ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНОСТИ С ПРЕДПОЧИТАЕМЫМИ ЖАНРАМИ КИНО - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНОСТИ С ПРЕДПОЧИТАЕМЫМИ ЖАНРАМИ КИНО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в России наблюдается ряд негативных проявлений. Одной из таких тенденций является деструктивная направленность молодежи, проявляющаяся в различных вариантах, в том числе в повышении общей агрессивности подрастающего поколения. Агрессивность среди подростков проявляется в форме озлобленности против человечества, негативизма к окружающим, подростковой преступности. Различные уровни и разновидности агрессии неотделимы от жизни людей, и, по словам А. Налчаджяна, «если мы хотим знать об истоках человеческих поступков, которые оцениваются как иррациональные и деструктивные, мы должны исследовать человеческую агрессивность и ее взаимосвязи с другими психическими явлениями» [2]. Именно поэтому крайне значимым является поиск объективных и субъективных причин, влияющих на формирование девиантного поведения у подростков.

Американские и отечественные исследователи проблемы агрессивности утверждают, что в последние годы во много раз возросло число преступлений, скопированных с экрана телевизора. В отечественной науке вопросом влияния демонстрации образцов насилия на психику детей и подростков занимаются К.А. Тарасов [3], А.В. Федоров [4].

Ученые сходятся на том, что существует высокое совпадение между демонстрацией сцен насилия в развлекательной индустрии и агрессивным поведением подростков. По данным исследования С.Г. Кара-Мурзы [1], из 44 художественных фильмов, обозначенных кинокомпаниями как «содержащие сцены насилия», 35 - нацелены на детей до 17 лет. В наши дни с развитием компьютерной техники для аудитории появился новый источник трансляции видеоинформации - электронные носители. Появилась возможность скачивать любой фильм из сети Интернет. Просмотр сцен насилия на экране (по телевизору или с других аудиовизуальных источников) - фактор, исходя из которого, можно спрогнозировать жестокое или агрессивное поведение в дальнейшей жизни. Между тем, существуют определенные внутренние психологические факторы, которые обусловливают выбор материала для просмотра у зрителя-подростка. Эта проблема многосторонняя и требует дальнейшего как теоретического, так и экспериментального изучения.

Цель: изучить влияние  жанровых художественных фильмов, содержащие сцены насилия, на уровень агрессивности личности в  юношеском возрасте.

Объект: агрессивность лиц юношеского возроста.

Предмет: влияние  жанровых художественных фильмов, содержащие сцены насилия, на уровень агрессивности личности в юношеском возрасте.

В своем исследовании мы выдвинули  гипотезу:

Существует связь между уровнем агрессивности и выбором художественных фильмов в юношеском возрасте. Юноши  с высоким уровнем агрессивности чаще, чем юноши с нормальным уровнем ее проявлений, выбирают для просмотра фильмы агрессивного содержания.

Задачи нашего исследования: 

1.                  Проанализировать научную литературу по теме исследования.

2.                Сформулировать комплекс методик. Выявить особенности агрессивности в юношеском возрасте.

3.                Выявить взаимосвязь агрессивности с предпочитаемыми жанрами кино.

База исследования: в экспериментальном исследовании приняло участие 30 человек. Студенты 4 курса факультета психологии Ставропольского Федерального Университета, в возрасте от 18 - 22 лет.

. На теоретическом этапе исследования проведен анализ научной литературы по проблеме влияния агрессивности на просмотр художественных фильмов и был сделан вывод, что одним из факторов, детерминирующих агрессивность в  юношеском возрасте, являются СМИ (художественные фильмы, транслирующиеся по телевизору, в кинотеатрах и с электронных носителей).

В ходе пилотажного эксперимента, проведенного посредством наблюдения, беседы, изучения личных карт учащихся, были выявлены юноши, которые проявляют стабильно высокий уровень агрессивности во всех видах деятельности. Это позволило перейти к следующей части исследования, где мы ставили задачу выявить уровень проявления агрессивных реакций среди юношей. По основной выборке (СКФУ) было обнаружено 14% человек с низким, 53% - с нормальным (средним) и 33% - с высоким уровнем агрессивности. На основании полученных результатов были сформированы две группы: со средними показателями агрессивности (Группа 1) и с высокими показателями агрессивности (Группа 2) по 37 испытуемых в каждой. Для изучения телевизионных предпочтений  была использована анкета «Мой выбор», составленная на основе анкеты А.В. Федорова «Проблема насилия на экране». Выборы, сделанные подростками в отношении художественных фильмов, были разделены на группы по жанровой принадлежности. В данном исследовании нас интересовали жанры «боевик» и «ужасы», которые, по нашему мнению, содержат больше всего сцен, связанных с жестокостью.

Таблица 1.

Выбор художественных фильмов в юношеском возрасте

Жанр

Группа 1 (юноши с нормальным уровнем агрессивности) (в %)

Группа 2 (юноши с высоким уровнем агрессивности) (в %)

Фильмы

Боевик

11,7

21,9

Бригада

Квант милосердия

Такси

Форсаж

9 рота

Драма

3,5

6,7

Сволочи

Комедия

16,3

10,5

Бриллиантовая рука Девчата

Мелодрама

8,6

4,2

Гордость и предубеждение

Сериал

22,4

16,7

Кадетство

Моя прекрасная няня Счастливы вместе

Триллер

0,6

2,6

Ганнибал Лектор

Ужасы

3,3

21,7

Звонок Комната 1408 Пила

Приключенческая фантастика

27,9

42,7

Гарри Поттер Иллюзионист Матрица

Пираты Карибского моря Трансформеры

Как показано в Таблице 1, в Группе 1 фильмы с агрессивным сценарием выбрали 15 % испытуемых, в Группе 2 жанры «боевик» и «ужасы» были выбраны  в 43,6% случаев (f = 4,73, при p < 0,01).

Наиболее выбираемый жанр художественных фильмов - приключенческая фантастика. В экспериментальной группе фантастику предпочитают 42,7% испытуемых. А между тем, по нашему мнению, в данной группе также имеются фильмы с агрессивным сценарием. К таковым мы отнесли фильмы «Матрица» и «Пираты Карибского моря» (31,7%).

Далее мы проанализировали отношение юношей к сценам насилия и агрессии, транслируемых в различных телепрограммах (в частности, художественных фильмах). В Группе 1 , которых «привлекают сцены насилия на телевидении» 17,8%, в то же время в Группе 2 этот показатель равен 32,7% (с помощью углового преобразования Фишера был получен коэффициент различий f = 2,53, значимо при p < 0,01).

Среди юношей двух групп, которые положительно относятся к сценам насилия на экране, выявлялось, что именно их привлекает в фильмах с агрессивными сюжетами. По данному пункту получены сопоставимые результаты. В обеих группах безоговорочно на первое место ставились две функции сцен насилия - развлекательная и рекреативная (рекреационная). Эти два компонента частично перекликаются, так как характеризуют гедонистическую направленность при выборе кинопродукта. Другими словами, названные функции направлены на удовлетворение потребности в получении удовольствия.

Кроме того, в Группе 2 в ответах встречались идентификационная (11,2%) и компенсаторная функции (13,1%), которые практически не были представлены в Группе 2 (2,4% и 4%). Различия значимы при p <0,01.

Идентификация возникает в результате глубокого сопереживания и эмпатийного проникновения к герою картины. В отрицательных персонажах обычно привлекает их развязность, безнаказанность, легкость, с которой они совершают преступления. Идентифицируя себя с отрицательным героем,  примеряет к себе эту роль и со временем она начинает ему нравиться. Вероятность того, что в следующий раз он выберет аналогичный сценарий, во много раз возрастает.

Компенсаторная функция выражает стремление  компенсировать агрессивные потребности личности через просмотр аналогичных сюжетов на экране. Чем более преобладают в личности агрессивные порывы, тем более кровавые и жестокие сцены выбирает подросток.

Дальнейшее исследование строилось на выявлении особенностей юношей, которые способствуют повышению вероятности выбора художественных фильмов с агрессивным содержанием. В качестве инструментария были выбраны следующие методики:

1. Исследование акцентуаций характера по методике Леонгарда-Шмишека.

2. Использование опросника Г. Айзенка по определению темперамента.

3. Оценка способности к эмпатии (по В.В. Бойко).

4. Изучение самооценки старших подростков.

Математическая обработка была проведена с помощью корреляционного ранжирования Спирмена.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. В результате изучения агрессивности было выявлено, что одна треть (33 %) юношей имеют высокий уровень агрессивности. При сравнении выборок СКФУ  были выявлены количественные различия по уровням агрессивности. У  студентов уровень агрессивности выше:- 49,2% (значимо при р<0,01). Кроме того, в отношении студентов, факт высокой агрессивности, скорее всего, свидетельствует о большей доступности в социальной среде столицы образцов насильственного и агрессивного поведения.

2. В ходе изучения телевизионных предпочтений у юношей, было выявлено, что испытуемые экспериментальной группы, имеющие высокий уровень агрессивности, проявляли тенденцию к выбору телевизионных передач и художественных фильмов, содержащих сцены насилия и жестокости. Испытуемые, показавшие высокие результаты по агрессивности (Группа 2), чаще выбирали жанры «боевик» и «ужасы», по сравнению с испытуемыми Группы 1.

Юноши с высоким уровнем агрессивных реакций (32,7%) в два раза чаще выбирали сцены насилия на экране как привлекательные для просмотра, в сравнении с юношами со средним уровнем агрессивных реакций (17,8%).

3. Анализ экспериментальных данных, полученных в ходе изучения акцентуаций характера  с высокой агрессивностью показал, что они акцентуированы по гипертимическому (76,6%), возбудимому (42,9%) и демонстративному (35,5%) типам. Обнаружены значимые корреляционные связи вышеуказанных акцентуаций с физической, косвенной и вербальной агрессией. Анализ предпочтений в отношении художественных фильмов подтвердил наличие связей между интересом к просмотру сцен насилия на экране и вышеперечисленными акцентуациями. Так, жанры «боевик» чаще выбирали возбудимые (73,9%) и гипертимические (52,4%) акценту-анты; передачам с «негативной моралью» отдавали предпочтение юношей возбудимого (63%), гипертимического (53,7%) и демонстративного (31,5%) типов.

4. Среди юношей экспериментальной и контрольной группы выявлено практически одинаковое количество испытуемых, имеющих тенденцию к экстравертированным формам поведения. Существенными являются различия по уровню нейротизма: в экспериментальной группе (34,6%) чаще, чем в контрольной (16,8%) встречались экстраверты-нейротики (различия значимы при p<0,01 (f = 3,02). Следовательно, уровень агрессивности и нейротизма в данной группе находятся в прямой зависимости и подтверждается корреляционным анализом (rs=0,337).

Экстраверты-нейротики имели вышеуказанные акцентуации характера и тенденцию к просмотру фильмов с агрессивным содержанием. Среди экстравертов-нейротиков больше всего встречались возбудимые и циклотимические акцентуанты (вероятно, с выраженным гипертимным полюсом). Экстравертированные нейротики, проявляющие агрессивные тенденции, в большинстве своем (75%) считали сцены насилия на экране привлекательными.

5. Выявлена обратная корреляционная связь показателей агрессивности и эм-патии у юношей: чем выше индекс агрессивных реакций, тем ниже эмпа-тические тенденции (rs=0,182). Низкоэмпатийных юношей в экспериментальной группе чаще, чем в контрольной, привлекали в сценах насилия рекреационная и развлекательная функции. Анализ эмоциональной стороны кинопросмотра показал, что у низкоэмпатийных  (72,5%) демонстрация сцен насилия вызывала безразличие, что, по нашему мнению, может свидетельствовать о тенденции к латентным формам агрессивности, которая при неблагоприятных условиях может проявиться в девиантных формах поведения.

6. В ходе математической обработки данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена были получены значимые связи между самооценкой и уровнем негативизма (rs=0,222), а также косвенной (rs=0,157) и вербальной агрессией (rs=0,291, при p<0,01).

Итогом исследования стала разработка психолого-педагогических рекомендаций, которые могут быть полезны в работе  психологов, учителей общеобразовательных школ, социальных педагогов, так как указывают направление, в котором может идти коррекция подростков с асоциальными формами поведения. Разработанные рекомендации могут использоваться в работе психологов профессионально-технических училищ для работы с подростками, у которых нарушены механизмы социальной адаптации. Кроме того, информация, полученная в ходе исследования, может быть использована работниками средств массовой информации для планирования телепередач и художественных фильмов в масс-медиа.

Результаты, полученные в ходе теоретического и экспериментального исследования, могут быть успешно применены в практике психологического консультирования.

ЛИТЕРАТУРА

Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. - М. : Эксмо, 2009. - 526 с.

Налчаджян, А. Агрессивность человека / А Налчаджян. - СПб. : Питер, 2007. - 736 с.

Тарасов, К.А. Глобальное кино как школа насилия // Кино в мире и мир кино. - М. : Материк, 2003. - С. 116 - 133.

Федоров, А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране / А. В. Федоров. - Таганрог : Изд-во «Кучма», 2004. - 414 с.

Просмотров работы: 1428