VI Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум»
15 февраля – 31 марта 2014 года
 
     

АРХИВ "Студенческий научный форум"

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ.
Акользина А.И.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF



Осуществление пенсионной реформы является одной из важнейших задач, стоящих на данный момент перед нашей страной. Причем от того, как будет решена эта задача, зависит не только решение комплекса социальных проблем. Пенсионная реформа может иметь гораздо более широкое воздействие на жизнь страны. В частности, воздействие макроэкономического плана. В целом ряде стран мира специфика построения пенсионной системы существенно влияет на уровень сбережений, а тем самым на характер и масштабы инвестиционного процесса. “Попутным продуктом” (может быть не менее важным, чем основной) пенсионной реформы становится решение проблем в области жилищного строительства, развития рынка ценных бумаг и многих других.

До реформы пенсионная система России была построена по так называемому распределительному принципу, основанному на солидарности поколений. Долгое время представлялось, что распределительной системе практически нет никакой альтернативы, что обеспечивать жизнь пожилых граждан можно только за счет перераспределения ВВП между поколениями. Значение распределительного механизма увеличивалось не только в странах с экономикой советского типа, но и в странах, базирующихся на рыночной системе хозяйства.

Однако, почти два десятилетия назад очевидность доминирования распределительной системы была явно поставлена под сомнение практически на всех континентах. В целом ряде стран мира в большей или меньшей степени используется иной принцип построения пенсионной системы – накопительный. В некоторых государствах накопительная система сочетается с распределительной (являясь порой лишь незначительным “довеском”). Но в других – осуществляются глобальные пенсионные реформы, под воздействием которых накопительный механизм постепенно вытесняет распределительный из системы пенсионного обеспечения пожилых людей.

Таким образом, вопрос реформирования российской пенсионной системы представляет собой серьезную научную проблему (причем проблему междисциплинарного характера.) Этим и объясняется актуальность выбранной темы.

Система пенсионного обеспечения в России находится в состоянии реформирования с 1992 г. В ходе разработки ее идеологии и практической реализации были использованы рекомендации МВФ, Всемирного банка, направленные на разгосударствление и либерализацию ее экономического механизма. Ожидание качественных перемен в пенсионной системе растянулось почти на 20 лет.

Отказ от многих социальных гарантий потребовал коренного пересмотра всей системы социального обеспечения, перевода ее на страховые принципы, когда финансовые средства формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых страхователями.

Вместе с тем, несмотря на все реформы, состояние пенсионной системы оценивается большинством экспертов как неудовлетворительное.

Коэффициент замещения к 2012 г. снизился до 28 %, и только за счет субъективного увеличения государственного финансирования его удалось увеличить до 35,4 % (для сравнения — в советский период в 1989 г. коэффициент замещения составлял около 55 % при среднем заработке, а при меньшей заработной плате достигал 75—100 %).[1]

В связи с этим представляются достаточно актуальными исследования путей повышения эффективности методов и механизмов реформирования системы социальных платежей, в первую очередь пенсионных взносов, и разработка предложений по решению проблем пенсионного обеспечения в России.

Программа пенсионной реформы в Российской Федерации была одобрена Правительством Российской Федерации 17 апреля 2001 года и в том же году был принят так называемый «президентский» пакет законов (от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также изменения в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»). Несколько позже были приняты федеральный закон, определивший порядок инвестирования пенсионных накоплений (от 24.07.2002 г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»), и дополнения к Федеральному закону «О негосударственных пенсионных фондов», определившие порядок участия негосударственных пенсионных фондов в формировании накопительной части трудовой пенсии (от 10.01.2003 г. №14-ФЗ). Программой пенсионной реформы 2001 года предполагалось построение единой пенсионной системы в Российской Федерации как совокупности создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии, и которая должна состоять из следующих частей:

Государственного пенсионного обеспечения – части пенсионной системы, обеспечивающей:

- компенсацию заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

- компенсацию утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;

- компенсацию вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

-пенсию по государственному пенсионному обеспечению, предоставляемую также нетрудоспособным гражданам в целях получения ими средств к существованию (социальная пенсия).

За счет ассигнований из федерального бюджета (перечисление части единого социального налога) предполагалось обеспечить также финансирование базовой части трудовых пенсий и базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

Обязательного пенсионного страхования – части пенсионной системы, обеспечивающей за счет обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

Дополнительного пенсионного страхования и обеспечения – части пенсионной системы, обеспечивающей в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

В рамках новой структуры трудовые пенсии включали три составляющие: базовые, страховые и накопительные, со своими функциями и правилами формирования.

Проведенная реформа соответствовала общим тенденциям, сложившимся в 1990-е годы и зафиксированным, в частности, в рекомендациях Всемирного банка. Эти рекомендации предусматривают включение в состав пенсионных систем нескольких дополняющих друг друга составных частей [2]:

• Первая компонента – предназначена для борьбы с бедностью среди пожилого населения. Размеры пенсии здесь не зависят от трудового стажа и прошлой заработной платы. Обычно используется один из трех подходов к их формированию: а) единая для всех величина пенсии, б) предоставление пенсии стандартного размера нуждающимся (что предполагает контроль других источников доходов), в) использование первой компоненты для доведения (в необходимых случаях) суммарной величины всех видов пенсий до установленного минимума. Фактически эта часть пенсионной системы нацелена на решение социальных задач, поэтому, как правило, финансируется за счет общих доходов бюджета.

• Вторая компонента – реализует страховые принципы и предназначена для сглаживания уровня потребления на протяжение жизненного цикла. Источником финансирования служат пенсионные взносы, а размеры пенсии увязываются с заработками в период трудовой деятельности. Построена на распределительном принципе.

• Третья компонента – также предназначена для сглаживания потребления. Однако, в отличие от второй компоненты, построена не на распределительном, а на накопительном принципе. Это делает связь между трудовыми доходами и пенсионными выплатами максимально полной.

• Четвертая компонента – добровольное пенсионное страхование, финансируемое за счет взносов работников и/или работодателей. Как правило, данная составляющая также базируется на накопительных принципах.

По представленным данным (рис.1), можно сделать вывод о возрастающей нагрузке пенсионной системы на население после 2010 года. Прогноз численности пенсионеров до 2020 г. разработан Управлением актуарных расчетов на основе долгосрочного демографического прогноза и отражен в табл.1. В соответствии с ним, тенденция увеличения численности пенсионеров сохранится на весь рассматриваемый период, что наряду с тенденцией депопуляции приведет к увеличению нагрузки пенсионной системы на население.

Рис. 1. Нагрузка пенсионной системы на население в 2002—2020 гг., %

Табл. 1. Численность пенсионеров на период с 2002 г. по 2020 г., тыс.чел.

Годы

 

Всего пенсионеров

Пенсионеры, получающиетрудовые пенсии

в том числе пенсионеры, получающие пенсии

     
       

По старости

 

по инвалидности

По случаю потерикормильца

2002

 

38713,9

37070,6

29525,6

 

5184,8

2360,2

2003

 

38759,5

37111.6

29807 ,71

 

5210,3

2094,1

2004

 

38658,31

37019,9

£9864,3

 

5270,6

1885,0

2005

 

38727,3

37071,8

20199,1

 

5164,6

1708,1

2006

 

38634,7

36985,4

20585,6

 

4891,1

1508,6

2007

 

38663,4

37018,4

31047,6

 

4635,4

1335,4

2008

 

38797,9

37159

31543,2

 

4269,1

1347,4

2009

 

39093,0

37465

32138,2

 

4052,5

1275,0

2010

 

39483,4

37859

32662,7

 

3969,5

1227,6

2015

 

42108.1

40521

35012,1

 

4109,1

1400,5

2020

 

43333,3

41788

36452,2

 

4350,9

985,2

Из анализа табл.1 следует, что к концу рассматриваемого периода численность пенсионеров возрастет до 43,3 млн. чел., т.е. на 11,8%, по сравнению с 2002 г. При этом рост численности пенсионеров будет происходить в основном за счет получателей пенсий по старости, ежегодный прирост которых составит 1—2%.

В результате роста численности получателей пенсий по старости и сокращения получателей пенсий по случаю потери кормильца, существенно изменится структура получателей трудовых пенсий.

Доля получателей пенсий по случаю потери кормильца сократится к 2020 г. до 2,4%, пенсионеров по старости возрастет (в том числе за счет включения в их состав бывших получателей пенсии за выслугу лет) и увеличится до 87,2%, доля пенсионеров по инвалидности снизится незначительно: с 12,89% в 2001 г. до 10,41% в 2020 г. [3]

В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются:

а) финансовая нестабильность;

б) слабая дифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада;

в) неоправданно большой удельный вес льготных пенсий;

г) отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни.

С достаточной степенью достоверности можно прогнозировать, что негативные демографические тенденции в России, последствия экономического кризиса, структурная перестройка экономики в ближайшее десятилетие потребует чрезвычайных усилий государства по обеспечению функционирования различных систем пенсионного обеспечения. Уже сейчас взносы предприятий и организаций в социальные внебюджетные фонды предельно высоки и не могут быть существенно увеличены без негативных социальных и экономических последствий. В то же время доходы 15 – 20% экономически активного населения значительно превышают средние доходы, и при выходе на государственную пенсию обеспеченность этой социальной группы значительно падает.

С 2015 года в России планируется ввести новый порядок назначения пенсий.

Перед разработчиками новой пенсионной формулы были поставлены следующие условия:

- гарантировать приемлемый уровень пенсионного обеспечения граждан;

- создать необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий;

- сохранить приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и нагрузки на федеральный бюджет;

- обеспечить минимальные гарантии пенсионного обеспечения гражданина на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;

- обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате;

- повысить роль стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии.

Принципиально меняются правила формирования страховой части. Накопительная пенсия будет назначаться на прежних условиях.

При расчете страховой части пенсии вводится понятие "годовой пенсионный коэффициент". Он показывает соотношение между официальным заработком работника и максимальной зарплатой, с которой уплачиваются страховые взносы. Так оценивается трудовой вклад: чем выше зарплата, тем выше коэффициент. Максимальное его годовое значение равно 10. Перед выходом на пенсию конкретного человека все его коэффициенты суммируются. Итоговая величина умножается на так называемую "стоимость пенсионного коэффициента". Эту стоимость ежегодно будет рассчитывать правительство - исходя из экономической ситуации в стране, поступлений в Пенсионный фонд.

При введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав, подчеркнул министр труда и соцзащиты Максим Топилин.[4] Все пенсионные права, сформированные до 2015 года, фиксируются, сохраняются и не могут быть уменьшены.

Трудовая пенсия по старости будет разделена на две самостоятельные части - накопительную и страховую, причем последняя через два года может быть увеличена на 500 рублей. Об этом говорится в законопроекте "О страховых пенсиях", размещенном для экспертного обсуждения на едином портале проектов нормативных актов.[5]

Авторами законопроекта выступили эксперты Министерства труда и соцзащиты, которые разработали этот документ в рамках реализации Стратегии развития пенсионной системы России до 2030 года.

Новая формула предполагает "выделение накопительной части трудовой пенсии из состава трудовой пенсии по старости как элемента, не имеющего солидарного характера по своей сути, и преобразование этой части пенсии в самостоятельный вид пенсии", говорится в пояснительной записке к документу. При этом с 2015 года к страховой пенсии предусматривается фиксированная выплата - 4 104 рубля в месяц (при наличии одного иждивенца - 5 472 рубля, двух иждивенцев - 6 840 рублей, трех и более - 8208 рублей). Сегодня она составляет 3,6 тысячи рублей, а, значит, вырастет на 500 рублей. После достижения возраста 80 лет выплаты составят 8 208 рублей в месяц (при наличии одного иждивенца - 9576 рублей в месяц, двух иждивенцев - 10 944 рубля, трех и более - 12 312 рублей). Этот размер будет индексироваться ежегодно - в апреле.

Выплачиваться фиксированная часть будет не всем, а только тем, кто заработал положенный стаж. При этом надо отметить, что условиями для получения страховой пенсии по старости может являться достижение мужчины возраста 60 лет, а женщины - 55 лет и наличие страхового стажа 15 лет. Кстати, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии, сегодня составляет 5 лет. А, согласно документу, продолжительность страхового стажа, начиная с 1 января 2016 года, ежегодно будет увеличиваться на один год. И с 2025 года и далее он составит 15 лет.

По мнению экспертов "Российской Газеты", законопроект "призывает" россиян уходить на пенсию как можно позже. Ведь, согласно новой формуле расчёта пенсий, выходить на заслуженный отдых в положенный срок не очень выгодно. К примеру, если женщина выйдет на пенсию на пять лет позже - в 60, то размер ее страховой пенсии вырастет в 1,5 раза; на 8 лет - 1,9 раза.

Расчеты Минтруда стоимости мер по оптимизации пенсионной системы были представлены в ходе экспертного обсуждения новой пенсионной формулы в рамках "Открытого правительства":

  • Из распространенной презентации министерства следует, что основной мерой, увеличивающей расходы бюджета ПФР, является повышение пенсий за выработку сверхнормативного стажа. Это обойдется ПФР в 2015 году в 105 млрд руб.; в 2020 году - в 202 млрд; а к 2030 году расходы вырастут на 255 млрд руб. в год.

  • Правда, тот же отказ от назначения пенсии в общеустановленном возрасте (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) и продолжение ими трудовой деятельности в течение еще пяти лет даст возможность ПФР экономить на выплатах пенсий этим добровольцам-"сверхсрочникам" 1,3 млрд руб. в 2015 году, 16,5 млрд - в 2020 и 31 млрд руб. ежегодно к 2030 году.

  • Основными мерами, увеличивающими доходы пенсионной системы, будут повышение взносооблагаемого по ставке в 22% (только в ПФР) предела годового заработка с нынешних 1,6 до 2,3 средних размеров зарплат в стране (в результате облагаемая по обычной ставке годовая зарплата увеличится с нынешних 568 тыс. руб. примерно до 1 млн руб.) и сокращение льготных категорий пенсионеров (экономия 16 млрд - в 2015 году; 101 млрд - в 2020 году и 238 млрд - в 2030 году).

  • Но основной эффект для бюджета даст изменение механизма индексации фиксированных выплат. Сейчас это делается по росту средней заработной платы по стране (но не ниже инфляции). Предлагается в дальнейшем гарантировать индексацию пенсий просто не ниже инфляции. В результате годовая экономия бюджета ПФР к 2030 году, по расчетам Минтруда, достигнет 2,7 трлн руб.

  • Дополнительные проблемы новая пенсионная формула создаст для тех, кто пожелает увеличить свой персональный пенсионный балл-коэффициент за периоды работы до 2000 года. Это имеет смысл делать тем, у кого соотношение дохода в те годы к среднему по стране было выше, чем в 2000-2001 годах, когда персонифицированный учет уже был налажен.

  • В этом случае придется собирать справки о размере доходов с прежних мест работы. Причем не все они будут автоматически приняты ПФР: там их проверят на достоверность. Если организация в указанные годы не платила достаточные объемы налогов, то в расчете пенсии не будет учтен не только размер заработка, но и сам стаж.

Новая пенсионная формула вводит ряд существенных требований по входу в систему. То есть для того, чтобы получить по достижении пенсионного возраста право на трудовую пенсию, россияне должны выполнить три условия.

Во-первых, достичь пенсионного возраста: 55 лет для женщин, 60 — для мужчин. Второе условие связано с минимальным стажем, который постепенно повышается с 5 до 15 лет. Те, кто планирует выйти на пенсию, например, в 2017 году, должны понимать, что их минимальный стаж должен быть не менее 7 лет; если выход на пенсию предполагается в 2020 году — уже потребуется наличие 10 лет минимального стажа, и так до 2025 года, когда требуемый стаж достигнет 15 лет.

Помимо увеличения минимального трудового стажа формула вводит обязательное минимальное количество пенсионных коэффициентов. Это означает, что россияне только в том случае получат трудовую пенсию, если придут в ПФР минимум с 30 пенсионными коэффициентами. По расчетам Минтруда, заработать данный минимум с официальной заработной платой в один минимальный размер оплаты труда (МРОТ) можно за 30 лет, или за 15 лет — с зарплатой в два МРОТ.

В ведомстве подчеркивают, что требование в отношении минимального количества пенсионных баллов также не будет введено одномоментно. Начиная с 2015 года необходимое минимальное количество пенсионных коэффициентов для входа в систему составит 6,6 балла, что равнозначно уплате страховых взносов в ПФР с одного МРОТ в течение пяти лет.

Требование по наличию у человека минимальных 30 пенсионных коэффициентов вступит в полную силу только в 2025 году.

Если россияне на подходе к пенсии не выполнят этих условий, то они смогут рассчитывать только на социальную пенсию. Которая, в свою очередь, назначается на пять лет позже установленного пенсионного возраста.

То есть уже сейчас Минтруд дает гражданам сигнал о том, что нужно пересмотреть свои трудовые планы.

Законодательное обеспечение пенсий в РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но, к сожалению, не всегда эффективную, и еще не один год потребуется, чтобы сбалансировать данную систему привести ее в равновесие, заставить работать.

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы.

1. Реформирование пенсионной системы требует комплексного подхода. Невозможно реформировать пенсионную систему в отрыве от реформы заработной платы и системы налогообложения, развития финансовой инфраструктуры экономики и подъема в реальном секторе народного хозяйства.

2. В программных документах должна быть четко сформулирована цель реформ, понятная и принятая обществом.

3. Реформа не должна осуществляться за счет пенсионеров и лиц предпенсионного возраста, так как они не имеют возможности защитить себя. Ущемление же их прав катастрофически подорвет доверие населения как к пенсионной реформе, так и к государству.

4. Управление пенсионной системой должно основываться на четком разграничении функций. Причем сбор пенсионных средств и их расходование должны находиться в компетенции разных органов исполнительной власти.

5. Изменение механизма финансирования и исчисления пенсий должно обеспечивать повышение устойчивости пенсионной системы, справедливое определение размера пенсий.

6. Россия стремится выполнить главный международный норматив пенсионного обеспечения (Европейская социальная хартия, Конвенция МОТ №102) – уровень пенсии должен быть не ниже 40% заработной платы квалифицированного работника. Пока этот стандарт недостижим, и, по признанию самих авторов реформы, положение нынешних пенсионеров вряд ли изменится к лучшему. [6]

Важнейшей составляющей дальнейших работ по совершенствованию пенсионной реформы России должна стать комплексная проработка перспектив развития обязательного накопительного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения в увязке с другими вопросами развития пенсионной системы, в процессе которой необходимо решить следующие основные вопросы:

1. Определение и закрепление места накопительного элемента в пенсионной системе России, сбалансированное развитие двух принципов построения пенсионной системы – распределительного и накопительного, - главный вопрос нынешнего этапа реформирования пенсионной системы России, дальнейшего развития негосударственных пенсионных фондов.

2. Переосмысление роли и путей развития добровольного (негосударственного) пенсионного обеспечения, предусматривающее:

- дальнейшее развитие корпоративных пенсионных программ - основной составляющей добровольного накопительного страхования в России, их успешное встраивание в новую пенсионную систему России и обеспечение заинтересованного участия работодателей;

- создание в рамках социального партнерства механизмов, гарантирующих с одной стороны соблюдение прав работника по сохранению внесенных за него взносов работодателя, а с другой стороны, позволяющих работодателю использовать корпоративные пенсионные программы в качестве инструмента управления персоналом;

- при определении принципов содействия развитию добровольных пенсионных накоплений граждан необходимо учесть опыт (в том числе и отрицательный) реализации программы государственного софинансирования, обеспечить распространение заложенных в ней принципов поддержки на другие формы добровольного (негосударственного) пенсионного обеспечения, в том числе и с учетом окончания программы в 2013 году.

3. Дальнейшее совершенствование обязательного накопительного компонента пенсионной системы, предусматривающее, прежде всего:

- принятие федерального закона о выплатах накопительной пенсии;

- формирование системы страхования пенсионных накоплений, построенной на принципах государственно-частного партнерства;

- обеспечение действительного волеизъявления граждан при выборе места формирования пенсионных накоплений;

4. Дополнительные меры по развитию процессов инвестирования пенсионных накоплений, позволяющие обеспечить:

- сближение требований к инвестированию пенсионных накоплений и размещению пенсионных резервов и обеспечение эффективного использования пенсионных средств в экономике России.

Список использованной литературы

1. Борисенко Н.Ю. Пенсионное обеспечение: Учебник.// Дашков и К, 2009 г. [3]

2. Грудцына Л. О пенсионном обеспечении // Юрист. –2003. – №11. – С. 60

3. Домчева Е. Пенсию разделят на две части. Электронный журнал «Пенсионное обозрение» www.pensionobserver.ru [5]

4. Невинная И. Пенсия по расчету. Российская газета - Федеральный выпуск №6127 (151) [4]

5. Локшина О.В. Пенсионное законодательство: основные положения и практика применения // Трудовое право. – 2004. – №4. – С. 15-23. [2]

6. Роик В.Д. Пенсионная реформа: результаты и перспективы. // Страховое дело. - 2010 №14 .[1]

7. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник. М.: Юрайт, 2011. [6]

8. www.minfin.ru

9. www.pfrf.ru