ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Перхун А.Д. 1
1Армавирская Государственная Педпгогическая Академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность проблемы: Семья - это среда, предназначенная для полноценного развития ребенка. Но, к сожалению, иногда эта среда не всегда совершенна. Семьи сталкиваются с различными проблемами. Некоторые проблемы препятствуют адаптации семьи в обществе. Такой проблемой является нарушение структуры семьи или неполная семья. В настоящее время каждая третья семья является неполная. Неполной семье очень сложно выживать в современных условиях, социально-экономическая ситуация несет негативные процессы. Фактически все неполные семьи зависят от социальной поддержки государства и попадают в низкодоходные группы населения. Один родитель не в состоянии экономически содержать ребенка. Данный тип семьи нуждается, не только в государственной поддержке, но и в социально-педагогической помощи. Семья – это главный институт воспитания ребенка, поскольку в ней он находится в течение значительной части своей жизни. Именно в семье закладываются характер и личность ребенка. Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. В каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей.

Утрата одного из родителей способствует возникновению болезненных переживаний, который влияют на психологический климат в семье. Большой процент неполных семей образуется по причине ухода отца. В таких случаях матери довольно трудно сдерживать свои негативные эмоции по отношению к бывшему мужу, а ее раздражение и недовольство часто бессознательно выливается на совместного ребенка. Бывает и наоборот, когда мать акцентирует внимание на ребенка, как на безвинную жертву. Она пытается восполнить недостаток родительской заботы и опеки, окружая ребенка чрезмерной лаской. И в том и в другом случаях воспитательная атмосфера семьи сильно искажается, что в результате отрицательно сказывается на развитии ребенка, как личности. Большое значение имеет тот факт, что отсутствие одного из родителей лишает возможности ребенка полноценно формировать в себе стереотип поведения своего пола. Например, отсутствие в семье отца способствует формированию у мальчика женских черт, поскольку у него нет возможности примера мужского поведения. Также и для девочки, мать совмещает в сложившейся ситуации материнскую и отцовскую роли, в результате чего формируется противоречивое психосексуальное развитиe.

Цель:изучение психологических отношений детей с родителями из неполных семей.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме взаимоотношений среди членов семьи в неполных семьях.

  2. Определить понятие о неполных семьях и их основных проблем.

  3. Рассмотреть психологические особенности детей из неполных семей

  4. Деятельность педагога-психолога с детьми из неполных семей.

  5. Провести диагностику детско-родительских отношений в неполных семьях.

  6. Разработать рекомендации неполной семье.

Объект исследования-дети из неполных семей и их родители.

Предмет исследования-особенности взаимоотношения между родителями и детьми в неполных семьях.

В процессе исследования нами были использованы следующие методы:анализ теоретических источников, беседа, наблюдение, тестирование детско-родительских и межличностных отношений, статистические методы обработки полученных данных.

Структура данной курсовой работы следующая:введение, две главы, заключение, список литературы.

Глава 1.Теоретическое изучение психологических особенностей детей из неполных семей

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций (репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и др. функции) и имеет определенный социальный статус. Социальный статус семьи- сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами.

Ряд факторов, определяющие семейное неблагополучие и влияющее на рост числа детей, лишенных родительской опеки:

1. Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей.

2. Структурные изменения в семьях: увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей.

3. Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т. д.

4. Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда - жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.

1.1 Сущность понятия о неполной семье и их основные проблемы

Неполнойназывается семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей - профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье. Неполной считается семья, в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя.

Для любого типа неполной семьи, где ребенка воспитывает одна мать, характерны из-за дефицита мужского влияния:

- нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных способностей (для полноценного интеллектуального развития на ребенка должны влиять два типа мышления: мужское и женское)

- менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек)

- затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола

- становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.

В неполной семье отсутствует главное — пример брачных отношений, что в дальнейшем оказывает большое влияние на становление и развитие ребенка, отсутствует определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, часто усваивают женский тип поведения или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жен, выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего спутника жизни, что в последствие им труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов [3].

Сексологи считают, чтобы уменьшилось число семейных катастроф, можно провести половое просвещение населения, и, прежде всего, молодёжи, повышение их духовной и сексуальной культуры. К тому же средний уровень образования матерей неполных семей, а, следовательно, и их квалификация ниже, чем у матерей полных семей. Нередко неполная семья испытывает материальные трудности [1]. Всё это и объясняет тот факт, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель - выходец из неполной семьи.

Основные проблемы детей из неполной семьи

Неполная семья, при всей своей жертвенности и героических усилиях матери, не может обеспечить полноценных условий социализации ребенка, под которой психологи понимают обычно весь процесс вхождения его в социальную среду, приспособление к ней, освоение (в том числе и творческое) социальных ролей и функций. И вот процесс этой социализации, то есть вхождения ребенка из неполной семьи в социальную среду, усложняется и деформируется.

Нельзя сбрасывать со счетов и влияния внешней среды. Ребенок из неполной семьи чаще оказывается объектом нравственно - психологического давления со стороны детей из благополучных полных семей, что ведет к формированию чувства неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности. У таких детей могут не сформироваться альтруистические и гуманистические качества, черты, без которых невозможно создание уже собственной благополучной семейной обстановки. Формирование личности ребенка еще более осложняется в том случае, если он был свидетелем или участником всех семейных конфликтов и скандалов, которые привели его родителей к разводу. Сохраняющаяся привязанность к отцу при враждебном отношении к нему матери может стать причиной раздвоения психической жизни ребенка, его личности.

Отсутствие мужчины в семье особенно деформирует процесс социализации мальчиков, для которых в ней не оказывается естественной социальной модели для подражания.

Изучение психологии преступников показывает, что первым толчком в формировании их противоправного поведения является внутреннее отчуждение подростка от семьи и школы. Затем наступает период рационального объяснения своих действий, оправдания и обоснования их, поиск единомышленников. В группе этих заброшенных единомышленников вырабатывается своя субкультура, в которой на первый план выдвигается стереотип «жертвы» как существа иного, чужого мира, существа, которого не жалко, которое должно быть «наказано».

Воспитывающемуся в нервозной обстановке (то чрезмерной опеки, то отчуждения) ребенку из неполной семьи трудно не попасть на такой путь. К этому еще нужно добавить, что в неполной семье не только нарушен психологический климат; она еще оказывается в большей степени изолированной, оторванной от окружающего мира. Вот почему среди несовершеннолетних правонарушителей большая часть приходится на выходцев из неполных семей. Как видим, тяжелую судьбу готовят разводящиеся родители не только себе, но и детям. Дети всей своей искалеченной жизнью платят за неспособность родителей создать крепкую семью со здоровым нравственно - психологическим климатом.

1.2 Взаимоотношения «родитель-ребенок» в ситуации распада семьи

Большинство неполных семей возникают в случае развода и по причине ухода отца, то есть относятся в основном к материнским семьям. Жизнь и условия воспитания ребенка без отца существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается какими-либо способами дополнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она не может быть одновременно матерью и отцом. По мнению B.C. Мухиной матери тяжело сдерживаться и скрывать свое негативное отношение к бывшему мужу; ее недовольство бессознательно проецируется на собственного ребенка. Иногда мать играет роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится восполнить недостаток родительской заботы, окружая ребенка лаской и чрезмерной опеки, что выходит за разумные пределы. Во всех подобных случаях это отрицательно сказывается на становлении личности ребенка [6, с. 168].

И.С. Кон, выявил, что дети, выросшие без отца, часто имеют высокий уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы, мальчикам тяжело общаться со сверстниками, плохо усваивают мужские роли, но гипертрофируют некоторые мужские черты: грубость, драчливость. Ребенок из неполной семьи чаще ссорится с матерью, либо вырастает пассивным, вялым, физически слабым [7, с.112].

По словам И. Лангмейера и 3. Матейчека, мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, в то же время отец пробивает ребенку путь и отношение к человеческому обществу. Т. е. мать нас приводит к человеку, а отец к людям [11, с. 178].

С точки зрения И. Лангмейера и 3. Матейчека, наибольшая опасность для развития ребенка, наступает тогда, когда нет матери (отцовская семья) особенно в раннем возрасте. От матери зависит удовлетворение в основном всех психических потребностей ребенка - она представляет оснoву для отношения ребенка к людям, для его доверия к окружающему миру, прежде всего именно мать создает для ребенка «дом» и «уют»[11].

Часто в неполной отцовской семье родную мать ребенка удается заменить другой женщиной- мачехой, или каким-либо из родственников ребенка (старшая сестра, бабушка, тетя). В большинстве случаев ребенку уделяется достаточно, либо слишком много внимания, любви и заботы. В таких семьях чаще, возникают различные конфликты, чем в естественной, так как взаимосвязи здесь являются более напряженными.

Драматическая ситуация наблюдается в распавшейся семье из-за развода родителей. Многие ученые провели немало психологических исследований (М.Я. Яковлева, С.Л. Калиничева, А.С. Колесник, В. С.Ткаченко, И.М. Овчинникова, М.А. Крюкова), которые свидетельствуют о травмирующем влиянии развода на ребенка. Большинство психологов-практикантов рассматривают развод родителей как главное негативное воздействие на ребенка и его жизнь, источник неуверенности, болезненных переживаний. Одни специалисты утверждают, что в бoльшинстве случаев душевные раны, которые получают дети в результате развода, в течении какого-либо времени залечиваются; а другие настаивают на том, что пережитое потрясение оказывает длительное влияние и мешает в дальнейшем полноценному эмоциональному и социальному развитию личности ребенка. Часто дети испытывают гнев к одному из родителей или к обоим сразу.

Когда родители разводятся, то негативные отношения между родителями становятся препятствием к участию отца (как правило) в воспитании детей. Для подростков семейная драма является наиболее разрушительным процессом. Девушки-подростки, лишившиеся отца, в связи с его уходом из семьи, сохранили к нему отрицательное отношение: либо они чувствовали, что он их бросил и они ему не нужны, либо переняли критическое отношение к нему от матери. Особенности их адаптации в социуме зависели от того, каким представляли своего отца.

Мать после развода старается компенсировать то, что по ее мнению не получают дети из-за отсутствия отца. Тем самым она занимает опекающую, контролирующую позицию, что способствует формированию эмоционально ранимой, несамостоятельной, безынициативной, поддающейся внешним влияниям, эгоистической личности.

Отсутствие отца и интересующей информации о нем сказывается на воспитании ребенка самым неблагоприятным образом. Ученые отмечают, что ребенок, воспитывающийся одинокой матерью, взрослеет быстрее, чем ребенок, растущий в полной семье. Быстрое взросление возникает только у тех детей, чьи психические потребности (потребность в заботе, в учении и в эмоциональном самоутверждении) нашли полное удовлетворение. Если ребенок эмоционально развит и у него установились правильные отношения с матерью, которая смогла заменить утраченного отца, появляется надежда, что он не будет теряться при знакомстве с лицом противоположного пола. Однако для мальчика, воспитывающегося в материнской семье, происходит проблематичное знакомство с социальной ролью мужчины и установление собственной половой идентичности.

Таким образом, развод родителей, воспринимается тяжело не только детьми, но и их родителями. Часто взрослые не могут контролировать свои переживания, тем самым меняя свое отношение к детям. Нередко взрослые выплескивают на детей свои отрицательные эмоции, а также негатив переживаемой ситуации. Родителям необходимо более серьезно подходить к разрыву своих отношений и учитывать влияние на ребенка. Поэтому взрослым необходимо учитывать и соблюдать те обстоятельства, которые сказываются на психическом развитии ребенка в подобной ситуации.

1.3 Эмоциональное состояние детей в неполных семьях после развода родителей

Нам известно, что появление эмоциональных реакций связано с неблагоприятными факторами, появившимися в детстве. Недостаток любви, конфликты в семье, смерть одного из родителей либо развод могут оказывать сильное психологическое влияние. Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребенок пережил в детстве разлуку с отцом. Последствия разводов — это рост числа неполных семей и возникновение проблемы одиноких людей. В.А. Сысенко, автор исследований по проблемам устойчивости семьи и супружеских конфликтов, в результате анализа последствий разводов делает следующие выводы [12]:

1. Большая часть разведенных мужчин и женщин не имеют возможности или желания вступить в повторный брак, нередко разведенные женщины, которые имеют детей, совсем не вступают в повторный брак.

2. Возможности деторождения разведенных женщин остаются нереализованными, что отрицательно влияет на процессы расширения воспроизводства населения.

3. Вследствие разводов увеличивается численность неполных семей, в которых ребенок воспитывается одним из родителей.

4. Рост безотцовщины при живом отце увеличивает вероятность отклоняющегося поведения среди подростков, отрицательно влияет на их успеваемость.

5. Развод создает травмирующие ситуации, способные вызвать нервно-психические расстройства, как у родителей, так и у детей. Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей.

По мнению В.А. Сысенко, развод — это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей.[12] Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, родители не могут стать для него чужими, если этого он захочет. Болезненно реагируют на развод дети 7-12 лет и, прежде всего мальчики, девочки же особенно остро переживают разлуку с отцом в возрасте от 2 до 5 лет.

Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка. «Битва» родителей в доразводный и послеразводный период приводит к тому, что у 37,7% детей снижается успеваемость, у 19,6% страдает дисциплина дома, 17,4% требуют особого внимания, 8,7% убегают из дома, у 6,5% возникают конфликты с друзьями.

Существуют различные точки зрения о том, каким образом может повлиять воспитание детей без отца, они сводятся к тому, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем [5]:

• Нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности;

• Процесс половой идентификации мальчиков и девочек делается менее четким;

• Происходит затруднения обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

• Становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

Исследования, проведенные психологами и врачами, показали, что даже в грудном возрасте ребенок способен остро переживать психологическую травму, которую испытывает в процессе или в результате развода мама. Ученые полагают, что это происходит потому, что новорожденные пребывают как бы в симбиозе с матерью, остаются частью ее организма.

Не менее тяжело переживают распад семьи и дети дошкольного возраста. Некоторые исследования показали, что для ребенка-дошкольника развод родителей — это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. Дети 2,5-3,5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Дети 3,5-4,5 лет обнаруживали повышенную гневливость, агрессивность, переживания чувства утраты, тревожность. Экстраверты делались замкнутыми и молчаливыми. У части детей наблюдалась регрессия игровых форм. Для детей этой группы было характерно проявление чувства вины за распад семьи. У детей 5-6 лет, как и в средней группе, наблюдались усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневливость.

Душевная травма, нанесенная ребенку разводом родителей, может по-особому проявиться в подростковом возрасте. Обращает на себя внимание жестокость подростков, выросших без отца. Таким образом, у подростков, выросших в разведенных семьях, наблюдается занижение самооценки [4]. По данным Г. Фигдора, у мальчиков-подростков с высокой самооценкой отцы заботливы, пользуются их доверием и являются для своих детей авторитетом. Установлена определенная взаимосвязь изменения самооценки подростка с возрастом матери в период развода: у женщин, которым при расторжении брака было меньше 24 лет, только 22% детей по достижению 12—14 лет имели высокую самооценку, тогда как детям матерей, разведшихся в более старшем возрасте, такая самооценка свойственна уже в 42 случаях из 100. Это приближается к статистическим данным в неразведенных семьях, где высокая самооценка у детей отмечена в 45% [8].

Согласно некоторым данным наиболее уязвим при распаде семьи единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друге, что значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность нервных срывов.

В свете существующих проблем одним из острейших вопросов является эмоциональное состояние детей, так как именно они очень важны в осуществлении любой практической деятельности, в том числе учебной деятельности. Эмоции играют значительную роль и в процессе становления личности. Они оказывают влияние на мировосприятие ребенка, помогают или мешают саморазвитию. От них зависят и некоторые характерологические тенденции.

Эмоциональные состояния окрашивают всю психическую деятельность человека и обнаруживаются в различающихся по степени интенсивности настроениях и аффективных состояниях. Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на нее. Хорошее настроение, например, активизирует познавательную и волевую деятельность человека. Эмоциональное состояние может зависеть от выполняемой деятельности, совершенного поступка, от самочувствия, от прослушанного романса и т.д.

В эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека особенности поведения, так и случайные, не характерные для него психические проявления. В типичных для человека эмоциональных состояниях выражаются индивидуально-типологические особенности личности. Все эмоциональные состояния носят преходящий характер. Но типичные состояния встречаются у человека довольно часто и сопровождаются характерными для личности проявлениями [11]. Все эмоциональные состояния, как бы субъективны они не были, детерминированы, причинно обусловлены, хотя человек не всегда ясно осознает причину своего состояния.

Развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом. Эмоции и чувства, которые проявляются у человека на определенной стадии его развития, не обязательно являются, хотя и усложненным опытом, но все же продолжением его эмоций на предшествовавшей стадии. Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют собственной истории; изменяются установки личности, ее отношение к миру, складывающееся в деятельности и отражающееся в сознании, и вместе с ними преобразуются эмоции. Эмоции не развиваются из эмоции в замкнутом ряду. Чувства, специфические для одного периода, не находятся в непрерывной связи с чувствами предшествующего периода. Новые чувства появляются вместо старых, уже отживших. Когда определенная эпоха в жизни человека отходит в прошлое и на смену ей приходит новая, то вместе с тем одна система эмоций сменяется другой. В развитии эмоциональной жизни имеется, конечно, известная преемственность. Но переход от чувства одного периода к чувствам последующего опосредован всем развитием личности.

Родителям очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви. При этом данная «аксиома» касается не только полной, но и неполной семьи. Причем в неполной семье один родитель необязательно должен стремиться восполнить любовь отсутствующего родителя. Любовь «за двоих» не всегда приносит свои плоды.

Установлено, что чем меньше ласки, тепла и заботы получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем более склонен он к пассивности и апатичности, и очень вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда — при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни [10].

Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка. Обобщая богатый опыт семейной психотерапии детей, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис выделяют два вида наиболее часто встречающихся нарушений эмоционального отношения родителей к ребенку.

«Неразвитость родительских чувств» выражается в нежелании иметь дело с ребенком, поверхностном интересе к его делам. Родители часто жалуются, насколько утомительны родительские обязанности, что они отрывают от чего-то более важного и интересного. Причиной неразвитости родительских чувств могут быть, в частности, особенности семейного воспитания, например, то, что сам родитель в детстве был отвергнут своими родителями, не испытал родительского тепла.

«Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от пола» — нередко такое отношение родителя к подростку обусловливается не реальными качествами ребенка, а теми, которые родитель приписывает его полу — «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Тогда при наличии предпочтения, например, женских качеств наблюдается неосознанное неприятие ребенка мужского пола, и наоборот. Это неприятие ощущается ребенком и может вести к нарушениям полоролевой идентификации, использованию неадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям.

Глава 2. Опытно-экспериментальная часть исследования по работе педагога-психолога с детьми из неполных семей

2.1 Диагностика и результаты работы педагога-психолога в неполными семьями.

Основной целью работы педагога-психолога с неполной семьей является оказание помощи ребенку в процессе его социализации и создание условий для его самореализации в обществе. Для достижения поставленной цели необходимо:

- осуществлять деятельность по изучению личности ребенка и окружающих его людей, проанализировать влияние социальной среды на формирование личности ребенка;

- прогнозировать развитие проблемы и ее решение в процессе развития и воспитания ребенка;

- организовывать взаимодействие всех членов неполной семьи на основе диалога;

- помочь исправить ошибки воспитания, отрицательно влияющих на развитие личности ребенка;

- помочь матери и ребенку из неполной семьи найти и реализовать себя;

- информировать о возможных правовых мерах защиты неполной семьи;

- оказать помощь в сфере эмоционально-психологического здоровья;

Наша опытно-экспериментальная исследовательская работа проводилась в МБОУ-СОШ №8, где мы проводили психолого-педагогическую работу с учеником 6 «Б» класса Зацепиным Владимиром Александровичем.

Целью исследования опытно - экспериментальной части работы являлось изучение форм и методов работы педагога-психолога в работе с неполной семьей и подбор методического.

Для достижения поставленной цели реализовывались следующие этапы:

I этап: подготовительный (был осуществлен теоретический анализ литературы по проблеме взаимодействия педагога-психолога с родителями и детьми из неполной семьи).

II этап: основной (были подобраны и проведены диагностические методики, в ходе которых обобщены результаты).

III этап: заключительный (разработка программы, подведение итогов).

На основании работы с социальным педагогом мы провели ряд диагностических процедур:

Диагностические методики:

  1. Рисуночный тест «Моя семья» (Жан Пиаже).

  2. Методика «Рисунок несуществующего животного» (И.М.Сеченов).

  3. Методика диагностики родительского отношения (А.Я.Варга и В.В.Столин)

  4. Анкета для родителей

2.2 Анализ результатов исследования и рекомендации.

Результаты психологической диагностики, проведенной для определения стиля отношения к ребенку в неполной семье, представлены в таблице 1

Таблица 1

Результаты изучения стиля отношения к ребенку в неполной семье.

Семья

Принятие

Кооперация

Симбиоз

Гиперсонализация

Инфантилизация

Зацепины

9%

80%

5%

69%

46%

По результатам проведённой диагностики:

-По шкале принятия 9% родитель в достаточной мере принимает ребёнка.

-По шкале кооперация 80% родители заинтересованы планами своего ребёнка интересуются его желаниями и целями.

-По шкале симбиоз 5% родитель не ощущает себя с ребенком единым целым, не стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни.

-По шкале гиперсоциализация 69% Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают.

-По шкале инфатилизация 46% Родитель видит своего ребёнка таким, каким он является в соответствии со своим возрастом. Понимает его чувства, мысли, желания.

Анализ методики «Рисунок семьи» был направлен на изучение внутрисемейных отношений и эмоциональной сферы в семье.

Ребёнок в своём рисунке отображал отсутствующего отца, что говорит об отчуждённости от данного родителя, о нехватки эмоциональной близости, теплоты и любви к ребёнку. Однако ребёнок привязан к матери чувствует её поддержку теплоту и заботу.

Методика «Рисунок несуществующего животного». У ребёнка было выявлено что: У Вовы, очень выражена чувствительность к внешним раздражителям. Присутствует желание признательности, уважения. Потребность в раскрытии собственных талантов. Потребность во внимании и в любви. Так же наблюдается глубокое внутреннее переживания конфликтов и обид. Неумение адекватно воспринимать критику, из-за чего он несёт огромный груз обид на окружающих. Вследствие чего он старается скрыться от людей, уйти, убежать. Тем самым привлекая к себе внимание.

По результатам проведённой анкеты было выявлено, что мама интересуется жизнью своего ребёнка, уделяет ему внимание, проводит с ним достаточно много времени и что ребёнок чувствует рядом с ней себя комфортно.

В работе активное участие принимали социальный педагог МБОУ-СОШ№ 8-Ересько Оксана Юрьевна и педагог-психолог- Заводчиков Георгий Владимирович, с ними была проведена беседа, из которой было выявлено, что в школе - 133 неполных семей; а так же дети, воспитываемые одним отцом- 11; Дети из семей одиноких матерей- 80. Социальный паспорт школы №8 подробно описан в приложении 6 (см. Приложение № 1).

После проделанной работы мы составили характеристику на семью ребёнка (см. Приложение № 2).

По результатам проведённых методик нами были сделаны следующие выводы: семья, в которой мать-одиночка воспитывает сына, является благополучной, даже без отца. Было выявлено что: у ребёнка, очень выражена чувствительность к внешним раздражителям. Присутствует желание признательности, уважения. Потребность в раскрытии собственных талантов. Потребность во внимании и в любви.

На основе этого были предложены рекомендации семье по воспитанию.

  1. Говорите с ребенком и слушайте его! Поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает школе, чтобы все время оставаться с ним в контакте.

  2. Чаще хвалите, а не наказывайте! Эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе.

  3. Относитесь с пониманием к праву ребенка на воспоминания о прошлом.

  4. Не перекладывайте функции отсутствующего родителя на плечи своих детей!

  5. Помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.

  6. Развивайте социальные связи своей семьи, чтобы ребенок мог активно общаться и устанавливать комфортные отношения со знакомыми мужчинами.

  7. Попробуйте вступить в новый брак и вернуться к жизни в полной семье.

Заключение

В теоретической части исследования мы обратили внимание на первый пункт содержания - Сущность понятия о неполной семье и их основные проблемы, взаимоотношения «родитель-ребенок» в ситуации распада семьи, эмоциональное состояние детей в неполных семьях после развода. Мы опирались в своей работе на таких авторов как: Бокум Д.Е. Психология развития. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Были раскрыты формы и методы работы педагога-психолога с неполными семьями. При анализе психолого-педагогической деятельности педагога-психолога с неполной семьей были выделены следующие основные формы и методы работы с неполными семьями: анкетирование, беседа, патронаж, психолого-педагогическое просвещение и консультирование, посредничество. Из этого явствует, что именно эти методы и формы работы с данной категорией семей являются наиболее эффективными, так как они составляют психолого-педагогический опыт работы с неполными семьями.

База реализации была в МБОУ-СОШ №8 г. Армавир. Респондентами была семья Зацепиных(неполная семья), которые легли в основу деятельности работы педагога-психолога. С членами семьи были проведены методики, по результатам которых было выявлено, что семья, в которой мать-одиночка воспитывает сына, является благополучной, даже без отца.

В результате нашего исследования были обобщены рекомендации для родителей:

  1. Поддерживать тёплые отношения в семье.

  2. Отцу, необходимо, больше времени проводить с сыном.

  3. Матери чаще принимать участие в школьной жизни сына.

  4. Подросток должен знать, что привело к распаду семьи. И объяснить это нужно в доступной для его понимания форме. При этом необходимо соблюсти как минимум три правила:

- никого не обвинять;

- заверить, что ушедший из семьи родитель любит его;

- показать, что так бывает с очень многими людьми, и поэтому пусть лучше будет так, как есть.

5. Оставшись только с одним родителем, подросток боится потерять и любовь второго родителя, поэтому особенно важно поддерживать в нём уверенность в родительских чувствах. Необходимо стремиться к созданию доверительных отношений в семье, личностно значимых перспектив жизни и деятельности подростка, к формированию чувства взаимопомощи, следует вовлекать детей в дела и заботы семьи. Им необходимо ощущение защищённости, сознание того, что в любой момент они могут опереться на родителя, всегда найдут у него защиту и понимание. Следует уделять ребёнку как можно больше внимания.

Таким образом, цели и задачи нашего исследования достигнуты, но работа с такой категорией детей и их семей не останавливается и ведется систематически. Необходимо принять меры для того, чтобы полная семья стала доминирующей константой в нашем обществе.

Список литературы

(учебники и методические пособия)

  1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 2006 г. – 304 с.

  2. Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи / Н. Башкирова. – М: Наука и техника, 2007 г.

  3. Бокум Д.Е. Психология развития: Учебное пособие: Питер, 2006. 162 c.
  4. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи / М.И. Буянов. -М.: Просвещение, 2001.

  5. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. - М., 2001.

  6. Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Соц. исслед. – М., 2001. - №11. – С. 108-118.

  7. Джинотт Х.Г. Дети и мы. - СПб.: Кристалл, 2003.

  8. Истратова, О.Н. Практикум по детской псиокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  9. Копытин, А.И. Основы арт-терапии / А.И. Копытин. - СПб.: Издательство «Лань», 1999.

  10. Лютова, Е.К., Монина, Г.П. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (комплексная программа) / Е.К. Лютова, Г.П. Монина. СПб.: Речь, 2003.

  11. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте.- Прага; Авиценум, 2004.

  12. Плоткин М.М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей / М.М. Плоткин // Педагогика. - 2000.

  13. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие / Под общей ред. B.C. Торохтий. - М.: ТЦ Сфера, 2005

  14. Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. - М., 2005.

  15. Спиваковская А. С. Психотерапия - игра, детство, семья.

  16. Целуйко В.М. Неполная семья: психологические и социально-правовые особенности; формы и методы психологической и социальной работы. - Волгоград, 1999.

  17. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Учебное пособие - М.: Институт психотерапии, 2004. 245 с.

  18. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учебное пособие – М. 2005. 301 с.

  19. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб.пособие. – М.: Дрофа, 2005

(интернет-ресурсы)

  1. http://нпс.семейныйпаспорт.рф

  2. http://works.tarefer.ru/64/100215/index.html

  3. www.koob.ru

  4. www.nepolnaya_semya_202.html

  5. http://works.tarefer.ru/64/100215/index.html

  6. http://www.zavuch.info/

  7. http://cyberleninka.ru/ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ оСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Приложение №1

Социальный паспорт школы МОУ – СОШ №8

2013/2014 учебного года

Наименование

Количество

1.

Всего учащихся

706

2.

Детей, находящихся под опекой и попечительством

8

3.

Дети, воспитываемые одним отцом

11

4.

Дети из семей одиноких матерей

80

5.

Полные семьи

482

6.

Неполных семей

133

7.

Дети-инвалиды

10

8.

Родители-инвалиды

14

9.

Мнгодетные семьи

34

10.

11.

Малообеспеченные семьи

16

Нациаональный состав детей

588

Армяне

88

Белорусы

2

Татары

2

Чеченцы

5

Евреи

3

Украинцы

5

Лезгины

2

Греки

1

Азербайджанцы

1

Карачаевцы

1

Цыгвне

2

Лакцы

1

Черкесы

2

Молдаване

1

Грузины

2

Приложение №2

Характеристика семьи

Ученика 6 «Б» класса

Зацепина Владимира Александровича 30.10.2000 г/р.

Проживающего по адресу:

ул. С. Перовской 26, кв. 7.

Зацепин Владимир Александрович воспитывается в неполной семье.

Проживает с матерью Зацепиной Елизоветой Петровной. Отец с семьёй не проживает. Супруги разведены. Мать с сыном проживает в трехкомнатной квартире, общей площадью 60 м2, жилая площадь 42 м2. Санитарное состояние жилого помещения требует ремонта. У Вовы есть отдельная комната. Общий доход семьи: 7.600 рублей. Отец с трудом находит общий язык с ребенком.

Зацепин Александр Анатольевич интересуется успехами сына в школе, но признает, что не может помочь ему в подготовке. Родительские собрания посещает, но плохо контролирует выполнение домашних заданий.

Отношение с матерью у Зацепина Владимира добрые, доверительные. Мать Зацепина Елизавета Петровна, замечательно справляется со своими обязанностями, быть матерью.

 

Просмотров работы: 45499