VI Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум»
15 февраля – 31 марта 2014 года
 
     

АРХИВ "Студенческий научный форум"

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Бафаев М.М., Чупров Л.Ф.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF



Прежде, чем рассматривать место, роль, цели и задачи психологического просвещения в практике работы психолога, необходимо произвести некоторое уточнение основных понятий, поскольку от этого зависит эффективность не только деятельность психологов, но и осуществление руководства ими [1]. Вероятно, для этого необходимо введение нового термина «психологическое обеспечение», поскольку, ранее введенный термин «психологическая служба» оказался неэффективным, так как отражает чисто организационный аспект психологической практики. Моделей организации много, а конкретной практики они не предполагают.

Психологическое обеспечение - комплекс мероприятий по сохранению, укреплению психического здоровья, своевременному оказанию психологической помощи и восстановлению здоровья, населения. Психологическое обеспечение включает профилактические, диагностические, коррекционные, консультативные, экспертные, направления работы психолога, психотерапевтические, а также мероприятия организационного плана.

Введение этого термина продиктовано и тем, что в настоящее время психологическое обеспечение населения осуществляется и как «психологическая помощь», и как «психологическая услуга». Если понятие «психологическая помощь» находится на стадии официального закрепления [2], то вопрос об определении «психологическая услуга» остается открытым.

Психологическая помощь - система профессиональных мер поддержки и содействия человеку, семье со стороны лиц, оказывающих психологическую помощь, в предупреждении, разрешении, преодолении его (ее) психологических проблем, трудных жизненных и кризисных ситуаций и их последствий, которые нарушают его (ее) нормальную жизнедеятельность и не могут быть преодолены им (ей) самостоятельно, способствующих поддержанию психического и соматического здоровья, оптимизации психического развития, социальной адаптации, саморазвитию, самореализации, реабилитации и повышению качества жизни [2].

Помощь в психологической практике - варианты психологического профессионального воздействия (вмешательства) по жизненным или обязательным образовательным (коррекционно-образовательным) показателям. Вероятно, некоторые из направлений профессиональной психологической практики, по определению, не могут быть «услугой». Это экстренная и иная помощь, предоставляемая по показаниям.

Таким образом, рассматривая психологическое просвещение, как необходимую часть психопрофилактической работы психолога, как вид работы специалиста-психолога по распространению специальных психологических знаний, как особый вариант педагогической деятельности, осуществляемый специалистом-психологом самостоятельно или в сотрудничестве со специалистами другого профиля, помогающим более эффективно достичь целей распространения психологических знаний» [3].

Психологическое просвещение выполняет следующие четыре задачи:

1) формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии в частности (психологизация социума);

2) информирование населения по вопросам психологического знания;

3) формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;

4) профилактика дидактогений (ятрогений). Содержание психологического просвещения определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения, уровня общей и психологической культуры информируемого субъекта (отдельный человек, группа, коллектив, массовая аудитория) и социальной ситуации.

Формы организации психологического просвещения:

- индивидуальные (беседа);

- групповые (тематический урок, родительское собрание);

- творческие (эстрадные представления с участием субъекта-реципиента, КВН и т.п.);

- публичные выступления (лекция, сообщение перед большой аудиторией) и др.

По степени взаимодействия субъектов информирования в процессе просвещенческой деятельности формы организации могут быть подразделены на монологическое (лекции), диалогическое (дискуссии) и групповое (диспуты).

Использование той или иной формы определяется как опытом практического психолога, его коммуникативными и лекторскими, творческими возможностями, так и конкретной ситуацией той аудитории, в которой (или по запросу которой) проводится этот вид работы [4].

Средства психологического просвещения подразделяются на:

1) вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении), публицистика, опубликованная в средствах массовой информации (СМИ), независимо от того на каком из (бумажных или электронных) носителей;

2) наглядные формы (плакат, буклет, памятка), интерактивные и т.п.

Практически безграничные, но мало реализованные на сегодня, возможности для психологического просвещения предоставляет Интернет (размещение тематической информации на web-сайтах и т.п.) [5].

Любое мероприятие по психологическому просвещению одновременно имеет психопрофилактическую и познавательную направленность.

В целом же, осуществляя психологическое просвещение, психолог чаще всего выступает минимум в четырех социальных ролях (позициях): носителя специальных знаний и эксперта в соответствующей области науки и практики, в данном случае это психология и ее направления.

Выступая в СМИ, психолог выбирает одну из двух позиций. Первая – позиция носителя и популяризатора психологических знаний. В рамках этой позиции специалист-психолог информирует, консультирует реципиента психологической информации, но не несет ни какой ответственности за ее результат. Вторая – позиция представителя СМИ, наделенного специальными знаниями по психологии, или выполнение роли эксперта («экспертиза» - от латинского слова «expertus», опытный, сведущий). Выступая в рамках этой позиции, психолог уже ответственен за то «чем наше слово отзовется».

Довольно часто психолог выступает и в роли респондента (т.е. субъекта, отвечавшего на вопросы, например, корреспондента или ведущего). Роль интервьюера (т.е. специалиста, производящего опрос) реализуется при поведении психологом мини-опросов или расширенного социально-психологического исследования, а также при подготовке материала в соавторстве со смежными специалистами [3]. Отдельные, продвинутые в этой работе, психологи достигают определенных высот как публицисты. Нередко психологу случается выступать и в качестве защитника интересов своего клиента.

Одним из наиболее эффективных путей приобщения населения к психологическим знаниям в ситуации изменившихся социально-педагогических и информационно-коммуникативных условий деятельности психолога является Интернет.

Способы распространения психологических знаний в Интернете довольно широки. Это могут быть: модераторство на психологических ветках открытых форумов, участие в Интернет-энциклопедиях, публикация популярных материалов по психологии в сети, в блогах и на персональных сайтах. Легко реализуемо активное участие в обсуждении на форумах и чатах вопросов психолого-педагогической тематики и т.п. Посредством Интернета возможно также, ориентированное на контакт с конкретным клиентом, консультирование в сети. К сожалению, Интернет-ресурсы в настоящее время используются психологами зачастую не во благо распространения доступных и необходимых для широкой общественности психологических знаний, а во вред психологической практике. Гораздо чаще Интернет используется для персонального PR’а, рекламы психологической литературы, открытых публикаций материалов, рассчитанных лишь для специалистов, открытого распространения психодиагностического инструментария и т.п. [5].

При осуществлении психологического просвещения необходимо не только ориентироваться на текущее состояние ближайшего окружения (учреждение образования, населенный пункт, регион), но и в определенной степени планировать перспективу изменения состояния психологической культуры населения вне этого ближайшего окружения.

Кроме того, наш опыт позволяет сделать вывод о необходимости методического руководства работой по психологическому просвещению, поскольку психологическое просвещение - это особый вид профилактической работы, который сложно планировать и предписывать: помимо желания и обязанности, необходимы еще и определенные навыки устного или письменного публичного выступления, которые имеют далеко не все психологи.

Литература:

1. Бафаев, Мухиддин. Проблема не столь в психологах, сколько в руководстве ими(интервью с главным редактором научного журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири», кандидатом психологических наук Л. Ф. Чупровым) // ilmiy jurnal “Psixologiya” научный журнал №1, 2013. — С. 110-112.

2. Проект Федерального Закона «О психологической помощи населению в Российской Федерации»: URL: http://www.psypress.ru/articles/26094.shtml

3. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога. – М., OIM.RU, 2003. - 3,53 авт. Л.; таб., рис. / Л. Ф. Чупров // Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс] / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского. - М.: OIM.RU, 2000-2003. - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=379. - 02.12.2003. - То же: Психологический журнал Л.Чупрова - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://leo-chuprov.narod.ru/2reader.html

4. Чупров Л.Ф. Актуальные задачи психологического просвещения // Психология XXI столетия (Международный конгресс «Психология 21 века» 26 - 28 октября 2012). - ТОМ 2. - Ярославль, 2012 . - С. 321-323. – [Электронный ресурс] URL: http://mapn.su/publications/sborniki/psikhologiya-xxi-stoletiya/tom-2-2012.

5. Чупров, Л.Ф., Щукин, А.С.Принцип «Primum non nocere» в психологическом и санитарном просвещении и Интернет// Современное образование: актуальные педагогические, социально-экономические, географические и психологические установки (Материалы II Международной научно-практической (заочной) конференции Москва – Черногорск, 29 марта 2013 г.) / под. ред. Л.Ф.Чупрова. — «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири». — № 1-2. – 2013. – С. 161-168.