РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ

Половникова Г.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мыслительные способности ребенка - это не только способность рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в суждениях и понятиях, но и способности искания и открытия нового, а также механизм решения значимых проблем. Мышлению дошкольника присущ опосредованный характер и обобщенность. В старшем дошкольном возрасте различают три вида мышления: наглядно-образный, словесно-логический и абстрактно-логический.

Семья в развитии мыслительных способностей ребенка дошкольного возраста играет исключительную роль, поскольку именно в дошкольном возрасте прослеживается самая тесная связь ребенка с родителями и происходят первые этапы психического развития. Основными задачами семьи в развитии мыслительных способностей ребенка являются: совместная работа с педагогами ДОУ по определению возможных способов развития мыслительных способностей детей и реализация полученного педагогического опыта на практике, т.е. непосредственно в семье.

Разнообразные методы работы воспитателей с родителями по развитию мыслительных способностей старших дошкольников должны быть направлены на активизацию и обогащение воспитательных умений родителей, а значит на работу в тесном контакте с семьями своих воспитанников. Для лучшей результативности работа должна проходить сразу по нескольким направлениям: познавательному, наглядно – информационному и досуговому. Исходя из этого, выделяют следующие методы работы с родителями: - родительские собрания; - педагогические беседы; - консультации; - тренинги; - фотовыставки; - тематические стенды; - папки-передвижки.

Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась в МДОУ Детский сад «Сказка» № 4 с.Кизильское, Кизильский район, Челябинской области с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями. В исследовании приняли участие 10 детей возраста 6-7 лет и 18 родителей. Целью нашей опытно-экспериментальной работы было составить и опробировать комплекс занятий и рекомендаций для родителей по развитию мыслительных способностей детей старшего дошкольного возраста. Для достижения выбранной цели нами были поставлены следующие задачи:

1) выявить уровни развития мыслительных способностей у испытуемых детей на констатирующем этапе эксперимента;

2) провести формирующий этап опытного эксперимента работы с родителями старших дошкольников по развитию мыслительных способностей их детей. 3) провести контрольный этап опытно-экспериментальной работы и сравнить его результаты с констатирующим этапом.

На констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы с целью определения уровня развития мышления старших дошкольников нами были использованы методики, основанные на тесте «Структуры интеллекта Р. Амтхауэра». На формирующем этапе эксперимента нами была проведена работа с родителями испытуемых детей по развитию мыслительных способностей старших дошкольников в семье. В ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы была поставлена цель: научить родителей старших дошкольников развивать мыслительные способности детей в семье.

Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:

1) сформировать представление родителей о мышлении детей старшего дошкольного возраста;

2) уяснить возможные стратегии развития мышления у детей старшего дошкольного возраста; 3) отработать доступные в практике семейного воспитания приемы развития мыслительных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Чтобы решить первую и вторую задачи формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, мы использовали следующие методы:

  1. Тематическая беседа с родителями;

  2. Наглядно-информационный метод (папка-передвижка);

  3. Консультация по интересующим вопросам родителей;

Для решения третьей задачи мы решили применить метод родительского тренинга по отработке предложенного нами комплекса игр на развитие мыслительных способностей детей в семье (Таблица 1), а также составили рекомендации для родителей.

Таблица 1

Комплекс игр на развитие мыслительных способностей

Название игры

Ход игры

Угадай, что в сумке!

В глубокую сумку положите массу различных вещей (можно игрушки, канцелярию, мелкую кухонную утварь (не колющее и не режущее), баночки, коробочки - словом, все что под рукой в комнате и название этих предметов знакомо играющим детям). Играющих детей и взрослых разделите на 2 команды. Выберите ведущего и дайте ему сумку. Игроки каждой из команд по очереди подходят к нему, запускают руку в сумку (смотреть в сумку нельзя!) и, нащупывая предмет, должны сказать, что это такое. После того, как название сказано - игрок достает этот предмет из сумки. Если ответ правильный - предмет забирается в команду. На игру устанавливается время, по истечении которого та команда, которая узнала больше предметов, объявляется победителем. В качестве поощрительных призов могут быть сладости или маленькие игрушки. Эта игра помогает ребенку развивать тактильные ощущения и ассоциации.

Где что было?

Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. От ребенка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.

Найди отличие!

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Договор с ладошками

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно заменить надоедливые поощрения и наказания детей интересной игрой. Обведите на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином.

 

Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

Ласковые лапки

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

Кто я?

В эту игру можно играть где угодно: дома на кухне, по дороге из детского сада. Для нее не потребуется специального стола и других приготовлений, нужны только родительская выдумка и фантазия. Итак: «Кто я?» — спрашиваете вы у ребенка и изображаете (жестами, мимикой, звуками и т.п.) поезд, машину, чайник, самолет, продавца, врача, собаку, кошку и т.п. Естественно, что возможности такого показа почти безграничны и зависят только от житейского опыта вашего ребенка. Расширяйте житейский опыт и с помощью такой игры. Когда ребенок научится угадывать, что вы изображаете, загадывайте с ним по очереди.

Рыбалка

В большой коробке (очень удобны опустевшие конфетные коробки), обклеенной красивой синей бумагой (можно нарисовать водоросли, раковины), “плавают” рыбки двух цветов – красные и желтые, (их надо вырезать из двустороннего картона). Рыбки должны быть одинаковыми по величине, по 15-20 штук каждого цвета. Чтобы внести в нашу игру “элемент неожиданности” добавляем в наш водоем забавные старые башмаки, вырезанные из бумаги нейтрального, например, коричневого, цвета, 10-12 штук. Нам понадобится игральный кубик собственного изготовления (лучше взять готовый деревянный). На одной его стороне – одна красная точка, на второй – две красных, на третьей – одна желтая, на четвертой – две желтых, на пятой – желтая и красная, а на шестой изображен старый башмак.

Цветные коробочки

Для этой игры нам нужны несколько коробочек, например, из-под духов, фотопленки (в форме цилиндра), конфет “монпансье” (круглая плоская коробочка), спичек, зубочисток и т.п. Необходимое условие – коробки должны быть небольшими по величине, многократно и легко открываться, не ломаясь при этом. Количество коробок зависит от возраста и возможностей малышей – начинаем с 5-7 коробочек, по мере обучения можно увеличить их число до 8-10.Коробочки нужно обклеить бумагой или картоном (очень удобна самоклеящаяся бумага) определенного цвета. Коробки станут красивыми и разноцветными. Перед игрой мы их рассматриваем и точно называем цвет (красная, синяя, желтая …), величину и форму (большая, круглая, высокая…). Затем договариваемся, что (или кто) прячется в коробочках. У нас в них живет и играет в прятки Мышонок из киндер-сюрприза.

Игра начинается: дети честно закрывают глазки, а Мышонок прячется в одной из коробочек. Затем, когда Мышонок спрятан и глазки открыты, я называем признаки заветной коробки.

Какие это признаки, зависит от поставленной задачи, от опыта детей. Можно назвать только цвет, если мы учим цвета, или форму, или величину, или два признака сразу: “в маленькой красной”.

Вариант потруднее – “в синей, но не в маленькой”, “в круглой, но не плоской”. Начиная знакомить малышей с определением места предметов в пространстве, называем расположение коробочки: “слева от большой”, или “между синими коробками”. Коробки можно сложить “башенкой” - в этом случае называем верхнее или нижнее положение, или, например, такой вариант: “выше красной, но ниже синей” и т.д. Условия игры можно усложнять, ориентируясь на опыт и возможности детей в группе.

Очень важно предоставить возможность детям самим спрятать предмет и определить признаки коробки, малыши должны научиться “озвучивать” задачу, что очень непросто маленьким партнерам.

Коробочки могут помочь и при обучении цифрам или буквам – наклеим их на коробочках, и будем называть еще один признак: “в красной коробке с цифрой три”, например. При обучении порядковому счету: “четвертая коробочка слева”, “вторая от окна...“

Ярмарка

Дети стоят в кругу. Это - "продавцы". Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов — красный, оранжевый, зеленый, синий, желтый, фиолетовый и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок.. Он - покупатель. Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки:

"Ваня, Ваня, покружись,

Всем ребятам покажись,

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорей! Стоп!"

На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала "стрелка", спрашивает "покупателя": - Что угодно для души? Все товары хороши! Ведущий "делает заказ": - Хочу фрукт! (или овощ. ягоду, цветок) Теперь ребёнок, "принявший заказ", должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной. - На тебе грушу, - говорит продавец и протягивает жёлтый кубик. Цель игры понятна - закрепляем знания овощей, фруктов. ягод, цветов. Развиваем мышление, внимание, быстроту реакции. Ход игры может быть разным - смена покупателя через определённое количество покупок или начисление очков за каждый правильный ответ ( детям до 6 лет не рекомендуется). Играть можно и вдвоём с ребёнком, по очереди изображая покупателя и продавца.

Для определения результатов проведенной нами работы с родителями по развитию мыслительных способностей детей в семье на формирующем этапе эксперимента мы провели контрольный срез, вновь протестировав старших дошкольников, используя теже методы, что и на констатирующем этапе эксперимента. Результаты тестирований представлены в таблице.

Для определения результатов проведенной нами работы с родителями по развитию мыслительных способностей детей в семье на формирующем этапе эксперимента мы провели контрольный срез, вновь протестировав старших дошкольников, используя методы, что и на констатирующем этапе эксперимента. Результаты констатирующего эксперимента приведены в таблице 2.

Таблица 2

Количественные результаты по выявлению уровней развития мыслительных способностей детей

Уровень развития мыслительных способностей

Колличество детей по каждой методике

Первый субтест

Второй субтест

Третий субтест

Четвертый субтест

Высокий

2

3

4

2

Средний

5

4

3

4

Низкий

3

3

3

4

Из результатов констатирующего эксперимента видно, что высокий уровень мыслительных способностей наблюдается только у 27% детей, средний результат у 40%, низкий уровень у 33%, что говорит о достаточно невысоком показателе уровня развития мыслительных способностей испытуемых детей.

Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице 3.

Таблица 3

Количественные результаты по выявлению уровней развития мыслительных способностей детей

Уровень развития

мыслительных способностей

Количество детей по каждой методике

Первый субтест

Второй субтест

Третий субтест

Четвертый субтест

Высокий

7

7

9

8

Средний

3

3

1

2

Низкий

0

0

0

0

После проведения бесед с родителями, предложения проведения комплекса занятий по развитию мыслительных способностей детей, анализа наблюдений за детьми в старшей группе, нами был проведен контрольный срез результатов по уровням развития мыслительных способностей детей старшего дошкольного возраста с целью сравнения его с результатами констатирующего эксперимента. Сравнив результаты констатирующего и контрольного этапов экспериментов, мы пришли к выводу, что уровень развития мыслительных способностей у детей старшего дошкольного возраста увеличился в среднем на 50%, что говорит об успешности примененной нами методики в ходе исследования.

Контрольный этап эксперимента показал, что высокий уровень развития мыслительных способностей у 77% детей, средний – у 23%, низкий уровень – 0%. Сравнивая начальные и контрольные результаты экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что уровень мыслительных способностей детей после завершения формирующего этапа эксперимента вырос в среднем на 50%, что свидетельствует об успешности проведения нашей работы по развитию мыслительных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Просмотров работы: 3216