ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА СПОРТСМЕНОВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «МИНИ-ФУТБОЛ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА СПОРТСМЕНОВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «МИНИ-ФУТБОЛ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Футбол - это одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения. Благодаря разнообразной двигательной деятельности, широким координационным и атлетическим возможностям занимающиеся футболом быстрее и успешнее осваивают жизненно важные двигательные умения и навыки, в том числе и трудовые. В тренировке по другим видам спорта футбол часто используется в качестве дополнительного средства. Игра в футбол (или его элементы) служит хорошим средством не только общей физической подготовки. Проявление максимальных скоростно-силовых возможностей и волевых усилий, широкого тактического мышления позволяет совершенствовать многие специальные качества, необходимые в различных видах спорта.

Целью данного исследования является выявление психофизиологических особенностей спортсменов, специализирующихся в мини-футболе.

Для решения поставленных задач были обследованы футболисты, члены сборной команды КемГУ по мини-футболу в составе 6 человек мужского пола. Двое из обследуемого контингента, а именно испытуемые №№ 5 и 6, имеют амплуа защитников; трое - №№ 2, 3 и 4 являются нападающими и один №1- вратарь.

Исследование проходило в октябре 2012 года на базе Лаборатории медико-биологических проблем в области физической культуры и спорта факультета физической культуры и спорта КемГУ.

В работе использовались следующие методы исследования:

анализ литературы по теме исследования;

психофизиологическое тестирование, включающее оценку нейродинамических показателей (простая зрительно-моторная реакция, сложная зрительно-моторная реакция, функциональная подвижность нервных процессов, уравновешенность нервных процессов, сила нервной системы) и оценку свойств внимания и памяти.

Выявлено, что значения памяти, внимания и зрительно-моторного реагирования у спортсменов, членов сборной команды КемГУ по мини-футболу, имели некоторые различия (табл.1).

Таблица 1

Психофизиологические показатели спортсменов, специализирующихся в мине-футболе

ПЗМР

СЗМР

УФП

 

РДО

 

Урав-ть нервных процесс.

Т-Тест

Образ.

пам

балл

Объем

вниман.,

балл

Перекл вниман

(сек)

(мс)

(мс)

(сек)

Оп

Зап

азд

Торм

254

381

57

4

8

8

 

199/197

9

9

34

         

+

       
             

235/231

     
 

296

431

60

9

7

4

+

6

6

31

                       
                     
 

383

739

80

7

11

2

+

216/197

7

2

57

                       
                     
 

248

374

57

1

11

8

+

168/199

9

5

40

                       
                     
 

292

448

64

6

11

3

+

176/187

9

5

42

               

.

     
                     
 

344

453

72

1

8

11

+

166/178

9

7

42

                       

На основе полученных результатов проведенного исследования можно сделать вывод о каждом из игроков команды по всем параметрам. Так, по показателю «Простая зрительно-моторная реакция» (ПЗМР), обнаружено, что у испытуемого № 1 (вратарь команды) результат по сравнению с другими игроками команды является наименьшим, то есть самое лучшее время реакции, что является достаточно важным для вратаря. Остальные игроки команды показали практически одинаковые результаты, что говорит о том, что их тренировки направлены больше на тактическую и физическую подготовки. Отличился испытуемый № 4, его время реакции является наименьшим, что говорит о его разносторонних психофизиологических качествах.

Исследования по параметру «Сложная зрительно-моторная реакция» (СМЗР) является сходными с параметром ПЗМР: лучшие результаты показали также испытуемый № 1 и испытуемый № 4. Худший результат выявлен у спортсмена № 3, большой разрыв с другими игроками команды, поэтому ему необходимо развивать сложную зрительно - моторную реакцию.

По значениям показателя функциональной подвижности нервных процессов (УФП) было выделено 3 группы: 1 группа – высокий уровень УФП (55-65 секунд); 2 группа - средний уровень УФП (66-75 секунд) и 3 группа – низкий уровень УФП (от 76 секунд и более). В 1-ю группу входят: испытуемые: №№ 1, 2, 4, 5. Средний уровень УФП имеет спортсмен № 6 (время переработки сигналов 72 сек) и низкий уровень подвижности нервных процессов выявлен у испытуемого № 3 (80 сек).

Исследование по параметру «Реакция на движущийся объект» (РДО) является важным для футболистов, так как они должны своевременно и точно реагировать на мяч. Наилучшие результаты показали игроки №№ 6, 4 и 1. Наихудшие результаты показали футболисты №№ 5, 3, 2. Им необходимо развивать точность реакции, так как данное качество футболиста является определяющим в большинстве игровых ситуаций.

По показателю «Теппинг-тест» выявлено, что максимальный темп движения кистью показали футболисты №№ 1, 2 и 3, что свидетельствует о хорошей выносливости их нервной системы.

Кроме оценки нейродинамических функций, были изучены свойства внимания и памяти, так для ситуационных игровых видов именно такие эти функции обусловливают проявление тактического оперативного мышления, умения видеть и запоминать расположение игроков на поле, способность быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой.

Исследование внимания показало, что наиболее высокий объем внимания выявлен у вратаря команды (испытуемый № 1). Наихудший результат показал спортсмен № 3, что говорит о том, что для него представляется сложным совершение нескольких действий одновременно и восприятие нескольких предметов. Все остальные члены команды показали ровные результаты, соответствующие среднему значению показателя.

Психофизиологический параметр, позволяющий оценить скорость переключения внимания, «Поле зрения», является необходимым для игроков команды, которые занимают положение защитников. В нашей команде защитниками являются – №5 и №6, они показали одинаковые результаты по 42 секунды, которые являются средними. Наиболее высокие результаты показали игроки №№ 1, 2 и 4. Наихудший результат у футболиста № 3. Тест на образную память показал, что все игроки нашей команды имеют высокий уровень сохранения и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов. Наилучшие результаты 9 из 10 баллов показали спортсмены №№ 6, 5, 4 и 1.

Таким образом, сравнительный анализ исследуемых показателей выявил некоторые различия в зависимости от игрового амплуа футболистов. Так, лучшую скорость зрительно-моторного реагирования и высокую подвижность нервных процессов имели вратарь команды и футболисты с амплуа «нападающие», так как им необходимо уметь быстро реагировать на изменчивость игровой ситуации, обладать способностью в кратчайший срок переключаться с одного вида деятельности на другой.

При оценке силы нервной системы было обнаружено, что большинство игроков обладают слабой нервной системой, что является характерным признаком для спортсменов-игровиков, потому что это позволяет им вовремя сориентироваться в ситуациях, связанных с лимитом времени, так как известно, что, чем слабее нервная система, тем выше ее уровень активации в покое и короче латентный период зрительно-моторной реакции.

В тоже время все футболисты имеют уравновешенную нервную систему, о чем свидетельствуют результаты теста «Реакция на движущийся объект».

Высокий уровень образной памяти наблюдался у вратаря и «защитников»; объема внимания – у вратаря, а наименьшее время переключения внимания – у вратаря и «нападающих».

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, мини-футбол предъявляет весьма разносторонние и высокие требования к спортсменам. Естественно, столь же разносторонними должны быть и качества футболистов. Что позволяет говорить о том, что необходимо постоянно развивать свои психофизиологические качества во время тренировочного процесса.

Выводы:

1. Анализ литературных данных показал, что наряду с развитием физических качеств для представителей игровых видов спорта, в том числе футболе, важную роль играет проявление психофизиологических функций.

2. Оценка нейродинамических функций показала, что лучшую скорость зрительно-моторного реагирования и высокую подвижность нервных процессов имели вратарь команды и футболисты с амплуа «нападающие», уравновешенная нервная система присуща всем игрокам независимо от их игрового амплуа.

3. Высокий уровень образной памяти наблюдался у вратаря и «защитников»; объема внимания – у вратаря, а наименьшее время переключения внимания – у вратаря и «нападающих».

4. Характер игры в мини-футбол и своеобразное разделение игровых обязанностей требуют учета психофизиологических возможностей спортсмена для выступления его в том или ином амплуа (защитника, нападающего, вратаря), что существенно повысит эффективность тренировочного процесса.

Практические рекомендации:

1. Планируя игровую деятельность футболистов, следует учитывать то, что игроки, выполняющие роль вратаря и нападающих, должны иметь значительно более короткие величины времени сенсомоторной реакции, большую точность реакции на движущийся объект, меньшее время принятия решения и короткую общую длительность решения тактических задач, более высокие показатели максимального темпа движений ногой.

2. Характер соревновательной деятельности футболистов, ее психофизиологические особенности позволяют заключить, что футбол предъявляет весьма разносторонние и высокие требования к спортсменам. Естественно, столь же разносторонними должны быть и качества футболистов, что позволяет говорить о том, что необходимо постоянно развивать свои психофизиологические качества во время тренировочного процесса.

Список используемой литературы

  1. Люкшинова, Н.М. Искусство подготовки высококлассных футболистов: Научно-методическое пособие/ Под ред. проф. Н. М. Люкшинова. -2-е изд, испр., доп. – М.: Советский спорт, ТВТ Дивизион, 2006.-432с.

  2. Жуков, М.А. Подвижные игры/ М.А. Жуков. - М.: Физическая культура и спорт, 2000. - 247 с.

  3. Ильин, Е.П. Психология спорта/ Е.П. Ильина. - СПб: Питер, 2008. - 128 с.

  4. Матвеев, Л.Г. Общая теория спорта/ Л.Г. Матвеев. - М.: Физическая культура и спорт, 1982. -124 с.

  5. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 478 с.

  6. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. Основы теории и методики воспитания. - М.: ФиС, 1970. – 200 с.

  7. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. – СПб: Питер, 2001. -446 с.

  8. Карпман В. Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Тестирование в спортивной медицине. – М.: "ФиС", 1988. – 208 с.

  9. Куртнев С. Г., Еремеев С. И., Лазарева Л. А., Кузнецова И. А. Руководство к практическим занятиям по курсу спортивной медицины. Учебное пособие. – Омск: СибГАФК, 2001. – 124 с.

  10. Орджоникидзе, Павлов - «Физиология футбола»,2001

  11. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. - М.: Терра-спорт, Олимпия Пресс, 2001

  12. Сологуб Е. Б., Бедрина З. Ю. Физиологические основы направленной адаптации мозга спортсменов к решению тактических задач // Теория и практика физической культуры, 1990.

  13. "Футбол" - электронный учебник для институтов http://footballtrainer.ru/books/football1999/

Просмотров работы: 2889