ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема профессионального самоопределения приобрела в настоящее время особую актуальность. Правильный выбор профессии и нацеленное на это профессиональное самоопределение важны не только с точки зрения определения жизненных планов человека, но и развития общества в целом. Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выбранных в обществе, а также принятых обществом критериев профессионализма. Сущность профессионального самоопределения есть нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой деятельности. Динамика профессионального самоопределения состоит в изменении отношения к себе и изменении критериев этого отношения. Профессиональное самоопределение возникает как психологическое новообразование в юношеском возрасте. Выбор профессии является е сочетанием трех аспектов - «хочу», «могу» и «надо». Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе.

В настоящее время важным становиться создание условий для формирования у старшего школьника личностной потребности в выборе профессиональной деятельности, готовности к профессиональному самоопределению и последующей самореализации в новых экономических и социокультурных условиях. Каждый старшеклассник, который заботиться о своей будущей жизни, которому небезразличен его профессиональный выбор, должен самостоятельно пройти путь профессионального самоопределения. Оценка своих возможностей и интересов, планирование профессиональных перспектив – это личное дело каждого человека. Важно отметить и то, что человек живет в обществе, которое должно быть обеспокоенно, чем он будет заниматься в этом мире, чтобы выбор профессии, учебного заведения и дальнейшей работы были спланированы не только свободно, но и абсолютноосознано.

Задача выбора профессии достаточно парадоксальная. Парадокс состоит в том, что с одной стороны, каждая профессия – это сложный мир, на ознакомление с которым нужны годы и учения и адаптации молодых специалистов к профессиональной общности. При этом с другой стороны, прежде чем выбрать профессию, надо уже заранее знать, из чего выбирать. Ситуация профессионального самоопределения для старших школьников и ситуацией неодолимой для него неопределенности. Дело усугубляется еще и тем, что при всем многообразии и сложности мира профессий большие трудности доставляет так же ориентировка в своем внутреннем мире, в личных качествах, без чего самоопределение как сознательный процесс невозможно. Поскольку мир профессий изменчив (профессии возникают, дробятся, объединяются, отмирают), он должен быть предметом постоянного изучения, отслеживания.

Сформированность профессионального самоопределения является основным критерием эффективности работы по психологическому сопровождению профессионального выбора старщеклассников, которая реализуется посредством проведения цикла бесед, направленных на знакомство старшеклассников с разнообразными существующими профессиями, выявление способностей и интересов, необходимых для выбора профессии, обоснование мотивов выбора той или иной специальности, а также на помощь учащимся понять особенности осознанного выбора профессии.

Одной из важных задач психологического сопровождения профессионального самоопределения является не только оказание своевременной помощи и поддержки личности старшеклассника, но и обучение самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему профессиональному самоопределению, а также подготовка к самостоятельному осознанному выбору профессионального пути.

Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития, как профессионализма, так и личностного развития. Изучение человека в течение его жизненного пути показывает, что образование и проявление в нём качеств активного субъекта деятельности длятся до тех пор, пока эта деятельность продолжается.

Просмотров работы: 1572