ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Школьное обучение никогда не начинается

с пустого места, а всегда опирается на

определенную стадию развития,

проделанную ребенком.

Л. С. Выготский

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Но всегда ли ребенок готов в школьному образованию, даже если он умеет читать? Ведь вчерашний дошкольник в качестве младшего школьника выступает в новой социальной роли, которая требует от него пригодности и готовности к ней. А пригодность к деятельности в статусе младшего школьника определяется уровнем физиологического и психического (прежде всего интеллектуального) развития, обеспечивающего возможность учиться. Пригодность к школьному обучению предполагает сформированность положительного отношения к школе и учению, готовность к новым обязанностям и взаимоотношениям с миром взрослых и сверстников.

Имеющиеся научные данные, касающиеся психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство - от 50% до 80% - детей в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по своему психологическому развитию находятся на уровне ребенка-дошкольника, то есть в границах 5-6-летнего.

На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

По мнению И.В. Дубровиной и ряда других психологов, готовность ребенка к школе определяется удовлетворением целого ряда требований, к которым относятся: общее физическое развитие ребенка, владение достаточным объемом знаний, владение «бытовыми» навыками самообслуживания, культуры поведения и общения; владение речью; умение сотрудничества; желание учиться.

В структуре готовности ребенка к школьному обучению особое место занимает психологический аспект. Следует отметить, что однозначного понимания психологической готовности к школьному обучению на сегодняшний день в психолого-педагогической науке не существует, и разные исследователи вкладывают в данное понятие различное содержание.

Понятие «психологическая готовность ребенка к школьному обучению» впервые было предложено А.Н. Леонтьевым в 1948 году. Среди различных компонентов интеллектуальной, личностной готовности он выделил такой существенный компонент данной готовности, как развитие у детей способности управлять своим поведением.

Некоторые отечественные психологи (А. Анастази) понимают психологическую готовность к школе как школьную зрелость и, в свою очередь, трактуют понятие школьной зрелости как "овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками".

Еще в 60-е годы Л.И. Божович указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.И.Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе "представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д."

Более емко, на наш взгляд, определяет школьную зрелость И. Шванцара. По мнению ученого, это «достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении". В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

По данным Л.А. Венгера, В.В. Холмовской, Л.Л. Коломинского, Е.Е. Кравцовой и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.

2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.

3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.

4. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации.

Таким образом, программа формирования психологической готовности детей к школьному обучению должна быть направлена прежде всего на формирование таких сфер личности как: мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная.

Список литературы:

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе /М.Р. Битянова. - М., 2008.

  2. Лях Т.И. Педагогическая психология /Т.И. Лях. - Тула, 2012.

  3. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / под ред. И.В. Дубровиной. – Изд-во «ТЦ Сфера», 1997.

Просмотров работы: 2613