СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ПРИОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К НАРКОТИКАМ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ПРИОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К НАРКОТИКАМ

Калашникова В.Ю. 1
1Казанский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Отклоняющееся поведение людей в современном российском обществе становится одной из наиболее значимых проблем в плане тех социально-психологических последствий, которые такое поведение может вызвать. Особенно актуальной проблемой являются употребление и злоупотребление наркотическими веществами, алкоголем и табаком, что способно приводить не только к криминальным действиям, но и к саморазрушающему поведению, нарушению адаптации в семье, учебном заведении, обществе [1, с. 6].

Исследователи усматривают психологические причины наркомании в семье, в нарушении нормального взаимодействия между родителями и детьми.

К сожалению, жертвами наркомании все чаще становятся несовершеннолетние дети, подтверждением тому являются следующие данные: в структуре впервые поставленных на профилактическое наблюдение у наркологов доля учащихся составляет 4,8%. Наибольшее число отравлений наркотическими средствами (93% от общего числа) зарегистрировано среди лиц старше 18 лет, 7% – среди несовершеннолетних [1, с. 15-16].

Вопросы взаимодействия семьи, школы, специалистов в настоящее время особенно актуальны. Обычно в семье возникают различные взгляды родителей и детей на проблему наркотизации. Существующая система подачи информации в СМИ о проблеме наркомании приводит к возникновению противоречивого, неполного, и часто неверного представления о наркозависимости. Как правило, взгляды молодого и более взрослого поколений, например, на просмотр телепередач, различны. Поэтому подростки черпают информацию в основном из развлекательных программ, ужасающих боевиков и т.д. Таким образом, возникает необходимость в изучении, прежде всего, взглядов и мнений самих подростков на данную проблему.

В сентябре 2013 года нами был проведен опрос, целью которого являлось исследование проблем наркомании в семейном контексте. Объектом исследования выступали учащиеся от 12 до17 лет и их родители. В качестве предмета исследования обозначены социально-психологические причины приобщения подростков к наркотикам. В качестве инструментария выступали две анкеты, предусмотренные отдельно для родителей и для подростков, в которых комбинировались полузакрытые и закрытые вопросы.

По результатам исследования выявлено, чтоподавляющее большинство опрошенных школьников впервые узнали о наркотиках в возрасте 7-10 лет (40%), высокий процент приходится на возраст после 15 лет (56,7%).

По мнению подростков, основным источником информации являются средства массовой информации (СМИ) - 53,3%. Такого же мнения придерживается и подавляющее большинство их родителей (46,7%). Следует обратить внимание на то, что следующим по значимости источником информации у родителей является разного рода литература (26,7%), а у подростков - друзья (20%). Информацию о наркотиках получают от родителей 10% учеников. А от собственного ребенка ее узнают лишь 6,7% взрослых.

Отношение подростков к употреблению наркотических веществ зависит и от собственного опыта потребления. Необходимо отметить, что среди респондентов - школьников подавляющее большинство (86,7%) ответили "нет".

На вопрос "Хотелось ли Вам попробовать наркотик и почему?" 3,3% все же отметили "да", причем причиной определив "чтобы забыться". Остальные 96,7% дали отрицательный ответ, при этом подавляющее большинство (60%) отметили "хочу быть здоровым".

Общение с наркозависимыми людьми, неподкрепленные элементарными знаниями, как со стороны подростков, так и со стороны их родителей и педагогов, могут привести к неправильным и даже опасным шагам. Поэтому необходимо обратить внимание на тот факт, что хотя и 83,3% учащихся ответили, что у них нет друзей и знакомых, употребляющих наркотические вещества, все же 16,7% затруднились ответить и можно предположить, что последние просто ушли от ответа.

Причин, толкающих к употреблению наркотиков - множество. Для школьников такой фактор как "любопытство" к употреблению наркотического вещества, занимает вторую позицию среди выявленных причин (20%), лидирует - "по глупости" (27%). Тревожными выглядят позиции таких мотивов, как "получить удовольствие" и "способ убежать от проблем" (третье и четвертое место среди лидирующих ответов). Это говорит о неподготовленности молодых людей к "взрослой" жизни, которая может ставить на их взгляд, "неразрешимые проблемы". Несколько подростков среди основных причин отметили "отсутствие внимания со стороны родителей".

Мнения и поступки подростков зачастую не совпадают с взглядами и установками взрослых. Подавляющее большинство опрошенных взрослых согласны с тем, что проблема наркомании входит в число самых острых проблем и является одной из самых страшных социальных болезней, которая серьезно угрожает человечеству (86,7%).

Лидирующее место среди причин потребления подростками наркотических веществ являются семейные факторы - это неблагополучие в семье (56,7%), неустроенность, жизненные проблемы (46,7%).

Чтобы оценить проводимую профилактическую работу, направленную на предупреждение наркотизации были предложены вопросы о том, проводятся ли в школе антинаркотические мероприятия. Большинство респондентов ответили: "регулярно"- 86,7%;. Полученные данные показывают, что разработки и внедрение в образовательных учреждениях программ по профилактике наркомании необходимо начинать уже с начальных классов и даже в детских дошкольных учреждениях в рамках проведения учебных занятий по ОБЖ, биологии, внеклассных занятий и т.д. Специалистам по первичной профилактики наркотизации следует перенести основной акцент с информационно-познавательных методик антинаркотического воспитания на профилактику, обучающую "навыкам жизни" и безопасным способам разрешения конфликтов и стрессов.

Важно переориентировать население на восприятие наркомании не только как социальной проблемы, но и в контексте семьи и развития собственного ребенка. Ребенок не должен оставаться один на один с житейскими проблемами или постигать окружающую действительность методом проб и ошибок. Ведь первая проба наркотика зачастую бывает главной ошибкой, коверкающей всю жизнь человека.

Список литературы

1. Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Психология зависимой личности. - Казань: РЦПНН при КМРТ, 2002. - 240 с.

2. Доклад о наркоситуации в Республике Татарстан. - Казань, 2013. PDF файл [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mpt.tatarstan.ru/file/3.pdf.

Просмотров работы: 1504