ВЛИЯНИЕ ТИПА ВНД НА УСПЕШНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЛИЯНИЕ ТИПА ВНД НА УСПЕШНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждый человек рождается с определенным набором биологических особенностей его личности, которые определяют характер взаимодействия организма с окружающей средой и находят своё отражение во всех функциях организма, т.е. с определенным типом высшей нервной деятельности (ВНД). Тип ВНД является физиологической основой темперамента, а особенности, указанные выше, проявляются в нем. Значительные различия в поведении людей, обусловленные свойствами их темпераментов, есть даже у кровных братьев и сестер, у близнецов, живущих бок о бок. Биологическая основа темперамента отмечается практически во всех концепциях, и влияние средовых факторов на формирование и проявление темпераментальных характеристик также считается немаловажным (Р. Пломин, М. Ротбарт, Я. Стреляу, А. Томас и С. Чесс). Воздействие внутрисемейной среды тоже может ослаблять и усиливать различия между детьми по индивидуальным и личностным свойствам. Так, у всех детей, получивших одинаковое воспитание, имеющих одинаковое мировоззрение, близкие идеалы, убеждения и моральные устои, темпераменты могут отличаться. Темперамент — проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность.

В нервных центрах коры человеческого мозга протекают в сложном взаимодействии два противоположных активных процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение и торможение могут уравновешиваться или преобладать друг над другом, могут протекать с различной силой, переходить из центра в центр и сменять друг друга в одних и тех же центрах, т.е. обладать определенной подвижностью.

Особенности типа ВНД и преобладающего темперамента образуют природную основу индивидуальной неповторимости личности. От них зависят такие психические процессы, как восприятие, воображение, память, мышление и др. Мы остановимся на памяти. Так как одними из ее основных характеристик являются быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, то степень запоминания будет зависеть от типа ВНД, т.е. от темперамента [1].

В настоящее время разработано много дидактических пособий для школьников, но они не предполагают индивидуальный подход к школьникам в зависимости от их темперамента. А это очень важно, так как качественный результат работы флегматика занимает больше времени, чем холерика и т.д.

В данной работе мы попытались выявить влияние типа ВНД на успешность запоминания учебного материала.

Целью работы являлось выявление зависимости запоминания учебного материала от типа ВНД.

Гипотеза: если исследовать тип ВНД, то можно установить уровень успешности запоминания учебного материала.

В своем исследовании мы использовали следующие методики:

  1. Тест - опросник Г.Айзенка

  2. Методика определения кратковременной памяти

Нами был проведен теоретический анализ общих представлений о типах ВНД в отечественной и зарубежной психологии и общей характеристики памяти и ее физиологических основ.

Данное исследование мы проводили в МОУ СОШ №4 села Северного Александровского района Ставропольского края. Поскольку в исследовании мы изучаем успешность запоминания учебного материала у старших школьников, то для обследования нами был взят десятый класс, состоящий из шестнадцати человек.

В исследовании изучения «Влияния типа ВНД на успешность запоминания учебного материала у старших школьников» с той целью, чтобы провести корреляцию полученных результатов и выявить зависимость.

При проведении «Методики определения кратковременной памяти» [2:с.88 ] испытуемым предлагалось запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявляемой им таблицы за двадцать секунд. По количеству воспроизведенных чисел проводилась оценка памяти: 10 единиц материала – высокий уровень, 5-7 единиц – средний, 4 и ниже – низкий.

По результатам методики мы видим, что у 56,25% испытуемых средний уровень запоминания (6 единиц материала – 12,5% и 5 единиц – 43,75%), а у 43, 75% - низкий (4 единицы материала у 25%, 3 единицы – у 12,5% и 1 единица – у 6, 25% испытуемых).

Для того, чтобы узнать темперамент, определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости, мы применили личностный опросник Г.Айзенка, состоящий из 57 вопросов, где испытуемые должны отвечать положительно, если утверждение им подходит. Если нет – отрицательно.

Для определения типа темперамента необходимо определить величины показателей экстраверсии и нейротизма. А для оценки надежности этих показателей подсчитывают величину показателя искренности: если она от 8-и и выше, то испытуемый был нечестен и работа дальнейшей проверке не подлежит. В нашем случае все испытуемые были честны.

Вторым шагом в ходе обработки результатов являлось построение схемы типов темперамента. Темперамент и его основные свойства можно представить в виде точки проекции величины экстраверсии и эмоциональной устойчивости, полученной путем пересечения перпендикуляров, восстановленных к соответствующим значениям осей.

По мнению Г.Айзенка, сочетания экстраверсии – интроверсии и нейротизма – эмоциональной устойчивости будучи свойствами темперамента, определяют его тип.

Используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

По итогам анализа результатов мы получили следующие данные: из 16-ти человек у 31,25% преобладающим типом темперамента является сангвинический тип, у 31,25% – холерический, у 18,75% – флегматический и у 18,75%– меланхолический.

Для того, чтобы выявить, как влияет тип ВНД на успешность запоминания, мы сопоставили результаты обеих методик и получили следующие данные: показатели среднего уровня запоминания характерны для холериков, флегматиков и меланхоликов, а низкие – для сангвиников.

Для того, чтобы увидеть количественные результаты, мы решили вычислить средние значения по каждому типу. В итоге мы получили, что среднее значение запоминаемого материала у холериков составляет 5,2 единицы (из 10 единиц), у флегматиков – 5 единиц, у сангвиников – 3,2 единицы, у меланхоликов – 4,7 единиц.

О типах высшей нервной деятельности в Отечественной и зарубежной психологии сказано очень много. Еще Гиппократ, живущий в 5-4вв. до н.э., начал говорить о темпераментальных особенностях, их проявлениях. Практически во всех концепциях отмечается биологическая основа темперамента, его связь с мышлением, деятельностью, мотивацией, идут споры о влиянии средовых факторов на формирование и проявление темпераментальных характеристик (Р.Пломин, М.Ротбарт, Я.Стреляу). Но мало говорится о связи с памятью, хотя это очень важно, поскольку если это знать, то можно в учебной деятельности применять эти знания в индивидуальном подходе к каждому.

Изучив влияние типа высшей нервной деятельности на запоминание учебного материала у старших школьников, мы сделали следующие выводы:

  1. Изучив соответствующую литературу мы выяснили, что запоминание – это процесс запечатления и последующего воспроизведения сохраненной информации, это связь чего-то с чем-то;

  2. Проведя теоретико – методологический анализ проблемы влияния типа ВНД на успешность запоминания учебного материала было установлено, что между процессом запоминания и темпераментом есть связь;

  3. По результатам проведенных методик мы выявили, что тип высшей нервной деятельности влияет на успешность запоминания учебного материала у старших школьников;

  4. Наиболее успешно процесс запоминания протекает у холериков (5,2 из 10), немного хуже - у флегматиков(5), еще хуже - у меланхоликов(4,7), и относительно плохо - у сангвиников(3,2).

Исходя из результатов нашего исследования, хотим дать некоторые рекомендации для школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей высшей нервной деятельности:

  1. Так как холерики запоминают учебный материал быстрее остальных учащихся, то им можно дать немного больше информации, чем остальным.

  2. Меланхолики и флегматики запоминают нормально учебный материал, поэтому на них в этом плане не стоит акцентировать внимание.

  3. Сангвиникам плохо дается запоминание учебного материала, поэтому им нужно уделить больше внимания в разъяснениях, чем остальным ученикам.

Таким образом, гипотеза, поставленная нами в начале исследования о том, что, вероятно, тип высшей нервной деятельности влияет на уровень успешности запоминания учебного материала у старших школьников, подтверждена.

Литература:

  1. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - М., 1964.

  2. Методика определения кратковременной памяти // Альманах психологических тестов. - М., 1995.

  3. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М., 1982.

Просмотров работы: 1648