РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие коммуникативной компетенции – важное звено в социальной адаптации ребенка, а речевые умения – важнейший компонент указанной компетенции. Совершенствуя свои речевые умения, ребенок сможет преодолеть свой страх перед вступлением в контакт с окружающими его людьми, перед публичным выступлением, а в дальнейшем легче пройдет процесс социализации. На сегодняшний день существует множество разработанных и предложенных к внедрению программ, методических пособий и практических разработок по организации речевой деятельности, как в урочное, так и во внеурочное время (Антонова Л.Г., Бабайцева В.В., Баландина Л.А., Власенков А.И., Зимина А.Н., Козлянинова И.П., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Разумовская М.М., и др.), предполагают работу в самых разнообразных направлениях.

Особое внимание сегодня уделяется эффективным приемам обучения речевому поведению младших школьников – заданиям ситуативно-ролевого характера (играм, тренингам), направленным на освоение коммуникативной, языковой и речевой компетенций (Ладыженская Т.А., Вагапова Д.Х., Грудцына Н.Г., Казанский О.А., Тумина Л.Е, Антонова Л.Г., Степанова О.А. и др.). Все эти работы предлагают большой выбор речеразвивающего игрового и тренингового материала. Можно даже найти программы, в которых сделаны попытки работу по развитию речи принять как некое интегрирующее звено между курсами русского языка и литературы (программа «Русская словесность» Власенкова).

Однако почти все указанные (за исключением специально музыкальных) материалы по традиции предлагаются как дополнение к традиционным урокам развития речи. А педагоги дополнительного образования и организаторы внеклассной работы, руководители кружков, стремящиеся создать на своих занятиях условия для наиболее полной самореализации личности ребенка, тем более вынуждены идти методом проб и ошибок, что, в силу дефицита времени на занятиях, приводит к полному отказу от работы по развитию общих надпредметных умений и навыков. Особенно от этого страдают детские творческие коллективы, чья деятельность связана с выступлениями перед публикой: театральные и концертные объединения испытывают серьезные затруднения при ведении своих выступлений и работе с залом. Речь юного артиста должна быть естественной и яркой, захватывающей и удерживающей внимание зала, включающей элементы импровизации. Следовательно, возникает потребность в систематической работе над своей речью выступающих со сцены детей.

Таким образом, налицо противоречие между потребностью ребенка в самореализации через творческую деятельность и недостаточным вниманием к формированию у него соответствующих компетенций в образовательном процессе, особенно во внеурочной деятельности.

Это противоречие позволило сформулировать проблему исследования: поиск новых или мало используемых методов совершенствования речевых умений младших школьников во внеурочной деятельности.

Возрастная категория выбрана неслучайно. Следующая ступень – подростковый возраст, доминанта – общение. Освоение речевых умений как элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал.

Таким образом, актуальность исследования определяется следующими фактами:

  1. необходимостью дальнейшей работы по совершенствованию коммуникативной компетенции младших школьников, что связано с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа модернизации российской системы образования;

  2. настоятельной потребностью в программе, предполагающей систематическую работу над речью младших школьников во время внеклассных (неязыковых) занятий как средством для их самовыражения, самореализации и установления максимально эффективных взаимоотношений с собой, с окружающими, с миром;

  3. изобилием тренингового материала с одной стороны и неразработанностью технологии его применения в системе, особенно во внеурочной работе – с другой.

Мы предполагаем провести теоретическое и экспериментальное исследования возможностей и способов применения речевых игр во внеурочной деятельности с целью формирования коммуникативной компетенции младших школьников.

Цель исследования – разработать и апробировать методику развития речевых умений и навыков младших школьников во внеурочной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать труды по педагогике и психологии, предлагающие характеристику возрастных физических и психических особенностей учащегося младшего школьного возраста, выделить характерные для этого возраста черты, позволяющие избрать игровые формы речевой работы;

  • обосновать необходимость и возможность активного применения игр, как народных, так и авторских, современных, на занятиях в программах младших классах;

  • определить комплекс речевых умений, необходимых младшему школьнику для успешной самореализации в различных видах учебной и внеучебной деятельности;

  • определить условия, способствующие развитию указанных навыков и умений и наиболее полному раскрытию творческого потенциала ребенка;

  • произвести анализ существующих программ и методик речевой работы, по результатам анализа отобрать игровой и тренинговый материал в соответствии с поставленной целью, разработать и апробировать программу экспериментального обучения;

  • проанализировать и оформить результаты экспериментального обучения.

Для решения поставленных задач будут привлечены следующие методы исследования:

  • теоретический анализ литературы по психологии, педагогике, методике развития речи, публикаций по проблеме в периодических изданиях;

  • диагностирующий срез и опытно-поисковая работа по развитию речевых умений младших школьников на внеклассных занятиях (1 учебный год);

  • изучение практического опыта учителей, использующих в своей работе игровые техники;

  • наблюдение за деятельностью учащихся в процессе организации и проведения игр и тренингов, направленных на создание речевых ситуаций;

  • статистическая обработка результатов.

Объект исследования – развитие речевыхумений младших школьников.

Предмет исследования – условия и методы развития речевых умений младших школьников во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования заключается в том, что тщательно подобранные методики, направленные на развитие речевых умений младшего школьника и ситематическая работа педагога в этом направлении будут способствовать наиболее успешному формированию речевой компетенции младших школьников, позволят эффективно решить три основные задачи: конкретно-познавательную, связанную с образовательной ситуацией, коммуникативно-развивающую, направленную на освоение основных навыков общения между членами группы и вне ее, социально-ориентационную, предполагающую формирование гражданской позиции, необходимой для адекватной социализации индивида в обществе, если будут выполнены следующие условия.

Максимальный результат возможен при условии поддержки усилий детей со стороны других учителей и родителей, которые могли бы создавать ситуации, позволяющие ребенку развить и закрепить умения и навыки, полученныев процессе работы. Таким образом, создавалось бы единое образовательное пространство, в котором и коммуникативное, и общее развитие ребенка шло бы гораздо успешнее.

Теоретико-методологической основой исследования стали основные положения психологической концепции деятельности и теории речевой деятельности (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, М.Р.Львов и др.), положения теории развивающего обучения (Ш.А. Амонашвили, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, Н.С. Лейтес, М.М. Поташник, Н.Ф. Талызина, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.), психологические исследования в области игры и игровой деятельности (Ш.А.Амонашвили, Э.Берн, А.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Ю. Самоукина, Д.Б. Эльконин и др.) мотивации, памяти, речевых механизмов (Б.Ц. Бадмаев, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Е.П. Ильин, Ж.Пиаже, Л.С. Цветкова, П.Дж. Фэррис и др.).

Использование современных диагностических методик позволит нам выявить реальный уровень развития речевых умений младших школьников, выделены компоненты речевого развития, особо значимые для наиболее полной реализации творческого потенциала ребенка.

В процессе работы мы предполагаем собрать и систематизировать игровой и тренинговый материал речеразвивающего назначения, который может быть использован в работе внеклассных творческих коллективов (школьный театр, вокально-хоровые студии и кружки и т.п.), разработать и апробировать методику внедрения речеразвивающих игр и тренингов в программу работы неязыкового кружка.

Полученные в ходе исследования материалы могут быть использованы в работе других учреждений общего и дополнительного образования, а также в практике профессиональной подготовке учителей начальных классов, учителей художественно-эстетического профиля, специалистов по внеклассной и внешкольной работе.

Просмотров работы: 3713