СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТАКСОМОТОРНОЙ КОМПАНИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТАКСОМОТОРНОЙ КОМПАНИИ

Романенко В.А. 1, Мищенко М.В. 1
1Институт Технологии и Бизнеса
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Введение

В связи с особенностями современных условий хозяйствования, связанными с глобализацией экономики и ужесточением международной конкуренции, начинают развиваться такие элементы в системе конкурентных отношений, как конкурентный потенциал, конкурентная стратегия и конкурентоспособность.

Успешное функционирование и развитие субъекта хозяйствования в рыночной экономике требует соответствующего подхода к формированию его конкурентной стратегии, выявлению конкурентных преимуществ, а это, в свою очередь, предполагает необходимость определения роли и значения конкурентного потенциала в деятельности фирмы.

В последнее время все более актуальными становятся вопросы оценки рыночного, предпринимательского и конкурентного потенциалов, а также определения их структуры и взаимосвязей.

Анализ и оценка конкурентного потенциала компании становится все более актуальной научной задачей, поскольку знание основных его составляющих (структуры конкурентного потенциала) и степени их развития у конкретной компании определит будущие направления развития деятельности фирмы.

В связи с актуальностью исследования темы выпускной квалификационной работы, целью будет являться разработка методического подхода к оценке конкурентного потенциала на примере таксомоторной компании «Однерочки».

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • уточнить понятие конкурентного потенциала;

  • определить структуру конкурентного потенциала таксомоторной

компании;

  • изучить методические подходы к оценке конкурентного потенциала;

  • совершенствовать методический подход к оценке конкурентного

потенциала таксомоторной компании «Однерочки»;

  • провести апробацию методического подхода оценки конкурентного

потенциала на основе таксомоторных компаний Находкинского городского округа и сравнительный анализ;

  • разработать рекомендации по использованию и развитию конку-

рентного потенциала таксомоторной компании.

Объектом выпускной квалификационной работы является конкурентный потенциал таксомоторной компании «Однерочки».

Предметом являются методы оценки конкурентного потенциала таксомоторной компании «Однерочки».

Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих подходов к оценке конкурентного потенциала; метод экспертных оценок; аналитические методы; математические методы; методы сравнения.

Гипотеза выпускной квалификационной работы. Совершенствование методического подхода к оценке конкурентного потенциала таксомоторной компании, позволит определить будущие направления развития компании, и более эффективно использовать его, путем рационального распределения ресурсов.

Научная новизна и практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что для анализа конкурентного потенциала таксомоторной компании совершенствован методический подход к оценке конкурентного потенциала, а также рекомендации по его эффективному использованию, которые помогут определить будущие направления развития деятельности фирмы. В рамках темы исследования опубликована статья на тему «Совершенствование метода оценки конкурентного потенциала таксомоторной компании» в сборнике «20 лет социально – экономических реформ в России глазами молодых».

В соответствии с целями и задачами определена структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и приложений.

Во введении определена актуальность темы выпускной квалификационной работы, а также цели и задачи.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты конкурентного потенциала, структура и методика его оценки.

Во второй главе представлена характеристика таксомоторной компании «Однерочки», осуществлен анализ конкурентного потенциала по структурным компонентам. Проведен сравнительный анализ развития конкурентного потенциала таксомоторных компаний Находкинского городского округа.

В третьей главе разработаны рекомендации по использованию и развитию конкурентного потенциала таксомоторной компании.

Теоретический материал по данной теме представлен статьями и научными работами отечественных и зарубежных авторов, а именно: учебного пособия «Конкурентный потенциал предприятия: сущность, структура, методика оценки», «Метод системной оценки эффективности предпринимательского потенциала вуза», «Квалиметрия и управление качеством». Авторами представленных работ являются: Я. Ю. Салихова, М. В. Мищенко, Г. Л. Азоев, Л. В. Фомченкова, М. Н. Подольская, и другими.

Эмпирическая база исследования представлена аналитическими материалами, опубликованными в научной литературе и периодических изданиях; исследованиями и статистическими данными о результатах деятельности таксомоторных компаний.

1 Методические основы анализа конкурентного потенциала

1.1 Конкурентный потенциал таксомоторной компании как объект

исследования

Конкурентный потенциал предприятия отражает наличие у него возможностей по формированию долговременных конкурентных преимуществ. Конкурентный потенциал, с одной стороны, обеспечивает эффективную реализацию конкурентной стратегии, способствует сохранению или увеличению доли рынка и тем самым обеспечивает конкурентоспособность предприятия, а с другой – создает условия для развития и улучшения конкурентной позиции предприятия в будущем [18, 16].

Конкурентный потенциал включает в себя совокупность располагаемых природных, материальных, трудовых, финансовых и нематериальных ресурсов и возможности объектов или субъектов хозяйствования, позволяющие им получать конкурентные преимущества перед другими участниками рынка.

Другими словами конкурентный потенциал представляет собой внутренние и внешние конкурентные возможности фирмы, которые позволяют предприятию вести эффективную конкурентную борьбу на рынке за счет формирования конкурентных преимуществ на основе использования материальных и нематериальных ресурсов.

Способность компании выиграть в конкурентной борьбе будет зависеть от внутренних конкурентных возможностей предприятия и внешних условий хозяйствования [18, 11].

Внутренние конкурентные возможности определяются уровнем материальных и нематериальных ресурсов предприятия.

В настоящее время существует ряд публикаций, содержащих различные аспекты понятия «конкурентный потенциал», в большинстве которых отмечается важность изучения проблем его оценки и указывается на существование значительных различий в определении самого понятия потенциала, его сущности, структуры и соотношения с другими категориями.

Для наиболее точного определения понятия «конкурентного потенциала» предлагается проанализировать определения разных авторов представленных в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Определение конкурентного потенциала

Авторы

Характеристика определения

А.Г. Андреев [6]

Часть общего потенциала, обеспечивающая достижение конкурентных преимуществ компании в условиях внутрифирменных трансформаций и влияния внешних рыночных сил.

О.И. Остапенко,

Н.В. Верещак [18]

Как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, т. е. товары, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей.

Г.Я. Гольдштейн [7]

Это ключевые факторы успеха, классифицированные по двум признакам: функциональному (выделение областей производства, сбыта, маркетинга) и ресурсному (технология, знания специалистов, имидж и репутация, финансы).

В.А. Баринов,

А.В. Синельников [4]

Потенциал, предполагающий две составляющие: адаптивность и инновационность. Адаптивность понимается как свойство приспосабливаемости, как форма отношений организации с внешней средой. Инновационность – как способность обновляться, это внутриорганизационные процессы перестройки по критериям: ритмичность, технологичность, минимальная себестоимость.

Дэвис Стивен [8]

Выявление и реализация внутренних резервов – стратегического потенциала, который состоит из трех слагаемых: профессионализм, знания, производственный процесс. Важно определить, чем и как стратегический потенциал фирмы отличается от стратегического потенциала конкурентов.

А.Б. Идрисов [8]

Наличие следующих факторов: внутренней компетенции; внешней компетенции, а также динамической способности. При этом конкурентную позицию предприятия определяет его способность быстро адаптироваться к изменениям на рынке и управлять имеющимися знаниями, а также высокий инновационный потенциал во всех сферах деятельности.

К.М. Красноперов [6]

Совокупность накопленных им ресурсов и доступность определенных факторов производства.

Обобщая результаты исследования понятия «конкурентный потенциал», можно выделить ряд моментов, присущих большинству подходов:

  • наличие ресурсной составляющей, являющейся основой для форми-

рования потенциала предприятия и ее доступность;

  • наличие инструментов по превращению потенциала в фактор дей-

ствительной конкуренции;

  • сравнительный анализ потенциалов конкурирующих субъектов

рынка;

  • учет влияния внешних сил и в связи с этим способность компании

адаптироваться к изменяющимся условия рынка;

  • связь с конкурентоспособностью предприятия.

На основе изученных подходов к оценке конкурентного потенциала отечественных и зарубежных авторов, можно сформулировать наиболее точное определение, которое и будет являться «рабочим» в проведении дальнейшего исследования.

Конкурентный потенциал – это совокупность ресурсных составляющих отдельно взятого предприятия, определив структуру которых, можно оценить внешние и внутренние конкурентные преимущества в области: маркетинга, трудовых ресурсов, финансовой устойчивости, рыночных возможностей и производственных сил и определить будущие направления развития деятельности таксомоторной компании.

Конкурентные преимущества, связанные с материальными ресурсами, включают в себя сырье и материалы; трудовые ресурсы; технологические ресурсы; финансовые и информационные ресурсы.

В состав конкурентных возможностей, основанных на нематериальных ресурсах, входят:

  • нематериальные активы;

  • компетенции персонала;

  • отношения с другими субъектами рынка;

  • организационные ресурсы;

  • творческие возможности; бренды [23, 11].

Реализация и использование внутренних возможностей предприятия

на базе существующих ресурсов формируют соответствующие конкурентные преимущества.

Конкурентные преимущества – это ключевые сильные стороны компании, позиционирующие ее на рынке. Большинство основных конкурентных преимуществ являются характеристиками предприятия, с помощью которых оно заявляет о себе клиентам и которые делают предприятие и его продукцию уникальными [23, 12].

С одной стороны, конкурентные преимущества – это конкурентные стратегические активы, демонстрирующие ценность, которую предприятие приносит своим клиентам.

С другой стороны, это активы, от которых зависит то, как предприятие сможет противостоять новым угрозам со стороны конкурентов – угрозам, о существовании которых оно, возможно, даже не догадывается и которые могут появиться в результате радикальных перемен в мире высоких технологий.

Выявление и использование таких уникальных качеств позволит предприятию конкурировать с другими производителями в динамично развивающейся рыночной среде.

Выделяют конкурентные преимущества, связанные с материальными и нематериальными ресурсами.

К конкурентным преимуществам, связанным с материальными ресурсами, могут быть отнесены способность фирмы производить товар с более низкими издержками и дифференциация продукции.

Конкурентные преимущества, основанные на нематериальных ресурсах, подразделяются на преимущества, основанные на интеллектуальных ресурсах, на отношениях и на организационных ресурсах [23, 12].

К внешним конкурентным возможностям фирмы относят рыночные возможности, которые способствуют реализации конкурентных преимуществ компании в рыночных условиях.

Следовательно, между понятиями «конкурентный потенциал», «конкурентные преимущества», а также и «конкурентоспособность» существует причинно-следственная связь. Конкурентный потенциал определяет конкурентные возможности, в основе которых лежат материальные и нематериальные ресурсы компании. В отсутствие ресурсной базы предприятие не способно функционировать. Наличие ресурсов является необходимым условием существования предприятия, но не достаточным для победы в конкурентной борьбе. Эффективное использование ресурсов и правильная их комбинация позволяют предприятию формировать конкурентные преимущества относительно других участников рынка. Конкурентоспособность – это соответствие по всем параметрам требованиям рынка, покупателей, потребителей. Одним из основных направлений обеспечения конкурентоспособности продукции является достижение преимущества [10, 89].

Таким образом, конкурентное преимущество является причиной, а конкурентоспособность следствием, а конкурентный потенциал – это основа, без которой невозможно выиграть в конкурентной борьбе.

1.2 Разработка структуры конкурентного потенциала таксомоторной компании

В ходе изучения подходов отечественных и зарубежных авторов удалось дать определение, из которого следует что, конкурентный потенциал – это совокупность ресурсных составляющих отдельно-взятого предприятия, определив структуру которых, можно оценить внешние и внутренние конкурентные преимущества в области: маркетинга, кадровых резервов, финансовой устойчивости, рыночных возможностей и производственных сил, и определить будущие направления развития деятельности предприятия.

Из данного определения следует, что конкурентный потенциал предприятия является сложной системой, обладающей определенной внутренней структурой и характеристиками каждой ресурсной составляющей.

Структура потенциала является ключевым фактором, характеризующим тип предприятия и отражающим его специфику, она накладывает отпечаток на текущую деятельность предприятия, а также влияет на формирование стратегии его развития [23, 15].

Структура конкурентного потенциала определяется исходя из внутренних и внешних возможностей, которые формируют соответственно внутренний и внешний конкурентные потенциалы и представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура конкурентного потенциала таксомоторной компании (составлено автором)

Рассмотрим основные составляющие конкурентного потенциала подробнее.

Маркетинговый потенциал будет определять внутренние конкурентные возможности фирмы, рыночный потенциал – внешние возможности.

Кадровый потенциал в настоящее время определяется не столько количеством задействованной в производстве рабочей силы, сколько ее качеством [9,1 73]. Качество рабочей силы является сложной и многоплановой категорией. Оно определяется уровнем квалификации, профессиональной подготовкой, образованием, производственным опытом, а также зависит от социально-экономических условий, в которых находится основная часть трудоспособного населения.

Производственный потенциал предприятия представляет собой способность имеющихся реальных активов обеспечить функционирование и производственную деятельность предприятия.

Величина производственного потенциала представляет собой характеристику материальных условий обновления продукции и повышения ее качества и может быть основой для прогнозирования объема промышленного производства. Соотношение величины потенциала с конечными результатами функционирования дает комплексное представление о степени использования производственных ресурсов и резервах повышения эффективности производства.

Финансовый потенциал предприятия включает финансовые ресурсы и инвестиционные возможности. Финансовые ресурсы представляют денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для выполнения финансовых обязательств перед государством, кредитной системой, поставщиками, страховыми органами, другими предприятиями и физическими лицами, работниками предприятия и осуществления затрат на развитие хозяйственной деятельности. Финансовые ресурсы направляются также на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды [23, 32].

Маркетинговый потенциал определяется способностями отдела маркетинга разработать такую стратегию продвижения, которая способствовала бы максимально эффективному использованию маркетинговых ресурсов для привлечения наибольшего числа потенциальных потребителей к регулярному приобретению и использованию продуктов и услуг компании. Таким образом, суть маркетингового потенциала сводится к обеспечению связи между спросом и предложением товара фирмы на рынке за счет активных маркетинговых мероприятий [23, 18].

Рыночный потенциал определяется максимально возможным объемом продаж, который, в свою очередь, зависит от количества потенциальных потребителей, их доходов, средней нормы потребления продукта. Он формируется во внешней среде предпринимательства и соответственно является менее управляемым для бизнес-субъекта. На рыночный потенциал влияют многие факторы, и фирмы не в состоянии полностью управлять и контролировать его развитие [23, 18].

Таким образом, можно сделать вывод, что конкурентный потенциал предприятия является системой, структурные элементы которой отражают внутренние и внешние конкурентные возможности, характеризующие отдельное предприятие. Структура конкурентного потенциала включает: кадровый потенциал, производственный потенциал, рыночный потенциал, маркетинговый потенциал и наиболее полно отражает специфику деятельности таксомоторной компании.

1.3 Характеристика методических подходов к оценке конкурентного потенциала

Деятельность экономического субъекта (предприятия) представляет собой сложную систему, которая формализуется и описывается показателями и направлена на поддержание, а чаще – на повышение своего конкурентного потенциала. Проблема анализа конкурентного потенциала предприятия является крайне актуальной, поскольку для построения прогнозов и разработки стратегий развития, составления стратегических и тактических планов, принятия эффективных управленческих решений необходимо располагать объективной информацией о состоянии и тенденциях развития конкурентного потенциала предприятия.

В современной экономической литературе существует достаточно много разработок в области диагностики и оценки конкурентного потенциала, которые можно выделить в следующие подходы.

Ресурсный подход предполагает анализ только ресурсной составляющей конкурентного потенциала. В данном случае конкурентный потенциал рассматривается как совокупность используемых в производстве продукции ресурсов, средств и предметов производства. Ресурсы являются основой развития конкурентного потенциала любого предприятия. Оценка сводится к определению стоимости доступных ресурсов, а уровень использования определяется отношением полученного эффекта к объему примененных для этого ресурсов.

На ресурсном уровне конкурентный потенциал предприятия (Пр) может быть представлен соотношением, указанном в формуле 1.Он характеризует возможности предприятия по созданию и реализации внутренних конкурентных преимуществ на основе распределения имеющихся ресурсов.

Пp = f ( П1, П2, П3, П4, П5), (1)

где П1 – потенциал материальных ресурсов;

П2 – потенциал основных фондов;

П3 – потенциал финансовых ресурсов;

П4 – потенциал информационных ресурсов;

П5 – потенциал трудовых ресурсов [21,45].

Результативный подход определяет конкурентный потенциал как способность предприятия осваивать, перерабатывать имеющиеся ресурсы для удовлетворения общественных потребностей. Результат деятельности предприятия определяется наличием у него любого вида потенциала и его умелым использованием. Как только организация начинает поддерживать имеющийся конкурентный потенциал в устойчивом состоянии и, возможно, развивать его, она получает «устойчивое конкурентное» преимущество. Анализ в данном случае сводится к тому, что анализируется и оценивается максимальное количество благ, которое предприятие может произвести и реализовать на рынке, при данном количестве и качестве, строении ресурсов [11,24].

Резервный подход предполагает рассмотрение конкурентного потенциала предприятия с точки зрения резервов улучшения производственно-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Резервы, в данном случае, – это нереализованные возможности повышения эффективности бизнеса, усиления действия факторов, способствующих росту эффективности производства, и устранения отрицательного влияния негативных факторов.

Резервный подход (През) характеризует адаптационные способности предприятия к изменяющимся конкурентным условиям, соответствие внутреннего конкурентного потенциала потенциалу рынка сбыта, что может быть выражено соотношением представленным в формуле 2:

Пpез = f ( Пвн, Прс), (2)

где Пвн – внутренний конкурентный потенциал предприятия;

Прс – потенциал рынка сбыта [11,43].

Выявление резервов в таком понимании и определение реальных путей и сроков их мобилизации являются основными задачами экономического анализа потенциала предприятия.

Проанализировав подходы к оценке конкурентного потенциала, можно сделать вывод, что на сегодняшний день не существует единой универсальной методики оценки конкурентного потенциала. К тому же, относительно различных типов рынков и отраслей необходимо применять разнообразные показатели.

Относительно методик оценки конкурентного потенциала предприятий сферы услуг, прослеживается следующая ситуация: их очень мало и применимы они, в основном, только к определенной отрасли. Трудность в разработке методик оценки конкурентного потенциала предприятий, оказывающих услуги, связана с определенной спецификой самого рынка услуг.

Для того, чтобы определить способы и пути повышения конкурентного потенциала отдельно взятого предприятия, прежде всего, необходимо провести анализ и дать оценку, выявить внутренние сильные и слабые стороны. Это те ключевые компоненты, которые должны быть рассмотрены перед выработкой дальнейшей конкурентной стратегии.

Проанализировав существующие подходы к оценке конкурентного потенциал, можно сделать вывод, что, только располагая данными о рыночной ситуации и собственном уровне конкурентного потенциала, предприятие сможет принять правильное решение о стратегии последующего развития. Анализ существующих методик показывает, что они могут быть применимы только к определенной сфере услуг и зачастую содержат структурные компоненты, которые характеризуют определенную специфику деятельности. Следовательно, предприятие нужно оценивать комплексно, по всем критериям и направлениям деятельности.

1.4 Совершенствование методики оценки конкурентного потенциала для таксомоторных компаний

Проанализировав опыт отечественных и зарубежных ученых и практиков, был сделан вывод о целесообразности использования, следующей методики для оценки конкурентного потенциала таксомоторных компаний.

В пункте 1.2 была представлена структура конкурентного потенциала, состоящая из пяти основных элементов:

  • кадровый потенциал;

  • производственный потенциал;

  • финансовый потенциал;

  • маркетинговый потенциал;

  • рыночный потенциал.

Исходя из данных структуры, а также учитывая специфику объекта исследования (таксомоторная компания), целесообразно в систему оценки конкурентного потенциала включить групповые показатели, такие как: кадровый потенциал, производственный потенциал, финансовый потенциал, маркетинговый потенциал, рыночный потенциал и представить следующим образом по формуле 3:

Кп=КΣ Кк+Ко+ Кв+ПΣ Кф+Киф+ Кио+ ФΣ Кобс+Кир+ Ка + МΣ Куз+ Кпз+ Кс+РΣ Крд + Кпп, Кп→1 (3)

где Кп→1 – состояние конкурентного потенциала предприятия;

Кк – коэффициент квалификации трудовых ресурсов;

Ко – коэффициент опытности трудовых ресурсов;

Кв – коэффициент выработки продукции на одного работника;

Кф – коэффициент фондоотдачи;

Киф – коэффициент физического износа основных производственных фондов;

Кио – коэффициент использования оборудования;

Кобс – коэффициент обеспеченности собственными средствами;

Кир – коэффициент инвестируемых ресурсов;

Ка – коэффициент автономии;

Куз – коэффициент узнаваемости;

Кпз – коэффициент проникновения знаний;

Кс – коэффициент формирования спроса;

Крд – коэффициент рыночной доли;

Кпп – коэффициент потенциальных покупателей;

К, П, Ф, М, Р – экспертно установленные доли влияния групповых показателей – кадровый потенциал, производственный потенциал, финансовый потенциал, маркетинговый потенциал, рыночный потенциал.

После определения составляющих необходимо величину каждой из них. Поскольку простое арифметическое сложение является некорректным, необходимо использовать весовые коэффициенты, которые отражают уровень значимости составляющих конкурентного потенциала. С этой целью производится декомпозиция групповых показателей и их оценка с учетом понижающей и повышающей роли каждого единичного показателя в конкурентном потенциале – таблица 1.2.

Таблица 1.2 – Система показателей количественной оценки уровня конкурентного потенциала

Групповой показатель

Единичные показатели оценки уровня конкурентного потенциала

Роль показателя

Кадровый потенциал

коэффициент квалификации трудовых ресурсов;

Повышающая

коэффициент выработки продукции на одного работника

Повышающая

коэффициент опытности трудовых ресурсов;

Повышающая

Производственный потенциал

коэффициент фондоотдачи;

Повышающая

коэффициент физического износа основных производственных фондов;

Понижающая

коэффициент использования оборудования;

Повышающая

Финансовый потенциал

коэффициент обеспеченности собственными средствами;

Повышающая

коэффициент инвестируемых ресурсов;

Понижающая

коэффициент автономии;

Повышающая

Маркетинговый потенциал

коэффициент узнаваемости;

Повышающая

коэффициент проникновения знаний;

Повышающая

коэффициент формирования спроса;

Повышающая

Рыночный потенциал

коэффициент рыночной доли;

Повышающая

коэффициент потенциальных покупателей;

Повышающая

Формулы для расчета показателей представлены в приложении А.

Для исключения разномасштабности значений единичных показателей, как факторов частных потенциалов, проводится нормирование показателей с учетом повышающей и понижающей роли каждого из них.

В рамках теории анализа задача нормирования показателей решается введением относительных безразмерных показателей, представляющих собой отношение «натурального» частного показателя к некоторой нормирующей величине, измеряемой в тех же единицах что и сам показатель.

Если в частном потенциале Пi фактор xi (единичный показатель) играет повышающую роль и экономически оправдано, чтобы он стремился к максимуму, то нормализация проводится по формуле 4:

xiR = xi /xmax, (4)

Если фактор xi играет понижающую роль в частном потенциале и экономически оправдано, чтобы он стремился к минимуму, то нормализация проводится по формуле 5:

xiH= xmin /xi (5)

где i – порядковый номер фактора;

xi – значение i - го фактора;

xmax, xmin– максимальное и минимальное значение фактора.

Расчет составляющих элементов конкурентного потенциала проводится на основе формулы средней арифметической взвешенной при условии П1+ П2+ …+ Пк=1.

С целью определения значений показателей основных элементов конкурентного потенциала, используется экспертный метод оценки.

Экспертный метод – это метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе решения принимаемого экспертами [17,106].

Данный метод применяется в случае, когда показатели отдельных свойств нельзя определить другими методами и выразить в конкретных величинах. Экспертный метод основан на использовании обобщенного опыта и интуиции группы специалистов – экспертов.

При определении многих показателей продукции и весомости единичных показателей и т. д. объективность данных операций зависит от квалификации, метода опроса экспертов, соблюдения установленных требований.

При определении многих показателей продукции, весомости единичных показателей и т. д. объективности данных операций зависит от квалификации, метода опроса экспертов, соблюдения установленных требований. Согласованности или несогласованность мнений экспертов не является величиной случайной, и объективность экспертизы может быть проверена с помощью коэффициента конкордации (W).

Для проверки рациональности оценок экспертов коэффициент конкордации рассчитывается по предложенной формуле 6:

(6)

где d - количество экспертов;

m - количество показателей;

s - сумма квадрата отклонения от среднего.

Данная формула определяет коэффициент конкордации для случая отсутствия связных рангов. При W=0 согласованность оценок различных экспертов отсутствует, а при W=1 согласованность мнений экспертов полная.

Необходимо, чтобы найденное значение W было больше заданного значения WЗ (W>WЗ). Обычно принимается W=0,5, т.е. при W>0,5 выводы экспертов согласованы в большей мере (сходятся в оценке событий), чем несогласованны. При W

Просмотров работы: 7614