ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема коммуникативной компетентности оживленно разрабатывается в современной зарубежной и отечественной психологии с 60-х годов прошлого века. Исследователи по-разному определяют данное понятие: как сумму знаний, умений и навыков; коммуникативных способностей; коммуникативных личностных качеств; как многоуровневое качество личности.

Так, например, Столяренко Л.Д. определяет понятие коммуникативной компетентности как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия [2].

По мнению Игнатьевой С.А., коммуникативная компетентность – это способность человека к общению в одном, нескольких или всех видах речевой деятельности, которая связана с определенной организацией речевого общения в соответствии с его целями, мотивами, задачами, социальными нормами речевого поведения [1].

В структуре коммуникативной компетентности значительная часть авторов выделяет следующие компоненты:

1. Личностный: ценностные ориентации, направленности личности, определенные характеристики я-концепции (самоотношение, самооценка), установки.

2. Когнитивный: система коммуникативных знаний, способностей к пониманию ситуации, самого себя и партнера по общению.

3. Поведенческий: коммуникативные техники, реально применяемые в различных коммуникативных ситуациях [3].

Задача формирования и развития коммуникативной компетентности особенно актуальна в основной школе, потому что отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и оказывается условием успешного личностного развития школьников. Значительно расширяется практика общения, причем построение межличностных отношений становится предметом собственной активности подростка. Это содействует отработке коммуникативных умений и навыков. Развитие личностной и социально-психологической рефлексии создает условия для улучшения когнитивного компонента коммуникативной компетентности: анализа коммуникативных ситуаций, понимания собственной позиции и позиции партнера.

Сформированность коммуникативной компетентности у подростков характеризуется существованием следующих критериев: умение оценивать ситуацию общения, способность проявления рефлексивного поведения, эмпатии, желание вступать в контакт с окружающими, способность организовывать сам ход коммуникативного акта.

Таким образом, в подростковом возрасте, с одной стороны, имеются потенциалы для развития всех составляющих коммуникативной компетентности: личностной, когнитивной, поведенческой. С другой стороны, развитие коммуникативной компетентности как способности строить продуктивное общение в силу значимости общения оказывает все более серьезное влияние на развитие личности.

При формировании коммуникативной компетентности как средства разрешения межличностных конфликтов у подростков, можно выделить комплекс внутренних ресурсов, направленных на распознавание и работу с противоречием, лежащим в основе конфликта и ресурсов, связанных с организацией взаимодействия по разрешению этого противоречия, а также отношение-установку к конфликту в целом.

Коммуникативная компетентность в конфликтных ситуациях выступает интегративной характеристикой личности и представляет собой меняющееся структурно-уровневое образование, отражающее единство содержательного, деятельного и личностного компонентов. При этом конфликт рассматривается с точки зрения позитивного смысла и является средством развития личности при переводе его деструктивного компонента в конструктивный, т. е., обеспечения целесообразного поведения его участников.

Знания о конфликте, его функциях, закономерностях, рассматриваются как необходимый компонент коммуникативной компетентности при разрешении конфликтов, но только лишь в случае, когда они, встраиваясь в личный опыт, производят мотивирующее влияние, становятся компонентом социальной установки — готовностью действовать определённым образом по отношению к себе, к другим, к ситуации.

Владея коммуникативной компетентностью, подросток сможет достигать цели устной и письменной коммуникации: получать нужную информацию, представлять и высокоразвито отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.

Таким образом, при формировании коммуникативной компетентности как средства разрешения межличностных конфликтов у подростков, можно выделить три уровня:

1. Развитие способностей к распознаванию признаков случившегося конфликта, его оформлению для удержания воплощенного в нем противоречия, и совершенствование владения способами регулирования для разрешения;

2. Формирование умения проектировать необходимые для достижения определенных результатов конфликты и конструировать их непосредственно в ситуациях взаимодействия;

3. Совершенствование владения способами организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения участников и сторон взаимодействия.

Список литературы.

1.Игнатьева, С. А. Коммуникативная компетентность как компонент коммуникативной культуры личности / С. А. Игнатьева. – М.: Просвещение, 2010. – 385 с.

2. Муравьева, О. И. Основные стратегии в структуре коммуникативной компетентности: Дисс…канд. психол. наук / О. И. Муравьева. - Томск, 2009. – 158 с.

3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 672 с.

Просмотров работы: 4000