ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Тамаркова Ю.А. 1
1Карагандинский Государственный Университет им.Е.А.Букетова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема подготовки будущего учителя иностранного языка до сих пор остается довольно острым вопросом в системе образования. Сегодня для школы недостаточно просто обеспечивать выпускника знаниями, что ведет к необходимости полностью пересмотреть процесс обучения. Новые требования образования связаны, прежде всего, с изменением характера взаимоотношений между субъектами педагогического процесса, что влечет за собой внедрения в деятельность учителя компетентностного подхода.

В рамках модернизации образования профессиональная компетенция учителя иностранного языка приобретает ведущее значение в области глобализации образовательного процесса и в условиях интеграции личности в социокультурное пространство. [1].

Профессиональная компетенция учителя иностранного языка – это система лингвистических, социолингвистических, культурных, стратегических и дискурсивных знаний, умений и навыков, которые помогают эффективно взаимодействовать во всевозможных ситуациях коммуникативного общения и применять имеющиеся теоретические знания в области педагогики, психологии и методики преподавания иностранного языка, полученные в ходе обучения на практике. С формированием профессиональной компетенции идет развитие творческой направленности личности и её способности быстро привыкать и адаптироваться в условиях изменяющейся педагогической среды [2, с.33].

Профессиональная компетенция учителя иностранных языков предполагает наличие трех основных компонентов, которые в свою очередь считаются компетенциями:

- коммуникативный компонент (языковая, социокультурная, лингвистическая, социолингвистическая, дискурсивная компетенции);

-дидактический (синтез знаний, умений, навыков творческой педагогической деятельности);

-личностный компонент (регулятор личностных достижений, побудитель самопознания и профессионального роста).

Предметная сторона профессиональной компетенции учителя характеризуется состоянием профессиональных знаний и уровнем сформированности профессиональных умений. Они составляют теоретическую основу профессиональной компетенции.

    Под профессионально значимыми умениями учителя иностранного языка понимаются умения педагогически, психологически и методически правильно осуществлять свою профессиональную деятельность, направленную на развитие у учащихся черт вторичной языковой личности, предопределяющих способность к участию в межкультурном общении. [3, с.118].

    Однако одних только теоретических знаний недостаточно, учитель иностранного языка должен уметь применять их на практике. Для этого нужно уметь использовать язык как средство коммуникации, создавая при этом ситуации речевого общения в ходе педагогического процесса с учетов возрастных особенностей учащихся, уметь адаптировать свою речь для определенного уровня владения языком самих учащихся.

Большие возможности в реализации усвоенных теоретических знаний студентов, в совершенствовании профессиональных умений и навыков будущих учителей иностранного языка предоставляет педагогическая практика, которая осуществляется на старших курсах обучения в высшем учебном заведении.

Педагогическая практика является связующим звеном между приобретенными знаниями, умениями и их реализацией их на практике. Она играет первостепенную роль в формировании и совершенствовании профессиональной компетенции будущего педагога по иностранному языку.

Основной целью педагогической практики является адаптация студентов к школьным условиям, применение теоретических знаний, приобретенных при изучении курса методики обучения иностранным языкам на практике, овладение основными педагогическими функциями в работе с учащимися разных возрастных групп под руководством методиста и учителя. Наряду с этим развивается педагогическое мышление студентов как способность применять теоритические сведения и уже выработанные педагогические навыки и умения при решении новых учебных и воспитательных задач в разных условиях: в классах с разной подготовкой, на разных ступенях обучения, с разными возрастными группами учащихся.

Педагогическая практика на протяжении 3-5 недель на 1- 2 курсе считается вводной, то есть это знакомство студентов непосредственно с профессией учителя иностранного языка, с организацией педагогического процесса и ходом его протекания в форме уроков и внеклассных мероприятий. Это первая ступень в профессиональном приспособлении и адаптации студентов к работе в школе, ведь они впервые сталкиваются с реальными педагогическими проблемами и ситуациями, знакомятся с опытом работы учителей школы по обучению иностранному языку.

Студенты 3 и 4 курсов становятся непосредственно участниками педагогического процесса в ходе практики, которая проходит в 2 этапа.

В течение первой недели происходит общее знакомство со школой (задачами, структурой, историей, уставом, правилами внутреннего распорядка, с учебно-производственной базой, планом, содержанием и формами учебно-воспитательной работы и т.д.), классом, классным руководителем и учителем-предметником.

Второй этап практики – активный, то есть когда студенты начинают проводить учебную, воспитательную работу в классе. Студент-практикант осуществляет профессиональную деятельность, занимается самоанализом, проводит работу с учителем над ошибками, посещают занятия других практикантов. При подготовке и проведении урока студенты учатся определять и решать развивающие, обучающие и воспитательные задачи урока, использовать разнообразные методы обучения, отбирать учебный материал, использовать аудиовизуальные средства обучения и компьютерные технологии, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей при построении урока, внеклассного или воспитательного мероприятия. Во время практики у студентов формируются навыки педагогической деятельности учителя иностранного языка, а также начинает складываться собственный творческий стиль педагогической деятельности.

В процессе прохождения педагогической практики, применяя полученные в вузе теоретические знания и развивая педагогические умения на практике, студенты овладевают коммуникативно-обучающей, организационно-планирующей и воспитывающей функциями учителя иностранных языков. Студенты–практиканты приобретают умения наблюдать и анализировать учебно-методическую деятельность учителя, составлять различные виды планов, проводить разные типы уроков с выбором оптимальных технологий обучения иностранным языкам, использованием необходимых средств наглядности и ТСО, проводить анализ посещённых занятий и самоанализ, осуществлять внеклассную работу по иностранному языку.

Изучение и анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, а также собственный опыт прохождения педагогической практики в школе в качестве учителя иностранных языков и классного руководителя, позволили сформулировать следующие рекомендации для будущих учителей иностранного языка в средних образовательных школах, которые помогут развить профессиональную компетенцию в рамках прохождения педагогической практики.

Для того чтобы педагогическая практика протекала успешно, студентам необходимо в первую очередь ознакомиться с организацией учебно-воспитательного процесса в школе, документацией, единым требованиям к учащимся, а также изучить методический опыт и систему учебной работы учителя иностранного языка.

Развитие профессиональной компетенции студентов-практикантов проходит в процессе проведения уроков иностранного языка. Использование традиционных форм обучения постепенно отходит на второй план, так как они не отвечают современным целям и задачам обучения иностранному языку. Современный урок включает использование видеоматериалов, информационно коммуникативных технологий (ИКТ), проектной методики, технологии работы в сотрудничестве. Использование таких технологий обучения повышают мотивацию учащихся, так как трудно представить современную жизнь без компьютера, упражнения носят интерактивный характер и обратная связь осуществляется немедленно.

В ходе построения педагогического процесса, важно принять во внимание основную цель обучения иностранному языку – коммуникативную, то есть учащиеся должна уметь говорить на иностранном языке. При проведении урока внимание должно уделяться его коммуникативной направленности, то есть он должен проходить в такой последовательности, чтобы развить речевое общение среди учащихся на протяжении всего урока.

Более предпочтительная форма организации урока иностранного языка - это работа в группах, так как именно она считается одним из путей повышения эффективности современного урока и способствует достижению наибольшей речевой активности учащихся. Однако будущим учителям нужно брать во внимание тот факт, что существует ряд трудностей группового общения, которые необходимо учитывать при построении педагогического процесса. К ним можно отнести следующее:

- трудности организационного характера, связанные с деятельностью учителя: неприспособленность классного помещения, требуется больше времени для организации этой работы;

- трудности, связанные с деятельностью учащихся: низкий уровень языковой подготовки учащихся, использование учащимися родного языка при обсуждении внутри группы, боязнь учащихся говорить на иностранном языке из-за возможности допустить ошибку, разный темп работы членов группы.

Основные рекомендации по организацию групповой работы на уроке иностранного языка:

  • включать в одну группу учащихся с разным уровнем языковой подготовки, чтобы в каждой группе были свои консультанты, способные взять инициативу в речевом взаимодействии и оказать помощь отстающим учащимся этой группы;

  • делать состав групп подвижным, чтобы можно было легко поменять местами некоторых учеников;

  • назначать разных учащихся лидерами групп, чтобы не было завышенной или заниженной самооценки у отдельных учеников.

В ходе построения педагогического процесса, важно уметь организовывать не только уроки, но и внеклассные мероприятия. Такие формы деятельности способствуют повышению интереса учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка.

Было проведено исследование в форме анкетирования в 8 и 9 классах школ и гимназий в Караганде и Темиртау. Проанализировав ответы учащихся, были сделаны следующие выводы:

1. учащиеся среднего звена заинтересованы в проведении внеклассной работы по иностранному языку. К сожалению, внеклассная работа во многих школах проводится не так часто, как этого требует программа. Учителя ограничивают изучение иностранного языка стандартными уроками;

2. внеклассная работа в школе проводится чаще всего в форме игры, либо небольшой викторины по пройденным темам, так же проходят недели иностранного языка и олимпиады;

3. наибольший интерес у учащихся вызывают подвижные игры на иностранном языку – 38 %, проведение праздников, освещающих жизнь, быть и культуру стран изучаемого языка – 23,8 %, олимпиады и викторины – 9,5 %;

4. 45,2 % учащихся готовы самостоятельно организовать и провести КВН на иностранном языке, 19 % изъявили желание проводить интеллектуальные и творческие конкурсы, а 14,3 % учащихся на внеклассных мероприятиях с удовольствием занимались бы просмотром фильмов на иностранном языке;

5. учителя используют для более эффективной организации внеклассной работы современные информационные технологии, что позволяет сделать мероприятие более красочным и интересным для учеников. Чаще всего используется метод проектов, презентации.

Подводя итог вышесказанному, будущим учителям иностранного языка необходимо активно вовлекать учащихся во внеклассную работу по языку, используя разные формы работы с поддержкой информационных технологий. Такая деятельность будет способствовать развитию профессиональной, коммуникативной, социокультурной компетенций.

В процессе прохождения педагогической практики, студенты становятся классными руководителями класса, который закреплен за ними. В данном случае важен непосредственно воспитательный момент, воспитание учащихся, которое в основном проходит в форме классных часов. Цель классных часов: формирование личности учащихся, посредством воспитательных способов воздействия, таких как беседа, дискуссия.

Однако не стоит забывать, что существует богатое разнообразие видов и форм организации внеклассной воспитательной работы, такие как: познавательная деятельностьценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей.

Студентам необходимо посещать общешкольные мероприятия, внеклассные, и воспитательные мероприятий, а также факультативные занятия не только учителей иностранного языка, но и других предметов. Такой вид деятельности оказывает неоценимый вклад в расширение кругозора и перениманию бесценного опыта.

Таким образом, можно сделать вывод, что подготовка образованных, креативно мыслящих и мобильных специалистов считается неполной без практического применения теоретических знаний, полученных в процессе обучения. Именно поэтому, развитие профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка должно протекает активно в период прохождения студентами педагогической практики.

Такой вид организации учебной деятельности дает возможность студентам приобрести навыки самостоятельного ведения учебной и воспитательной работы с учащимися с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Профессиональные знания, умения и навыки постепенно перерастают в мастерство учителя. Одной теоретической базы недостаточно чтобы стать всесторонне развитой личностью, именно поэтому большая роль отводится именно педагогической практике, где студенты в условиях реального времени осуществляют самостоятельно педагогический процесс.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Иванова Л.Ф. Профессиональная компетентность учителя иностранного языка: интегративный подход. Журнал «Интеграция образования», №3, 2003г.

2.Адольф В.А. Формирование профессиональной компетенции будущего учителя // Педагогика. - № 1. - 1998. – 45с.

3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя.- 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 192 с.

Просмотров работы: 4129