ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Котенко О.М. 1, Лашкова Л.Л. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В ряде задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь.

Современная школа ориентирована на формирование у детей умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Этими умениями сможет овладеть ребенок, обладающий богатой, грамотной, выразительной речью, которая служит средством полноценного общения и развития личности.

Лексика, как важнейшая часть языковой системы, имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым и важным условием развития коммуникативных умений детей, их умственного развития.

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря мешает полноценному общению и, следовательно, общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности дошкольника.

В современном мире живое общение людям заменили телефонная связь, интернет. Общаясь друг с другом, многие используют минимум слов: «привет», «как дела», «нормально». Общение родителей с детьми часто заменяется просмотром мультфильмов и компьютерными играми. Поэтому работа по формированию эмоционально-оценочной лексики является актуальной на современном этапе развития общества.

В работе над формированием эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста мы определили следующие ключевые моменты:

1. Работа над словом проводится при ознакомлении дошкольников с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности.

2. Формирование словаря неразрывно связано с развитием речи в целом.

3. Все задачи словарной работы решаются в единстве и определенной последовательности.

4. Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей.

Планируя речевую работу в конкретной группе, был определен уровень знаний и представлений детей об окружающем, пробелы в словаре каждого ребенка. Знание индивидуальных возможностей каждого и группы в целом позволили мне наметить первоочередные темы для отработки, подобрать соответствующий лексический материал.

В процессе работы над творческой темой было выявлено, что формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста может проходить с наибольшей эффективностью при соблюдении ряда условий:

  1. Проведение словарной работы должно происходить во взаимосвязи с задачами эмоционального развития и нравственного воспитания детей.

  2. Необходимо активизировать эмоционально-оценочный словарь детей с помощью игр, упражнений, инсценировок, коммуникативных ситуаций.

  3. Стимулировать употребление эмоционально-оценочной лексики в повседневном общении.

Формирование эмоционально-оценочной лексики проходило в специально организованной речевой среде, для этого был разработан комплекс педагогического воздействия на детей старшего дошкольного возраста.

При отборе лексики учитывалась коммуникативную целесообразность слов, соответствие целям обучения, возрастным и индивидуальным особенностям эмоционального и социально-нравственного развития детей, значимость слова для понимания идейного смысла произведений детской художественной литературы.

Система работы над новым словом включала три этапа:

I этап. Представление и первичная реализация лексических единиц (в основном, на занятиях). На данном этапе происходит знакомство с новым словом, привлечение внимания детей к нему, уточнение произношения слова.

II этап. Уточнение и расширение лексического значения слова. Здесь используются речевые упражнения, игры, загадки, рассматривание незнакомых (малознакомых) картин, предметов, чтение художественных произведений.

III этап. Активизация слова в связной речи, самостоятельное его использование. Этот этап предполагает: обучение детей диалогам, подготовка к связным высказываниям, рассказывание, пересказ, драматизации, инсценировки.

Данную систему работы мы реализовывали в совместной партнерской деятельности с детьми и в свободной самостоятельной деятельности дошкольников. Словарную работу вели в процессе игровой, трудовой, творческой и бытовой деятельности, в повседневной жизни и общении с дошкольниками.

В работе широко использовались загадки и описания предметов, их свойств и качеств. Были созданы «Сундучок загадок» и «Копилка слов», которые вызвали у детей большой интерес. Формируя у детей умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации, уделяли внимание работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, фразеологизмов.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве. В связи с этим, нами составлен перечень детских художественных произведений, сделана подборка пальчиковых игр, тексты которых содержат эмоционально-оценочную лексику.

Живопись как вид изобразительного искусства соответствует возрастным особенностям дошкольников и доступна их восприятию. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события. Поэтому в своей работе мы использовали произведения изобразительного искусства.

Прекрасную возможность для обогащения словарного запаса предоставляют дидактические игры. Нами составлена картотека дидактических игр с учетом возрастных особенностей детей. Описание каждой лексической игры включает указание цели игры, необходимого оборудования, речевого материала, хода игры с методическими пояснениями ведения игры, инструкциями взрослого и образцами ожидаемых от ребенка ответов.

Особое место было отведено общению. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности. Была организована работа с детьми таким образом, чтобы они могли свободно общаться друг с другом и с взрослыми, высказывать свое мнение, обмениваться впечатлениями.

Огромную роль для решения поставленных задач играла индивидуальная работа с детьми. Мы поняли, что такую работу интереснее и эффективнее проводить, используя наглядный материал. В связи с чем, были разработаны специальные тетради, которые содержали занимательный материал. Детям очень нравится данный вид деятельности, так как задания выполнялись в игровой форме.

При составлении словарей мы опирались на «Программу развития речи детей 5–7 лет» О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, а также на «Программу обучения и воспитания детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. Использование данных словарей в работе помогает не только обогатить и расширить словарь детей, но и способствует повышению педагогической культуры родителей.

Важным условием для эффективной работы и достижения поставленной цели является взаимодействие с семьей. Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

По результатам анкетирования, мы определили следующие задачи работы с родителями: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Был разработан перспективный план работы с родителями, в котором определены цели и задачи для каждого мероприятия. Подобран консультативный материал по проблеме формирования эмоционально-оценочной лексики. Одной из эффективных форм работы с родителями явились вечерние «Посиделки-сочинялки», на которых мы сочиняли сказки, рассказы, стихи, а затем оформляли собственные произведения различными способами и приемами. Для родителей были изданы стенгазеты по временам года, которые содержат игры и упражнения на формирование эмоционально-оценочной лексики. Родительский интерес и отклик вызывают домашние задания на составление вместе с ребёнком словарика, в котором объясняется значение слова, подбираются загадки, пословицы, сочиняются стихи, дети рисуют картинки.

Таким образом, в своей педагогической деятельности мы применяли современные образовательные технологии: развивающие, диалоговые, личностно-ориентированные, информационные, технологии мультимедиа, игровые, технологии свободного воспитания, диагностики, прогнозирования и коррекции, которые помогли правильно организовывать работу по повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Список литературы:

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 400 с.

  2. Развитие речи детей 5–6 лет: Программа, метод. рек., конспекты занятий, игры и упр-ния / Авт.-сост.: О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 272 с.

  3. Ушакова, О.С. Программа развития речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 56 с.

Просмотров работы: 6386