СОЗДАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К ПЕСНЯМ ПРОЕКТА «MARGENTA» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОЗДАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К ПЕСНЯМ ПРОЕКТА «MARGENTA»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. Рассмотрен авторский подход к интерпретации музыкально-поэтического произведения. На примере учебного проекта мы делаем попытку выстраивания алгоритма поисково-творческой деятельности. Использован принцип «дизайнерской комбинаторики» при подготовке иллюстраций с помощью компьютерных программ.

Ключевые слова. Учебный проект, графический дизайн, цифровые иллюстрации, фотоколлаж, рок-музыка, интерпретация музыкального произведения, авторский метод.

Актуальность. В современном мире графический дизайн занимает огромное место в оформлении продукции для рок-групп. Каждый представитель тяжелой музыки хочет выделиться из достаточно большой по количеству персоналий «неформальной» группы музыкальных исполнителей. Добиться поставленной цели помогает графическое оформление обложек музыкальных альбомов, артбуков и сайтов, где чаще всего используются цифровые иллюстрации с изображениями персонажей, которым посвящены песни.

По предмету «Основы исследовательской деятельности» (педагог С.К.Ткалич, доктор педагогических наук) нам был предложено практическое задание: провести письменный семантико-семиотический анализ своего учебного проекта, выполненного в прошлом семестре с другим педагогом (А.В.Тарнани) по предмету «Компьютерная графика».Такое задание мы получили впервые. Как правило, мнение о наших работах всегда высказывали только педагоги.

С помощью семантического метода анализа можно объяснить свои «чувственные» и смысловые подходы к разработке иллюстраций. С помощью семиотического анализа можно конкретизировать художественно-графические образы и композиционное пространство, которые являются результатом воображения и инструментальных навыков дизайнера-графика.

Семантико-семиотический анализ учебного проекта. Таким образом, поставлена задача: анализировать свой учебный проект, выполненный в прошлом семестре, по формуле: «графический образ и художественно-сюжетное пространство композиции как результат личностного сопереживания и воображения дизайнера-графика на основе конкретного музыкально-поэтического произведения».

Я выбрала для учебного проекта музыкально-поэтического произведение - три песни из проекта «Margenta» поэтессы Маргариты Пушкиной и композитора Сергея Скрипникова при участии Евгения Крамарова и Андрея Смирнова. Музыкальный альбом называется «Династия Посвящённых: Sic Transit Gloria Mundi».

Сосредоточим наше внимание на разработке цифровых иллюстраций для учебного проекта. При создании фотоколлажей использовался пакет графических программ: Adobe CS5, а именно:

  • растровая программа Adobe Photoshop,

  • векторная Adobe Illustrator,

  • графический планшет Wacom Intuos4 A5,

  • программа для презентаций PowerPoint из пакета Microsoft Office.

В рок-музыке значительное место занимает текст песни, который может освещать практически любую проблему. Так, стихотворения российской рок-поэтессы Маргариты Пушкиной для альбома «Династия Посвящённых: Sic Transit Gloria Mundi», который входит в проект «Margenta», объединены выводом о том, насколько быстро забываются достижения талантливых людей. Это отражено в названии альбома, где перевод на русский язык означает: «Так проходит мирская слава». Данный альбом стал первым из цикла «Династия посвящённых», в который включены не только стихи Пушкиной и музыка Скрипникова, но и работы молодых авторов и композиторов, чьи произведения соответствовали концепции проекта.

Образы, заложенные в лирике, хорошо подходят для создания графики по мотивам песен. Для художественно-графической интерпретации были выбраны три музыкальных произведения: «Возрождение», «Клеопатра» и «Крысолов». Автором стихотворения «Крысолов» является Евгений Крамаров, музыку для этой песни сочинил Андрей Смирнов.

В процессе выполнения учебного проекта необходимо было продумать способ изображения, отталкиваясь от найденного образа и смысловых констант произведения – строк, цитат. Вся работа выполнялась на компьютере. В итоге мы должны были получить три фотоколлажа, иллюстрирующие каждый одну из выбранных песен. Также пришлось ознакомиться с некоторым количеством литературы, посвященной Эпохе Возрождения, Древнему Египту и средневековым немецким сказкам. Подготовку иллюстраций можно разделить на следующие этапы.

Этап 1 – поисковый, он связан с изучением работ:

  • художников-иллюстраторов и современных графических дизайнеров, работающих с рок-группами;

  • большой интерес вызвало знакомство с литературными источниками, где была найдена информация о реально существовавших (Клеопатра) и мифических (крысолов из немецкого города Гамельн) персонажах.

Этап 2 – использован навык рисования эскизов. Цель эскизов: найти оптимальное образное и композиционное решение для каждой из работ. На этом этапе была определена цветовая гамма и общая концепция трех изображений. По нашей идее, готовые иллюстрации должны были быть выполнены в технике, имитирующей кракелюр с элементами патины. Уточним: кракелюр – растрескивание красочного слоя или лака картины [2]. Патина - образующийся от времени налёт. Определенное время было потрачено на тренировку в технике, имитирующей кракелюр с элементами патины. На основе эскизных планов была определена композиция для каждого фотоколлажа, выбраны основные персонажи.

Этап 3 – переход на компьютерное изображение. В компьютерном варианте выполнение задания опиралось на следующие программы: растровые программы Adobe Photoshop CS5 и Corel Painter X, векторная программа Adobe Illustrator CS5.

Этап 4 - презентация учебного проекта. Использованы 18 слайдов, где были представлены:

обложка альбома проекта «Margenta»,

краткая информация об исполнителе,

цитаты из текстов песен «Возрождение», «Крысолов» и «Клеопатра»,

перечень использованных графических инструментов,

артефакты, подтверждающие ценность использованных материалов: фотографии, картины и текстуры, готовые фотоколлажи.

Особенности поисковой работы. При создании иллюстрации к песне «Возрождение» большое внимание уделялось деталям, характеризующим эпоху Ренессанса. Так, в левой части композиции изображена девушка в одеждах Баттисты Сфорца - герцогини, чей профиль изображен на картине художника Пьеро делла Франческа «Урбинский диптих». Справа – фрагмент триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», демонстрирующий, что

Этот век был настоен на тех чудесах,

За которые раньше сжигали [3].

Птицы и люди символизируют не только творчество Босха, но и культуру Северного Возрождения, преемника Итальянского Ренессанса. В центре изображения находится конный портрет Эразмо да Нарни по прозвищу «Гаттамелата», воплощающий в себе строки:

Там, как водится, сильный скакал на коне,

А слабак лишь держался за стремя [3].

В целом, представленный учебный фотоколлаж показывает фрагменты из истории Ренессанса, времени прекрасного, но в то же время ужасного, о чем и поётся в песне. Духовная и «куртуазная» культура ушли в прошлое, а за «возрождением искусств» скрывается «ересь втайне и вслух» [3].

Второй выполненный нами фотоколлаж – это иллюстрация к песне «Клеопатра». На этой работе изображена древнеегипетская царица, стоящая в водах реки Нил на фоне пирамид Гизы. Клеопатра обращается к реке со словами:

Река моя, Нил, нам расстаться придётся. [4]

Вокруг нее божественное све Вокруг нее божественное свечение, в правой руке она держит посох с навершием в виде анкха – символа вечности. Ее калазирис черного цвета, хотя в песне говорится, что она «плывет в белых одеждах» [4]. Но, чтобы показать ее страдания, о которых поётся в песне, и путь к «Воротам Осириса» [4], мы выбрали именно чёрные одеяния. На работе имеется второй источник света, который находится за пределами картинного пространства и освещает героиню спереди. Этот источник символизирует свет вечности.

Сказку о Гамельнском крысолове, который играл на флейте и увел всех крыс, а затем и детей из деревни, знают многие. Этот образ можно трактовать по-разному: в любое время найдется деятель, способный звуками своей дудочки увести в никуда не только доверчивых детей, но и взрослых [5]. Песня «Крысолов» представляет собой некую аллегорию власти:

Крысиные короли

Перестали являться в суд.

Их уже не зовут

Они сыто плюют

На законы святой земли [1].

Крысиные короли – это не только мифические создания из средневековых сказок. Иногда в местах обитания крыс находят скопления особей с завязанными узлом хвостами, часто переломанными или повреждёнными. Такие «гнезда» и называют «Крысиный король». В данной песне «крысиные короли» могут интерпретироваться как несколько человек, объединённых общей властью. Крысолов, который должен бороться с грызунами, вместо этого говорит такие слова:

Я бы мог им подсыпать яд,

Я бы мог зарядить капкан.

Но я принял их сан

И попал в хитрый план,

Заведенный века назад [1].

Крысолов предстает перед слушателями - жителями города чародеем, который пускает по ветру «колдовские ноты» [1], он «жнец пустых голов», а вовсе не спаситель. Парадоксально, что все об этом знают, но противостоять не могут, очарованные «колдовскими звуками флейты»!

При создании иллюстрации к этой песне, мы решили отойти от политических аспектов и отталкивались от образов, описанных в лирике. В коллаже изображен портрет играющего на флейте мужчины, окруженном крысами. Крысы с коронами, сидящие на его плече – это крысиные короли. Грызуны наслаждаются музыкой крысолова, но не чувствуют страха. Позади этой сцены открывается вид на средневековый город, уже опустошенный, безлюдный, но мир продолжает тихо существовать, не замечая этого.

Для выполненных изображений характерна общая черта – тусклость цвета, большое количество царапин и пятен. Использован метод искусственного устаревания летописного артефакта с помощью техники кракелюра с элементами патины.

Все три коллажа – это иллюстрации того, что когда-то произошло, но осталось в памяти даже не историческим событием, но легендой. И может в скором времени исчезнуть из истории. Как старые фотографии имеют свойство выцветать со временем, иногда до полного исчезновения изображения.

Вывод. На примере учебного проекта мы рассмотрели алгоритм поисково-творческой деятельности. Использован принцип «дизайнерской комбинаторики» при подготовке иллюстраций с помощью компьютерных программ. Выполненное практическое задание помогло увидеть свой проект прошлого семестра с позиции научного подхода, представленного семантико-семиотическим анализом. Визуальная и чувственно-эмоциональная коммуникация между зрителем и авторами была создана методом фотоколлажа. В информационном формате, необходимом для презентации, проект был представлен целостной композицией плакатного триптиха.

Мы полагаем, что в определенной степени в статье удалось объяснить свой метод интерпретации сюжетов «былых времен». Метод основан на имитации «искусственного старения артефактов» с помощью компьютерных технологий в технике кракелюра с элементами патины. Подчеркнем, что данную технику удалось воспроизвести с помощью растровых компьютерных программ.

Литература

  1. Крамаров Е. текст песни «Крысолов» // буклет альбома «Династия Посвященных: Transit Gloria Mundi» проекта «Margenta» - 2013, с. 11.

  2. Курков К.Н. Основные понятия в изобразительном искусстве. Краткий методический справочник по курсу «История художественной культуры»//Редакционно-издательский центр, Москва – 2010, с. 12.

  3. Пушкина М.А. текст песни «Возрождение» //буклет альбома «Династия Посвященных: Transit Gloria Mundi» проекта «Margenta» - 2013, с. 2.

  4. Пушкина М.А. текст песни «Клеопатра» //буклет альбома «Династия Посвященных: Transit Gloria Mundi» проекта «Margenta» - 2013, с. 14.

  5. Пушкина М.А. //буклет альбома «Династия Посвященных: Transit Gloria Mundi» проекта «Margenta» - 2013, с. 1.

  6. Пушкина М.А. Сборник стихотворений «Династия посвящённых»// М.: издательство Нота-Р. 2007. 93 с.

  7. Скрипников С.А. Песни «Возрождение» и «Клеопатра»//Ноты к альбому проекта «Margenta» «Династия Посвященных: Sic Transit Gloria Mundi», 2011.

  8. Смирнов А. Песня «Крысолов»//Ноты к альбому проекта «Margenta» «Династия Посвященных: Sic Transit Gloria Mundi», 2011.

  9. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. Учебник для вузов. //Академия. 2012. ISBN: 978-5-7695-9243-0

  10. Тарнани А. И. Поиск методологии преподавания графического дизайна в высшей школе: к вопросу о формировании профессионального мышления. Статья.//Художественное образование в XXI веке (часть 2). Сборник научных статей. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. М.: Синаксис, 2012. С. 85-92.

  11. Тарнани А.И. Курс-практикум по предмету «Компьютерная графика». Кафедра дизайна. МГГУ им. М.А.Шолохова. 2013.

  12. Ткалич С.К. Новая образовательная технология: адаптация этноискусствоведческого анализа к профессиональной подготовке творческих кадров //Педагогика искусства. Электронный научный журнал РАО. № 1. 2011. Режим доступа: URL http://[email protected].]

Просмотров работы: 1300