VI Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум»
15 февраля – 31 марта 2014 года
 
     

АРХИВ "Студенческий научный форум"

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

КРАУДФАНДИНГ КАК НОВЫЙ ВИД СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Бескоровальная Е.Г.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF



В наше время существует много различных способов спонсирования и финансирования инновационных проектов. Необходимость финансовой деятельности заставляет игроков рынка принимать условия современного мира и конкурировать за потребителя. Краудфандинг является наиболее развивающимся и перспективным видом финансовой помощи.

В современных условиях благодаря революционному развитию экономико-математических методов и вычислительной технике, с одной стороны, и появлению разнообразных форм экономического кооперирования, с другой стороны, добровольный сбор средств получил качественно новое развитие, которое во второй половине девяностых годов двадцатого века получило название «Краудфандинг».

Краудфандинг (народное финансирование, от англ. сrowdfunding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. [1]

Краудфандер — это человек, который собирает деньги на развитие своего дела. Его аудитория — как правило, пользователи интернета.

Цель — привлечь и заинтересовать как можно больше людей, для того, чтобы они перевели какую-либо сумму на финансирование некого проекта.

Взамен люди получают:

  1. Моральное удовлетворение: поучаствовал в значимом деле!

  2. Подарки: упоминание в числе авторов, доступ к дополнительным материалам, право решать судьбу проекта и т.д. Очень редко — какая-либо выручка от продаж.

Успех такого предприятия заключается в следующем:

  1. Просить надо на перспективное дело.

  2. Нельзя обращаться к одному человеку с просьбой дать большую сумму.

  3. Необходимо быть честным и открытым.

С изобретением интернета Краудфандинг получил второй шанс. Для более удобной организации процесса было создано множество интернет ресурсов, которых в настоящее время насчитывается около 400, но существуют два самых популярных – это Kickstarter.com и Indiegogo.com. [2]

Организация работы у большинства возникших краудфандинговых веб-сервисов примерно одинаковая. Так, авторы проектов получают право бесплатно публиковать информацию о своих проектах, жертвователи (backers) — обеспечены удобным процессом платежей. Жертвование средств происходит без каких-либо формальных обязательств, но авторы коммерческих проектов, в большинстве случаев, обещают бэкерам «отблагодарить» их первыми образцами выпущенной продукции, услугами на сервисе или иными «бонусами». Сами же платформы удерживают в свою пользу часть собранных средств, примерно 10%, в том числе несколько процентов на транзакции в платежных системах. Для кампании по сбору денежных средств существуют и временные ограничения. Часто устанавливается сумма, требуемая для минимального обеспечения дальнейшего развития, при отсутствии которой кампания считается несостоявшейся и собранные средства возвращаются жертвователям.

Интересный и правильно преподнесенный проект, без проблем может набрать аудиторию в 10 тысяч человек за два дня. Ведь механизм очень прост, достаточно несколько раз нажать кнопку мыши, ввести данные кредитной карты и отправить свой взнос. Краудфандер, скорее всего, никогда не увидит своих спонсоров, но, возможно, порадует их когда-нибудь результатом своего трудов. [2]

Рассмотрим подробнее роль народного финансирования в бизнесе. В первую очередь это создание стартапов или стартап-компаний.

Стартап или стартап-компания (от англ. start-up — запускать) — компания с короткой историей операционной деятельности.[3]

Такие компании созданы недавно. Они находятся в стадии развития или исследования перспектив рынка по продвижению новых технологий, продуктов или услуг. Термин «стартап» стал популярным во времена «пузыря доткомов», когда было создано большое количество интернет-компаний. Новые проекты в отраслях высоких технологий часто называют хайтек-стартап. Термин «Стартап» применяется для всех отраслей экономики. На примере сферы информационных технологий и интернет-проектов, в IT стартапами называют новые компании, только появившиеся или планируемые к созданию. IT-стартапы не привязаны к агрессивным маркетинговым и пиар-методам, направленным на быструю раскрутку фирмы. IT-стартапы могут создаваться на длительный срок и с большим сроком выхода на рынок, к примеру, создание продукта в течение двух лет и только после этого выход на рынок и продвижение.[3]

Кроме того, краудфандинг может присутствовать и в малом бизнесе.

Малый бизнес — бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.[4]

Особая роль краудфандинга может заключаться в разработке свободного программного обеспечения.

Свободное программное обеспечение (СПО, англ. freesoftware, также softwarelibre или libresoftware), свободный софт — программное обеспечение, в отношении которого права пользователя («свободы») на неограниченную установку, запуск, а также свободное использование, изучение, распространение и изменение (совершенствование) защищены юридически авторскими правами при помощи свободных лицензий.[5]

У любого человека, который использует программное обеспечение обязательно возникают вопросы, когда он применяет его для решения поставленных задач. Пользователь запатентованной программы платит за неё производителю, который, взамен предоставляет потребителю некоторые гарантии, одна из которых — отвечать на вопросы о работе программы. Специально для этого фирмы организует службу поддержки, которая по телефону, электронной почте и другим средствам коммуникации отвечает на вопросы потребителей.

За последнее десятилетие краудфандинг стал применяться и в политической сфере общества. Некоторые политики, таким способом, собирают деньги на свои избирательные кампании. Так, например, когда Барак Обама собрал $750 млн. на избирательную кампанию (больше чем Джордж Буш и Альберт Гор в 2004-м вместе взятые), это назвали «краудфандинг».Так же методом краудфандинга финансируются политические мероприятия, выпуск различной литературы политического характера, фильмов и многое другое.

Краудфандинг отличается от старых методов сбора денег одним: он гораздо дешевле и проще в исполнении, потому что находится в интернете. Благодаря электронным объявлениям и электронным деньгам, краудфандер и инвестор общаются напрямую, при этом, не тратя времени на поездки для личной встречи. Эта простота и способствует его наибольшей привлекательности. Благодаря своим свойствам краудфандинг становится доступным всем людям в их повседневной жизни. Любая политическая игра – это конфликт интересов различных сторон, и зачастую средствами в таких играх становятся люди, средства превращаются в цель. Таким образом, эффективность краудфандинга не только в бизнесе, но и в политике даёт достаточно благоприятное впечатление об этом виде финансовой деятельности.

В настоящее время в США существует множество электронных ресурсов по онлайн-сбору средств. Причем там речь идет о серьезном инвестировании и софинансировании проектов. Проще говоря, и получатели средств, и жертвователи делают серьезный бизнес.

Краудфандинг в России начал развиваться только сейчас. У нас этим пока увлекаются особо продвинутые единицы [8]. В России народное финансирование коммерческих проектов с помощью веб-сервисов пока пребывает на стадии экспериментов, которые заканчиваются обычно сбором сравнительно небольших денежных сумм. Однако, в России отношение к народному финансированию часто скептическое. Многие считают, что в России краудфандинг не будет работать как финансовый инструмент, что русские люди очень подозрительны и вряд ли поверят, что краудфандинг — это не очередное мошенничество.

Новизна краудфандинг в России обусловлена и техническими особенностями процесса, и самой моделью, когда привычный фандрайзинг становится целевым сбором средств и совместным созданием проекта. Доноры, акционеры, жертвователи (так называют тех, кто вкладывает свои средства в поддержку того или иного проекта) – не просто отдают свои деньги, потому что им нравится идея, – они становятся участниками процесса: получают награду, пользу от результата, а также могут влиять на развитие проекта. [7]

Российское интернет-сообщество узнало о понятии «краудфандинг» благодаря фильму «Железное небо», средства на который собирались, в том числе и при поддержке многочисленных жертвователей, и проекту Colta.ru, который делает «старая команда» Openspace, вначале существовавшая на основе добровольных вложений. [8]

Пионерами краудфандинга в России стали музыканты из группы «Би-2» – они через интернет собрали средства на выпуск пластинки Spirit, а в результате разовая акция переросла в интернет-проект Planeta.ru, дающий любому человеку возможность собрать средства под свои благие начинания. «Музыканты предложили три вида пожертвований, которые у нас условно называются акциями, – объясняет пресс-секретарь ресурса Planeta.ru Катерина Чечулина, – можно было купить акции за 250 рублей, за 500 и за 1000. Самые дорогие акции за 1000 рублей давали возможность посетить закрытый концерт и презентацию альбома, и эти акции разошлись первыми».

Появляются организации, как в интернете, так и в реальности, которые занимаются разными общественно-политическими вопросами. Примером такого проекта можно назвать, появившийся в 2011 году, проект «РосПил» Алексея Навального (rospil.info) — это общественный проект, направленный на контроль над расходованием бюджетных средств в сфере государственных и муниципальных закупок. Проект полностью финансировался за счет добровольных пожертвований граждан. За первые полгода работы проекта было собрано более 8 млн. рублей, а потрачено - около 1,7 млн. рублей. Сумма контрактов и заказов, по которым удалось пресечь нарушения закона за первые полгода работы, составила более 7,5 млрд. рублей. [6]

Оказалось, россияне готовы расстаться с определенной суммой, даже если получают желаемый продукт в отдаленном будущем. Главное – доверять тому, в чью пользу жертвуются средства.

Разумеется, интересно проанализировать, появились ли аналоги Kickstarter в русскоязычном интернете? Конечно, они существуют. Стоит отметить платформы Shareholder.Ru и Capitaller.Ru, основанные платежной системой WebMoney, а также Investbear.Ru и B-generator.Ru. На них предпринимателям все же иногда удается собрать сотни тысяч долларов в качестве инвестиций — в обмен на долю в компании. При этом необходимо выполнять жесткие требования по отчетности: обещания компании «поделиться» образцами разрабатываемого продукта тут не проходят. Понятно, что стартапы на посевной стадии не в состоянии обеспечить полноценную отчетность перед инвесторами, так что в ближайшем будущем перспективы у них достаточно туманные.

Краудфандинг считается эффективным видом финансовой деятельности, но не приспособленным для нашей страны, на это так же указывает и тот факт, что принимать участие в проектах краудфандинговой направленности люди опасаются, так как количество ответов «Да» и «Нет» на этот вопрос практически одинаково.

Остаётся надеяться, что с течением времени краудфандинг найдёт в России множество поклонников. А профинансировать хороший проект будет рад любой. Но, по нашему мнению, краудфандинг не очень подходит для российского инвестиционного климата наших дней. 23 года назад в стране поменялась власть, 20 лет назад Россия пережила деятельность различных финансовых пирамид, 15 лет назад мы переживали кризис 1998 года, а всего лишь 5 лет назад – кризис 2008 года. Российская экономика в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке, и в связи с нехваткой квалифицированных кадров не может развиваться так стремительно, как, например, экономика Китая или США. В особенности, большую роль здесь играет менталитет русского народа, который за свою историю пережил немало обманов и потерял всякое доверие к будущему. В российской экономике до сих пор, преобладают потоки наличных средств, мы не привыкли платить наперёд или «вслепую». В России преобладает число людей пенсионного возраста и детей, а эти слои населения наиболее подвержены различным рискам и предпочитают «ощущать деньги в руках» вместо того, чтобы воспользоваться виртуальными.

Таким образом, на современном этапе развития российского общества краудфандинг не представляет большого интереса для потенциальных инвесторов. Но краудфандинг может вовлекать в проект единомышленников по увлечениям, идеям, вкусам и характеру. Он помогает точно определить свою аудиторию, и так же точно знать, что ей нужно и что ей нравится. Поэтому краудфандинг обязательно превратится, а для многих уже превратился, из эксперимента в рабочий инструмент.

Проведенный анализ позволяет выделить положительные моменты краудфандинга:

1. Краудфандинг – это принципиально новый метод добровольного сбора финансовых средств через интернет, отличающийся простотой и массовой доступностью для обычных людей.

2. Процесс развития краудфандинга является многоаспектным и может распространяться на все виды деятельности и услуги.

3. Масштабность денежного сбора дает возможность реализовать практически любую идею в реальный проект.

4. За рубежом (США, Великобритания) существует множество электронных ресурсов по онлайн-сбору финансовых средств. В результате получатели средств и их жертвователи имеют серьезный бизнес в инвестировании и соинвестировании разнообразных проектов.

5. В России в настоящее время краудфандинг не представляет большого интереса для потенциальных инвесторов. Значительное его развитие в перспективе возможно только в результате стабилизации экономических отношений и роста рыночного сознания людей.

6. Основное условие при создании проекта - формирование конкретной цели, в которой заинтересованы люди.

7. Основные плюсы продвижения краудфандинга в России включают:

  • Значительная экономия времени и средств при уверенности, что ваш товар купят;

  • Ваши «вкладчики» сами рекламируют ваш проект;

  • Сайты с крауд-проектами не менее интересны, чем развлекательные порталы, потому что проект нужно презентовать красиво и занимательно;

  • Полная реализация разрекламированного проекта;

  • Если человек вложил деньги в проект, то он получает чувство самоуважения, которого современному человеку, зачастую не видящему результат своей работы, очень не хватает.

  • Краудфандинг дисциплинирует самого автора проекта: рассказал о своих планах - выполняй.

  • Краудфандинг объединяет людей. Можно привести еще один пример проекта-миллионера — на этот раз благотворительный — краудфандинговую кампанию по сбору средств для обеспечения доступа африканцев к чистой воде. В кампанию включилась девятилетняя девочка, мечтой которой стала помощь африканским детям. При жизни она успела собрать всего $300. После неожиданной и трагической гибели девочки в ДТП слух о ее мечте пронесся по США — и в результате на ее счет поступило более миллиона долларов.

Главное, что краудфандинг – это новый и не освоенный путь общественной поддержки развития бизнеса, который может принести большие плоды в будущем. В целом, перспективы краудфандинга как финансовой модели привлечения народных средств на перспективные проекты самые оптимистичные и зарубежный опыт это подтверждает.

Литература.

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Краудфандинг

  2. Национальная деловая сеть:

http://bishelp.ru/rich/raznoe/0305_kraund.phpСтатья от 03 мая 2012 года.

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Стартап

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Малый_бизнес

  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Свободное_программное_обеспечение

  4. http://crowdfunding-russia.blogspot.ru/

  5. http://te-st.ru/2012/12/13/crowdfunding-in-russia-part-one/

  6. http://www.cosmo.ru/your_career/psihologia/1232747/