КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ «ДУМКА» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ «ДУМКА»

Таскаранова Ж.З. 1
1ФГБОУ ВПО "Магнитогорский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Период дошкольного детства благоприятный для развития познавательных процессов. Интенсивно происходит развитие восприятия в процессе формирования перцептивно-интеллектуальных действий. Доминирует наглядно-образное мышление, происходит постепенный переход к абстрактно-логическому уровню мыслительной деятельности. На первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей при обучении в дошкольном учреждении. Мышление — процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Проблемы в развитии мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста могут проявляться во всех компонентах структуры мышления, а именно:

- в низкой мотивации, проявляющейся в крайне низкой познавательной активности;

- в отсутствии потребности ставить цель, планировать действия;

- в недостаточной сформированности умственных операций: анализа, синтеза, классификации, абстрагирования, обобщения, сравнения;

- в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.

У детей с низким уровнем развития мышления неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее выражено отставание в словесно-логическом мышлении, ближе к уровню нормального развития находится наглядно - действенное мышление.

Цель программы:

Развитие мышления у детей дошкольного возраста 4-5 лет

Задачи программы:

- активизация мыслительной деятельности детей среднего дошкольного возраста;

- развитие мыслительных операций в игровой деятельности;

- развитие самостоятельности мышления.

Принципы построения программы:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога.

  2. Принцип нормативности развития: последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

  3. Принцип коррекции «сверху вниз». Данный принцип, выдвинутый Л. С. Выгодским, раскрывает направленность коррекционной работы. Коррекция носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.

  4. Принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка и ведущий деятельности. Организация активной деятельности каждого ребёнка.

Форма организации занятий:

- занятия проводятся 1- 2 раза в неделю;

- продолжительность занятия от 20 до 30 минут, но первое занятие следует сократить до 20 минут;

- среднее количество детей в группе 5- 7 человек.

Формы и методы контроля:

- отзывы родителей и педагогов;

- диагностика наглядно-образного мышления при помощи методик;

- диагностика словесно-логического мышления методиками.

После проведения коррекционной программы дети приобретают следующие:

- способность классифицировать, обобщать и выделять существенные признаки;

- активность познавательных процессов.

Алгоритм занятия:

  1. Приветствие.

  2. Задание на развитие определённого вида мышления.

  3. Развивающая игра или разминка.

  4. Задание на развитие определённого вида мышления.

  5. Комплекс на расслабление.

  6. Подведение итогов: обсуждение что получилось, а что нет, мнение о встречи, оценка ребят.

  7. Прощание: поощрение активности детей.

Таблица 1

Содержание коррекционно-развивающей программы, направленная на развитие мышления у детей 4-5 лет «Думка»

Тема занятия

Цель занятия

Структура занятия

1.

Придумай себя

Развитие наглядно-действенного мышления. Смена действительности. Формирование отделять форму понятия от содержания.

1.Приветствие.

2. Упражнение «Четвертый лишний».

3. Игра «Воздушный бой».

4.Упражнение «Больше, длиннее, короче», «Обведи контур».

5. Релаксационные упражнения

6. Подведение итогов.

7.Прощание.

2.

Буду делать это, буду делать – то!

Развитие способности общения и абстрагирования, умение выделять существенные признаки, снятие скованности, напряженности в общении.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Почтальон».

3. Игра «Передай клубочек».

4. Упражнение «Залатай коврик».

5. Психогимнастика

6. Подведение итогов

7. Прощание.

3.

Будь веселым

Помочь ребенку научиться выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений

1.Приветствие.

2.Упражнение «Найди половинку каждому предмету».

3.Игра «Воробьи попрыгунчики».

4.Упражнение «Кому без этого нельзя».

5. Пальчиковая гимнастика

6.Подведение итогов.

7.Прощание.

4.

Будь добрым

Развитие способности общения и абстрагирования, умение выделять существенные признаки. Развитие различных видов мыслительных операций.

1.Приветствие.

2.Упражнение «Четвертый лишний».

3.Игра «Путаница».

4.Упражнение «Отгадай загадки».

5. Психогимнастика

6.Подведение итогов.

7.Прощание.

5.

Будь внимателен

Развитие мыслительных операций: классификация, анализ

1.Приветствие.

2.Упражнение «Классификация предметов».

3.Упражнение «Составь узор».

4.Игра «Дискотека кузнечиков».

5.Комплекс на расслабление.

6.Подведение итогов.

7.Пращание.

6.

Я могу

Развитие наглядно-образного мышления. Развитие словесно-логического мышления.

1.Приветствие.

2.Упражнение «Узнай кто это?».

3.Игра «Именной поезд».

4.Упражнение «Как это можно использовать?».

5. Кинезиологические упражнения

6.Подведение итогов.

7.Прощание.

7.

Мыслинки

Развитие образно-логического мышления

1.Приветствие.

2.Упражнение «Говори наоборот».

3. Игра «Танец огня».

4.Упражнение «Нелепицы».

5.Комплекс на расслабление.

6.Подведение итогов.

7.Прощание.

8.

Умки

Развитие мыслительных операций

1.Приветствие.

2.Упражнение «Найди чего не хватает».

3. Игра «Чунга - чанга».

4.Упражнение «Отгадай-ка».

5. Кинезеологические упражнения

6.Подведение итогов.

7.Пращание.

9.

Думки

Развитие наглядно- образного мышление. Снятие псих- эмоционального напряжения. Формирования умения отделять форму понятия от содержания.

1.Приветствие.

2.Упражнение «Составь картинку».

3.Упражнение «Больше, длиннее, короче».

4. Психогимнастика

5. Подведение итогов.

6. Прощание.

10.

Итоговое

Диагностика наглядно-действенного мышления. Диагностика образно- логического мышления. Анализ проведенной работы.

1. Приветствие.

2.Упражнение «Нелепицы».

3.Упражнение «Четвертый лишний».

4.Упражнение «Обведи контур».

5. Психогимнастика. Игра «Медвежата в берлоге».

6. Подведение итогов.

7. Прощание

Литература

1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.

2. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в раз­витии : Кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 180 с. : ил. — (Коррекционная педагогика). 18ВЫ 5-691-00605-3.

Просмотров работы: 7510