ПРОБЛЕМА БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМА БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема общения и межличностных отношений занимает одно их центральных мест не только в науке психологии, но и в жизни каждого конкретного человека. По сути, общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. Педагогическая психология вообще вся может быть рассмотрена через призму общения, ибо практически все стороны процессов воспитания и обучения опосредованы общением. Явление общения является по существу центральным в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др. В самом общем виде понятие «общение» как самостоятельная категория, не сводимая к деятельности, может быть определено следующим образом. Общение - это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром актуальных потребностей субъектов взаимодействия, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой личности, её развитии и становлении. Через общение с другими людьми человек приобретает свои способности и качества и через общение с другими личностями сам становится личностью. Особенно актуальна данная проблема для подросткового возраста, так как общение является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте.

Подросток стремится быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Он очень тяжело переживает одиночество, неблагополучие в отношениях со сверстниками. Общение со взрослыми уходит на задний план. Особенно если родители, учителя относятся к ним, как к маленьким детям.

Оно выходит за пределы учебной программы и школы, захватывает новые интересы, занятия и отношения. Общение – слишком сложный процесс, многообразные функции которого, на разных этапах человеческой жизни оказывают на личность разное влияние.

Основной тенденцией подросткового возраста является и переориентация на общение со сверстниками. Для подросткового возраста характерно создание собственного мнения на основе сравнения своего мнения с мнениями сверстников. Ценным для подростка является вовлеченность в сам процесс общения. Именно в нем подросток реализует себя как личность, формирует суждения о себе и окружающем мире. Поэтому барьеры в общении могут служить неблагоприятным фактором, влияющим на развитие личности.

Важно выбрать нужную позицию в отношении с отроком, а также стиль воспитания. В подростковом возрасте важно, чтобы взрослый выступал в качестве друга. В результате создаются глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.

В современной психологии под «барьерами» в общении понимают внутренние препятствия, мешающие совершению допускаемых и даже поощряемых обществом поступков. Анализируя причины затруднения общения, можно сделать вывод, что часто причинами затруднений могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные, социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия. Также в качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. Наиболее массовыми причинами, вызывающими трудности общения у подростков является эмоциональная неустойчивость, робость, осторожность, подозрительность, эгоистичность, зависимость от группы, от общественного мнения, недисциплинированность, плохой самоконтроль и др.

Возникновение психологических и коммуникативных барьеров общения существенно мешает как общению отдельных индивидов, так и целых социальных слоёв. А так как человек – существо социальное – общение ему просто необходимо.

Проблема «барьеров» общения в качестве объекта специального исследования изучается отечественными и зарубежными психологами с середины 20 века(Д.Кати, Л.Ли, Г.Лассвеля, М.Андерсон, Е.С. Кузьмин, Б.Д.Парыгин. Б.Ф..Ломов, Н.Л.Коломинский, Е.А.Климов и др.).

В учебной деятельности «барьеры» общения между учениками внутри класса исследовали психологи Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, В.А.Кан-Калик, Е.В.Цуканова, В.В.Рыжов, Л.А.Поварницина и др.

Восприятие информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных и психологических барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту. Важную роль играет в преодолении психологических барьеров мотивационное состояние.

Уменьшение «барьеров» общения приводит к улучшению понимания, т.е. к эффективности общения, что в свою очередь способствует продуктивности совместной деятельности.

Решение проблемы «барьеров» общения предполагает многоаспектный характер исследования с учетом разнообразия «барьеров» и обширностью сферы их проявлений. Все эти требования достаточно успешно решаются в русле личностного подхода.

Для преодоления «барьеров», по мнению психологов, необходимо точно оценить ситуацию, чётко выяснить причины возникновения «барьера» и действовать согласно намеченной схеме. Для эффектного общения человеку важно осознавать, как он воспринимается и оценивается другими людьми, лучше понимать ситуацию и предмет общения. Общение – это неотъемлемая часть нашей жизни. Мы общаемся постоянно, даже когда молчим (через наши жесты, движения, мимику). Главным принципом в деятельности по преодолению барьеров общения являются принципы: сотрудничества и взаимопонимания.

Это основные правила, которые помогут сделать общение с совершенно разными людьми и в различных сферах жизни более эффективным, а значит и более гармоничным и продуктивным.

Список литературы

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология : учеб.пособие для студентов вузов - 2-е изд. / И.А. Зимняя. - М. : Логос, 2007. – 384 с.

2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений : учеб. пособие для студентов вузов / Е.П. Ильин — СПб. : Питер, 2009. — 576 с.

3. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления : учеб.пособие для студентов вузов / В.Г. Казанская. – СПб. : Питер, 2006. – 240 с.

Просмотров работы: 5636