МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Мир звуков влечет нас и завораживает, меняет наше состояние от спокойного до возбужденного, поддерживает в трудную минуту, настраивает на рабочий лад, отвлекает от горьких мыслей. Как говорил В.А. Сухомлинский, музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.

Издавна известно положительное влияние музыки на человека. Так, античные философы - Пифагор, Аристотель, Платон - полагали, что музыка способна восстанавливать нарушенную болезнями первоначальную гармонию души; положительное влияние музыки на психофизическое самочувствие человека было исторически доказано в трудах древних врачей Индии и Китая, в исследованиях И. М. Догеля, И. Р. Торханова, В. М. Бехтерева.

Во второй половине 20 века интерес к воздействию музыки на организм человека возрос. Многие современные ученые обосновали влияние музыки на индивида: «Музыка способствует снижению утомляемости, улучшает реакцию, обостряет чувство времени, память и сосредоточенность». Многие исследователи отмечают лечебное влияние музыкального ритма на все системы и функции детского организма.

Таким образом, воздействие музыки на личность подробно исследовано различными психологами, музыкотерапевтами, медиками.

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как: контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых. Карвасарский Б.Д дает следующее определение понятию «музыкотерапия»: психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Музыкотерапия направлена на профилактику, оздоровление и коррекцию различных психосоматических, психоэмоциональных, поведенческих отклонений, на коррекцию личностного развития, на реабилитацию личности средствами музыкального искусства.

Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, хлопки, постукивания и др. Музыкотерапия имеет ряд достоинств, таких как: безвредность, легкость и простота применения, возможность контроля. Также, музыкотерапия – это одно из важнейших методических средств, влияющих на психологическое здоровье ребенка.

И.В.Дубровина считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека [1]. О.В.Хухлаева, под формированием психологического здоровья понимает создание возможностей психологически здорового функционирования детей через организацию их жизнедеятельности. Так, автор формулирует условия становления психологического здоровья: наличие положительного фона настроения и обучение детей умению быть счастливыми [3]. По мнению И.В.Дубровиной, О.В.Хухлаевой и других исследователей, психологическое здоровье следует целенаправленно формировать [1].

Музыкотерапия оказывает целительное воздействие на психологическое здоровье человека. При помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности, сформировать чувства внутреннего покоя, радости, создать положительный эмоциональный фон. Слушание музыки развивает музыкальное восприятие ребенка, способствует развитию музыкального слуха и особенно его эмоционального компонента.

Для успокоения, снятия эмоционального напряжения ребенка используют: Бетховен «Симфония 6» – часть 2, Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор». Для уменьшения раздражительности, нервного возбуждения используют: Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор». Для улучшения настроения: Гендель «Менуэт», Бизе «Кармэн» — часть 3. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности используют: Чайковский «Шестая симфония» — часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1».

Также, огромное влияние на развитие ребенка оказывает пение. Пение – деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Исполняя песни, дети глубже чувствуют музыку, активнее выражают эмоции. Во время пения дети становятся менее напряженными, а настроение у них повышается.

При помощи музыкотерапии происходит становление музыкальной культуры ребенка, а через нее – нравственной, эстетической и духовной культуры. Для всестороннего развития особенно важно формирование духовно богатой, эстетически и музыкально развитой личности, чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой интеллектуально и физически.

В процессе систематической работы, при использовании различных видов музыкальной деятельности (прослушивание музыки, хоровое пение, танцы, игры на музыкальных инструментах) происходит всестороннее развитие ребенка, обогащается его внутренний мир новыми музыкальными впечатлениями, осуществляется овладение различными музыкальными навыками.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что музыкотерапия- это важный компонент развития каждого ребенка, так как она приносит положительное, как в жизнь детей, так и во внутренний мир каждого. Музыка своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звукосочетаний передает бесконечную гамму чувств и настроений, оказывает целительное воздействие на психологическое здоровье каждого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков. - М.: Академия, 2000. – 256 с. Музыкотерапия в музыкальном образовании: Материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции/ Под. ред. А.С. Клюева. СПб., 2008.- 109 с. Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья у школьников. - М.: 2001. - 142 с. Шушарджан С.В. Руководство по музыкальной терапии. - М.: Медицина, 2005. - 450 с.
Просмотров работы: 3129