ОСОБЕННОСТИ РЕПРОДУКТИВНЫХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ РЕПРОДУКТИВНЫХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Ершова Т.А. 1
1ПМГМУ им. И.М. Сеченова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье представлены результаты исследования особенностей репродуктивных установок студентов медицинского колледжа, проведенного в рамках курсовой работы на базе одного из медицинских колледжей Московской области. Были проанализированы и даны оценки репродуктивным установкам в сопоставлении с эталоном (идеальной репродуктивной установкой) [9]. По результатам исследования были разработаны рекомендации по внесению корректив в воспитательную работу колледжа по нравственному и здоровьесберегающему направлениям.

В середине 18 века видный ученый России М.В.Ломоносов указывал, что любое государство, которое радеет о своем процветании, вначале должно думать о прирастании населения [8]. Эта позиция в полной мере актуальна и применима к сегодняшней демографической ситуации России, которая стала характеризоваться как депопуляция с начала 90-х гг. ХХ века.

Самый точный прогноз будущей рождаемости можно составить вовсе не по анализу репродуктивных установок нынешних супругов и сожителей (в основном уже родивших столько детей, сколько хотелось), а по ориентациям на брак и семью холостой молодежи на то число детей, которое они собираются иметь в своей будущей семье [3]. В связи с этим, научные исследования и анализ репродуктивных установок студентов медицинского колледжа и разработка методических рекомендаций по использованию полученных данных в воспитательной работе представляются актуальными в современных условиях в контексте общегосударственных и национальных задач.

Исследование проводилось на базе одного из медицинских колледжей Московской области. В исследовании приняли участие студенты второго курса всех специальностей колледжа (70 человек).

Для решения поставленных цели и задач исследования была разработана специальная анкета, которая включала вопросы, характеризующие критерии репродуктивной установки, экономические, социальные и психологические мотивы рождения детей, особенности добрачного сексуального и репродуктивного поведения. Анкета содержала несколько вариантов ответов. Перед исследованием респондентам были объяснены цель проведения опроса и правила заполнения анкеты. На сформулированный вопрос в большинстве случаев требовался только один ответ. Отдельные вопросы допускали несколько вариантов ответов, что было учтено при статистической обработке результатов.

Статистическую обработку результатов исследования проводили с использованием стандартного пакета прикладных компьютерных программ Microsoft Office 2007 с расчётом общепринятых статистических критериев.

Изучением демографического, репродуктивного поведения, репродуктивных установок у различных слоев населения занималось много отечественных и зарубежных ученых [4,5,7,10]. Анализ литературных источников позволил определить репродуктивное поведение как систему действий и отношений, определяющих рождение детей [6]. Под репродуктивной установкой понимают предрасположенность индивида с нормальной плодовитостью к рождению определенного числа детей [1]. Репродуктивные установки формируются в раннем возрасте и очень устойчивы на протяжении всей жизни людей [2]

Как показало исследование,

  1. Средний возраст респондентов составил 18,2 г. ± 0,5 лет.

  2. В исследовании представлены студенты всех специальностей колледжа, обоего пола, большинство респондентов – представительницы женского пола (рис. 1, 2)

Рис. 1 – Состав респондентов по получаемым специальностям

(в % к итогу)

Рис. 2 – Состав респондентов по полу (в % к итогу)

  1. На момент исследования 94,4% всех респондентов составили студенты в возрасте от 16 до 20 лет, большинство из которых (48,6%) обучаются по специальности «Сестринское дело».

Рис. 3 – Распределение студентов по специальностям и возрастам

(в % к итогу)

Изучениесоциальнойхарактеристикистудентовмедицинского колледжапоказало,что:

1. Большинство респондентов (92,8%) получают первое профессиональное образование. Большинство родителей респондентов имеют среднее (71,5 %) и высшее профессиональное (51,4%) образование (рис. 4)

Рис. 4 – Распределение респондентов и их родителей

по уровню образования (в % к итогу)

2. Большинство респондентов (90%) относят себя к среднему социальному классу (рис. 5).

Рис. 5 – Состав респондентов по социальным классам (в % к итогу)

  1. Большинство респондентов (80%) не работают (рис. 6).

Рис. 6 – Распределение трудовой деятельности студентов

по получаемым специальностям (в % к итогу)

4. Большинство респондентов (54,4%) имеют дополнительные занятия, большинство отдают предпочтение спорту (35,8%) (рис. 7).

Рис. 7 – Распределение студентов, имеющих дополнительные занятия,

по получаемым специальностям (в % к итогу)

5. Большинство семей респондентов имеют отдельное благоустроенное жилье (рис. 8).

Рис. 8 – Структура жилищных условий студентов (в % к итогу)

Изучение репродуктивных установок студентов медицинского колледжа показало, что:

1. У родителей большинства респондентов (80%) зарегистрированный брак (рис. 9).

Рис. 9 – Распределение респондентов по типу брака родителей и полу

(в % к итогу)

2. Большинство респондентов предпочитают отношения, оформленные официально (98,6%) (рис. 10)

Рис. 10 – Распределение респондентов

по предпочитаемому типу создания семьи и полу (в % к итогу)

3. Средний возраст начала половой жизни респондентов, живущих половой жизнью, составил 15,8 ± 0,38 года.

4. Большинство респондентов, живущих половой жизнью, предохраняются от беременности (87,1%) и ЗППП (92,8%) (рис. 11)

Рис. 11 – Распределение респондентов

по полу и предохранению от беременности и ЗППП (в % к итогу)

5. Большинство девушек сохранили бы предполагаемую первую беременность в любом случае, большинство юношей хотят сохранить жизнь своему предполагаемому первому ребенку (рис.12, 13).

Рис. 12 – Распределение ответов девушек по исходу предполагаемой первой беременности (в % к итогу)

Рис. 13 – Распределение юношей по исходу предполагаемой первой беременности у его девушки (в % к итогу)

6. Большинство респондентов хотят малодетную семью (64,4%), большинство респондентов планируют иметь малодетную семью (69%) (рис. 14, 15).

Рис. 14 – Структура респондентов по полу и желаемому количеству детей (в % к итогу)

Рис. 15 – Структура респондентов

по полу и количеству ожидаемых детей (в % к итогу)

7. Средний возраст для рождения первого ребенка составил 23,3 ± 0,5 года.

8. Большинство респондентов (91,5%) считают идеальным наличие в семье 2-х и более детей (рис. 16).

Рис. 16 – Распределение респондентов

по полу и идеальному количеству детей (в % к итогу)

9. Большинство студентов (78,6%) планируют родить первого ребенка в первые 2 года брака (рис.17).

Рис. 17 – Распределение респондентов

по протогенетическому интервалу и полу (в % к итогу)

10. Большинство респондентов планируют интергенетический интервал, равный 2-4 годам (рис.18).

Рис. 18 – Распределение респондентов

по интергенетическому интервалу и полу (в % к итогу)

11. Большинство студентов (47,2%) хотят учитывать мнение супруга в вопросе продолжения рода (рис. 19).

Рис. 19 – Структура мотивов рождения детей респондентов

(в % к итогу)

Качественная характеристика репродуктивных установок студентов медицинского колледжа имеет следующую характеристику:

В таблице 1 представлены критерии идеальной репродуктивной установки [9].

Таблица 1 – Идеальная репродуктивная установка

Критерий

Характеристика критерия (эталон)

Характер воспроизводства

Трое детей

Тип создания семьи

В браке

Исход первой беременности

Роды

Время рождения первого ребенка

В первые два года брака

Интергенетический интервал

Два-четыре года

Сопоставляя планируемое респондентами количество детей в семье с эталоном репродуктивной установки (трое детей), следует отметить, что по данному критерию установка студентов медицинского колледжа не соответствует идеальной. Подавляющее большинство студентов (64,7%) ориентированы на малодетность (1-2 ребенка), а 4,3% респондентов и вовсе не хотят иметь детей.

Планируемый молодежью тип создания семьи совпадает с эталоном. Абсолютное большинство (98,6%) студентов предпочитают вступать в официально зарегистрированный брак, причем 54,3% респондентов отдают предпочтение регистрации брака в органах ЗАГС и венчанию в церкви.

Установка современной студенческой молодежи на исход первой беременности (роды) (78,6%) совпадает с эталоном.

Реализация потребности 78,7% студенческой молодежи в первом ребенке в первые два года брака отражает идеальную репродуктивную установку по данному критерию.

Потребность во втором ребенке подавляющее большинство (76,8%) студентов – будущих родителей – планируют реализовать в интервале от двух до четырех лет после рождения первого ребенка, что совпадает с эталоном.

ВЫВОДЫ

1.Социальная характеристика студентов медицинского колледжа имеет следующие особенности: большинство респондентов – девушки, в возрасте 16-20 лет, получающие образование по специальности «Сестринское дело».

Анализ социальной характеристики показал, что у большинства респондентов родители имеют среднее и высшее профессиональное образование; большинство респондентов получают первое профессиональное образование, достаточно обеспечены, чтобы не работать во внеурочное время и иметь дополнительные занятия, отдавая предпочтение спорту.

2.Репродуктивные установки студентов медицинского колледжа имеют следующие особенности: большинство респондентов предпочитают семейные отношения, оформленные официально; респонденты хотят и планируют иметь 1-2-х детей, рассчитывая родить первого ребенка после 23 лет, в первые два года брака; при наличии желания иметь второго ребенка, респонденты планируют родить его через 2-4 года после рождения первенца;

основным мотивом для рождения детей является мнение супруга(-ги) по данному вопросу.

По данным исследования большинство респондентов уже имеют половые отношения с постоянным партнером (начало половой жизни в 15-16 л.), хотя не имеют официально зарегистрированного брака, не все предохраняются от беременности и ЗППП и готовы сделать аборт в случае необходимости (настоять на аборте партнерши).

3. Полученные результаты исследования необходимо учитывать в воспитательной работе колледжа по нравственному, здоровьесберегающему направлениям.

РЕКОМЕНДАЦИИ

В качестве рекомендаций можно предложить запланировать проведение классных часов с учетом полученных результатов исследования (раннее начало половой жизни не в браке, не всегда один партнер, не все предохраняются от беременности и ЗППП и т.д.):

  • Мы все такие разные и этим мы прекрасные (физиологические и психологические различия между мужчиной и женщиной).

  • Нравственность и формирование полов.

  • Семейное счастье и ЗОЖ.

  • Сожительство и таинство брака (беседа со священником).

  • Глаза детей – души моей светильник (о вреде абортов).

  • Болезнь легче предупредить, чем лечить (профилактика ЗППП).

  • Вечер вопросов и ответов (беседа с врачом, отдельно для девушек и юношей).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Альбицкий, В.Ю., Юсупова А.Н., Шарапова Е.И. Волков И.М. Репродуктивное здоровье и поведение женщин России. – Казань: Медицина, 2001. – 248 с.

  2. Антонов, А.И. Микросоциология семьи: методология исследования структур и процессов / А.И Антонов. – М.: Изд. МГУ, 2004.- 350 с.

  3. Антонов, А.И. Динамика населения России в ХХI веке и приоритеты демографической политики / А.И. Антонов, В.А. Борисов. М.: Ключ-С, 2006. – 196 с.

  4. Архангельский, В.Н., Елизаров В. В., Зверева Н. В., Иванова Л. Ю. Всемирная история экономической мысли. // http://www.booksite.ru/fulltext/eco/nom/iks/14.htm

  5. Дарский, Л.Е. Современная рождаемость: переход к однодетной семье или кризис двухдетной / Л.Е. Дарский // Семья России. 1995. № 1-2. С. 4-17.

  6. Демографический словарь. // http://rybakovsky.ru/uchebnik1a15.html

  7. Елизаров, В.В. Демографическая ситуация и демографическая политика в Российской Федерации / В.В. Елизаров // Материалы семинара «Стратегия Развития» от 14.11. 2005. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006. С. 10-43.

  8. Медков, В.М. Демография: Учебное пособие. – Ростов-на Дону.: Феникс, 2005. – 586 с.

  9. Руководство по охране репродуктивного здоровья / Под ред. В.И. Кулакова, В.Н. Серова. – М.: Триада-Х, 2001. – 568с.

  10. Хайруллин, Р.Р. Демографическая политика России и Республики Татарстан: Демографическое поведение молодежи в современном обществе / Р.Р. Хайруллин //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2012. Т.12. Вып. 2.

 

Просмотров работы: 2670