ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Влияние музыкального сопровождения занятий по плаванию на эффективность обучения подростков. Кульнев С.В. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙФЕДЕРАЛЬНЫЙУНИВЕРСИТЕТ Ставрополь, Россия Effect of background music lessons in swimming at the effectiveness of teaching adolescents. Kulnev S.V. NORTH - CAUCASUS FEDERAL UNIVERSITY Stavropol, Russia Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Медведева Н.И. Музыкальная культура в своем глубинном значении давно вышла за пределы круга любителей музыки в современном мире. Широкое использование музыки в целях воздействия на состояние человека сейчас приняло почти тотальный характер. Свойство музыки влиять на состояние человека применяется сейчас в терапевтических сеансах, рекламе, кино и т.д. В свое время американский ученый-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через три часа превратилось «сваренным» всмятку). «Тяжелый металл» приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели. Рыба, подвергнутая рок-обработке с одновременным миганием света, сдохла и всплыла на поверхность водоема. Также музыка влияет на воду. Между динамиками музыкального центра ставили колбу с водой и включали различную музыку. После «прослушивания» водой симфоний Моцарта и Бетховена, получались красивые, правильной конфигурации кристаллы с отчетливыми «лучиками». А вот тяжелый рок превращал воду в замерзшие страшные рваные осколки. Не являются исключением и люди. Исследования показали, что подростки, после получасового пребывания на дискотеке, полностью теряют над собой контроль и впадают в состояние, близкое к гипнотическому. О влиянии музыки на организм человека было известно c давних времен. Телесно-двигательный аспект влияния музыки самый древний по хронологии возникновения элементов музыкальной структуры. Это обусловлено простотой воспроизведения замысла – достаточно постучать палкой по выгнившему изнутри бревну, и уже возможен темпо-ритмический рисунок. Древний человек сделал такое открытие и использовал результаты для сопровождения ритуалов посвящения в воины, подготовки к охоте, которые подразумевали активное включение в себя телесно-двигательного компонента. В процессе дальнейшей эволюции восприятие музыки становится более тонким и идет через относительно молодую (в эволюционном плане) эмоциональную систему. Музыка влияет на эмоциональное состояние человека – это всем известно. Она может успокаивать и возбуждать, смягчать и ожесточать, вызывать воспоминания, утешать боль, усиливать агрессию... Практически все разработки в области музыкального воздействия осуществляются медиками или, в лучшем случае, психологами. Мы, в свою очередь, решили разобраться в механизмах влияния музыкального сопровождения занятий по плаванию на эффективность обучения подростков, так как, на мой взгляд, именно звуковое насыщение зала бассейна, является ключом к результативности проводимых в нём занятий. Эта проблема, актуальна еще и тем, что результаты данного исследования применимы и к другим видам спорта, таким как лёгкая атлетика, тяжелая атлетика, баскетбол и др. В рамках данной статьи мы рассмотрели влияние музыкального сопровождения занятий по плаванию на эффективность обучения подростков. И в ходе исследования нами были реализованы следующие конкретные задачи: Проанализировать влияние музыкального сопровождения на подростка. Экспериментально исследовать специфику влияния музыкального сопровождения занятий по плаванию на эффективность обучения подростков. Основополагающей гипотезой данной статья является то, что результативность проводимых занятий по плаванию увеличится, если в зале бассейна будет подобрано соответствующее музыкальное сопровождение. Методики исследования: 1. Методика «Самоооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс).

2. Сравнительная характеристика результатов эксперимента в виде графика.

Психофизиологические аспекты влияния музыки на человека.

В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления в силу воздействия на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.

Искусное применение соответствующей музыки облегчает проявление специфических содержаний – эмоциональной или физической боли, сексуальности и чувственности, борьбы за биологическое рождение, экстатических взлетов, океанической атмосферы пребывания в утробе.

По данным физиологии воздействие на человека музыки и пения выражается в создании определенных эмоциональных переживаний, оказывающих влияние на: психику человека; на интенсивность обменных процессов, дыхательной и сердечно-сосудистой системы; на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.

Любая музыка представляет собой звуковую волну, ее воздействие можно разделить на физическое (на рецепторы кожи) и психофизиологическое (на мозг).

Все органы чувств посылают в мозг жизненно важные сигналы, однако информация, полученная через звуковые рецепторы, оказывается наиболее значимой. Она мобилизует нейроны и приводит к возникновению четких ощущений, а вместе с тем и реакции на ощущение в виде эмоций и чувств. При передаче сигнала в мозг о раздражении звукового рецептора человеческое тело реагирует рефлекторно. Реакции на музыку возникает благодаря вегетативной нервной системе – части нервной системы, которая контролирует функции внутри органов, желез, сосудов и не контролируется сознанием.

Звук улавливается ухом. Его рецепторы воспринимают вибрацию и передают ее в мозг. Он реагирует на воздействие. А поскольку все функции организма так или иначе связаны с мозгом, то изменения происходящие в нем влияют на физиологические процессы в организме. Вибрация звуков создает особые энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Человек поглощает музыкальную энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, снимает мышечное напряжение.

При восприятии музыки, особенно важны следующие моменты:

1. Громкость звука (при громкости звука превышающем 150 дБ возможен летальный исход). Кроме того, усиление громкости может свидетельствовать о неосознаваемой потребности увеличить воздействие на организм вибрации определённой частоты, содержащейся в конкретном звукоряде.

2. Продолжительность воздействия звуковых колебаний.

3. Шум. Особенно влияет так называемый “белый шум” (фоновый шум). Его уровень, который составляет примерно 20 – 30 дБ, безвреден для человека, так как является естественным.

Человек живет в определенном ритме (труда и отдыха, бодрствования и сна, напряжения и расслабления). Его органы кровообращения, дыхания, система обмена веществ функционируют в определенном ритме.

Есть основание предполагать, что в процессе восприятия музыкального ритма биоритмы мозга непроизвольно настраиваются на его частоту. При этом наиболее сильные переживания могут возникнуть в момент совпадения доминирующего биоритма с частотой музыкальной пульсацией, поэтому использование музыки можно уподобить предъявлению положительного условного стимула, который приводит в действие некий механизм, синхронизирующий ритмическую активность различных участков головного мозга.

Проводимые эксперименты выявили, что музыкальное сопровождение во время еды влияет на процесс усвоения пищи. Например, ужин с Моцартом способствует пищеварению, а современная музыка, особенно в быстром темпе, ритмично бьет “ударной установкой” по желудочно-кишечному тракту.

Нейрохирурги Илионского университета, изучая феномен воздействия музыкальных ритмов на подкорковые области головного мозга, пришли к выводу о существовании новой патологии – синдрома, который они назвали "ритмический токсикоз". Согласно гипотезе, выдвинутой учеными, звуковые сигналы определенного ритма и тембра разрушительно воздействуют на иммунную систему человека, что может привести к необратимым последствиям.

Вокалотерапия – новый вид музыкотерапии, использующий собственный голосовой аппарат человека, принципы классического пения явления фонационной вибрации для повышения функциональных возможностей кардиореспираторной системы и организма в целом. В процессе пения во внутренних органах вибрационные волны, интенсивность которых зависит от высоты взятого звука. Вокалотерапевтическое воздействие вызывает существенные изменения в функциях внешнего дыхания и кровотоке внутренних органов.

Систематическое применение этого метода приводит к существенному повышению адаптивно-приспособительных функций организма и оказывает выраженный корригирующий эффект при различных нарушениях функций дыхания. А так же вокалотерапия является исключительно эффективным антистрессовым средством.

Нельзя забывать и о том, что музыка и любой звук вообще действуют не только как факторы физические, то есть как колебания определённой частоты, но и содержат своеобразный психоэмоциональный ассоциативный ряд.

Музыка – это не просто определенное сочетание звуков, гармоний и ритмов. Ее звучание в душе каждого, ее восприятие – значительно более сложный процесс с участием психо-эмоциональных, эстетических, культурных, социальных и др. факторов.

Искусство для людей является средством для уравновешивания со средой в критических точках их поведения. Это уравновешивание упорядочивает работу организма, дает нужную разрядку чувству. Эту способность человека переживать эмоциональную природу музыки врачи, психологи широко используют в одной из форм психотерапии – музыкотерапии.

В необычных состояниях сознания музыка может выполнять ряд различных функций. Она помогает мобилизовать старые эмоции и сделать их доступными для выражения, она интенсифицирует и углубляет процесс, она создает значимый контекст переживаний. Постоянный поток музыки создает несущую волну, помогающую человеку пройти через трудные переживания и тупики, преодолеть психологическую защиту, отдаться происходящему и войти в его поток.

В соответствии с нашей структурой восприятия слух действует гораздо сильнее на эмоциональное состояние человека, чем другие виды рецепторов.

Аспекты влияния музыкального сопровождения на тренировочный процесс.

Самое главное в спорте – мотивация, и если она достаточно сильна, человеку под силу любое испытание. В противном случае, всякое занятие превращается в монотонную пытку. Наряду с мотивацией, есть и другие достаточно серьёзные факторы, влияющие на человека. Одним из них является музыкальное сопровождение, благодаря которым занятия не кажутся унылыми и однообразными.

Вся тайна музыки раскрывается достаточно легко – музыка создаёт позитивное настроение! Таким образом, благодаря музыке можно не только заниматься спортом, но и любым другим делом, добавляя к нему окрас хорошего настроения и бодрости. Медицинские исследования подтверждают этот факт, ведь как выяснилось, у спортсменов, занимавшихся под музыку прогресс гораздо заметнее, чем у тех, кто тренировался в тишине.

Но есть в музыке и свои тонкости. Для каждого занятия нужно подбирать соответствующий стиль и жанр музыкальных композиций. Например, для занятий с тренажерами, лучше всего подойдет рок или поп-музыка. Музыка задаёт ритм упражнениям и организм с лёгкостью подстраивается под него. Но и переусердствовать с ритмом не стоит – максимум 140 ударов в минуту. Оптимальный выбор даст Вам и настроение, и нужную интенсивность занятий.

Ниже представлены некоторые плюсы такого подхода:

  1. Музыка способствует ускорению реакции. Если вы занимаетесь теннисом, волейболом, борьбой, т.е. такими видами спорта, где хорошая реакция крайне необходима, то на тренировке включайте ритмичную и быструю музыку.

  1. Музыка делает человека более выносливым. Если вы всего через 5 минут на беговой дорожке уже готовы отправиться на скамейку попить водички, то вам нужно слушать музыку умеренного темпа. Такая музыка способствует выносливости. Кстати, за последние годы многие марафонцы стали слушать музыку во время забегов. Даже полумарафон Run to the beat, который проводится в Лондоне, также проходит под музыку. Так что прежде чем бежать на большие расстояния, вооружитесь плеером с соответствующей музыкальной подборкой.

  1. С музыкой меньше чувствуется усталость. Согласно результатам исследований при прослушивании музыки во время тренировки усталость ощущается на 10% меньше. Но при этом важно, чтобы ритм музыки соответствовал вашему сердечному ритму. Для этого лучше прослушивать композиции, которые вам наиболее приятны. Кроме этого при занятиях под музыку улучшается настроение, что делает тренировку легче и веселее.

  1. Музыка помогает отвлечься. Слушая музыку и концентрируясь на ней, создается так называемое ощущение «потока». Т.е. вы на 100% сосредоточены на тренировке, при этом отпуская мысли о проблемах на работе, что приготовить на ужин, и чем заняться на выходных. В этот момент вы предоставлены сами себе, отдыхая при этом морально.

  1. Музыка позволяет продлить время тренировки. При занятиях спортом наша активность постепенно падает, и уже в конце тренировки большинство становятся вялыми и ни на что не способными. Это, конечно, естественно, но снижает эффективность тренировки и само собой настроение. Поэтому занимаясь, обязательно слушайте ритмичную музыку того темпа, который вам комфортен. Когда движения человека попадают под ритм музыки, он испытывает удовольствие и способен всю тренировку выдержать в одном ритме.

В своем исследовании профессор Вотерхаус с коллегами исследовали влияние темпа музыки на результативность работы субмаксимальной мощности на велоэргометре 12 здоровых студентов с обычным уровнем физической активности. Они крутили педали и слушали 6 различных музыкальных треков, отличавшихся по темпу. Так же каждый из 6 треков был прослушан ими в 3х вариантах - в оригинале, на 10% быстрее и на 10% медленнее.

Результаты показали, что при прослушивании музыки с более быстрым темпом, будь то изначально быстрая композиция или ускоренная искусственно, участники выполняли больший объем работы. Такие показатели, как скорость, мощность и частота педалирования увеличивались. При искусственном замедлении эти параметры снижались. Также были измерены субъективные параметры, такие как восприятие физического напряжения, комфорт и понравилась или нет музыка. Все эти параметры также были выше для музыкальных треков с более быстрым темпом.

«Для спортсменов и тренеров важно, чтобы в единицу времени выполнялся как можно больший объем работы или чтобы определенный объем работы выполнялся как можно быстрее настолько, насколько это возможно», - пишут в заключительной части своей статьи профессор Вотерхаус с соавторами. Авторы наедятся, что результаты их исследования найдут применение в тренировочном процессе спортсменов.

В ходе следуещего педагогического эксперимента, музыка была использована, как средство повышения мотивации на тренировках юных спортсменов-волейболистов. Во время спортивных тренировок под разные виды упражнений включались разные музыкальные треки, соответствующие ритму движений. Необходимо отметить, что музыка звучала только при проведении разминки. Для беговых упражнений использовали Blue Stahli - Музыка для тренировок (А. Гутников), прыжки выполнялись под музыку Jonas К - Let's go, выполнение подводящих упражнений сопровождалось звучанием move forward.

Отмечено повышение физической активности, которое легло в основу

наиболее эффективного развития физических качеств спортсменов.

Возросла скоростная и силовая выносливость, прыгучесть, координация

юных волейболистов, проверенная и подтвержденная проведением

специальных тестов.

Эмпирический анализ механизмов воздействия музыкального сопровождения занятий спортом на подростков. Исследование проводилось в спортивно-оздоровительном центре «Fresh fitness». В исследовании участвовало 10 подростков, из которых 4-мальчика, 6-девочек. Целью исследования является: выявление влияния музыкального сопровождения занятий по плаванию на эффективность обучения подростков. Для реализации данной цели, были поставлены задачи: проанализировать влияние музыкального сопровождения на подростка и экспериментально исследовать специфику влияния музыкального сопровождения занятий по плаванию на эффективность обучения подростков. Для изучения данной проблемы мною был проведён эксперимент, который состоял из 2х этапов: 1. Тренировка проводилась в полнейшей тишине, без вмешательства тренера. 2. Тренировка проводилась с использованием музыкального сопровождения, в виде 18 специально подобранных музыкальных треков в жанре Pop-music и Dance-music. Для того чтобы определить общее физическое и эмоциональное состояние группы, я взял диагностическую методику «Самооценки эмоциональных состояний».Авторами методики являются А. Уэссман и Д. Рикс. Основная цель методики заключается в определении оценки эмоционального состояния. Особенностью является то, что она подходит как для подросткового, юношеского возраста, так и для зрелого возраста человека. Проведение методики предполагает следующую процедуру: испытуемым предлагается опросник, бланк для ответов и письменная инструкция: "Выберите то суждение, которое наиболее точно описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите в соответствующей строке для ответов ". Благодаря данной методике измеряются следующие показатели: П1 (показатель) – С (самооценка) спокойствие - тревожность " П2 - С "Энергичность - усталость "; П3 - С "Приподнятость - подавленность "; П4 - С "Чувство уверенности в себе - чувство беспомощности "; П5 - С - суммарная 9 по четырем шкалам оценка состояния: И5 =И1 +И2 +И3 +И4, где И1, И2, И3, И4 - индивидуальные значения по соответствующим шкалам. Диагностика проводилась в 2 этапа, результаты были занесены в таблицу. (см. Приложение 1)
Задание Длинна (м) 1 этап (м) 2 этап (м) Разница результатов (м)
«Разминка» 200 4.48 3.47  
«Стрелка на животе, кроль» 200 9.44 8.20  
«Супермен» 100 13.06 11.37  
«Кроль» 200 20.21 15.28  
«Кроль на спине» 200 27.05 22.38  
«Стрелка на спине, кроль» 100 30.10 25.24  
«Стрелка на животе, баттерфляй» 100 35.26 29.10  
«Баттерфляй» 100 38.59 32.17  
«Брасс» 100 43.26 36.07 7.23

Итак, используя полученные результаты можно провести некоторые вычисления:

7.23/43.26*100%=17%

Подводя итог, мы можем сделать вывод, о том, что умело подобранная музыка, оказывает положительное влияние на целенаправленную деятельность человека (на 17%) способствуя такой ритмической перестройке организма, при которой физиологические процессы протекают более эффективно. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, активизирует ЦНС, стимулирует мыслительную деятельность, ослабляет нагрузку на работающие звенья, увеличивает работоспособность человека.

Список литературы

  1. Балашова С.С., Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа // Спутник учителя музыки / Сост. ЧелышеваТ.В. М.: Просвещение, 1993.

  2. Едунов СМ., Праслова ГА. Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность. СПб.: СПб ГУМП, 2001.

  3. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. 2003. № 5.

  4. Кезина Л. А про надомников забыли... // Учительская газета. 2004. 20 апреля.

  5. Кириллова А.В. Региональный аспект художественно-эстетического образования: проблемы и находки. Мурманск: НИЦ “Пазори”, 2004.

  6. Киселева П. В тональности до-мажор // Учительская газета. 2004. 2 марта.

  7. Маркус Л.И., Никологородская О А. Излечивает гнев и заполняет время // Сделай сам. 1990. № 3.

  8. Молчанова Т.К., Виноградова Н.К. Составление образовательных программ. М.: Перспектива, 2004.

  9. Назарова Л Д. Фольклорная арттерапия. СПб.: Речь, 2002.

  10. Науменко Г.М. Фольклорная азбука // Молодежная эстрада. 1999. № 4.

  11. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. СПб.: Союз художников, 2004.

  12. Седунова Л.М. О современных тенденциях развития общего музыкального образования // Музыка в школе. 2004.

  13. Смирнов В. А. Музыкальная валеология в системе школьного образования // Ребенок и Север: проблемы сохранения здоровья и создания эффективной образовательной среды: Сборник докладов и тезисов выступлений, 25-27 марта 2003 г., МОИПКРО. Мурманск: НИЦ “Пазори”, 2004.

  14. Тютюнникова Т.Д. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа. М.: Астрель, 2000.

  15. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе. 2003. № 5.

  16. Яковенко Т.Е. Музыка и здоровье человека: Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. М.: Первое сентября, Чистые пруды, 2004.

  17. Абрамова Т. Увертюра Моцарта для еще не родившегося ребенка// Будь здоров – 1995 – № 1.

  18. Блаво Р. Исцеление музыкой – Спб., 2003.

  19. Велентинова З. Целительные звуки//Целительные силы – М., 1996 – № 1.

  20. Дворецкий Л.И. Музыка и медицина: Размышление врача о музыке и музыкантах – М., 2002.

  21. Мозгот В.Г. Введение в музыкальную психофизиологию.– Майкоп, 2005.

  22. Флетчер М. Музыка, которая лечит. http:www/iamik.ru./html./

  23. Шестаков В. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века – М., 1975.

  24. Шушарджан С.В. Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека// автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. мед. наук – М., 1996.

  25. Беляев А.В. Волейбол. Учебник для выс. уч. завед. физ. Культ. // А.В.

  26. Беляев, М.Н. Савин. – М.: Спорт Академия Пресс, 2002. – С. 8 – 16.

  27. Грубер Р. И. Всеобщая история музыки / Р.И. Грубер. — М., 1999. – 484 с.

  28. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004.- С. 471-479.

  29. Каджаспиров Ю.Г. Музыка в спортивном зале / Ю.Г. Каджаспиров // Физическая культура в школе. – 1998. – №2. – С. 72-73.

  30. Каджаспиров Ю.Г. Функциональная музыка в подготовке спортсменов / Ю.Г. Каджаспиров. – М., 1987. – 64 с.

  31. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. — М., 1992. — 383 с.

  32. Сентябрев Н.Н. Функциональная музыка как способ мобилизации организма спортсмена / Н.Н. Сентябрев, А.Н. Фомин. – Волгоград, 2007. – 135 с.

  33. Цветков В.Н. Музыка как фактор повышения эффективности занятий спортом / В.Н. Цветков, В.И. Шапошникова // Физическая культура: воспитание образование, тренировка. – 2004. – №5. – С. 62 - 65.

Просмотров работы: 2848