неопределенность в определении доли бесплатных услуг, финансируемых государством.

Среди проблем, требующих скорейшего урегулирования в социальной сфере, можно выделить следующие:

- необходимость стабилизации финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;

- погашение задолженности работникам по заработной плате;

- расширение источников финансирования социальных услуг;

- внедрение адресной системы социальной поддержки населения;

- введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.

Пока для России остается открытым вопрос о том, какая именно модель социальной политики будет наиболее подходящей для развития страны. Но уже сегодня очевидна необходимость коренных изменений в обязанностях государства, предприятий и личности, активизация роли государства в социальной сфере и регулировании социальных процессов.

Правильный, разумный выбор стратегии социальной политики, отвечающей всем реалиям сегодняшнего дня и в то же время базирующийся на традициях государства, собственном историческом опыте и опыте зарубежных стран, является главной задачей на пути построения социально ориентированной рыночной экономики. От этого выбора зависит благосостояние нации, а следовательно, и будущее России.

Уровень неравенства в распределении доходов рассматривается не только как один из важнейших индикаторов социального развития, но и как фактор, в целом влияющий на экономическое состояние страны. В частности, в последнее время все чаще ставится вопрос о том, каково влияние степени дифференциации доходов на экономический рост.

Выводы теоретических и эмпирических работ, посвященных исследованию воздействия неравенства в распределении доходов на уровень выпуска, противоречивы. В середине XX века общепринятым было мнение о том, что дифференциация доходов является необходимым условием эффективности экономической системы, так как именно неравная оплата труда разной производительности порождает стимулы для работников увеличивать продуктивность своего труда. Агрегированное воздействие неравенства в доходах на экономику состоит в росте выпуска11. Также в пользу положительного воздействия дифференциации доходов на экономический рост свидетельствуют теории, исходящие из того, что более значительному неравенству соответствует высокая норма сбережений в экономике, так как более богатые домохозяйства в среднем сберегают больше12.

Однако в последние 20-30 лет широкое распространение получили модели, основной вывод которых состоит в том, что более высокому уровню неравенства в распределении доходов соответствуют низкие темпы экономического роста. Описывается большое количество каналов, обеспечивающих подобное негативное влияние; среди них стоит упомянуть несовершенные кредитные рынки, неделимость инвестиций, социально-политическая нестабильность, особенности избирательной системы и т.д. Тем не менее вопрос о механизмах передачи воздействия неравенства в распределении доходов на экономический рост остается открытым.

Например, неохваченным оказался фактор сигнализирования на рынке труда. Учет наличия на рынке труда квалифицированных и неквалифицированных работников в условиях, когда тип отдельно взятого индивида не наблюдаем, позволяет получить интересные выводы о характере влияния неравенства в распределении доходов на производительность экономики в целом и темпы экономического роста. В частности, это влияние может быть отрицательным или положительным в зависимости от вида равновесия на рынке труда (смешивающее или разделяющее), стоимости подачи сигнала о принадлежности работника к тому или иному типу, связи числа лет обучения с уровнем производительности индивида.

Социальная политика в своих принципах, функциях и признаках распространяется на всех граждан и не принимает в исключения и деления на отдельные, различные элементы. Есть возможность придавать ей определенные черты выделять особенности подходящие для населения определенного региона. Но она в основе не будет отходить от принципов федеральной политики. Например, социальная по­литика на уровне субъекта Российской Федерации - Северной Осетии - Алании строится с учетом потребностей и интересов не только своих более чем 710 тыс. граждан, представляющих около 90 наци­ональностей, но и потребностей и интересов всей России13.

По своей внутренней природе социальная политика ориентиро­вана прежде всего на развитие каждого члена общества, что пре­допределяет гуманистический характер ее целеполагания.

Однако насколько сложной является человеческая природа, столь же сложной являются связи и взаимодействия социальной политики с другими направле­ниями политики, а в конечном итоге - между целью и средствами ее достижения. Нередко между двумя этими понятиями происходит разрыв, ибо средства находятся не в социальной, а в экономической, научно-технической и иных сферах и, естественно, имеют свою соб­ственную логику развития, отличную от социальной сферы.

Еще одной особенностью этих средств является то, что они имеют производный характер от экономики. Никакая совершенная социальная программа не стоит ничего, если она не обеспечена экономически, и не всегда высокий уровень экономического развития механически ведет к столь высокому уровню социального развития. Это подтверждается и социальной практикой стран с высокоразвитой экономикой или высо­ким экономическим потенциалом.

Во взаимосвязи и взаимообусловленности экономики и со­циальной сферы отношения не могут быть сведены к простому ав­томатизму. Здесь существенное значение принадлежит взаимодей­ствию обеих сфер жизнедеятельности, в котором в зависимости от конкретных обстоятельств приоритет приобретает то одна, то дру­гая сторона этого системного единства. Что же касается клас­сического подхода к приоритетам экономики, то это вовсе не оз­начает второстепенной значимости социальной политики в разви­тии материальной и духовной культуры общества.

Результаты хозяйственной деятельности реализуются, проверя­ются на эффективность и получают оценку прежде всего в сфере социальной, а их критерием служит степень удовлетворенности со­циальных потребностей и интересов людей. А именно это является самоцелью всякого общественного прогресса. Без действенной со­циальной политики нельзя представить себе активизацию творчес­кого начала в деятельности человека как главного составляющего производительных сил общества. Поэтому считаем методологичес­ки верным рассмотреть в единстве социальные и экономические ас­пекты в институционализации рыночных отношений в субъектах фе­дерации. При этом стратегия социально-экономического развития республик дол­жна быть направлена прежде всего на обеспечение устойчивого ро­ста уровня жизни населения14.

Достижение указанной цели предусматривается на основе роста производства, активного участия государства в регулировании хо­зяйственной деятельности и усиления его роли как гаранта обеспе­чения социальных стандартов, финансовой стабильности, благопри­ятствующих условий предпринимательской деятельности.

Функции и основные задачи социальной политики. В каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, каким бы образом ни складывался её исторический тип, всегда есть круг более или менее схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют её реальное содержание. Все эти проблемы касаются состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условийжизни различных социальных групп.Обозначим основной круг функций (т.е. главных общественных задач, направлений) социальной политики. Первая из основных её функций — обеспечение социальнойустойчивости общества, социальной безопасности общества. Социальная структура может быть разной в разных обществах, она может качественно меняться в истории одного и того же общества в результате революций иреволюционных реформ. Видный теоретик и практик социального рыночного хозяйства — бывший канцлер ФРГ Вилли Брандт писал: «...История напоминает и о том, что социальный упадок и унижение большинства народа были слишком высокой ценой за благополучие элитарного меньшинства. Она напоминает нам о творческих способностях трудящихся классов и о том, что эти способности должны не подавляться, а высвобождаться для того, чтобы прогресс мог осуществиться. ... Общество может более или менее полно удовлетворить притязания всех граждан на приличную жизнь лишь тогда, когда оно возлагает обязанность заботиться об этом на государство, лучше сказать, на социальное государство....Мы рассматриваем социальное государство как институциональный гарант человеческого достоинства, в том числе и человеческого достоинства простого мужчины и простой женщины...»По мысли В.И. Ленина, суть выбора и проведения той или иной социально-экономической политики — нахождение властями подходящего «подхода к массе». Ленин стремился к максимальной социальной активизации масс.Социальное рыночное хозяйство смягчает социальное неравенство в обмен на социальное партнёрство. Социальная политика «шоковой терапии» погружает массы в режим выживания и тем самым отключает их от активной социальной жизни на период проведения радикальных рыночных реформ. Но какой бы ни была конкретная модель социальной политики, её задача всегда – обеспечить социальную устойчивость, динамизм социального развития.Вторая из основных функций социальной политики – обеспечить политическую устойчивость власти. Такая устойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических ситуациях, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социальных групп (и классов) в политических решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во власти того же самого господствующего класса. В противном случае меняется классовый тип власти, и становятся неизбежными революционные преобразования. Среди этих преобразований опять-таки приоритетным становится обеспечение политической устойчивости, но уже новой власти.Третья основная функция социальной политики — обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел.Четвертая основная функция социальной политики — налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки — эти и иные экономические параметры имеют социальный смысл и социальное предназначение15. Пятая функция социальной политики — обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности. Шестая функция социальной политики — обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.

Направления социальной политики в России. Россия - социальное государство. Мы имеем гораздо более высокий уровень социальных гарантий, чем страны с сопоставимым уровнем производительности труда и доходами на душу населения. В последние годы расходы бюджетной системы на социальную сферу составляют более половины в общих бюджетных расходах. Только за последние четыре года они выросли в абсолютном выражении в 1,5 раза - а в доле ВВП с 21% до 27% (Табл. 1). Ни одна из социальных гарантий не была поколеблена в условиях кризиса 2008 - 2009 гг. Более того, даже в этот период росла зарплата работников бюджетного сектора, увеличивались пенсии и другие социальные выплаты. Но наши граждане отнюдь не удовлетворены существующим положением, и их неудовлетворенность справедлива16.

Социальная политика имеет несколько целей, несколько измерений. Это поддержка слабых, тех, кто по объективным причинам не может зарабатывать себе на жизнь. Это обеспечение работы социальных лифтов, «равного старта» и продвижения каждого человека на основе его способностей и таланта. Эффективность социальной политики измеряется мнением людей - справедливо ли устроено общество, в котором мы живем.

Таблица 1

Социальные расходы в России, 2009-2012гг.

 

2009

2010 - Закон № 308-ФЗ (с изм.)

2011

2012

Количество Федеральных целевых программ (ФЦП)

51

53

56

51

Объем ассигнований, млрд. руб.

818,7

761,1

922,1

847,6

Изменение объемов ассигнований к предыдущему году, %

 

-7,0

21,2

-8,1

Доля расходов на ФЦП в общем объеме расходов федерального бюджета, %

9,4

8,32

9,86

9,02

«Я не буду говорить об успехах - они есть. И в демографической политике, где удалось добиться серьезного сдвига к лучшему, и в пенсионном обеспечении, и в ограничении бедности. Есть реальные достижения в образовании, в охране здоровья, в культуре.

Но сегодня нам надо говорить о проблемах, которые не удалось решить, и о задачах, которые должны стать повесткой следующего этапа развития России»17.

Первое. Многие граждане не могут реализовать свои профессиональные знания, найти такую работу, которая позволяла бы иметь достойную зарплату и развиваться, строить карьеру. Плохо, с большими перебоями работают социальные лифты, начиная от системы образования. Эта проблема значительно обострилась в последние годы, когда большинство молодых работников, входящих на рынок труда, окончило вузы.

Второе. Недопустимо, вызывающе велика дифференциация доходов. Каждый восьмой гражданин России все еще живет за официальной чертой бедности.

Третье. За первое десятилетие XXI века принципиально изменилось представление о нормальных потребностях и возможностях средней российской семьи. Всего 10 - 12 лет назад речь шла главным образом о том, чтобы не скатиться за грань нужды, а целые социальные категории, прежде всего пенсионеры, были вынуждены существовать за этой гранью. Теперь же основная масса населения предъявляет запросы совершенно иного порядка. Социальная сфера не успела адаптироваться к этому. Население, и в первую очередь «средний класс», образованные и хорошо зарабатывающие люди, в своей массе остается неудовлетворенным уровнем социальных услуг. Несмотря на рост бюджетного финансирования образования и здравоохранения, сохраняется низкое качество, не остановлено расползание принудительной платности в этих сферах. Далеки от решения задачи создания комфортной среды проживания.

Четвертое. В условиях значительного сокращения численности населения трудоспособного возраста и увеличения старшего возраста неотложным становится кардинальное повышение эффективности социальных расходов. Если мы хотим сохранить и тем более качественно улучшить ситуацию - другого выхода у нас просто нет.

Люди разного призвания - предприниматели, рабочие, специалисты, «бюджетники» - должны иметь поле для реализации своего потенциала, поле для профессионального и социального роста.

Инженер, агроном, экономист, дизайнер - каждый из профессионалов должен получить возможность не просто работать по специальности, а строить профессиональную карьеру18. В любой стране учителя и врачи, ученые и работники культуры - это не только костяк «креативного класса». Это те, кто придает устойчивость развитию общества, служит опорой общественной морали.

Эффективно управлять качеством медицинской помощи, образовательных программ, научных исследований можно только опираясь на авторитет профессиональной среды. Восстановление профессиональной морали, самоуправление и самоочищение профессиональных коллективов - это то, на что вправе рассчитывать общество, пересматривая свои отношения с медицинским, учительским, научным сообществом.

Оплату бюджетников надо соотносить с конкретными условиями регионального рынка труда. Ведь человек сравнивает свою заработную плату не с абстрактными величинами, которые можно найти в статистическом справочнике, а с тем, что зарабатывают его соседи и знакомые, что может заработать он сам, перейдя из бюджетной сферы в бизнес.

При этом механическое повышение зарплаты всем и каждому неэффективно. Необходимо гораздо полнее учитывать в зарплате квалификацию и профессиональные достижения работника. Это значит, что рост базового уровня оплаты должен сочетаться с еще более быстрым увеличением фонда стимулирующих надбавок и доплат.

«Начиная с 1 сентября 2012 года будет повышена оплата труда преподавателей государственных вузов - до размера средней зарплаты по региону. В течение же 2013 - 2018 гг. средняя зарплата профессоров и преподавателей вузов будет постепенно увеличена еще в два раза и доведена до 200% от средней по экономике. При этом повышенная зарплата должна сразу устанавливаться тем, кто имеет научные результаты и пользуется уважением студентов и выпускников. С каждым годом доля таких лучших профессионалов будет расти. Выделяя достойных, конкурентоспособных преподавателей, мы обеспечим необходимое обновление кадров высшей школы.

При этом для врачей и научных сотрудников целевой ориентир к 2018 году такой же, как для преподавателей высшей школы - 200% от средней зарплаты по региону.

Реализация этой задачи потребует значительных ресурсов - в совокупности до полутора процентов ВВП в год. Важно использовать серьезные внутренние резервы отраслей - в частности, реорганизовать неэффективные организации и программы. Такая реорганизация должна дать не меньше трети от необходимых средств»19.

В России велика доля бедных. В публикациях раздаются призывы к борьбе с бедностью. За 10 лет доля населения России с доходами ниже прожиточного минимума сократилась почти в два раза - до 13,1%. Однако и сегодня зарплата более трети россиян не превышает 1,5 прожиточного минимума, а у 20% - она ниже его.

По данным Росстата, в первом квартале 2011 г. число россиян с зарплатой ниже прожиточного минимума возросло почти на 10%. В статье говорится о том что год за годом общество воспроизводит бедняков "с одновременным формированием у них особой субкультуры бедности". Официально бедных в России - 5 миллионов человек (исключая бомжей и нелегальных мигрантов, которые составляют более 10 млн., по самым скромным подсчетам). При этом 6,3 млн. мужчин трудоспособного возраста вовсе не работали в 2009 г., а значит, получали социальную помощь, сидя "на шее" у государства. Эксперты в этой связи предупреждают о возможной люмпенизации населения.

Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов поясняет, что "люмпен – деклассированный элемент, выпадающий из устойчивой системы разделения труда и без полноценной социализации".

Эксперты во многом делают ставку на креативный класс — группы населения, которые работают в постиндустриальных секторах производства, требующих высокой квалификации, и чьи знания и способности являются непосредственной производительной силой. Этот класс представляет собой критически важное меньшинство, от которого зависит экономическое и общественной развитие страны. Правительственные эксперты предсказывают в скором будущем большую конкуренцию за человеческий капитал, который сейчас из России утекает на Запад.

Среди приоритетов социальной политики – реформа пенсионной системы, накопительные механизмы которой пока еще работают не в полную силу. Сейчас она охватывает лишь трудящихся, чьи доходы не превышают 463 тыс. руб. в год. На зарплатные деньги сверх этой суммы пенсионный налог не начисляется.

В проекте «Стратегия 2020» предлагается повысить порог зарплаты для отчислений в пенсионную систему до 720 тыс. руб. в год, чтобы привлечь средний класс, который практически не участвует в системе добровольного пенсионного страхования. Пенсионные взносы для зарплат выше данного уровня, по замыслу экспертов, будут направляться в накопительную часть пенсии. Тарифы взносов при этом предлагается снизить до 20%20.

В.В.Путин предлагает прибавить к существующей стипендии 5 тыс. руб. в месяц и довести стипендию до уровня прожиточного минимума, выплачивая ее тем, кому она реально необходима, и тем, кто хорошо учится. При этом сохраняется практика выделения именных стипендий и спецгрантов для тех, кто показывает выдающиеся результаты в учебе и науке. По его мнению, система ЕГЭ нуждается в совершенствовании. «В последнее время ее часто критикуют, и во многом справедливо - есть претензии и к прозрачности проведения ЕГЭ в ряде регионов, и к тому, насколько сам он отражает способности и знания выпускника школы. Надо методически и организационно обновить ЕГЭ, привлекать к контролю за проведением экзамена общественных независимых наблюдателей, защитить от злоупотреблений и искажений и при этом сохранить его несомненные достоинства, рациональное зерно. Имею в виду принцип независимой оценки качества образования детей и работы школьных педагогов. И главное - возможность для ребят из сельской местности, из отдаленных территорий, из семей с разным уровнем достатка продолжить обучение в лучших региональных и федеральных университетах».

Важный для России вопрос – обеспечение граждан жильем. Хотя с советского времени показатель вырос на 40%, но, в сравнении с развитыми странами, выглядит очень скромно. В качестве мер по решению этого вопроса Владимир Путин предлагает, во-первых, снижать стоимость строительства за счет снижения цен на строительные материалы, во-вторых, вводить в экономический оборот большое количество земельных участков, снижать цены на ипотеку, создавать цивилизованный рынок арендного жилья.

Значительное внимание уделяется вопросам сохранения России. «На нашей территории сосредоточено порядка 40 процентов мировых природных богатств. А население - это лишь 2 процента от жителей Земли. Смысл сложившейся ситуации очевиден. Не реализовав масштабный, долгосрочный проект демографического развития, наращивания человеческого потенциала, освоения своих территорий, мы рискуем превратиться в глобальном смысле в «пустое пространство», судьба которого будет решаться не нами».

Сегодня в России живет 143 млн чел. По оценкам экспертов, при инерционном сценарии - т. е. при сохранении существующих и отсутствии новых мер - к 2050 г. оно составит порядка 107 млн. чел. Если же нам удастся сформулировать и реализовать эффективную, комплексную стратегию народосбережения - население России увеличится до 154 млн чел. Таким образом, историческая цена выбора между действием и бездействием - почти 50 млн. человеческих жизней в ближайшие 40 лет»21.

Для решения этой задачи В.В. Путин предлагает в первую очередь поддержку многодетных семей. В дополнение к тому, что говорилось ранее о мерах по преодолению бедности, связанной с рождением третьего ребенка, он выдвигает специальную программу по первоочередному улучшению жилищных условий для семей с тремя и более детьми. Кроме того, для решения демографических проблем Россия нуждается в очень взвешенной миграционной политике. «Нужно, - пишет В.В. Путин, – обеспечить миграционный приток на уровне порядка 300 тысяч человек в год». Он рекомендует снять все ограничения для тех иностранных граждан, которые на общих основаниях с гражданами России хотели бы поступать в наши профессиональные учебные заведения22.

Таким образом, социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а, следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Для России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики. Процесс трансформации патерналистской модели, которая существовала в эпоху СССР, непростой, и, прежде всего, требует решения вопрос о роли государства в новой социальной политике, его функциях и взаимодействии с общественными институтами23.

Вопреки широко распространенному мнению, ставшему чуть ли не аксиомой, что рынок и социальное развитие несовместимы, взаимоисключающи, можно доказать следующую теорему: успешное решение проблем выхода из глубочайшего социально - экономического кризиса, повышения уровня и качества жизни невозможно без умелого использования эффективных рыночных механизмов.

Можно привести три аргумента в доказательство этой теоремы.

Первый. Рыночные механизмы, возбуждающие дух предпринимательства, соревнования, деловой активности, напряжения трудовой энергии людей, являются главным источником роста национального богатства и, следовательно, увеличения личных доходов работников, массы и доли этого богатства, выделяемого на поддержку фундаментальной науки и культуры, на воспитание и образование детей, на содержание инвалидов и т.п. Чем богаче нация, тем более значительные потоки средств она может направлять на социальное развитие.

Второй. Социальная сфера, отрасли услуг и духовного воспроизводства - не только потребители национального богатства, но и его производители. В перспективе значимость сферы услуг, в качестве источника общественного богатства будет нарастать, прежде всего, за счет рыночных услуг. Развивая науку и образование, культуру и здравоохранение мы способствуем увеличению национального богатства - единственного источника роста уровня и качества жизни.

Третий. Социальная сфера становится все более эффективным полем приложения капитала. Спрос на услуги здравоохранения, образования, культуры, искусства в развитых странах растет опережающими темпами, увеличивается доля вложенного в эти сферы капитала, приносящего высокие прибыли.

Россия исторически обладает крупнейшим в мире духовным потенциалом. Однако, наше культурное и интеллектуальное наследие, накопленное трудом и талантом десятков поколений, используется из рук вон плохо, расхищается, скудеет.

Россия может сохранить высокое звание великой державы, одно из лидирующих мест в мировом сообществе не путем увеличения добычи и экспорта исчерпаемых полезных ископаемых (нефти), не на основе могущества своего ВПК (который теряет одну позицию за другой). Основа ведущего места России в мировом сообществе - в ее духовном потенциале, высоком интеллекте и богатейшем культурном наследии, развитой системы образования.

График 1

Структура бюджетных расходов в сфере образования, тыс.руб.24

Распределение расходов

Исполнение

График 2

Структура бюджетных расходов по разделу «Социальная политика» тыс. руб.25

Распределениерасходов

Исполнение

После рассмотрения и анализа вышеизложенных проблем и предложений по их решению, без которых немыслимо существование и плодотворная жизнедеятельность нашего общества, напрашивается единственно возможный в этой непростой ситуации вывод, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики и успешного создания эффективного социально-защитного механизма являются следующие конкретные шаги, как незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения; оказание государственной помощи в создании и поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации.

Наконец, никакое государство не в силах само, с помощью законов, выделения средств, оказания государственной социальной помощи, справиться с проблемами социальной экономики. Всегда за чертой, границей официальной, узаконенной, обязательной государственной помощи будут находиться тысячи людей, которым способен эффективно помочь только ближний, непосредственно видящий чужую беду, проявляющий сострадание к бедствующим, нуждающимся, способный глубже всего понять, что же им нужно.

1 Аверин Л.Н. Социальная политика. / Л.Н.Аверин, Е.Б.Бреева, Н.А.Волгин, Л.П.Храпылина. Региональная стратегия социального развития. М., 2008.

2 Ахинов Г.А. Социальная политика: Учеб. пособие / Г.А.Ахинов, С.В.Калашников. М., 2009.

3 См.: Аверин Л.Н. Социальная политика. / Л.Н.Аверин, Е.Б.Бреева, Н.А.Волгин, Л.П.Храпылина. Региональная стратегия социального развития. М., 2008.

4 Там же.

5 См.: Вечканов Г.С. Макроэкономика: Учеб для вузов. / Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. СПб., 2010.

6 См.: Фелпс Э.С. Распределительная справедливость / В сб.: Экономическая теория / Под ред. Дж.Итуэлла, М.Милгейта, П.Нююиена. М.,2004.

7 См.: Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. М., 1991.

8 Там же.

9 См.: Гершман Б. Неравенство доходов и экономический рост: теоретический обзор. М., 2009. С. 21.

10 См.: Аверин Л.Н. Социальная политика. / Л.Н.Аверин, Е.Б.Бреева, Н.А.Волгин, Л.П.Храпылина. Региональная стратегия социального развития. М., 2008.

11 См.: Вечканов Г.С. Макроэкономика: Учеб для вузов. / Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. СПб., 2010.

12 См.: Аверин Л.Н. Социальная политика. / Л.Н.Аверин, Е.Б.Бреева, Н.А.Волгин, Л.П.Храпылина. Региональная стратегия социального развития. М., 2008; Фелпс Э.С. Распределительная справедливость / В сб.: Экономическая теория / Под ред. Дж.Итуэлла, М.Милгейта, П.Нююиена. М.,2004.

13 См.: Ахинов Г.А. Социальная политика: Учеб. пособие / Г.А.Ахинов, С.В.Калашников. М., 2009.

14 Аверин Л.Н. Социальная политика. / Л.Н.Аверин, Е.Б.Бреева, Н.А.Волгин, Л.П.Храпылина. Региональная стратегия социального развития. М., 2008.

15 Экономика и математические методы. 2009. Т.45. №2.

16 Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России. Комсомольская правда. 2012. № 12.

17 Там же.

18 См.: Гершман Б. Неравенство доходов и экономический рост: теоретический обзор. М., 2009. С. 21.

19 Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России. Комсомольская правда. 2012. № 12.

20 Справедливое устройство общества, экономики – главное условие нашего устойчивого развития в эти годы. / Комсомольская правда. 2012. № 10.

21 См.: Гершман Б. Неравенство доходов и экономический рост: теоретический обзор. М., 2009. С. 21.

22 См.: Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России. Комсомольская правда. 2012. № 12.

23 Фелпс Э.С. Распределительная справедливость / В сб.: Экономическая теория / Под ред. Дж.Итуэлла, М.Милгейта, П.Нююиена. М.,2004.

24 Исполнено по: Федеральные законы о бюджете за 2005, 2006, 2007, 2008-2010, 2009-2011гг.; Федеральные законы об исполнении бюджета за 2005, 2006, 2007, 2008-2010гг.

25 Исполнено по: Федеральные законы о бюджете за 2005, 2006, 2007, 2008-2010, 2009-2011гг.; Федеральные законы об исполнении бюджета за 2005, 2006, 2007, 2008-2010гг.

Просмотров работы: 8167